Оценка основных показателей и тенденций развития, инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности. Оценка достижения ранее поставленных целей

С 2010 года социально-экономическое развитие муниципального района осуществляется в соответствии с Концепцией социально-экономического развития муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» на период до 2020 года. В 2014 году разработана ныне действующая Стратегия социально- экономического развития муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» на период до 2020 года (далее – Стратегия 2020).

Главной целью социально- экономического развития в соответствии со Стратегией 2020 определено «создание условий для улучшения жизненного уровня населения муниципального района на основе активного использования природно-ресурсного и трудового потенциала по принципу баланса интересов населения, бизнеса и власти».

Стратегическими целями первого уровня были определены:

- создание условий для развития экономики муниципального района «Сыктывдинский»;

- развитие социальной сферы и обеспечение социальной стабильности муниципального района;

- повышение социальной и экономической эффективности и качества управления совокупностью ресурсов муниципального управления;

- обеспечение комплексной безопасности населения и объектов на территории муниципального района.

Администрацией района ежегодно проводится оценка достижения целей и задач Стратегии 2020 на основании выполнения Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального образования на период до 2020 года, утверждаемого в начале отчетного года постановлением администрации муниципального образования. Оценка осуществляется по достижении (не достижении) основных показателей (индикаторов) Стратегии 2020 по фактически достигнутым значениям от плановых показателей.

В данном разделе можно привести промежуточную оценку реализации Стратегии 2020 за период 2015-2018 годов. Надо сказать, что промежуточная качественная оценка достижения ранее поставленных целей имеет положительный результат: социально-экономическая ситуация в муниципальном районе оценивается как стабильная с тенденцией к улучшению, а именно:

- сохраняется положительная динамика показателей экономической сферы,

- улучшается демографическая ситуация, 

- внедряются новые подходы в муниципальном управлении и во взаимодействии с обществом,

- эффективно реализуются меры, направленные на обеспечение безопасности населения и объектов на территории муниципального района.

По итогам 2018 года Республикой Коми (протокол комиссии №1 от 17.12.2019 года) деятельность администрации муниципального образования и руководителя администрации муниципального района признана эффективной, муниципальному району «Сыктывдинский» выделен грант в размере 3 млн. рублей.

Достигнуты следующие результаты основных показателей и тенденций развития, оценки инвестиционной и конкурентоспособности муниципального района.

Наблюдается увеличение объема инвестиций в основной капитал предприятий района в период 2014-2018 годов, в том числе на душу населения. По итогам деятельности предприятий в 2018 году инвестиции в основной капитал составили более 1273 млн. рублей, что в 2 раза больше уровня 2017 года. Объем инвестиций в основной капитал в расчете на 1 жителя района составил 49 657,0 рублей, что также в 2 раза больше уровня предыдущего года.

Здесь и далее используются данные государственной статистики (Комистата).

 

Основной объем инвестиций приходится на обрабатывающие производства сферы АПК, предприятия реализуют инвестиционные проекты большей частью за счет собственных средств. Например, инвестиционные вложения в 2018 году осуществлялись на 63% за счет собственных средств и 37% за счет привлеченных средств, но привлеченные средства только на 14% являются бюджетными средствами, полученными предприятиями в виде государственной поддержки.

Безусловно, инвестиционная привлекательность района – это ключ к дальнейшему развитию экономики территории и привлечение инвестиций, укажет перспективы и рост показателей во многих отраслях, имеющих сегодня предпосылки к развитию. Это и лесоперерабатывающая промышленность и развитие переработки всех видов сельскохозяйственной продукции, сбору и переработке дикоросов, жилищному строительству на территории муниципального образования.

Администрацией района для улучшения инвестиционной привлекательности района проделана огромная работа. Подготовлен Инвестиционный паспорт района, создана служба одного окна для работы с инвесторами, на официальном сайте администрации района создана информационная вкладка «Инвестиционная деятельность» на которой размещены: предложения для инвесторов, свободные земельные участки и промышленные площадки. Ежегодно для предпринимателей района проводился День открытых дверей, ставший  главной информационной площадкой, на которой организации, входящие в инфраструктуры поддержки предпринимательства республики и района, могут представить свой продукт (услуги).

Поддержка субъектов экономики через государственные и муниципальные программы позволила сохранить и приумножить обороты организаций экономики, увеличить численность субъектов малого и среднего предпринимательства на территории района, поддержать инвестиционные проекты сельскохозяйственных предприятий и создать новые крестьянские (фермерские хозяйства), привлечь в экономику района субсидии из федерального и республиканского бюджетов.

Администрацией района за период с 2014 года по 2018 года поддержаны и профинансированы 57 проектов на общую сумму более 46 млн. руб., часть из них реализована за счет финансовой поддержки АО «Монди СЛПК» через ежегодные Соглашения о социально-экономическом партнерстве предприятия и муниципалитета. Кроме финансовой поддержки предприятиям района оказывается информационная, консультационная и имущественная поддержка, вопросы предприятий лоббируются также на региональном уровне. Ежегодно организуются учебы, семинары, как для предпринимателей, так и для граждан желающих открыть свое дело, преподаются «Основы предпринимательской деятельности», успешно работает комиссия по нелегальной занятости, которая по оценке республики по результатам работы входит в тройку лидеров среди муниципалитетов республики. Созданы и работают комиссии по ликвидации задолженности по налогам и заработной плате, по охране труда и соблюдению трудового законодательства. Работа данных комиссий имеет свои результаты, например, в части поступления налогов и сборов в бюджеты. Так по итогам работы комиссиипо ликвидации задолженности по налогам и заработной плате в 2018 году в бюджет возвращено  почти 7 млн. рублей.

Меры, принятые для поддержки экономики района, позволяют сегодня сохранять положительную динамику как оборота организаций в целом, так и объема  отгруженных товаров собственного производства, отраженных Комистатом в действующих ценах. К сожалению,  их темпы роста из года в год снижаются, особенно в 2018 году и не достигают плановых по обороту (план 2018 г. – 104,3%), динамика представлена ниже:

 

Малое и среднее предпринимательство в районе – является одним из важнейших факторов, обеспечивающих развитие экономики, способствует повышению благосостояния граждан, созданию новых рабочих мест, снижению численности безработных, увеличению доходной части бюджета.

Сплошное статистическое наблюдение за деятельностью малого и среднего предпринимательства проводится 1 раз в 5 лет, последнеебыло проведено по итогам 2015 года. Поэтому в последующие года анализ численности за исследуемый период проводится на основе реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – МСП), размещенного на официальном сайте Федеральной налоговой службы (nalog.ru) и статистических данных по хозяйствующим субъектам.

Из динамики видно, что численность субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - СМП) в период с 2014 года по 2017 год ежегодно увеличивалась, но не достигла плановых показателей 2018 года, отраженных в Стратегии 2020 (2018 г. -359 ед. на 10 тыс. чел. населения). Тем не менее, по числу СМП муниципальный район «Сыктывдинский» занимает первое место среди муниципальных районов республики.

 

По итогам 2018 года имеетсянезначительное снижение количества субъектов малого и среднего предпринимательства по сравнению с 2017 годом. Число субъектов МСП в расчете на 10 тысяч человек населения снизилось на 6 ед.

На снижение численности субъектов малого и среднего предпринимательства значительно повлияли и в среднесрочной перспективе еще повлияют следующие факторы:

- увеличение минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ) и НДС;

- увеличение фискальной нагрузки, в связи с применением расчетов через онлайн-кассы и продажу продукции с маркировкой, изменение системы налогообложения,

- введение иных программных продуктов в обороте продукции.

Введение маркировки на молоко может повлиять на объемы и результаты деятельности сельскохозяйственных предприятий. Сегодня Сыктывдин один из лидеров производства сельскохозяйственной продукции. Но предприятия АПК района, кроме ОАО «Птицефабрика Зеленецкая», остаются сырьевыми, отсутствуют производства по первичной и глубокой переработке сельскохозяйственной продукции: молока, мяса, овощей. 

Увеличивается численность крестьянских фермерских хозяйств на территории района, за отчетный период численность КФХ увеличилась на 9 единиц. КФХ района осуществляют деятельность в животноводстве, в основном в производстве мясной продукции, и в растениеводстве по заготовке кормов и картофеля.

   

Объем валовой продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в анализируемый период фактических ценах остается на уровне 5,1-5,3 млрд. рублей при плановых показателях, отраженных в Стратегии 2020 на уровне 4,1-4,9 млрд. рублей. В исследуемый период увеличилось производство молока и мяса пищевой домашней птицы и КРС. Но, к сожалению, предприятия АПК уменьшают площади посадки овощных культур, на это влияют как погодные условия, так и высокая конкуренция овощной продукции, представляемая на рынки республики и района федеральными торговыми сетями: Магнит, Лента, Окей, Пятерочка.

Мерами по снижению себестоимости производства овощных культур для сельхозпроизводителей района может стать объединение их в сельскохозяйственные кооперативы, по примеру кооперативов с разделением видов сельхозпроизводства Липецкой, Волгоградской областей, и других регионов средней полосы России. Сыктывдин стал пилотным районом в 2018 году по созданию сельхозкооперации, в итоге создано 3 кооператива в селах Выльгорт, Лозым, Часово.

 Привлечение граждан в кооперативы это хорошая мера по ликвидации безработицы на селе. Сегодня в муниципальном районе уровень безработицы снижается.

В 2018 году уровень безработицы составил 2,12%, что ниже планового, отраженного  в Стратегии 2020  на 1,28%. Численность безработных граждан, участвующих в оплачиваемых общественных работах остается на уровне плановых показателей от 236 чел. до 243 чел. ежегодно.

В жилищно-коммунальном хозяйстве района в период 2014-2018 годов все показатели Стратегии 2020 выполнены, сохранены удельные величины потребления энергетических ресурсов муниципальными бюджетными учреждениями в части:

- электрической энергии в 2018 году ниже плановых на 2,0 кВтч на 1 чел.;

- тепловой энергии на 0,01 Гкал на 1 кв.м. общей площади;

- холодной воды 0,004 куб.м. на 1 человека.

Снизилось количество аварий на объектах коммунальной инфраструктуры. Этому способствовало проведение профилактических мероприятий, организация плановогои текущего ремонта всех категорий сетей.

Показатель по вводу в действие жилых домов за счет всех источников финансирования, в том числе за счет индивидуальных застройщиков, принятый в Стратегии 2020 на уровне 4300 и 1500 кв.м. общей площади на территории района перевыполнен. Муниципальный район занимает лидирующие позиции в Республике Коми по данному показателю в расчёте на 1000 человек населения. Фактические значения данных показателей представлены ниже:

В 2018 году введено в действие 22520 кв.м. общей площади, в том числе застройщиками 20590 кв.м. общей площади, что выше в 13,7 раза плановых показателей  Стратегии 2020.

Ввод в действие автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытие последний раз осуществлялся в 2013 году, было введено 1,8 км. дороги. В 2014-2018 годах осуществлялись только ремонтные дорожные работы, в том числе картами и ямочным ремонтом. Так в 2016 году отремонтировано 4,8 км дорог, 2017 году - 7,0 км, 2018 году - 2,6 км дороги и 74 км ямочным ремонтом. Что не позволило уменьшить долю протяженности дорог местного значения, не отвечающих нормативным требованиям. Всего протяженность автомобильных дорог муниципального района составляет 452 км, из них: федерального значения – 57,5 км, республиканского – 157,7 км, местного – 211,7 км. Фактический показатель представлен в таблице ниже:

Особенно требуют сегодня ремонта дороги к деревне Парчег СП «Зеленец» и к деревне Шиладор СП «Слудка». Важнейшей остается задача приведения автомобильных дорог к нормативным требованиям, во избежание травматизма на дорогах и дорожно-транспортныхпроисшествий. Необходимо отметить, что с 2014 года уменьшилось количество ДТП на дорогах муниципального района  и сократилась смертность с 14 человек в 2014 году до 3 человек в 2019 году, число ДТП по итогам 2019 года составило 49 единиц.

Кроме ремонта дорог, муниципальному району необходимо поставить цели по улучшению обеспеченности детскими дошкольными учреждениями детей от 1 до 6 лет.Всего на территории района проживает 2475 детей данной возрастной группы. Плановый показатель Стратегии 2020 «доля детей от 1-6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по содержанию в муниципальных образовательных учреждениях общей численностью детей в возрасте 1-6 лет» в размере 68% в 2018 году не достигнут, и составил фактически 65,9%. Нехватка детских садов особенно ощутима для семей с детьми, проживающими в селе Выльгорт. Тем не менее, ежегодно дошкольные образовательные учреждения района открывают новые группы, в 2017 году введен в действие филиал детского сада №3 в селе Выльгорт на 120 мест, в 2018 году – открыта 1 группа в реконструированном здании бывшего профтехучилища СТПУ-2. Однако остается проблема необходимости ремонта 6 детских садов из 12 детских садов, действующих на территории муниципального района.

Из анализа показателей культуры видно, что плановые показатели по посещаемости учреждений культуры, предоставление услуг дополнительного образования, сохранение самобытности, развитие родных языков и национальной культуры выполнены.

В муниципальном районе остается низким показатель вовлеченности населения, в том числе инвалидов спортом, ощущается нехватка спортивных сооружений, оснащенных высокотехнологическим оборудованием: бассейны, ледовые дворцы, тренажерные площадки. В здоровый образ жизни вовлечены только 18,84 % граждан от общей численности населения района и 4,1% инвалидов от общего числа инвалидов района.

Наряду с положительной демографической ситуацией в Сыктывдинском районе, где количество рожденных детей больше количества умерших граждан, темпы роста рождаемости замедляются. К тому же увеличиваются темпы роста смертности, тем самым уменьшается естественный прирост населения муниципального района. Конечно, Сыктывдинский район остается единственным муниципальным образованием, имеющим положительные результаты демографии, однако при сохранении таких темпов роста, динамика может измениться.

Фактические коэффициенты рождаемости и смертности представлены в диаграмме,  и они выше и ниже плановых соответственно.

Коэффициенты естественного прироста (убыли) и миграционного прироста (убыли) в анализируемый период  имеют положительную динамику, но отличаются общим снижением темпов роста. Естественный прирост с 2014 года к 2018 году уменьшился с 93 человек в 2014 году до 34 человек в 2018 году.

Доля населения в трудоспособном возрасте сократилась с 13,8 тыс. человек в 2014 году до 12,9 тыс. человек в 2018 году, тем самым увеличилась демографическая нагрузка на трудоспособное население. Доля населения старше трудоспособного возраста увеличилась на 0,8 тыс. человек с 23,3% от общего числа населения (2014 г – 23,9 тыс. человек) до 24,18% от общего числа населения (2018 год – 24,4 тыс. человек).

Улучшение качества жизни населения одна из наиболее важных задач, нашедших свое отражение в Стратегии 2020. Это долгосрочная задача, её необходимо решать комплексно. Сегодня на решение этой задачи нацелены как муниципальные программы муниципалитета, так и сам бюджет муниципального района, который имеет ежегодно социальную направленность.

Прежде всего, это увеличение доходов населения, повышение размера заработной платы. Среднемесячная номинально начисленная заработная плата работников организаций без субъектов малого предпринимательства за 2018 год составила 40041 рубль и увеличена по сравнению с 2014 годом на 8147 рублей, соотношение заработной платы 2018 года к величине прожиточного минимума равно 303%. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций муниципальной формы собственности также возросла с 2014 года с 25895 рубле до 34807 рублей в 2018 году. Средний размер пенсии в 2018 году по району составил сумму 16024 рублей.

 С 2014 года в рамках реализации проекта «Внедрение унифицированной процедуры стратегического управления развитием муниципальных образований в Республике Коми» (Распоряжение Правительства Республики Коми от 27.05.2013 № 194-р)администрацией района были приняты 7 муниципальных программ по основным направлениям развития муниципалитета, в том числе нашедших своё отражение в Стратегии МО на период до 2020 года. Муниципальный бюджет был переведен на трехлетний период, что позволило муниципальному району в полной мере использовать возможность заключения среднесрочных контрактов, установить прозрачные и предсказуемые правила бюджетно-налоговой политики на среднесрочную перспективу,  ориентировать бюджетный процесс на достижение необходимых результатов.

Оценивая финансовую обеспеченность муниципального района сегодня, можно сделать выводы, что расходы местного бюджета носят, преимущественно, текущий характер: фонд оплаты труда с отчислениями, оплату за потребляемые топливно-энергетические ресурсы, налоги. У органов местного самоуправления нет возможности по перенаправлению бюджетных средств из бюджета текущих расходов в бюджет развития, так как большая часть доходных поступлений в бюджет носит целевой характер.Социальные объекты (детские сады, школы, учреждения культуры и физической культуры и спорта), инженерные сети, помимо текущего содержания, требуют существенных капитальных вложений. Высокий износ инженерной инфраструктуры и исчерпание ресурсов по мощности (в первую очередь, в части тепло- и водоснабжения) создают ограничения по возможности подключения новых потребителей. Это является сдерживающим фактором как жилищного, так и промышленного строительства, тормозит развитие новых видов деятельности, снижает привлекательность муниципалитета для ведения бизнеса.

Тем не менее, в анализируемый период расходы бюджета МО неизменно увеличивались (см. ниже), хотя доходы имели более умеренные темпы роста. Следовательно, с 2014 года выросли как доходы, так и расходы на душу населения.

Доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета (за исключением поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) в общем объеме собственных доходов бюджета муниципального образования (без учета субвенций) в 2018 году составила 29,0% при плане 33,0%.

Структуру доходов бюджета в 2018 году составили: 76% безвозмездные поступления в виде дотаций субсидий, субвенций, 17% - налог на доходы физических лиц, остальные 7% - акцизы, налог на совокупный доход, доходы от использования имущества. Структура расходов бюджета на 2018 год имеет социальных характер: 69% образование, 8% культура, 2% социальная политика, 9% жилищно-коммунальное хозяйство и 3% экономика.

В условиях постоянно изменяющегося законодательства необходимо выполнять требования по обеспечению антитеррористической безопасности, устанавливать системы видеонаблюдения и контроля доступа, оплачивать взносы на капитальный ремонт муниципального жилого фонда, создавать доступную среду для жителей муниципального района с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, что также увеличивает нагрузку на местный бюджет.

Эти обстоятельства не позволяют рассматривать местный бюджет как значимый источник для вложений в основной капитал предприятий и организаций. Более того, для дальнейшего развития и поддержания на достигнутом уровне социальной и инженерной инфраструктуры требуется государственная финансовая поддержка.

В этой связи муниципальное имущество и управление им является одним из основных средств реализации социально-экономической политики. Целью управления муниципальным имуществом является обеспечение доходной части бюджета от использования муниципальной собственности и сокращение расходной части бюджета в целях решения социально-экономических проблем и выполнение возложенных полномочий на органы местного самоуправления.

При этом оценивать эффективность управления только количественными показателями не представляется возможным, так как управление муниципальной собственностью - это комплексная сфера деятельности, в которой зачастую важен не текущий финансовый результат, а качество решения стратегических вопросов, и где необходимо оценивать уровень удовлетворенности всех заинтересованных сторон в решении стоящих перед муниципальным образованием проблем.

Комплекс мер по повышению эффективности управления муниципальным имуществом включает в себя следующие направления:

- вовлечение в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства, объектов, выявленных в ходе инвентаризации и поставленных на учет в качестве бесхозяйного имущества до признания права муниципальной собственности;

- приватизация муниципального имущества;

- проведение работ по осуществлению регистрационных действий в отношении муниципального жилищного фонда, данные мероприятия позволят улучшить качество учета жилых помещений в целях дальнейшего распоряжения таким имуществом.

С 2015 года в муниципальном районе внедряется Стандарт развития конкуренции, направленный на совершенствование конкурентной среды и снижение административных барьеров на бизнес.

С 2014 года в муниципальном районе функционирует территориальный отдел ГАУ РК «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Коми»,через него организовано предоставление ____ услуг.

Муниципальный район активно взаимодействует с Республикой Коми, принимая участие в реализации 9 государственных программ Республики Коми в рамках национальных проектов по следующим направлениям:

- Инновационное развитие и модернизация экономики – 5 программ;

- Новое качество жизни – 3 программы;

- Эффективное государство – 1 программа.

Внедрены современные методы стратегического и проектного управления, осуществляется их увязка с механизмами принятия бюджетных решений, в первую очередь, в рамках программно-целевого подхода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: