Формирование навыков управления мехом

При формировании рассматриваемых навыков мехом необходимо уже на раннем этапе представлять конечную цель обучения. Здесь подразумеваются ов­ладение широчайшим арсеналом движений меха, связанных со всеми фазами звукоизвлечения, ведения, соединения и снятия звуков, со сменами направлений движения, а также контроль за упомянутыми движениями. Вот почему учащийся должен как можно скорее усвоить постановочные принципы, относящиеся к сфе­ре базовых движений. Условия, способствующие продуктивной работе над обо­значенными навыками:

1. Координация действий при разжиме и сжиме в значительной степени за­висит от изменяющегося уровня воздушной компрессии и давления в меховой камере. Для баяниста и аккордеониста крайне важно распознавать ключевые фазы данного про­цесса и управлять им, поскольку это непосредственно влияет на качество и на­полнение звука.

2. Необходим постоянный контроль за мышечной активностью левой руки и ее движениями, направляющими процесс звукообразования. Рука исполнителя находится в постоянном контакте с рабочим ремнем и сеткой левого полукорпуса инструмента. Недопустима полная расслабленность мышц левой руки, обуслав­ливающая пассивное движение меха на любом участке разжима и сжима. Заведо­мо ошибочными являются попытки играть, пользуясь только инерцией движения за счет веса (массы) левого полукорпуса.

3. Столь же недопустимо и постоянное давление левой руки, напоми­нающее пневматический механизм подачи воздуха в резервуар органа (фисгар­монии).

4. Учащемуся надлежит помнить, что звуковая палитра баяна и аккордеона тесно сопря­жена с тончайшей дифференциацией движений меха. Последняя, в свою очередь, определяется образно-эмоциональной динамикой музыкального произведения.

5. Обеспечению полномасштабного контроля за процессом управления мехом весьма благоприятствует формирование пространственно-ориентационных ощущений применительно к смене направлений движущегося меха. Указанные ощущения позво­ляют сохранить строго параллельное положение внешней и внутренней сторон каждой барины с опорой нижней части меха на бедро левой ноги.

6. При управлении мехом не следует допускать появления ослабленных участков отдельных складок меха, сохраняя упругость всех барин. Тем самым обеспечивается возможность сменить направление в любой фазе разжима и сжи­ма, а также немедленно остановить движущийся мех.

7. Левая рука исполнителя – гибкий и чувствительный инструмент звукоизвлечения. Поэтому учащемуся рекомендуется постоянно работать над совершен­ствованием движений по управлению меха, тренируя мышцы левой руки не толь­ко в силовом отношении, но и в плане реактивности, что подразумевает момен­тальное выполнение различных «приказов» слуховой сферы в той или иной ис­полнительской ситуации.

Постановка левой руки по управлению мехом на ранней стадии обучения связана с многочисленными трудностями и в большой степени определяется фи­зическими данными учащегося. Однако и для физически развитого ученика упо­мянутый процесс является новым видом движений, не связанным с предыдущим опытом. Исходя из этого, постановка левой руки требует особой концентрации внимания и постоянного контроля со стороны педагога:

1. Необходимо добиваться последовательного включения мышц ученика в начале движения на разжим и сжим.

2. Учащемуся надлежит уяснить специфику ощущений левой руки, рабо­тающей без постоянного напряжения, посредством регулярных смен мышечной активности и расслабленности (с поддержкой звука в необходимом режиме управления).

3. Следует наращивать быстроту реакции левой руки, пребывающей в го­товности к моментальным переключениям: созданию дополнительного давления в меховой камере, смене направления движущегося меха, освобождению мышц и т.д.

4. При разжиме и сжиме не допускать перекоса барин (лицевой и тыльной сторон) меха, учитывая потребность ускоренного нагнетания воздушного давле­ния в меховой камере.

5. Ученику следует подчинить работу мышц левой руки, управляющих ме­хом, собственным образно-слуховым импульсам – внутреннему слышанию опре­деленных характеристик извлекаемого звука. Формированию такой зависимости способствуют и детализация упомянутых слуховых представлений, и оператив­ность мышечного «отклика» на соответствующее «задание».

6. Желательно добиваться осознания учащимся функционального родства между   

человеческими легкими и мехом инструмента. Как и пению, игре на баяне и  

аккордеоне сопут­ствует необходимость поддерживать определенный уровень  

давления в меховой камере и дозированно расходовать воздух для озвучивания и   

артикуляции испол­няемых  тонов.

Смена меха

Смена меха является связующим звеном процессов снятия и атаки звука, элементом определенного типа звукоизвлечения и зависит от характера испол­няемой музыки. Вот почему качественная оценка упомянутого исполнительского действия связана с двумя критериями: адекватной наполненностью каждого зву­ка, следующего за сменой меха, и соответствием данного звука решаемой худо­жественной задаче. Ключевая роль в этой ситуации отводится гибкому взаимо­действию синхронного снятия звука (мягкого или резкого) и различных видов атаки при смене направлений движущегося меха. Совершенствованию указанной техники способствуют ясные слуховые представления о завершающей и началь­ной фазах баянного звучания, а также уверенное владение соответствующими двигательными навыками. Для достижения оптимального звукового результата, наряду с моментом смены меха, очень важны предшествующие ей действия руки. При мягком снятии кисть левой руки продолжает движение на разжим (сжим) до точки прекращения звука, в то время как предплечье уже начинает двигаться в обратном направлении. При резком снятии и активном начале следующего звука упомянутые движения кисти и предплечья объединяются в одно пульсирующее действие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: