Из чего складываются этапы подготовки учителя к урокам истории в специальной (коррекционной) школе?

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ № 10

По дисциплине: Методика преподавания истории в специальной (корекционной) школе

Тема: Подготовка к уроку истории в специальной коррекционной школе

Цель занятия: изучение урока истории в специальной школе, определение типов урока истории.

Из чего складываются этапы подготовки учителя к урокам истории в специальной (коррекционной) школе?

Повышение эффективности урока истории как в общеобразовательной, так и в специальной (коррекционной) школе во многом зависит от четкого определения цели и задач урока, продуманной подготовки к нему учителя. Подготовка учителя к уроку истории складывается из трех связанных между собой этапов.

I этап – подготовка к проведению всего курса истории. Начинается этот этап с анализа учителем программы по истории для специальной (коррекционной) школы, где сжато сформулированы цель и задачи истории как учебного предмета, раскрыто его содержание, представлен перечень знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся за три года обучения, отмечены некоторые особенности преподавания истории учащимся с нарушением интеллекта.

Учитель истории анализирует также программы по другим учебным предметам, чтобы выяснить объем знаний и умений учащихся, полученных в пропедевтический период, установить межпредметные связи.

Учитель должен хорошо знать все компоненты содержания учебника истории, сопоставить его с программой, установить степень соответствия между ними, глубину и характер изложения в учебнике отдельных вопросов.

На этом же этапе осуществляется подготовка учителя к преподаванию истории, включающаяся в себя изучение исторической литературы, новых исследований в науке, подбор дополнительной литературы к урокам, проверку обеспеченности исторической литературой школьной библиотеки, составление списков литературы для внеклассного чтения.

Методическая подготовка учителя должна быть направлена на чтение методической литературы, статей в журналах «Дефектология» и «Преподавание истории в школе», освещающих как общие проблемы, так и частные вопросы методики преподавания истории в общеобразовательной и специальной (коррекционной) школах.

Учитель должен также оборудовать кабинет истории, оснастить его необходимыми пособиями; техническими средствами обучения; создать и регулярно пополнять учебный фонд (тематические папки с материалами к урокам, картотеку, фильмотеку, игровой материал и т. п.).

Реализуя требования программы о необходимости сочетания общеисторического и краеведческого материала на уроках, проведении краеведческой работы с учащимися, учитель прежде всего пополняет собственные краеведческие знания, изучает историко-краеведческие памятники, знакомится с музейными экспонатами, чтобы в процессе обучения истории планировать учебные экскурсии и разнообразные виды внеклассной краеведческой работы с учениками.

Учитель истории постоянно должен анализировать и совершенствовать свой педагогический опыт, наблюдая за процессом собственного труда, изучая

опыт работы других учителей как в общеобразовательных, так и в специальных (коррекционных) школах.

II этап – составление тематического планирования (разработка системы уроков по теме). Это подготовка к изучению темы в целом. В планировании содержание исторического материала разбивается на логически целостные части, подлежащие изучению на каждом уроке по данной теме. Учитель определяет образовательно-воспитательные и коррекционно-развивающие задачи, рассматривает их как часть общих задач курса. Исходя из содержания программы и учебника он намечает систему работы над формированием основных понятий. «Это необходимо сделать в процессе подготовки к теме в целом, потому что многие исторические понятия формируются не на одТемы уроков в тематическом плане, как правило, соответствуют формулировкам программы. Исходя из возможностей учащихся специальной (коррекционной) школы учитель отводит на изучение каждой из них 1–2 часа. В процессе разбивки материала по урокам учитель намечает содержание и место повторения основных вопросов, необходимых для усвоения нового материала. Несмотря на трудности актуализации знаний учащихся с нарушением интеллекта в повторение приходится включать материал не предыдущего, а целого ряда уроков, отдаленных по времени изучения от новой темы. Например, на уроке по теме «Кровавое воскресенье» в повторение следует включить вопросы, которые помогут вспомнить причины возникновения, формы, этапы борьбы трудящихся с угнетателями, характерные особенности этой борьбы.

III этап – разработка конспекта урока. Разработка конспекта (или развернутого плана) определенного урока является продолжением работы над системой уроков по теме в целом. При подготовке к уроку необходимо учитывать, как прошло предыдущее занятие, насколько действенными оказались приемы обучения, как учащиеся усвоили материал, что не успели сделать на уроке. Учет всех этих обстоятельств накладывает отпечаток на содержание и методическое построение данного урока.

Подготовка учителя к очередному уроку включает следующие звенья:

1. Изучение фактического материала и методических рекомендаций. Проанализировав содержание учебного материала, подлежащего изучению, учитель обращается к дополнительной литературе и методическим пособиям. При работе с исторической и методической литературой отбирает факты, имеющие воспитательное значение или помогающие конкретизировать понятия, продумывает их связь с материалом учебника, намечает, к каким выводам подведет школьников и как это сделает.

2. Определение цели и задач урока. Это наиболее трудный и важный момент подготовки, вызывающий особое затруднение у начинающих учителей. Учитель формулирует основную содержательную идею урока, которую должны усвоить ученики. Цель не сводится к передаче содержания, она обусловлена необходимостью воспитания и развития учащихся и реализуется в процессе решения конкретных задач. Отличительной особенностью урока в специальной (коррекционной) школе является, прежде всего, его коррекционная направленность. Образовательные, воспитательные и развивающие задачи урока здесь несут коррекционную нагрузку, поэтому можно говорить о коррекционно-образовательных, коррекционно-воспитательных и коррекционно-развивающих задачах урока истории.

Типичной ошибкой в постановке задач является слишком общая их формулировка, поэтому Ю.Ф. Кузнецов, например, предлагает конкретизировать задачи урока, отказавшись от таких общих формулировок, как «Воспитание любви к Родине», «Трудовое воспитание» или «Развитие мышления». Конкретные задачи урока истории сформулированы следующим образом: «Вызвать чувство восхищения трудовым подвигом строителей Магнитки», «Развивать умение выделять главную мысль в прочитанном абзаце», «Развивать умение выделять и объяснять причины и следствия при помощи составления причинной цепочки» и т. п. [6. С. 11–12]. Грамотная постановка задач облегчит работу учителя по их реализации в ходе урока.

3. Определение типа урока. Тип урока определяется местом данного урока в теме, курсе, намеченными задачами, которые должны быть решены в ходе урока. При определении типа урока надо ориентироваться на программу. В пояснительной записке к программе по истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида рекомендуется проведение вводных, комбинированных, повторительно-обобщающих уроков, уроков овладения новыми знаниями.

4. Отбор необходимого оборудования урока, методических средств и приемов, соответствующих содержанию учебного материала и уровню развития учащихся специальной (коррекционной) школы, их познавательным возможностям

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: