Выводы по первой главе

В результате анализа отечественного и зарубежного теоретического материала по перфекционизму, можно сделать вывод, что перфекционизм являясь обостренным стремлением к совершенству, которое может относиться как к собственной личности, так и к результатам любой деятельности, имеет определенные социально-психологические аспекты. Как результат чрезмерно высоких стандартов деятельности и предъявления требований себе, стремление к совершенству оказывает влияние на формирование личности.

Перфекционизм порой начинает формироваться под влиянием семьи уже в детском возрасте в результате завышенных требований со стороны родителей. Однако в подростковом возрасте происходит развитие невротического перфекционизма, то есть неадекватного навязчивого стремления к безупречности и личным достижениям с жесткой самокритикой.

Кроме того, в период ранней юности происходят изменения в учебной деятельности. Данные изменения влияют на мотивацию учебной деятельности. Структура мотивационной сферы становится более устойчивой, повышается уровень мотивации. Они начинают интересоваться теми предметами, которые необходимы для поступления на какую-либо специальность. Кроме того, в данный возрастной период на мотивацию учения влияет адекватность самооценки учебных способностей. Положительную мотивацию к учению можно наблюдать у учеников с адекватной самооценкой. У учащихся с неадекватной самооценкой, как заниженной, так и завышенной, наблюдается сниженная мотивация к учению.

Доминирующими мотивами в данный возрастной период являются внутренние мотивы, например познавательная мотивация и мотивация достижения. Кроме того, ведущим мотивом школьников старших классов является подготовка к поступлению в профессиональное учебное заведение.

В юношеском возрасте происходит развитие интересов, возникает потребность совершенствования своей учебной деятельности. Главное место занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни. Школьники стремятся к достижению поставленных целей, к высоким результатам.  

Вышеизложенное предопределило цель выполненного эмпирического исследования – перфекционизм как предиктор внутренней и внешней академической мотивации у страшеклассников.


 


ГЛАВА 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи перфекционизма и учебной мотивации

Процедура исследования

Экспериментальная часть исследования проводилась в городе Ижевске, в 2020 году. В соответствии с задачами исследования в качестве испытуемых выступали юноши и девушки 15-18 лет, учащиеся 10-11-х классов одной из школ города Ижевска. Общая выборка составила 147 человек.

В исследовательской работе выделены следующие этапы:

1 этап – эмпирическое исследование. Каждому испытуемому был предложен пакет тестовых заданий, состоящий из 2 методик. Каждый тест- опросник выдавался на отдельном бланке с подробной инструкцией выполнения. Далее по бланку ответов подсчитывались результаты в соответствии с ключом для каждого теста. Таким образом, получились качественные и количественные показатели индивидуальных характеристик отвечающих. Результаты были занесены в общую таблицу – матрицу данных.

2 этап – количественный и качественный анализ полученных данных. Для обработки экспериментальных данных использовался пакет прикладных программ математической обработки данных SPSS, а уже в самой программе были использованы такие статистические методы, как: метод проверки на нормальность распределения асимметрии и эксцесса, параметрический t-критерий Стьюдента, корреляционный анализ Пирсона, множественный регрессионный анализ.

Основным условием методологии при организации любого эмпирического исследования является соответствие эмпирического и методологического обеспечения. Выполнение данного условия явилось основой для выделения тех или иных исследовательских техник в нашей работе.

 

Эмпирические методы исследования

Опросник перфекционизма (Н.Г.Гаранян, А.Б. Холмогорова, в адаптации А.Д.Наследова, Л.Б.Киселевой).

Опросник содержит 19 вопросов, количество шкал – 3. Анализ утверждений, включенных в шкалы, дал авторам возможность идентифицировать шкалы следующим образом: «высокие стандарты и притязания» (шкала с положительным характером влияния), «критическое отношениек себе и сомнения в собственных силах» и «постоянное сравнение себя с другимипри ориентации на самых успешных». Последние две шкалы, как и предполагалось, скорее диагностируют негативные аспекты перфекционизма. Данная методика предназначена для выявления перфекционистских установок испытуемого.

Опросник шкалы академической мотивации (Т.О. Гордеева, О.А. Сычев, Е.Н. Осин).

В методике 32 вопроса и 8 факторов, каждый из которых включает по 4 вопроса: внутренняя мотивация (познавательная мотивация, мотивация достижения, мотивация саморазвития), внешняя мотивация (мотивация самоуважения, интроецированная мотивация, мотивация уважения родителями, экстернальная мотивация) и амотивация. Цель данной методики – измерение выраженности и типа мотивации к учебной деятельности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: