Глава 4. Проблемы гидроузла

 

Строительство Багаевского гидроузла приведет к существенному изменению гидрологического режима Нижнего Дона и его притоков. Увеличится площадь затопления и подтопления территории. Замедлится скорость течения и ухудшится качество воды в водохранилище, активизируются берегоразрушительные процессы. Произойдет существенное перераспределение стока по сезонам года, в результате чего уменьшится затопляемость поймы и изменится ландшафт ниже гидроузла. Исчезнет последний проточный участок реки, и Дон окончательно превратится в канализированную воднотранспортную систему. Последствия такого решения жители Ростовской области смогут оценить уже при начале строительства гидроузла. Вместе с тем улучшить условия судоходства инициаторам проекта в полном объеме не удастся, поскольку непосредственно ниже Багаевского гидроузла и в Азово-Донском канале из-за ветросгонных явлений глубина в отдельные периоды года по-прежнему будет падать до 320-330 см. Решить эту проблему с помощью дноуглубления не удастся. Негативное влияние на судоходство будет оказывать просадка уровня воды, вызванная сбросом осветвленной воды в нижний бьеф гидроузла. Если сегодня просадка уровня воды в нижнем бьефе Кочетовского гидроузла практически стабилизировалась, то ниже Багаевского гидроузла при его строительстве она может составить около 5 см в год, в результате чего через 10 лет общее падение уровня воды ниже Багаевского гидроузла достигнет 50 см. Следует иметь в виду также, что в результате строительства Багаевского гидроузла и перераспределения стока по сезонам года может произойти существенное переформирование русла реки, которое обладает повышенной подвижностью, в результате чего судоходные условия не только не улучшатся, а наоборот, могут ухудшиться, что потребует большого объема дноуглубительных работ, а возможно, и прокладки новых судовых ходов. Необходимо также подчеркнуть, что между Таганрогским заливом и г. Семикаракорском расположено водно-болотное угодье «Нижний Дон», включенное в 1996 г. в список Рамсарской Конвенции. Конвенция является межправительственным договором, направленным на сохранение и разумное использование всех водно-болотных угодий путем осуществления местных, региональных и национальных действий и международного сотрудничества. В границах водно-болотного угодья выделяются дельта Дона (около 55 тыс. га), занятая протоками, пресными и солеными озерами, нерестово-выростными хозяйствами, и пойма Нижнего Дона (около 170 тыс. га), занятая озерами, являющимися остатками староречья.

Эти участки служат важным очагом размножения более 50 видов водоплавающих и околоводных птиц, местом нереста полупроходных рыб Азовского моря, а также местом обитания 21 вида редких и исчезающих видов животных и около 30 видов растений. Строительство Багаевского гидроузла и последующая его эксплуатация, связанная с уменьшением стока в весенний период и перераспределением его по сезонам года, нарушит сложившиеся экологические условия, что будет иметь непредсказуемые последствия для экологической системы Нижнего Дона. Серьезный удар будет нанесен рыбному хозяйству. Нижний Дон играет важную роль в естественном воспроизводстве проходных (осетр, севрюга, сельдь) и полупроходных (лещ, судак и др.) рыб Азовского моря и донских туводных видов рыб. В условиях существующей зарегулированности речного стока гидроузлами основными местами размножения проходных, полупроходных и туводных рыб являются займища ниже Кочетовского гидроузла с площадью затопления около 60 тыс. га. По данным специалистов, в нерестовый период здесь воспроизводится более 60% запасов полупроходных рыб Азовского моря, а также 70% донских туводных рыб. В результате строительства Багаевского гидроузла будут отрезаны и недоступны практически все нерестилища. Полностью нарушится механизм естественного воспроизводства проходных и полупроходных рыб. Обводной нересто-рыбоходный канал будет малоэффективным и компенсировать ущерб рыбному хозяйству не сможет. А "Дон без рыбы — это не Дон".

 

Вывод:

 

Таким образом, и по экономическим, и по экологическим основаниям строительство Багаевского гидроузла необоснованно и нецелесообразно. Тем более что в ближайшем будущем предполагается открыть внутренние водные пути для международного судоходства. А у иностранцев, как известно, проблем с глубиной 4 м нет. Они перевезут российские грузы, идущие в Волго-Донском направлении, и при глубине 2 м.

 

Использованная литература:

 

ru.wikipedia.org

npncvp.ru


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: