СОЦИАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ШКОЛЫ
В практике современной российской школы, когда канула в Лету идеология коммунистического воспитания и неосуществлен ная утопия всестороннего развития личности, у школьных педа гогов наступила растерянность: как в воспитании подрастающего поколения обойтись без школьного комсомола и пионерии?
Социальный, экономический и политический кризис обще ства отразился и на системе образования. Наряду с социологичес ким балластом из школьной жизни были выброшены и многие ценные завоевания советской школы. В сложившейся ситуации общеобразовательная школа должна определить свои учебную, воспитательную и социальную задачи, выдвинув на первый план свои социальные функции. Попытаемся их выделить.
Школа по-прежнему решает задачу выполнения Закона «О все общем образовании», но организация образования должна осуще ствляться в интересах детей и подростков.
Школа не снимает с себя ответственность за организацию вос
|
|
питательной работы.
Приоритетной в деятельности школы является забота о детях,
о каждом ребенке в отдельности, их настоящем и будущем.
Детское самоуправление должно стать неотъемлемой частью организации всей работы школы.
Основная социальная задача школы — воспитание Человека, Гражданина и осуществление права ребенка на образование
Школа — главный функционер программы «Дети России», по которой оказывается педагогическая и социальная помощь детям, нуждающимся в социальной защите.
Охарактеризуем подробнее направления социальной работы в школе, назовем ответственных за ее проведение.
Администрация школы, классные руководители, воспитатели групп продленного дня организуют выделение материальной помощи, бесплатное питание в школе детям из малообеспеченных семей. Классные руководители, воспитатели групп продленного дня изу чают положение ребенка в семье, работают с трудными детьми индивидуально.
Школьные психологи исследуют способности ребенка и его ин тересы, намечают пути его индивидуального развития, обучения и воспитания, оказывают психотерапевтическую и психологичес кую помощь, консультируют детей и родителей.
Служба здоровья проводит углубленные осмотры школьников, создает физкультурные группы, организует специальное питание для ослабленных детей и наблюдение за карантинными классами.
Руководит социальной работой в школе один из заместителей директора. Вопросы социальной работы с детьми и родителями обсуждаются на родительских конференциях и педагогических со ветах.
|
|
В школе, где нет освобожденного социального педагога, пере
смотрены обязанности всех ее работников. •,
Так, администрация школы кроме решения традиционных воп росов руководства педагогическим коллективом и осуществления Закона «О всеобщем образовании» организует воспитательную ра боту во внеучебное время, работу родительского комитета с семь ями, где трудные дети.
Заместитель директора по воспитательной работе налаживает
связь школы с внешкольными детскими учреждениями, различ ными просветительскими организациями, инспекцией по делам несовершеннолетних.
Заместитель директора по учебной работе организует работу кружков, секций, клубов, индивидуальную работу учителей с уче никами, консультации для учеников по месту жительства, работу педагогов с трудными детьми и детьми, которые нуждаются в особом педагогическом внимании.
Учителя начальных классов и классные руководители, изучив се мьи и учеников микрорайона, выделяют тех ребят, которые нуж даются в социальной помощи, помогают семье в воспитании труд ных детей.
Учителя-предметники, определив способности, уровень обучен ное™ и наклонности детей, организуют различные кружки и сек ции, готовят массовые мероприятия в школе, привлекая к их про ведению родителей и бывших учеников школы, приглашают в школу интересных людей.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ШКОЛЕ
Введение ставки социального педагога в школе определяет ста
тья 55 Закона. «Об образовании».
В отличие от учителя-предметника место социального педагога в школе не за учительским столом в кабинете, а в школьном клубе, в секции, на «тусовке», в разновозрастном отряде, там, где можно влиять на ребенка. Только здесь, во внеучебной обстановке, он может выявить детей-аутсайдеров, с девиантным поведением и других, испытывающих сложности в адаптации к окружающей их жизни, изучить их личностные особенности и определить возможные пути помощи им. Сегодня, когда алкоголизм и наркомания, правонару шения среди подростков — обычное явление, учреждение должно сти социального педагога очень актуально.
Социальный педагог, объединяясь в своей воспитательной ра
боте с родителями, становится организатором внеучебного време-
ни школьника, курирует работу различных секций и клубов, тру довых, туристских и краеведческих отрядов. Он координирует ра боту педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей социальной микросредой, и общественностью мик рорайона; периодически информирует пеЬагогический коллектив школы о психологическом климате в классах, о каждом труд
ном ученике и о возможных путях оказания ему помощи; ру ководит подготовкой и составлением плана социальной работы школы.
Особого внимания требуют от социального педагога дети, исключенные из школы. Он помогает устроить их в другую школу, освоиться в новом коллективе.
Социальный педагог выявляет школьников, работающих в учеб ное время, способствует возвращению их в школу, проверяет вы полнение правовых норм детского труда, в том числе его оплату. Он контролирует получение многодетными семьями социальных привилегий, в числе которых: школьные завтраки, школьная одеж да, возмещение транспортных расходов.
Социальный педагог ведет исследовательскую работу, он вы являет социально-демографическую структуру микрорайона, на личие семей «группы риска», подростков-правонарушителей, боль ных детей. Он организует благотворительные мероприятия, праз дники для больных детей и детей-сирот.
Подросток часто не знает социальных норм поведения. Совре менная школа, социальный педагог, осуществляя социальную защиту, должны дать учащимся знания об их правах, о социальных гарантиях при обучении и в трудовой деятельности, экономичес ких и социальных нормах использования труда подростков и мо лодежи в условиях рынка.
|
|
Под социальными гарантиями предполагается: заработная плата не ниже прожиточного минимума, пенсии, пособия, право на труд, бесплатное образование и медицинское обслуживание, право на жилище и отдых.
Не только социальный педагог, а каждый учитель-предмет ник, классный руководитель должны решать вопросы адаптации учащихся к жизненной среде, социализации личности, а соответ ственно вопросы межличностных взаимоотношений учащихся между собой, учащихся и педагогов. Для этого учитель должен работать не с массой учеников, а с каждым ребенком, подрост ком индивидуально.
Интересен опыт такой работы учительницы математики шко лы № 809 г. Москвы А. В. Няниной. Она считает, что самое главное в работе учителя — охватить своим влиянием ребят «группы рис ка», которая включает учащихся, конфликтующих с учителями, не ладящих с родителями, с физическими отклонениями. Ища пути решения поставленной задачи, она пыталась ответить на сле дующие вопросы:
64
Почему подросток хорошо учится в начальной школе?
Почему у одного учителя он учится хорошо, а у другого плохо? Почему одни отвечают хорошо устно, а другие письменно? Почему с одними существует взаимопонимание, а с другими
нет?
Почему в классе «Б» он успевает объяснить новый материал, а в «А» нет?
Отвечая на эти вопросы, учительница поняла, что гораздо важ нее преподавания знаний выбор нужного стиля обучения, инди видуализация работы на уроке в зависимости от типов мышления учащихся.
В соответствии с этими типами подбираются домашние зада
ния, строится учебно-воспитательный процесс.