METO,I(HKA
H OllbiT PADOTbl COI(HAJibHOfO llEMfOrA
Y te6uoe noco6ue
iJJIJI cmyi}eumoe owcwux neiJazazu>reacux
)l'le6HblX 3aetiltmuii ...... "....,.......--.--,
r - ----............·-··-·.,. .
' .. £
|
|
|
Mockua
At.-,
2001
УДК 371 (075.32) ББК 74.6 я73
В 19
Василькова Ю.В.
В 19 Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. посо
бие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., Издательский центр
«Академия», 2001. - 160 с.
ISBN 5-7695-0629-6
В пособии представлена методика работы социального педагога в совре менных условиях. На конкретных примерах из опыта работы с семьей, в школе и микрорайоне, с так называемыми трудными и талантливыми детьми, мало летними правонарушителями и взрослыми показаны пути повышения педаго гического профессионализма социального педагога, критерии его результатив ной деятельности.
Книга может быть полезна также социальным работникам и работникам народного образования.
|
|
УДК 371(075.32) ББК 74.6 я73
© Василькова Ю.В., 2001
ISBN 5-7695-0629-6 © Издательский центр «Академия», 2001
РАЗДЕЛ I
МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В современных вузах при подготовке социальных педагогов, практических психологов и социальных работников введен курс
«Методика и технология работы социального педагога». Данное по собие подготовлено с учетом Государственного образовательного стандарта и призвано помочь студентам при освоении этого курса.
В I разделе книги рассматриваются теоретические вопросы, каса ющиеся методики, методов и технологии педагогического про цесса. Во II разделе представлен современный опыт работы соци ального педагога в различных социально-педагогических учреж дениях в соответствии с особенностями и функциями каждого воспитательного учреждения.
Методика воспитания рассматривается как совокупность спо собов организации воспитательного процесса и как отрасль педа гогического знания, в которой изучаются и создаются способы целесообразной организации процесса воспитания. Методика со циального воспитания — это и теория и практика социального вос питания1.
В пособии рассматриваются в теоретическом аспекте и приме нительно к тому или иному социально-педагогическому учрежде нию методики изучения личности, обучения детей самовоспита нию и самоорганизации, оказания индивидуальной помощи, ме тодика общения и т. п.
Раскрываются возможности использования как каждого мето
|
|
да в отдельности, так и в сочетании с другими методами.
Метод (от греч. methodos — путь исследования, теория, изуче ние) — это путь достижения заданной цели. Это способы воздей ствия на сознание, волю, чувства, поведение личности.
Методы воспитания — это совокупность средств и приемов воз действия на личность, направленных на достижение определен ной цели воспитания, исправления, перевоспитания.
1 См.: Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. — М., 1997. — С. 305—
307.
3
Существует такое понятие как выбор методов. Выбор метода зависит от целей и задач воспитания, особенностей личности и возраста воспитанника, особенностей семьи и окружающей гре- ды, а также от квалификации, знаний, мастерства и опыта соци ального педагога. *
Данная книга является обобщением того, что наработано по обозначенной проблеме. В ней охарактеризованы методы и со временный опыт работы социального педагога, вооружившись которыми педагог может выбрать адекватную педагогическим ус ловиям и своим личностным особенностям систему воспитатель ных воздействий. А.Дистервег писал: «Сила учителя в его мето дах». Но механическое перенесение его не даст результата. Успех воспитания зависит от личности учителя, его самодеятельности. Замечательный русский педагог П.Ф.Каптерев писал, что успех зависит не от метода, а от учителя и ошибочно считать, что
«метод является всемогущим средством, лекарством от всех зол невежества»1.
Приемы — это частичный метод каждого педагога, частное воз действие на воспитанника, связанное также с определенной за дачей.
Средства, так же как и методы, направлены на достижение поставленных ранее целей и являются своеобразным орудием их достижения. Средствами воспитания могут быть дискуссия, учас тие в разнообразных соревнованиях, применение различных тех нических средств и музыкальных инструментов.
В педагогической теории стали широко применяться такие понятия, как педагогическая техника и педагогическая техноло гия. Понятие «техника» близко понятиям «прием», «практика»,
«педагогическое общение». Оно заимствовано из практической психологии (техники невербального общения, речевые техники и пр.) (А.В.Мудрик).
Термин «технология» впервые появился в XVIII в. Он был вве ден публицистом Федором Поликарповым (1660—1731), который рассматривал его как процесс отношений ученика и учителя, где средствами обучения и воспитания являются язык и книга. Мето ды обучения предполагали самостоятельную работу ученика с тек стом, диалог учителя с учеником и катехизисное чтение, т.е. чте ние в форме вопросов и ответов.
В XX в. в качестве составляющих педагогической технологии остались те же ученик и учитель, а средствами обучения и вос питания — язык и книга, однако добавились еще и такие техни ческие средства, как радио, телевидение, магнитофон, компь ютер.
Характеризуя понятие «педагогическая технология», обратимся к его оценке А.С.Макаренко. Он считал, что термин «техноло-
1 Каптерев П.Ф. Метод и его применение // Избр. пед. соч. — М., 1982. — С. 40.
4
гия» взят из процесса производства, где должны быть «учет опе раций, конструкторская работа, контроль, допуски и браков ка», что личность — это сложная структура и «к ней нужно под ходить с точными измерителями, с большей ответственностью и с большей наукой». Макаренко писал, что воспитателю, как и технологу, нужно знать и «сопротивление материалов», и «со противление личности», и «процент брака». Технология ^ наука о мастерстве (techno — мастерство, logos — наука). Мастерство социального педагога состоит в том, чтобы найти правильное при менение методов, организовать взаимодействие воспитанника и педагога.
|
|
Педагогическая технология разрабатывается для достижения определенной учебно-воспитательной цели. Она индивидуальна для каждого педагога и предполагает отбор методик, направленных на изучение личности, последовательную деятельность педагога и анализ достижения цели на каждом этапе воспитательного про цесса, т.е. педагогическую диагностику.
Для определения методов социального воспитания в пЛобии анализируются особенности профессии социального педагога, условия достижения им педагогического мастерства, среди кото рых немаловажное значение имеют определенные личные каче ства, которыми он должен обладать.
Учитель никогда не сможет стать мастером, не овладев педаго гической техникой. Овладение педагогической техникой начина ется с понимания состояния ребенка, подростка, его поступка, которое, в свою очередь, требует знания психологии общения, речевого умения, умения управлять своим психическим состоя нием, выражать свои чувства и отношение к окружающей дей^ ствительности.
Важно, что педагогические навыки приобретаются в результа
те постоянных тренировок.
Во втором разделе пособия рассматривается опыт работы со циального педагога в различных социально-педагогических струк турах и то, как ранее рассмотренные методы и технологии реали зуются на практике. Характеризуется работа социального педагога с семьей, в школе, приюте, детском доме, реабилитационных цент рах, исправительных учреждениях, клубах и летних лагерях. Рас сматриваются методы работы с трудными подростками, одарен ными и больными детьми, с подростками, совершившими пра вонарушения.
В каждом из перечисленных учреждений используются конк ретные методы социального воспитания, и в то же время воспи тательная работа в них строится на общих принципах социального воспитания. Это учет возрастных, национальных, социальных и психологических особенностей личности, учет условий жизни детей и окружающей их среды, социальных и экономических условий региона.
|
|
5