1. Схема
а) Показ тональности проходящим оборотом.
б) Исходная тоника является субдоминантой тональности G-dur, поэтому приравниваем T6=S6.
в) После приравнивания тональность изменилась на G-dur. В качестве модулирующего аккорда выберем II34-аккорд, чтобы сделать созвучие нехарактерным для исходной тональности, возьмем его в гармонической разновидности - понизим квинтовый тон "es".
г) Поскольку мы находимся в новой тональности, необходимы и новые ключевые знаки.
2. Импровизация модулирующая
Вокальная импровизация с мануальными знаками должна привести в доминантовую тональность. Напомним, что в месте приравнивания нужен "жест-отказ". Например:
Для фортепианной импровизации подготовим "безбасовый" аккомпанемент. Выберем синтаксическую структуру, знакомую нам как СУММИРОВАНИЕ. В первом предложении импровизация осуществляется по гамме (там, где шестнадцатые длительности). На фигуре "притопа" используем способ "блок-аккорд". Во втором предложении импровизируем по арпеджио и закончим "блок аккордом".
|
|
3. Задача
4. Модуляция из минора в тональность гармонической доминанты
Незначительные изменения появляются при модуляции из минора в тональность пятой ступени. Это касается тоники и субдоминанты при показе тональности. При закреплении модуляции изменения практически отсутствуют. Причина кроется в том, что из минора переход осуществляется в тональность гармонической (мажорной) доминанты.
Задания
1. Простроить, играть, сольфеджировать модуляции: G-dur → D-dur; D-dur → A-dur; B-dur → F-dur; f-moll → C-dur.
2. Сольфеджировать одноголосие. Пример транспонировать.
3. Досочинить восемь тактов в параллельном мажоре и выстроить трехчастную форму, где А - оригинал, В - ваше сочинение, А - реприза.
4. Играть два верхних голоса, одновременно сольфеджируя нижний.
Тема XVI.