Сущность политической системы проявляется в ее функциях. Функции - это определенные типы деятельности, удовлетворяющие потребности системы в самосохранении и направленной организованности. Функции политической системы могут анализироваться на макро-, медиа-, микроуровнях.
На макроуровне выделяются наиболее общие требования, которым подчиняется функционирование политической системы в целом.
На медиауровне выделяются наиболее характерные направления обеспечения легитимности, устойчивости и динамизма политической системы.
На микроуровне анализируются характерные элементы политической технологии или политического процесса.
На макроуровне выделяю следующие функции:
1. Программная – то есть определение общих коллективных целей и задач развития общества. Цели могут носить глобальный характер, и открыто объявляться (Программа построения коммунизма), а могут только присутствовать в заявлениях кандидатов на выборах.
2. Интеграция - обеспечение связей, координации между всеми элементами политической системы в достижении каких-то целей.
|
|
3. Адаптация - это функция приспособления к окружающей среде, ее возможностям и частичное подчинение среды своим интересам. То есть происходит обеспечение поддержки широких слоев населения. Слабость адаптации - это признак закрытости системы, потери легитимности.
4. Функция самосохранения сводится к пресечению и предотвращению насильственного изменения правления, строя, проводимой политики. Достигается обеспечением устойчивой лояльности граждан по отношению к властям, их постоянной широкой поддержкой существующей системы.
Макрофункции конкретизируются в функциях среднего уровня (медиафункциях):
1. Функция социализации направлена на включение в политическую жизнь новых молодых поколений.
2. Функция рекрутирования сводится к постоянному воспроизводству массы, активно поддерживающих систему. Наличие в стране требуемого количества чиновников, полицейских, политиков, активность избирателей - все это результат рекрутирования.
3. Функция регулирования - политика регулирования цен, налогов, конфликтов и многое другое - все это формы регулирующей функции.
4. Мобилизационная функция - это собирание финансовых, материальных, людских ресурсов, обеспечение поддержки проводимой политики.
5. Распределительная (дистрибутивная) функция - это распределение, ресурсов, благ, услуг и статусов на основе стратегических или тактических соображений.
6. Функция реагирования проявляется в умении реагировать на импульсы, идущие от отдельных групп, отвечать на многообразные требования, глушить противоречия.
|
|
К микрофункциям политической системы относят: выявление и интеграция интересов, их перевод в решения или ответ на вопрос «что делать?», принятие решений, обеспечение поддержки.
Все функции взаимосвязаны и как бы дополняют друг друга. Но в различных политических системах возможна абсолютизация каких-то одних функций в ущерб другим, а значит и деформация всей политической системы.
Дэвид Истон (род. 1917) – один из ведущих американских политологов. Основной вклад Истона в политическую науку связан с адаптацией и применением принципов и методов системного анализа к изучению функционирования политических систем, а также с исследованием проблем политической социализации. Истон акцентирует внимание на том, что политическая система – это не простое взаимодействие ее структур, а постоянно изменяющая, функционирующая, динамичная субстанция. Ученый задается вопросом о роли различных структур в поддержании непрерывного функционирования политической системы. Истон определяет политическую систему как взаимодействия, посредством которых в обществе осуществляется распределение ценностей и на этой почве предотвращаются конфликты между членами общества. Рассматривая любую политическую систему с точки зрения функционирования, он использует кибернетический принцип замера показателей функционирования на “входе” и на “выходе” системы. На “входе” – это запросы и потребности граждан, а на “выходе” – решения и действия властей.