Опытно-практическая работа по формированию представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста с недостатками зрительного восприятия с использованием игр и упражнений проводилась в старшей группе МАДОУ «Детский сад № 5» г. Стерлитамака. В диагностическом обследовании принимали участие 7 детей старшего дошкольного возраста с недостатками зрительного восприятия.
Опытно-практическая работа включала в себя три этапа. Первым этапом было проведение диагностики. Для выявления уровня развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с недостатками зрительного была использована методика диагностики Н.Я. Кушнир, выявляли представления детей о различных временных отрезках: частях суток, днях недели, месяцах, временах года. Результаты диагностики показали, что 2 ребенка имеют высокий уровень развития временных представлений (28 %), 3 ребенка показали средний уровень (44 %) и 2 ребенка низкий уровень (28 %).
На основании результатов первичной диагностики была составлена серия игра и упражнений, состоящая из 4 блоков: «Части суток», «Вчера, сегодня, завтра», «Дни недели», «Времена года и месяцы».
|
|
Завершающим этапом практической работы стала разработка методических рекомендаций для родителей по формированию представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста с недостатками зрительного восприятия.
Заключение
В ходе работы была исследована проблема формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста с недостатками зрительного восприятия с использованием игр и упражнений. Проблемой формирования временных представлений у детей с недостатками зрительного восприятия занимались такие ученые как В.А. Кручинин, Е.Б. Островская, Л.И. Плаксина, В.С. Сверлов, Л.А. Семенов, Л.И. Солнцева, Н.Г. Хопренинова и др.
Развитие временных представлений у дошкольников – это одна из сторон математического развития детей. Постигая окружающий мир, дошкольники воспринимают его специфическим образом. Основными особенностями восприятия дошкольниками с недостатками зрительного восприятия времени как объективной реальности являются опосредованность, смешение пространственно-временных понятий, отсутствие точного речевого обозначения данных категорий, соподчиненности собственных действий, времени и др. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении – от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать». Поэтому даже старшие дошкольники с недостатками зрительного восприятия иногда сомневаются в его существовании.
|
|
Работа воспитателя по формированию представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста с недостатками зрительного восприятия должна проходить последовательно и систематично, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Обучение детей организуется в образовательной деятельности по математике; закрепляется в игровой, трудовой, продуктивных видах деятельности и в режимных моментах. Основная цель использования игровых методов в развитии временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с недостатками зрительного восприятия – это повышение интереса у детей к изучению математики, формирование и развитие умственных способностей, закрепление математических знаний на практике.
После изучения и анализа психолого-педагогической и методической литературы была проведена опытно-практическая работа. В диагностическом обследовании участвовало 7 детей старшего дошкольного возраста с недостатками зрительного восприятия. Для выявления знаний старших дошкольников о времени использовались методики диагностики, разработанные Н.Я. Кушнир: части суток, дни недели, времена года, месяца. Результаты диагностики показали, что 2 ребенка имеют высокий уровень развития временных представлений (28 %), 3 ребенка показали средний уровень (44 %) и 2 ребенка низкий уровень (28 %).
Нами была составлена серия игр и упражнений, направленных на формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с недостатками зрительного восприятия. Серия игр и упражнений состоит из четырех блоков: «Части суток», «Вчера, сегодня, завтра», «Дни недели», «Времена года и месяцы».
Разработаны методические рекомендации для родителей по формированию представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста с недостатками зрительного восприятия.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение. В перспективе планируем продолжить работу над данной проблемой.
Список литературы
1. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников / А.В. Белошистая. – М.: ВЛАДОС, 2017. – 400 с.
2. Будько Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций / Под. ред. Т.С. Будько. – Брест: БРГУ, 2018.– 46 с.
3. Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 72 с.
4. Виноградова Н.А. Дошкольное образование. Словарь терминов / Н.А. Виноградова. – М.: Айрис-пресс, 2017. – 400 с.
5. Гогоберидзе А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Стандарт третьего поколения / А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. – СПб.: Питер, 2019. – 464 с.
6. Григорян Л.А. Комплексное лечение косоглазия и амблиопии в сочетании с медико-педагогическими мероприятиями в специализированных дошкольных учреждениях / Л.А. Григорян, Т.П. Кащенко. – М.: Просвещение, 2018. – 33 с.
7. Данилова В.В. Обучение математике в детском саду: Практические, семинарские и лабораторные занятия; Для студентов средних педагогических заведений / В.В. Данилова, Т.Д. Рихтерман З.А. Михайлова. – М.: Просвещение, 2016. – 160 с.
8. Дружинина Л.А. Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации / Л.А. Дружинина. – Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2020. – 176 с.
9. Ермаков В.П. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.П. Ермаков, Г.А. Якунин. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 240 с.
10. Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников / Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В. П. Новикова. – М.: Просвещение, 2017. – 192 с.
|
|
11. Ерофеева Т.И. Дети у истоков математики: Спецкурс: Методика обучения математике / Т.И. Ерофеева, В.П. Новикова, Л.Н. Павлова. – М.: АПО, 2016. – 58 с.
12. Зайцев В.В. Математика для детей дошкольного возраста. Занятия с детьми 3-5 летнего возраста: пособие для воспитателей и родителей / В.В. Зайцев – М.: ВЛАДОС, 2019. – 47с.
13. Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет / Под ред. О.М. Дьяченко, Е.П. Агаевой. – М.: Просвещение, 2016. – 87 с.
14. Земцова М.И. Особенности познавательной деятельности детей с нарушением зрения / М.И. Земцова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2018. – № 3. – С. 26-32.
15. Злобенко М.П. Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста / М.П. Злобенко. – Волгоград: Учитель, 2016. – 110 с.
16. Касабуцкий Н.И. Давайте поиграем: мат. игры для детей 5-6 лет: кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Н.И. Касабуцкий, Г.Н. Скобелев, А.А. Столяр, Т.М. Чеботаревская; Под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 2019. – 80 с.
17. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2019. – 416 с.
18. Комарова Т.С. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу / Т.С. Комарова, О.А. Соломенникова; под ред. Т.С. Комаровой. – Ярославль: Академия развития, 2017. – 144 с.
19. Колесникова Е.В. Развитие математического мышления у детей 5-7 лет / Е.В. Колесникова. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 40 с.
20. Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет: Методическое пособие к рабочей тетради / Е.В. Колесникова. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 80 с.
21. Корнеева Г. Современные подходы к обучению дошкольников математике / Г. Корнева, Е. Година // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 3. – С. 66-68.
22. Кравцов Г.Г. Психология и педагогика обучения дошкольников: учеб. пособие / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова; под ред. А. Дорофеевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2019. – 264 с.
23. Кузнецова Г. Веселые математические истории для дошкольников / Г. Кузнецова // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 12. – С. 31-34.
24. Мамулькина В.Е. Развитие зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушением зрения / В.Е. Мамулькина [Электронный ресурс] URL: http://psychology.snauka.ru/2015/02/4487 (дата обращения: 07.04.2020).
|
|
25. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2016. – 592 с.
26. Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей / А.А. Смоленцева, О.В. Пустовой, 3.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. – СПб.: Акцидент, 2017. – 123с.
27. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания: учеб.пособие / Н.В. Микляева. – М.: Академия, 2018. – 208 с.
28. Михайлова 3.А. Теории и технологии развития математических представлений детей дошкольного возраста. Хрестоматия / 3.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая, М.Н. Полякова. – М.: Центр педагогического образования [Электронный ресурс] http://rudocs.exdat.com/docs/index-86991.html (дата обращения: 18.03.2020).
29. Непомнящая Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста / Р.Л. Непомнящая. – СПб.: Детство-пресс, 2017. – 57 с.
30. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 480 с.
31. Плаксина Л.И. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида: Учебно-методическое пособие / Л.И. Плаксина, Л.С. Сековец. – М.: ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ», 2017. – 90 с.
32. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения / Л.И. Плаксина. – М.: ГороД, 2018. – 261 с.
33. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: Просвещение, 2017. – 158 с.
34. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2018. – 304 с.
35. Рихтерман Т.Д.Формирование представлений о времени у детей в дошкольном возрасте / Т.Д. Рихтерман. – М.: Просвещение, 2015. – 245 с.
36. Сербина Е.В. Математика для малышей / Е.В. Сербина. – М.: Просвещение, 2016. – 56 с.
37. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием / А.А. Смоленцева. – М.: Просвещение, 2017. – 95 с.
38. Смоленцева А.А.Формирование временных представлений у дошкольников. Конспекты занятий / А.А. Смоленцова // Дошкольная педагогика. – 2016. – №6. – С. 16-18.
39. Солнцева Л.И. Психология детей с нарушением зрения (детская тифлопсихология) / Л.И. Солнцева. – М.: Классикс Стиль, 2017. – 256 с.
40. Солнцева Л.И. Особенности психологической помощи детям с нарушениями зрения в дошкольном учреждении: Методические рекомендации / Л.И. Солнцева, Н.Л. Анисимова, И.В. Новичкова. Под ред. Л.И. Солнцевой. – М.: Сфера, 2018. – 96 с.
41. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду / А.И. Сорокина. – М.: Просвещение, 2019. – 96 с.
42. Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 312 с.
43. Тарабарина Т.И. Детям о времени / Т.И. Тарабарина. – Ярославль, 2018. – 123 с.
44. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников / Т.В. Тарунтаева. – М.: Просвещение, 2016. – 274 с.
45. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] http://izo.tom.ru/index.php/dokumenty/85-fgos-dou-poslednyaya-redaktsiya (дата обращения: 09.03.2020).
46. Фрейлах Н.И. Методика математического развития / Н.И. Фрейлах. – М.: Форум, 2019. – 136 с.
47. Фомичева Л.В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения: Офтальмологические и гигиенические аспекты охраны и развития зрения: учебно-методическое пособие / Л.В. Фомичева. –СПб.: КАРО, 2017. – 256 с.
48. Целищева И. Математика – не отвлеченная наука / И. Целищева, М. Большакова // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 12. – С. 12-15.
49. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду / Е.И. Щербакова. – М.: Академия, 2016. – 272 с.
50. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: уч. пособие / Е.И. Щербакова. – М.: МПСИ, 2017. – 392 с.
Приложение 1
Наглядный материал к играм и упражнениям
Части суток
Дни недели
Времена года
Приложение 2
Конспект дидактической игры «Назови соседей»
Цель: Закрепить временные представления у детей.
Образовательные задачи:
− Построить устройство натурального ряда.
− Повторить последовательность частей суток, дней, недели, месяцев, времен года.
Развивающие задачи:
− Развивать память, внимание, речь, игровую деятельность.
− Развивать быстроту реакции, координацию движений.
Воспитательные задачи:
− Воспитывать умению слушать инструкцию и действовать в соответствии с ней.
− Воспитывать умение оценивать свою деятельность и деятельность сверстников в соответствии с правилами игры.
− Воспитывать умение работать в коллективе, слушать и исправлять ответы товарищей.
Активизация словаря:
Количественные числительные, части суток, дни недели, месяцы, времена года.
Предварительная работа:
Ежедневно обсуждать, какой сегодня месяц, день недели и т.п. Выучивание считалок. Проведение игр типа «Считай дальше!», «Считай обратно!», «Назови следующий!», «Назови предыдущий!».
Оборудование: мяч.
Организация детей:
Группа детей становятся полукругом в игровой комнате (можно играть на улице).
Ход игры:
Беседа:
Воспитатель собирает детей вокруг себя
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем. Игра называется «Назови соседей». Повторите, как называется игра.
Дети: Назови соседа.
Воспитатель: А вы знаете, кто такие соседи?
Дети: Те, кто живет рядом.
Воспитатель: Рядом живут не только люди, но и числа, дни недели, месяцы, времена года.
Воспитатель: Назовите числа по порядку.
Назовите по порядку части суток.
Назовите по порядку дни недели.
Назовите по порядку месяца.
Назовите по порядку времена года.
Воспитатель: Молодцы! Вы очень много знаете, теперь мы сможем поиграть. Встаньте полукругом.
Инструкция:
Воспитатель: Я буду вам кидать мяч и давать задание. Вы должны поймать мяч, правильно ответить и бросить мяч мне обратно. Давайте попробуем.
Воспитатель кидает мяч одному из детей
Воспитатель: Назови соседей числа 3!
Дети: 2 и 4.
Воспитатель: Правильно ребята?
Дети: Да.
Воспитатель: А теперь я это буду делать быстро, постарайтесь поймать мяч, правильно ответить и бросить мяч мне в руки.
Игровая деятельность:
Воспитатель: Начали игру.
Воспитатель бросает детям мяч по очереди, затем беспорядочно и дает задания
Воспитатель: Назови соседей числа 5!
Дети: 4 и 6.
Воспитатель: Назови соседей утра!
Дети: Ночь и день.
Воспитатель: Назови соседей среды!
Дети: Вторник и четверг.
Воспитатель: Назови соседей марта!
Дети: Февраль и апрель.
Воспитатель: Назови соседей зимы!
Дети: Осень и весна.
Ребенок, поймавший мяч, отвечает и кидает мяч обратно. Если мяч не пойман или ответ неправильный, то процесс повторяется. Дети помогают друг другу исправлять ошибки.
Индивидуальная работа:
Воспитатель: Что идет за средой?
Какой день недели перед средой?
Значит, кто соседи среды?
Поймай мяч еще раз и ответь правильно.
Игра заканчивается, когда будут использованы все возможные варианты заданий.
Варианты усложнения игры:
Можно при помощи считалочки выбрать водящего ребенка, который будет кидать мяч и давать задания.
Можно менять водящего после каждого правильного ответа, тогда детей лучше поставить вкруг.
Итог:
Воспитатель: Ребята, как здорово вы играете! Как называется эта игра?
Дети: Назови соседей.
Воспитатель: Почему мы смогли в нее поиграть?
Дети: Мы умеем считать, знаем части суток, дни недели, месяцы, времена года.
Воспитатель: Мне очень понравилось играть с вами. В следующий раз мы поиграем в другую игру.