Распространенные трудности, возникающие на занятиях по изобразительному искусству

Психологические особенности развития интереса к изобразительной деятельности

Каждый человек занимается творчеством всю свою жизнь. Люди пытаются не просто выполнить какую-либо работу, а внести в неё что-то от себя. Мастером своего дела человек становится, внося в работу вкус, эстетику, ощущая вдохновение, делая с любовью. 

Рисование в детском саду отражает впечатления о явлениях и предметах окружающего мира. Это, стоит отметить, справедливо как для детей, так и для взрослых. Также интересным является то, что через детское рисование психологи ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка. Изобразительная деятельность ребенка рассматривается как возрастная эволюция, также рассматривается связь детских рисунков с эмоциональным состоянием, с умственным развитием и развитием личности ребенка.

Изучением детского рисунка начали заниматься в конце 19 века. Первыми исследователями детского рисунка, его психологических основ были искусствовед Коррадо Риччи, в России - В.М. Бехтерев, Ю.Н. Болдырев, Л.С. Выготский, С.А. Левитин и многие другие.

Так, Карл Лампрех подчеркивал значение детского рисунка как объективного материала для изучения психологии детства, дающего возможность исследовать общие и индивидуальные психологические особенности ребенка, переход от одного периода детства к другому. [2. C.62]

В конце XIX века возникло новое направление психологии – детская психология. В связи с этим детское творчество начало привлекать особое внимание ученых многих направлений: психологов, педагогов, искусствоведов. Появилось много литературы, освещающей вопросы детского творчества. Первым автором, написавшим книгу, посвященную анализу детского рисунка был К. Ричи "Дети - художники".

По мнению Л.С. Выгодского, деятельность человека может быть разделена на два вида:

- воспроизводящую (репродуктивную);

- комбинирующую (творческую).

Репродуктивная деятельность связана с нашей памятью, она воспроизводит, а творческая - эта такая деятельность, когда человек представляет. Творческая деятельность называется воображением или фантазией.

Л.С. Выготский подчеркивает, что наряду с образами, которые строятся в процессе непосредственного познания действительности, человек строит образы, которые осознаются как область, построенная воображением.

Одна из особенностей и основная проблема детского творчества связана с тем, что творческая деятельность ребенка не может мотивироваться для него как учебная, а лишь как деятельность, направленная на создание продукта, который должен произвести воздействие на кого-либо.

Необходимо научиться управлять особенностями проявления детского творчества, разрабатывать методы, развивающие его. Большое влияние на творчество и на общее развитие ребенка оказывают мероприятия, направленные на развитие восприятия красоты в окружающем мире и в произведениях искусства. В дошкольном возрасте дети проходят социализацию, обучение, подготовку в дошкольных учреждениях, где педагоги и воспитатели используют разные техники и приемы для развития ребенка. Основной задачей психологии и педагогики является воспитание ребенка активной и творческой личностью.

Для ребенка свойственно интересоваться миром, новыми объектами, экспериментировать. Взрослый человек, в чьих интересах организовать условия для развития личности ребенка, ставит для ребенка практические задачи, условия при которых уровень интереса к функциям и качествам предмета определяется взрослым. В таком случае познавательная активность ребенка подчинена практической целью.

Познавательная активность ребенка может направляться определенной целью – достижение результата. В свою очередь, цель педагогов дошкольного образования – развитие творческой активности. Это связано с тем, что творческая активность представляется одним из ключевых качеств личности.

 

Потребности детей в обучении, деятельности, игре, общении, отдыхе, творческая потребность, потребность в самореализации являются источником развития творческой активности.

Существуют определенные психологические условия, наличие которых необходимо для развития творчески активной личности:

1. многочисленные жизненные ситуации, окружающие ребенка, развлечения, праздники в детском саду, занятия, источники художественной информации, обогащающие переживания детей

2. предметно-пространственная среда, позволяющая детям выбрать какой-либо вид художественной практики, развернуть свою деятельность и придать ей тот или иной характер

3. тактика и характер руководства педагога, его соучастие, действия, проявляющиеся в выражении своего отношения к художественной деятельности, создающих благоприятную атмосферу в поощрительных замечаниях

4. детские художественные интересы, их устойчивость, избирательность;

5. побуждения, вызывающие у детей их самостоятельную деятельность на основе стремления выразить свои художественные впечатления, применить имеющийся или усовершенствовать художественный опыт, включиться в детские взаимоотношения

 

Произвольные движения во время рисования от непроизвольных отличает устное, словестное воздействие педагога. Навыки и движения приобретают могут приобрести преднамеренный и сознательный характер. Так называемая инструкция действия приобретает смысл лишь в том случае, если её слова понятны детям.

 

Педагогические условия развития интереса к изобразительной деятельности и творческой направленности у детей младшего дошкольного возраста в центрах дополнительного и дошкольного образования

 

В занятиях творчеством непременно важно сохранять индивидуальность. Для занятий с детьми это также справедливо. Ребенок может выражать позицию в решении творческих задач, педагог не должен препятствовать ребенку естественных его проявлениях. Важно обеспечивать условия для творческой самореализации, насыщение навыками и обеспечить правильное знакомство с художественно-выразительными средствами. Искаженные умения и навыки, полученные ребенком самостоятельно при знакомстве с художественными материалами, в дальнейшем намного тяжелее исправить педагогом.

Отметим, что детьми младшего дошкольного возраста информация усваивается наиболее успешно с использованием игры, через сказку, с участием различных персонажей, для того, чтобы дети эмоционально переживали ситуацию, участвовали в диалогах, выражали образы в движениях. Также помочь ребенку понять образ помогает сравнение его с чем-либо уже изученным. Каждый ребенок для себя находит сходства, но и педагог должен принимать активное эмоциональное участие в процессе, направлять мысль ребенка, помогать в ассоциациях, и при этом, механически изображая что-либо на бумаге, дети усваивают информацию доступным для них способом.

В творчестве важны разнообразность и уникальность. Нужно основываться на том принципе, что ребенок может сам выбрать способ изображения. Педагог демонстрирует несколько вариантов, оставляя за ребенком право выбора. Такой принцип работы педагога осуществляет важную стратегию сохранения уникальности каждой отдельной работы. Каждый ребенок создает свой неповторимый образ, что делает результаты занятий наиболее эмоциональными, увлекательными для учеников. 

Соблюдение вышеперечисленного также используется для обобщения итогов занятия в конце работы. Педагог диктует обязательные рабочие моменты, среди которых – выставка рисунков в конце каждого занятия. Если учитывать, что рисунки разнообразны, отличаются друг от друга, каждый ребенок может наблюдать разные способы, варианты решения задачи по передачи образа. Наблюдая многообразие, сравнивая, фантазируя и изучая работы сверстников, дети приобретают опыт, равноценный наблюдению известных произведений искусства. Только в данном случае, наблюдаемые им работы наиболее понятны и близки. Педагог, также, выступает в роли провокатора на обсуждение, способствуя активной беседе о проделанной работе. Удачным решение в работе будет предложить детям сравнить одинаковые сюжеты, но выполненные по-разому. Например, задать вопрос: «у кого дерево самое большое? У кого зеленые яблочки, а у кого красные?» Дети 3-4лет, в связи с разным уровнем речевого развития, могут участвовать в беседах с разным уровнем вовлеченности, ответной реакции, качеством выводов и сложностью ответов. Не смотря на это, момент беседы должен присутствовать. Педагог, словно актер, может подыгрывать или подстраиваться под ситуацию и уровень развития группы или отдельных учеников. 

Разнообразить нужно также и обстановку проводимых занятий. Особенно ярко дети младшего дошкольного возраста реагируют на сказки. У каждого ребенка есть свой любимый сказочный герой, своя любимая сказка. У детей задания в изобразительной деятельности, связанные со сказочными героями вызывают много положительных эмоций. Стоит отметить, что к новым и незнакомым сказкам дети относятся так же с интересом, этот нюанс можно использовать для оглашения каких-либо правил работы с материалами или этическими нормами, поучительными моментами. Информация излагается на доступном для детей языке, через образы и ассоциации, тем самым легко усваивается. 

Распространенные трудности, возникающие на занятиях по изобразительному искусству

 

В практике обучения детей изобразительному искусству педагог сталкивается с тем, что бывает трудно скомпоновать, придумать новое интересное занятие по какой-либо теме. Как известно, занятия для детей младшего дошкольного возраста должны проходить увлекательно, разнообразно. В условиях ограниченного времени и нехватки идей может возникнуть ситуация стереотипности на занятиях. Педагог устанавливает слишком жесткие рамки для детей в изображении сюжетов и образов. Правила сковывают инициативу, лишают детей проявлять творческие способности и в конечном итоге дети теряют мотивацию в рисовании. 

Распространенной трудностью в обучении детей рисованию является боязнь педагога оставить детей наедине с поставленной задачей. Элементарно это выражается в таком обычном действии, как подготовка к занятию. Если педаог не уверен в своих учениках, то перед началом занятия на столе у детей уже лежит лист бумаги нужной ориентации, все краски подготовлены, вода в баночках и так далее. Возьмем во внимание тот факт, что когда дети выполняю подготовительные к работе действия, они настраиваются на саму работу. Даже если этот прцесс занимает значительное время, которого на занятии может быть в дефиците, этим «ритуалом» не стоит пренебрегать. Нужно предоставлять детям возможность самим создать для себя творческую рабочую атмосферу через подготовку к рисованию. пусть ребенок сам возьмет лист и расположит его так, как ему кажется наиболее удачным – горизонтально или вертикально. Взять этот отдельны момент, например, педагог может поправить ребенка или похвалить его за верное решение. Это приведет к наиболее эффективному самостоятельному приобретению навыков. Целесообразно показать детям варианты решения задачи на каком-либо примере.

Большой ошибкой в работе педагога является негативная оценка детских работ, высмеивание композиционных или цветовых решений. Рассматривая свои и чужие рисунки, дети должны получить удовольствие от них. В зависимости от того, как проходит анализ рисунков, будет зависеть дальнейшая творческая направленность. При возникновении положительных эмоций от просмотра возникает положительная мотивация к творческой деятельности. Если ребенок не получит удовлетворения от рисования в связи с плохими оценками его работ, возникает негативный опыт, препятствующий возникновению дальнейшего желания проявлять творческую активность.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: