Цитируемая литература

 

1. Агада. Сказания, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей. Ростов‑на‑Дону, 2000.

2. Аттиас Жан‑Кристоф, Бенбасса Эстер. Еврейская цивилизация. Энциклопедический словарь. М., 2000.

3. Афанасьев Александр. Мифы, поверья и суеверия славян. М. – С.‑Пб., 2002.

4. Бауер Вольфганг, Дюмоц Ирмтрауд, Головин Сергиус. Энциклопедия символов. М., 1995.

5. Бессерман Перли. Каббала и еврейский мистицизм. М., 2002.

6. Брокгауз и Эфрон. Энциклопедический словарь. Биографии. М., 1993.

7. Булгаков С. В. Православие. Ереси, секты. Западные вероисповедания. Соборы. М., 1994.

8. Вавилон и Иерусалим. Ближневосточный конфликт в свете Библии. М. – Иерусалим. 2002.

9. Вебстер Неста. Всемирная революция. Заговор против цивилизации. Киев, 2001.

10. Виленский О. Г. Психиатрия. Социальные аспекты. М., 2002.

11. Воробьевский Ю., Соболева Е. Пятый Ангел вострубил. М., 2003.

12. Воробьевский Ю. Стук в Золотые врата. М., 2003.

13. Воробьевский Ю. Шаг змеи. М., 2002.

14. Гиляров Кирилл. Тайна Таньи. М., 1999.

15. Гиляровский В. А. Учение о галлюцинациях. М., 2003.

16. Глубоковский Н.Н. Благовестие св. Апостола Павла и иудейско‑раввинское богословие. 1998.

17. Гностики или о «лжеименном знании». Киев, 1997.

18. Гонсалес‑Уиплер Миген. Каббала для современного мира. М., 2000.

19. Даймонт М. Евреи, Бог и история. М., 1994.

20. Данилин Александр. LSD. Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости. М., 2001.

21. Диавол, его нынешние лжечудеса и лжепророки. Житомир, 2002.

22. Дубнов С.М. Краткая история евреев. М., 1996.

23. Журавель О. Д. Сюжет о договоре с дьяволом в древнерусской литературе. Новосибирск, 1996.

24. Иванов В. Ф. Русская интеллигенция и масонство: от Петра I до наших дней. М., 1997.

25. Святитель Игнатий Брянчанинов. Слово о смерти. Минск, 1999.

26. Йонас Ганс. Гностицизм. С.‑Пб., 1998.

27. …И даны будут жене два крыла. М., 2002.

28. Как защитить вашего ребенка? М., 2002.

29. Кандинский В. X. О псевдогаллюцинациях. М., – Н.Новгород, 2001.

30. Кара‑Мурза С.Г. Манипуляция сознанием в России сегодня. М., 2001.

31. Священник Николай Карасев. Путь оккультизма. Историко‑богословские исследования. М., 2003.

32. Колеман Джон. Комитет 300. М., 2000.

33. Крафт Чарльз. Свобода от мрака теней. Н.Новгород, 2000.

34. Крыленко А. К. Денежная держава. Тайные механизмы истории. М., 2002.

35. Диакон Андрей Кураев. Кто послал Блаватскую. М., 2000.

36. Диакон Андрей Кураев. Сатанизм для интеллигенции. (О Рерихах и Православии). Т. I, II. М., 1997.

37. Лайтман Михаэль. Кабала. Тайное еврейское учение. Новосибирск. 1993.

38. Лайтман Михаэль. Наука каббала. М., 2001.

39. Лану Арман. Мопассан. М., 1971.

40. Леманн А. Иллюстрированная история суеверий и волшебства. Киев, 1993.

41. Лесны И. О недугах сильных мира сего. Ростов‑на‑Дону, 1998.

42. Игумен Марк. Злые духи и их влияние на людей. М., 2002.

43. Махзор на Йом‑Кипур. М., 2001.

44. Медведев Жорес. Сталин и еврейская проблема. М., 2003.

45. Медведева И.,Шишова Т. Логика глобализма. М., 2002.

46. Священник Михаил. Православный взгляд на творчество. М., 1997.

47. Игумен N. От чего нас хотят «спасти». М., 2001.

48. Назаров Михаил. Закон об экстремизме и «Шулхан арух». М., 2002.

49. Натаф Анре. Мэтры оккультизма. С.‑Пб., 2002.

50. Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера. Справочник. Том 1. Сатанизм. Автор‑составитель И.Куликов. М., 1999.

51. Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера. Справочник. Том 4. Восточно‑мистические группы. Часть 1. Автор‑составитель И.Куликов. М., 2002.

52. Нордау Макс. Вырождение. М., 1995.

53. Нострадамус Мишель. Центурии. М., 1991.

54. Острецов Виктор. Масонство, культура и русская история. М., 1998.

55. О психологии К.Юнга и прозе Г.Гессе. Пермь, 2001.

56. Священник Константин Пархоменко. Вселение и изгнание диавола. С.‑Пб. – М., 2002.

57. Смилянская Е.Б. Волшебники. Богохульники. Еретики. М., 2003.

58. Петишка Эдуард. Голем. Прага, 1997.

59. Платонов О. А. Терновый венец России. Тайная история масонства. Документы и материалы. Том I. М., 2000.

60. Платонов О. А. Терновый венец России. Тайна беззакония. Иудаизм и масонство против Христианской цивилизации. М., 1998.

61. Попов А. Чрево. Религия мнимого дела. М., 1996.

62. Правила Святых Апостолов и Святых Отец с толкованиями. М., 2000.

63. Правила Святых Вселенских Соборов с толкованиями. М., 2000.

64. Преподобный Силуан и его ученик архимандрит Софроний. Клин, 2001.

65. Проблемы современной православной семьи. С.‑Пб., 2003.

66. Рассел Джеффри Бартон. Мефистофель. Дьявол в современном мире. С.‑Пб., 2002.

67. Архимандрит Рафаил (Карелин). В аду на земле. М., 2001.

68. Архимандрит Рафаил (Карелин). Векторы духовности. М., 2003.

69. Роббинс Рассел Хоуп. Энциклопедия колдовства и демонологии. М., 1996.

70. Русское колдовство. М. – С.‑Пб., 2002.

71. Русская расовая теория до 1917 года. М., 2002.

72. Сидоров Валентин. Людмила и Вангелия. М., 1992.

73. Сидоров Валентин. Против течения. М., 1992.

74. Солженицын А. И. Двести лет вместе. Т. 1. М., 2001.

75. Соловьев Вс. С. Современная жрица Изиды. М., 1994.

76. Архимандрит Софроний (Сахаров). Видеть Бога как Он есть. М., 2000.

77. Стоянова Красимира. Ванга. М., 2003.

78. Тайны ясновидения великой Ванги. Минск, 1999.

79. Теуш В. Л. О духовной истории еврейского народа. М., 1998.

80. Тихомиров Лев. Религиозно‑философские основы истории. М., 1997.

81. Раби Йозеф Телушкин. Еврейский мир. М. – Иерусалим, 1998.

82. Фауст и Заратустра. С.‑Пб., 2001.

83. Федоров И. Владимир Соловьев и православие. М., 2000.

84. Фрэзер Джеймс Джордж. Золотая ветвь. М., 1983.

85. Харитонова В.И. Заговорно‑заклинательное искусство восточных славян. М., 1999.

86. Хасидская мудрость. Сост. В.В. Лавский. М., 1999.

87. Ходос Эдуард. Еврейский синдром. Харьков, 2001.

88. Xодос Эдуард. Еврейский синдром 3. Киев, 2002.

89. Холл Мэнли П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Т.П. Новосибирск, 1992.

90. Честертон Гилберт К. Вечный человек. М., 2003.

91. Шафаревич. И.Р. Трехтысячелетняя загадка. История еврейства из перспективы современной России. С.‑Пб., 2002.

92. Штрак Г. Л. Кровь в верованиях и суевериях человечества. С.‑Пб., 1995.

93. Цвейг Стефан. Борьба с демоном. М., 1992.

94. Раби Шимон. Фрагменты из книги Зогар. М., 1994.

95. Элиаде Мирча. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения. М. – С.‑Пб., 1999.

96. Эткинд А. Хлыст. Секты, литература и революция. М., 1998.

97. Эфроимсон В. П. Биосоциальные факторы повышения умственной активности. М., 1982.

* * *

 

 

 


[1] Описание из книги Иоганна Вейера, вышедшей в 1563 году.

 

[2] Кошмары «обратной стороны титанизма» кратко, но впечатляюще описал А.Ф. Лосев.

 

[3] Будучи актером, Шекспир исполнил в своих трагедиях единственную роль – этой самой тени. Интересно: свидетельства современников показывают нам его как человека малограмотного, полностью погруженного в житейские, низменные проблемы. Многие исследователи приписывают «произведения Шекспира» одному из образованнейших и блестящих людей своего времени – сэру Фрэнсису Бэкону. Логика такова: будучи розенкрейцером, он зашифровал в своей драматургии и поэзии таинства Ордена, а произведения приписал тому, кто стал лишь «тенью» его авторства.

 

[4] Отсюда и хиромантия: даже мельчайшей черточке и бугорку на ладони также соответствует особый знак.

 

[5] О духовном невежестве великих умов Запада мы размышляем не с «высоты» нашего времени. Отнюдь нет. О различении духов Отцы Восточной Церкви писали практически за тысячу лет до перечисленных нами «мудрецов».

 

[6] Одетый в золотую оправу кусок отполированного антрацита хранится ныне в Британском музее, основатель которого, кстати, – Джон Ди.

 

[7]  Франсес Йейтс. Розенкрейцеровское просвещение. М., 1999.

 

[8] Замечательный языковед адмирал Шишков именно так писал об этимологии слова «наука» – на ухо.

 

[9] «Литании Сатане», Бодлер.

 

[10]  Пауль Штерн, биограф знаменитого психиатра, пишет по этому поводу: «Юнг полагал, что алхимики бессознательные содержания своей душевной жизни проецировали в процессы, поэтому алхимия для Юнга стала огромным полотном проекции бессознательных процессов мышления, «чудесным подспорьем», которое поможет нам расшифровывать символический язык нашего подсознания».

 

[11] Мудреный текст‑шифровка о химической женитьбе был написан Валентином Андреэ, когда тому было не более шестнадцати лет. Сам ли он сочинил все это? Или «божественное сознание» постаралось? Этот случай удивителен, но не уникален. Другой корифей оккультизма, родившийся в 1538 году, Иоганн Батиста Порта, закончил свой главный труд «Magia naturalis» в 15 лет. Само явление вундеркиндов – всегда из «этой самой» сферы.

 

[12] Этот сапожник‑визионер изрекал: «Магия – мать Вечности, сущность всех сущностей, ибо она происходит сама по себе и слышится в желании».

 

[13]  Сведенборг считал, что человечество уже почти подошло к золотому веку: «Культовые отправления будут сведены до минимума, Священное Писание будет понято в новом свете, когда будет низринута догма Триединого Бога».

 

[14] Представления о том, что тайным наукам человечество обучили именно падшие ангелы, которые «стали входить к дочерям человеческим» (Быт. 6, 4), известны с древности. В апокрифической книге Еноха читаем: «Амацарак научил всякому волшебству и употреблению корней. Армерс научил, как прекращать действие чар; Баркаял научил наблюдать светила небесные; Акибиил научил знамениям и приметам; Тамиил – астрономии и Асарадел – движению луны»….

 

[15] Сообщение биографа Пауля Штерна.

 

[16] А каково пациентам современного психиатра, который занимался духовными поисками, «духовкой», как он выражается сам! Больные обращаются к нему с надеждой, а он сам – лишь посмешище невидимых сил. «Результат духовки меня устраивает. Я получил весть. Может быть, ты назовешь это кристаллизацией бреда, и будешь прав. Однако когда я в чем‑то окончательно запутался, в личных отношениях или проблемах пациента, я отчетливо слышу, как кто‑то надо мной добродушно посмеивается и дает советы, всегда ироничные и всегда непрямые… Подсказки, а не советы. Но спутанность в голове проходит, и ты начинаешь понимать, как действовать». [20].

 

[17] Его философия приобрела небезобидные масштабы. Юнга считали своим учителем весьма зловещие фигуры. Среди них – шеф ЦРУ и инициатор психотронных программ Ален Даллес, создатели «Треста Люцифера» Алиса и Фостер Бейли, их спонсоры из семейств Рокфеллеров и Меллонсов.

Дело не только во влиянии ученого на сильных мира сего. Индукция юнгианского психоза – массовая. Как раз наиболее проблемная часть западного общества тут же попадается в широкие сети психоаналитических учреждений, многие из которых работают «по Юнгу». А что это значит? Вот рецепт: для «гармонизации личности» надо примириться со своей тенью – темным двойником Я. С демоном, добавим мы.

Такая панацея оказалась приторно‑сладкой, просто невыносимой. Даже на Западе кое у кого возник рвотный спазм. «Нравственный релятивизм» Юнга – признание им, что «добро и зло суть одно» – в душе человеческой усугубляет состояние «нравственного хаоса», которое… является одним из главных источников психических заболеваний…

Американский ученый, профессор Томас Цасс, изучая влияние нравственного релятивизма и психологии, психотерапии, психиатрии на моральное состояние американского общества, пришел к важному выводу. Снижение индивидуальной личной ответственности, замена христианских добродетелей, высоких нравственных ценностей их суррогатами, снижение нравственных стандартов во имя избежания «стресса» и для достижения комфорта стало «главной разрушительной силой, которая влияла на американское общество на протяжении последних пятидесяти лет». В частности, приводятся данные о переменах в моральном состоянии США за эти годы: количество детей, содержащихся государством, увеличилось на 300 процентов; число самоубийств юношей, девушек и детей младше 20 лет увеличилось в 10 раз; количество крупных преступлений в 5 раз». [55].

 

[18] Легенды о Брюсе дошли аж до XX века, когда многие из них были записаны краеведом Е.З.Барановым; по этому источнику мы их и воспроизводим.

 

[19] Библиография дается по книге: А. Н.Филимон. Яков Брюс. М., 2003.

 

[20] С 1622 по 1688 год власти проводили специальное расследование в каждом отдельном случае применения магии.

 

[21] Характерно, что осквернение Даров было в Европе традиционным обвинением против евреев: «Обвинения в осквернении Святых Даров начинают встречаться с XIII в. Связанные с ними преследования евреев имели место, например, в Пассау в 1478 г., в Бранденбурге в XV в., в Каринтии в 1421 г. и т. д». [91].

Эти преступления, судя по книге И.Лютостанского и других исследователей, всегда соседствовали с ритуальными убийствами. С Телом Христовым обходились чаще всего так же, как и с плотью невинных младенцев, – кололи. Вот характерный пример: «В 1926 году один мошенник украл ночью из церкви Святые Дары во Франкфурте‑на‑Майне и продал иудеям; они прокололи Дары, показалась кровь, иудеи испуганно разбежались. Священники, узнав об этом, достали Святые Дары и положили в святое место. Мясник собрал народ в Ротыле, чтобы наказать иудеев; с хоругвями пошли на Витемберг, Нюрнберг, Ротенбург и в другие места и города – не пощадили ни одного иудея, которых в это время погибло почти 10 тыс. человек». [60].

 

[22] Многочисленные списки ее датируются концом XVII– началом XVIII века. Этот рассказ о договоре человека с диаволом в значительной мере документален. Во всяком случае, род Грудицыных‑Усовых существовал на самом деле. Примерно в то самое время появились другие произведения с аналогичным сюжетом: «Слово и сказание о некоем купце», «Повесть об убогом человеке, како ево диявол произведе царем», «История о пане Твердовском и его славных действиях».

 

[23] «В деревне Теребенево (Жиздринского уезда, Калужск. губернии) семилетняя девочка Саша говорила матери, что она с теткой Марьей, у которой жила в няньках, каждую ночь летала на лысую гору.

– Когда все заснут, погасят огни, тетка Марья прилетит сорокой и застрекочет. Я выскочу, а она бросит мне сорочью шкуру, надену я ее – и полетим. На горе скинем шкуры, разложим костры, варим зелье, чтобы людей поить. Слетается баб много: и старых, и молодых…

То же самое Саша рассказала отцу… Думал, думал отец и надумал сводить свою дочку в церковь, исповедывать ее, причастить и попытаться, не возьмется ли священник ее отчитать. От исповеди, однако, девочка сама отказалась:

– Ведьмы не молятся и не исповедуются!

И в церкви повернулась к иконостасу спиной. Священник отчитывать отказался и посоветовал девчонку хорошенько выпороть.

– Какой сорокой она скидывалась, куда летала? И ты, дурак, веришь болтовне ребенка?

В волости жалобщику поверили и Марью признали за колдунью. Порылся писарь в законах и оповестил:

– Нет, брат, против черта ничего не поделаешь: никакой статьи противу его я не подыскал». [70].

 

[24] Материалы следственных дел цитируются по [23].

 

[25] Редкий для Византии сюжет – о слуге, который продал душу диаволу ради женитьбы на дочери своего хозяина, сенатора Протерия. Сюжет этот генетически связан с житием Василия Великого. Автором его считается современник «великих каппадокийцев» Амфилохий.

 

[26] См. роман P.Л.Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда».

 

[27] Разве что Панург является у Рабле не просто трехсотлетним, бледным и покрытым шрамами, но и – аристократично‑красивым, высоким и элегантным. Важная деталь: Панург («вседелатель») учился в Толедо, важнейшем центре каббалистики.

 

[28] Томас Манн в подобном сюжете более традиционен. «Манн начал работать над «Доктором Фаустусом» в 1943 году и завершил его через два года после войны, в 1947‑м. Главный герой, Адриан Леверкюн, – не только Фауст, его прообразами также являются Лютер, Ницше, Вагнер и вся Германия, в особенности Германия после 1918 года. Ужаснувшись разрушению европейской цивилизации и окончательному ее краху в Германии, Манн отринул гетевский оптимизм, вернувшись к пессимизму первоначальной книги о Фаусте, где ученый был проклят. Приговорив Фауста, Манн вынес приговор всему западному обществу XX столетия с его фаустовским порывом» [66].

 

[29] «Вот как описывают, например, состояние знаменитого Торквато Тассо в период творчества: «Пульс слабый и неровный, кожа бледная, холодная, голова горячая, воспаленная, глаза блестящие, налитые кровью, беспокойные, бегающие по сторонам. По окончании периода творчества часто сам автор не понимает того, что он за минуту тому назад излагал». [71]. Ломброзо добавляет важную деталь: «Тассо даже анализирует свойство своего вдохновителя – духа, демона или Гения: «Это не может быть дьявол, говорит он, потому что он не внушает мне отвращения к священным предметам; но это также и не простой смертный, так как он вызывает у меня идеи, прежде никогда не приходившие мне в голову».

 

[30] «Как отечественные (В.X.Кандинский, А.Л.Эпштейн, А.А.Перельман, А.А.Меграбян, А.В.Снежневский, М.И.Рыбальский), так и зарубежные психиатры (Г.Клерамбо, А.Клод, К.Ясперс, М.Райсфельд, П.Гиро), изучавшие явление психического автоматизма, основным его компонентом считают чувства внешнего влияния, внешнего воздействия посторонней, действующей извне силы». [47]. В свою очередь, Кандинский ссылается на своих научных предшественников, в частности, на Бэлларже, который еще в 1844 году писал: ««Больные здесь не испытывают ничего похожего на слуховые ощущения», но они уверяют, что они беззвучно слышат (иногда с очень больших расстояний), посредством индукции, мысль других лиц, что они могут вести со своими невидимыми собеседниками интеллектуальные разговоры, вступать своей душой в общение с душами этих лиц, слышать идеальные, таинственные или внутренние голоса и т. п. К психическим галлюцинациям Бэлларже причисляет также и те случаи, когда больные слышат голоса, исходящие из их головы…»

Кандинский цитирует одного из пациентов: «Мои собственные мысли идут равномерным ходом; мысли же других входят в мою голову как бы давлением, они насильно вталкиваются в мой мозг… Я должен думать этими мыслями против своей воли, и как бы я ни старался, я не в состоянии от них освободиться, потому что против такого давления нельзя ничего поделать». Впрочем, иногда пациенты рассказывают и о контактах с некими личностями. Вот, например, один «пожилой джентльмен» представительного вида предлагает больному подняться на церковную колокольню и полюбоваться видом. «Несколько минут мы восторгались прелестной панорамой, представившейся нашему взору; затем мой спутник вынул из кармана инструмент, на котором были выгравированы странные фигуры, видом похожий на компас… Он предложил мне смотреть туда, сказав, что я могу увидеть любого из своих далеких друзей и узнать, что каждый из них в данную минуту делает. Сперва я содрогнулся, но желание увидеть моего больного отца взяло верх над моим страхом. Не успев выразить своего желания словами, я уже увидел в инструменте, как в зеркале, моего отца, отдыхающего, сидя в своем кресле. Факт видения поразил меня ужасом, и я стал приглашать сойти вниз… На прощанье мой странный спутник сказал мне: «Помните, что с этой минуты вы в моей власти»… С этой поры «некромантик» всецело завладел мной; при помощи своего зеркала он видит меня во всякое время и постоянно читает мои мысли». [29].

 

[31] Взять хоть Николая Рериха. Сначала «Владыки Пламени» делают его знаменитым, а потом начинают активно диктовать его жене. Иначе, если бы не мировая известность, кто, кроме психиатров, обратил бы внимание на тот бред, которым полны «послания махатм»: «люди на Венере живут в астральных телах, младенцы уже при рождении имеют такое же развитие, как семилетние на Земле, живут до сорока лет, затем растворяют свои тела. Одно дерево оттуда сейчас растет в Докиуде, где с лепестков цветов падают капли праны… Чтобы иметь ребенка, мужчина и женщина вызывают энергию пространства и, фиксируя взор, создают новое существо». [35]. Впрочем, об этом – после.

 

[32] Вступив на этот пост в 1783 году, он, будучи уже более десяти лет членом ложи «Amalia aux Trois Roses», туг же пишет подписку о неразглашении масонской тайны.

 

[33]  К.С. Льюис в «Письмах Баламута» вложил в уста беса‑искусителя, наставляющего своего менее опытного «коллегу», такие слова: «Если бы ты попытался погубить своего подопечного методом романтизма, стараясь сделать из него Чайльд Гарольда или Вертера, погруженного в жалость к самому себе из‑за выдуманных бед, тебе нужно было бы предохранять его от всякого подлинного страдания».

 

[34] Вожди умов и моды. С.‑Пб., 2003.

 

[35] Член‑корреспондент Российской академии естественных наук Леонид Кожемякин утверждает: «Раньше ядро клетки было надежно защищено. До того, как появилась химия. Не ведая, что творит, человек создал множество соединений, которые проникают прямо в ядро и расшатывают аппарат наследственности».

 

[36] «Обследование его черепа, произведенное в 1812 году, действительно показало трещину в левой височной кости, врачи пришли к заключению, что такая трещина, скорее всего, могла возникнуть только в результате «повреждения головы у живого человека». (4].

 

[37] Большинство предсказаний Нострадамуса, увы, неверны. Анализ на сей счет содержится в выпущенном в 1987 году двадцатом томе «Энциклопедии Американа» и в изданном в 1988 году восьмом томе «Новой Британской энциклопедии».

 

[38] Характерно и то, как является один из главных персонажей «Алхимической свадьбы»: «Внезапно налетает бешеный ураган, и в самом средоточии вихря является сияющая Дева в ризах небесного цвета, усыпанных звездами. В деснице чудесного видения – златая труба, на ней выгравировано некое Имя…» См.: Ф. Йейтс: «Розенкрейцеровское просвещение».

 

[39] И в русском фольклоре: «а в мою бы зелену дубраву не заходил ни зверь, ни гад, ни лих человек, ни ведьма, ни леший, ни домовой, ни водяной, ни вихрь». См.: И.П.Сахаров. Сказания русского народа. Т. I. Киев, 1909.

 

[40] Этот момент характерный. Мирча Элиаде пишет: «Шаманом становятся также в результате несчастного случая или необычного происшествия. Так, у бурят, сойотов, эскимосов можно стать шаманом при близком ударе молнии».

 

[41] Имя таким гениям – легион. Автор книг по оккультизму Станислав Де Гуайта «злоупотреблял наркотиками и пропагандировал их как лучшее магическое средство для выхода из грубого тела и исследования астральной среды. В 1898 году поэт и маркиз Станислав Де Гуайта «вышел в астрал», выбросившись из окна». [31].

 

[42] Возможно, Цветаева имела представление, что именно с ней происходит. Во всяком случае, она владела раритетным изданием знаменитого визионера Беме – в переводе Гамалеи. Беме ведь был тоже – «того». «Тайны невидимого мира» он познал в особом состоянии, которое длилось семь дней.

 

[43] Пусть простят меня за сравнение поклонники Есенина, но это очень похоже на «бесноватого фюрера», который был удивительно бледен за пределами своих зажигательных речей.

 

[44] Как писал афонский старец Иероним, хулит Бога не сам человек, а всегда – бесы.

 

[45] «Огненный змей» – нередкий персонаж этнографических сюжетов. Он прилетает к женщинам по ночам, превращается в «добра молодца», иногда – в умершего или отсутствующего мужа и выполняет все функции инкуба. Полюбовницы беса нередко начинают богатеть, но быстро чахнут. [70]. Противоположный случай известен из жития дивеевской насельницы новопрославленной преподобной Елены Мантуровой. Ужаснувшись такому видению, она молитвенно призвала Богородицу и дала обет безбрачия.

 

[46]  Земская Е.А. Из семейного архива // Воспоминания о Михаиле Булгакове. М., 1988.

 

[47] См. его рассказ «Морфий».

 

[48] См. статью иеромонаха Нектария (Лымарева) в журнале «Русский дом» № 2 за 2002 год.

 

[49]  Глубоковский Н.Н. По вопросу о «праве» евреев именоваться христианскими именами: Трактат и историческая справка. Спб., 1911.

 

[50] Они вызывают смех. «… Воланд и его свита – виртуозные шутники, «прикольщики». Для них смех – это способ искушения людей. Они профессионально занимаются искушением, проверяя на подлинность богоподобие человека. Человек бытийствуёт в своем богоподобии или играет роль верующего в Бога, действительно молится и старается жить по заповедям Господа или лицедействует, демонстрируя перед другими свою «святость»? Вот вопрос, на который многие люди отвечают в угодном для дьявола смысле. Они в душе своей признают несерьезность, лукавство своего духа, они выбрали уже не жизнь, а игру в жизнь. Если духовный выбор сделан, то тотчас в жизни человека появляются великие шутники, такие как Коровьев, Кот Бегемот, и предлагают ему сыграть жизнь по сценарию Воланда… Смех – очень серьезное дело… Воин, вооруженный оружием смеха, задает правила боя в свою пользу. Нарядясь в одежду шута, дурачка, он всем своим видом свидетельствует, что он несерьезный противник, что он вышел на поле боя пошутить, посмеяться, а не биться насмерть. Противник принимает эти правила, откладывает свои воинские доспехи и соглашается посмеяться. И в результате добровольного разоружения, потери бдительности терпит поражение». [65]. Да, есть «приколы», которые вводят небезопасные «дозы».

 

[51] Имя Абадонны явно перекликается с апокалиптическим Аваддоном‑губителем; Гелла – «повелительница ада»; Бегемота, беса сладострастия, авторы «Молота ведьм» считали звериной ипостасью самого верховного диавола. Что касается Азазеля, демона пустыни, то именно ему в праздник Искупления отводили «козла отпущения». Цель ритуала состояла в том, чтобы избавиться от зла, отправив его к своему изначальному источнику.

 

[52] Кроме того, как писал К.С. Льюис, – остроумный, вежливый, мягкий Мефистофель помог утвердиться иллюзии, что зло освобождает.

 

[53] «Один из оккультистов, готовивших приход Гитлера к власти, Либенфельс, писал, что «Фауст» вмещает в себя столько, сколько не вместит человеческий ум… Эго уж точно!

 

[54] Он писал, что раса прежних владельцев земли еще живет, ожидая своего часа, в правом полушарии человеческого мозга… Оба родителя Лавкрафта умерли в сумасшедшем доме. Сам Лавкрафт, старый холостяк, писал свои кошмарные произведения по ночам… Характерно, что слово «кошмар» состоит из французского caucher, то есть «сдавливать», «обнимать», и староанглийского шаге – этим словом обозначался демон‑суккуб, садящийся по ночам на грудь, сдавливающий дыхание и вызывающий ужас, бешеное сердцебиение и слабость.

 

[55]  В.Перевозчиков. Правда смертного часа. М., 2000.

 

[56] Молитва ведь освящает знание. Просеивает его, оставляя лишь то, что действительно необходимо для спасения. А в противном случае, как говорил старец Паисий Афонский, если человек не пользуется умом сам, им пользуется диавол.

 

[57] В его письмах брату Тео – характерные высказывания:«.. До болтовни же о том, что добро и что зло, что нравственно и что безнравственно, мне нет никакого дела. По‑моему, просто невозможно всегда точно знать, что хорошо и что дурно, что нравственно и что безнравственно… Я сожалею лишь об одном – о времени, когда мистические и теологические бредни вынуждали меня вести слишком замкнутую жизнь…»

 

[58] Например, «Палестрина пытался выразить в своих композициях те песни, которые пел ему невидимый ангел». См.: Ч. Ломброзо. Гениальность и помешательство.

 

[59]  Ломброзо пишет о нем: «У Гофмана рисунки переходили обыкновенно в карикатуры, повести – в описание неестественных эксцентричностей, а музыкальные композиции в какофонию».

 

[60] Именно битлы, оснащенные всеми возможностями лабораторий ЦРУ, впервые использовали в студии грамзаписи столь любимый диаволом звуковой перевертыш. Немецкий исследователь Йан Ван Хелзинга обращает внимание на то, что уже в течение нескольких десятилетий воздействие на слушателей музыки осуществляется с помощью “маскировки обратного звучания”. Неслышимые сообщения записываются в обратной последовательности и таким образом внедряются в подсознание.

 

[61] Цит. по: Руди Бенциен. Джон Леннон навсегда. С.‑Пб., 1993.

 

[62] О мистике этого фильма, «накликавшего» страшную беду на семью самого режиссера, – в моей книге «Шаг змеи».

 

[63] Об их мистических корнях, духовных наставниках и техниках дыхания весьма оживленно рассуждают в Интернете Александр Дугин и Авром Шмулевич.

 

[64] Цит. по: А. Е. Махов. Сад демонов.

 

[65] Подробнее в моей книге «Шаг змеи».

 

[66] Другой пример – самоубийство солиста поп‑группы «Иванушки‑Интернешнл» Игоря Сорина, прошедшего инициацию в одной из «черных» сект. Следом за ним на тот свет тут же оправились несколько его почитателей.

 

[67]  А.Платонов пишет: «…основоположник рока Э.Пресли гордился своей принадлежностью к иудаизму и радовался своей «особой миссии по разрушению Христианства». Наркоман и содомит Пресли, по мнению христиан, видевших его концерты, представлял собой «ярко выраженный тип сатаниста»».

 

[68] Не знаю, правда, слушают ли многие подростки серьезные вещи Шевчука и его DDT. Такой рок (если это рок) – пример того, как русская культура и русский интеллектуальный уровень в очередной раз переварили западную «туфту» и создали нечто другое, на самом деле ценное. Но пример Шевчука, по‑моему, уникален.

 

[69] Группа «KISS», например, выступала именно в таком «прикиде». Впрочем, симптом это уже известный. Популярный в годы «Серебряного века» поэт Кузьмин, когда сочинял стихи, тоже хвост себе привязывал. Наверно, его муза так хотела. Кстати, об атмосфере творческой жизни того периода хорошо сказала Анна Ахматова:

 

«Хвост запрятан под фалды фрака…

Я, надеюсь, Владыку Мрака

Вы не смели сюда ввести?»

 

 

[70] Пэйдж даже купил дом Кроули на берегу Лох‑Несс. Да‑да, того самого озера, в которое бы не подводные лодки спускать надо, а освятить воду крестом, чтобы инфернальная «рептилия» исчезла навсегда. Такие случаи, кстати, описаны в русской житийной литературе.

 

[71] Еще псалмопевец Давид изрек: «Рече безумен в сердце своем: несть Бог. Растлеша и омерзишася в начинаниих: несть творяй благостыню». Свт. Иоанн Златоуст пишет по этому поводу, что безумцем Давид называет не слабоумного, но человека развращенного умом. А этот безумец был очень сообразителен. Он не сказал языком, но скрыл зло в сердце, потому что знал, что похуливший Бога вслух в то время побивался камнями. Рече в сердце – то есть только помыслил, что нет Бога. А что от этого произошло? Растлеша и омерзишася в начинаниих. Ибо первое полагает путь ко второму. И каждый бесстыдно согрешающий, хотя и не говорит словами, но самими делами и необузданной жизнью отрекается от Бога… Впрочем, со временем безумцы осмелели.

«В «Веселой науке» (Ницше написал ее в 1882 году. – Ю.В.) есть рассказ о безумце, который мчится на рынок, крича, что Бог умер; когда никто ему не верит, он понимает, что «пришел слишком рано». Гегель и Гейне уже говорили о смерти Бога, но притча Ницше сделала эту идею популярной среди интеллигенции». [66].

 

[72] Макс Нордау поставил Ницше свой диагноз и одновременно раскрыл его, сугубо диавольский метод – из всякой мысли творить перевертыш: «Вот ключ к оригинальности Ницше. Она заключается в том, что Ницше берет разумную мысль и забавляется, как ребенок переворачиванием ее наизнанку… Это объяснение происхождения (оригинальной) нравственной философии Ницше приводит нас к диагнозу, бросающемуся в глаза даже самому близорукому человеку: система Ницше – исчадие мании противоречия, составлявшей буйную форму того же помешательства, меланхолическая форма которого выражается в мании сомнения и отрицания».

 

[73] Блок писал, что для понимания русской истории нужна «демоническая» точка зрения.

 

[74] Надо сказать несколько слов и о творчестве Гиппиус. Она, например, написала рассказ «Он – белый», где диавол представлен белым ангелом, выполняющим грязные поручения Бога только по послушанию: «Посылаю тебя, вольно идущего, на землю, в темной одежде. К Моему престолу восходи белым, как ты есть. Но для них ты темен до дня оправдания, и о дне этом ты не знаешь. Иди». Рассказал эту историю главному герою лукавый и опечалился: «Сияющий диавол склонил голову на руки и заплакал. Но слезы были лучистые, нежные, радостные». Пиаровская акция, начатая Гете, продолжалась с немалым талантом.

 

[75] См.: Начало века. С‑Пт., 2000.

 

[76] Что‑то есть во всем этом от «Доктора Фаустуса» Томаса Манна. Помните, после долгой ученой беседы на богословские и музыкальные темы Мефисто – ради великого таланта Адриана – предлагает ему двадцать четыре года успеха в обмен на способность любить. Леверкюн к этому внутренне готов – он давно безразличен к людям и к тому же болен сифилисом.

 

[77] Тоже ведь – наследственность… Ох уж эта неумолимая наследственность! Жена Блока была дочерью Д.И.Менделеева, прижитая им в блуде, в неблагословленном браке. Священник, незаконно венчавший Менделеева со второй женой (при живой первой), был запрещен в служении.

 

[78] Вопросы организации трудовых армий в 1920 году обсуждал с Троцким ученик Федорова В.Н.Муравьев. Поклонником библиотечного философа был и Л.Б.Красин, который, как известно, являлся одним из наиболее деятельных сторонников идеи сохранения тела Ленина. В романе «Котлован» Андрей Платонов (также почитатель Федорова) устами своего героя говорит: «Отчего же тогда Ленин в Мазволее целым лежит? Он науку ждет – воскреснуть хочет».

 

[79] Этот синдром описан еще Ломброзо: «Тассо странствовал постоянно… Руссо, Кардан и Челлини жили то в Турине, то в Болоньи, то в Париже, то во Флоренции или в Риме. «Перемена места составляет для меня потребность, – говорил Руссо, – весною и летом я не могу пробыть в одной и той же местности более двух или трех дней, а если мне нельзя уехать, то я делаюсь болен»».

 

[80] Здесь и далее цитаты в этой главке взяты из исследования А.Попова «Чрево. Религия мнимого дела». М., Издательство храма Успения Божией Матери, 1996.

 

[81] Такая алхимическая задача вполне могла бы быть поставлена и Фаустом. Кстати, один из основоположников русского космизма В.Ф.Одоевский, в бытность свою директором Публичной библиотеки в Санкт‑Петербурге, создал в ней Готический зал или, как его еще называли, кабинет Фауста. (Его существование почему‑то сейчас не очень афишируется сотрудниками.) В это стилизованное помещение собрали тысячи инкунабул, напечатанных в XVI–XVII веках в Германии, Голландии и Венеции. Можно предположить, что зал предназначался не просто для библиофилов. Во всяком случае, и по сей день паркетный пол у входа отмечен пентаграммой. Символично также то, что в годы Второй мировой войны единственным в библиотеке пострадавшим помещением оказался именно кабинет Фауста. Когда неподалеку разорвалась бомба, осколок попал в «готическое» окно, подрубил колонну, и потолок рухнул.

 

[82] Современный западный экзорцист свидетельствует: «…многие люди современного общества часто не знают, что своими действиями они приглашают демонов, поскольку они духовно слепы из‑за влияния нашего западного мировосприятия. Например, лишь немногие из тех, кто связан с масонством, знают, какому риску они подвергают себя и свои семьи». [33].

 

[83] Хороши «мудрецы»: послания одного из них носили откровенно оскорбительный характер, а другой с удовольствием вспоминал свои годы, проведенные в пивных Мюнхена! Впрочем, и сама Блаватская хороша: нередко ее видения в буквальном смысле «выскакивали из табакерки» после того, как она накуривалась гашишем… Впоследствии многочисленные оккультисты заявляли, что общались именно с этими двумя «индусами». Но первым, к кому один из них пришел вслед за Блаватской, был писатель Всеволод Соловьев (родной брат знаменитого философа), который в то время увлекся теософией. Драпированная экзотическим бурнусом фигура явилась Всеволоду Сергеевичу ночью. «Махатма Мория» заявил писателю, что тот обладает скрытой оккультной силой, для практического применения которой необходимы ежедневные упражнения. Вс. Соловьев пришел в ужас, буквально бежал из окружения Блаватской и вскоре написал разоблачительную книгу о теософии «Современная жрица Изиды».

 

[84] В «Энциклопедии мистических терминов» читаем: «…существовало более ста групп, каждая из которых претендовала на особое общение с Великим Белым Братством. Способы общения были различными: откровения Блаватской осаждались на «чистом листе бумаги»; Гай Баллард, основатель группы «Я ЕСМЬ», говорил об откровениях через «жидкий свет»; Джейн Робертс, автор книги «Говорит Сет», пользовалась автоматическим письмом, как и Алиса Бейли, основатель «Люцис Траст»; Элизабет Клэр Профет, основавшая Церковь Всеобщую и Торжествующую, «превращалась в канал», через который говорили духи…».

 

[85] «Е.Блаватская также попыталась основать общество спиритов… но это ее смелое предприятие провалилось после того, как в ее доме была обнаружена длинная перчатка, набитая ватой, которая, по всей видимости, использовалась как рука, освобожденная от телесной оболочки». [31]. А чего стоят уверения Блаватской, что, дожив до пятидесяти четырех лет, она остается девственницей – несмотря на наличие многочисленных любовников и внебрачного сына Юрия!

 

[86] Достаточно подробно видения католических «святых» и Елены Рерих сравнивает между собой диакон Андрей Кураев в двухтомнике «Сатанизм для интеллигенции».

 

[87]  А.Ф.Лосев писал о подобных католических видениях: «И всех этих истериков, которым является Богородица и кормит их своими сосцами, всех этих истеричек, у которых при явлении Христа радостный озноб проходит по всему телу и между прочим сокращается маточная мускулатура, весь этот бедлам эротомании, бесовской гордости и сатанизма можно, конечно, только анафематствовать».

 

[88] Во времена советского материализма эти «Старшие братья», запрещенные режимом то ли как духовные сущности, то ли как иностранные шпионы, выглядывали, однако, из романов Ефремова. Недаром теперь, после смерти писателя, сложилась целая оккультная секта «ефремовцев». Кстати, существуют также другие секты, вышедшие из специфической литературы, например «бажовцев». Есть и секта «Анастасия», названная по имени лесной колдуньи, описанной человеком, скрывающимся под псевдонимом «Мегре».

 

[89] Кстати, по той же рериховской концепции, дух Петра Первого потом воплотился в Ленине, так что две эти исторические личности являют собой единую сущность. «Вот почему наименование города на Неве (Петербург, Ленинград) не имеет принципиального значения. И в том и в другом случае оно восходит к одной и той же сущности, дважды призванной преобразить Россию [72].

 

[90] Подобный смысл имеет и обряд масонского посвящения, когда адепт, подобно Хираму, «спускается в пламя» предка своего, Тувалкаина. Подробнее – в моей книге «Пятый Ангел вострубил».

 

[91] Штайнер писал: «Мы не должны просто избегать Люцифера, а должны завоевать его силы для наступательного движения человеческой культуры…» Кстати, нынешние штайнерианцы финансируются «Трестом Люциса», основанным в свое время Алисой Бейли как «Трест Люцифера». Да, поклонение Люциферу, открыто провозглашенное и Альбертом Пайком, и Блаватской, и многими другими, оказалось отнюдь не выдумкой Сергея Нилуса. Современный американский экзорцист на основе своего опыта пишет о масонах: «в более высоких рангах они посвяшают себя и свои семьи Люциферу» [33].

 

[92] Ученик Платона Ксенократ полагал, что есть разновидности демонов: те, которые всегда были таковыми; души людей, которые после смерти стали демонами; демоны, которые живут внутри нас и тождественны нашей собственной душе.

 

[93] «Детским» праздник стал в США стараниями бойскаутов, этой «пионерии» масонских лож.

 

[94] Кстати, происхождение хаббардовского сатанизма – типичное. Лукавый ведь и сам – «фантаст». Началось с того, что писателю (в состоянии клинической смерти) явилось некое существо. Потом Хаббард записал воспоминания своих «прошлых жизней» в книге «Экскалибур», несколько читателей которой сошли с ума. (28). Кстати, только на высшем уровне посвящения сайентологи узнают тайну своей эмблемы. Лучики, исходящие из креста, на самом деле – не лучики, а линии, перечеркивающие Крест.

 

[95] А в итоге так и удавился, привязав веревку к спинке «спасительной» кровати.

 

[96] Впрочем, аналогичные образы возникали и в бредовом сознании членов российской секты паниашковцев, основанной в конце XIX века. Они считали, что злого духа можно изгнать «громким испусканием из себя газов» и поэтому «каждый паниашковец после еды непременно должен произвести нескромный звук, затем плюнуть на пол, растереть плевок ногами и сказать: «прекорил проклятого беса»». [7].

 

[97] Не долго просуществовала и «оккультная империя» XX века – III Рейх.

 

[98] Фюрер ведь тоже был одним из «фаустов». Вскакивал по ночам в ужасе и поту. Кричал, указывая трясущейся рукой куда‑то в угол: «Он здесь, он здесь!» А потом, немного успокоившись, объяснял, что видел «нового человека», который «смел и жесток» и в присутствии которого страшно… Диавольская шутка: труп Гитлера вскрывал советский судебный медик, подполковник Фауст Иосифович Шакарский.

 

[99] Теперь, конечно, опровергнуть его реальность трудно. О создании мирового правительства, по поводу которого так долго издевались остроумцы, в 2000 году официально объявила Генеральная Ассамблея ООН.

 

[100] См. мою книгу «Шаг змеи».

 

[101]  Спасовский М. М. Литературные заметки. //Вешние воды. 1916. Т. 16/17.

 

[102] Согласно закону симметрии, должно существовать нечто, противоположное по духовному смыслу понятию лицо (личность), то, что является «таким же реальным и исключительным фактом жизни» (А.А.Ухтомский), как и лицо. В священном Писании лицу ясно противопоставлен идол. Идол – это все то, что становится на пути к Единому Истинному Богу… Академик А.А.Ухтомский говорит, что проблемы любви и смерти являются самыми важными для человека, а отношение к ним определяет его мировоззрение и ценности. Исходя из вышесказанного, идол – это препятствие на пути человека к Вечной Жизни и Любви». [55].

 

[103] Цит. по: Начало века. С.‑Пб., 2000.

 

[104] Автор книги «Дьявол и евреи» Джошуа Трахтенберг называет ненависть христиан к Талмуду – неистовой и необоснованной.

 

[105] Так было раньше и так – в сегодняшнем Израиле.

 

[106] Эдуард Дрюмон в своей «Еврейской Франции» приводит забавные примеры: «Когда давали фамилии австрийским евреям, при Иосифе II, этот труд был возложен на низших чиновников, которые тут увидели случай поживиться. Заплатившие несколько флоринов получали имя красивое, поэтическое или с хорошим значением: Штраус (букет), Вольгерух (благоухание), Эдельштейн (драгоценный камень), Гольдадер (золотая жила). Те же, которые ничего не платили, получали неприятные или смешные фамилии: Гальфенфогель (висельник), Зауфер (пьяница), Вейнглас (винный стакан)».

 

[107] Если местечковый «обжорка» разевал свою пасть всего лишь на соседскую лошадь, то у раввинов всегда был иной аппетит: «Все страны земного шара обещаны нам», – цитирует И. Лютостанский.

 

[108] Не так давно Гусинский озвучил по телевидению главные причины еврейской удачливости в бизнесе. Это «жестокость», «больше правила силы», «больше правила агрессии». Кстати, именно «принцип Хезкат ишуб» дает ответ на недоуменный вопрос: как так получилась, что «молодая российская демократия» просто раздала большую часть общенародной собственности гусинским, березовским, ходорковским и прочим хаитам. То‑то и оно, эта самая демократия просто выполнила функцию кагала.

 

[109] Sanhedrin, 586.

 

[110] «В древней Александрии… и средневековом Каире и Кордове еврейские кварталы были учреждены по настоянию раввинов, желавших держать своих людей в изоляции. В 1084 г. евреи Спейры обратились с петицией к правящему германскому князю устроить гетто; в 1412 г. по просьбе евреев по всей Португалии был введен закон о гетто. Возведение стен гетто в Вероне и Мантуе в течение веков ежегодно праздновалось местными евреями в качестве элемента праздника победы (Purim)». [34].

 

[111] Это сумма была собрана за счет специально введенного кагалами налога.

 

[112] «Характерно, что, несмотря на закрытые ставни, Илья‑гаон все же каким‑то образом узнал, что на дворе жизнь меняется, что в мирё появились светские науки… И вот он соизволил признать, что следует знакомиться и со светскими науками. И для реализации этого он сам (!) составил руководства по математике, по географии Палестины, по астрономии и другие на основании фантастических талмудических данных. Этот великий «ученый» гаон не владел ни одним европейским языком, не знал о существовании европейских ученых – Ньютона, Лавуазье и других – и был искренне уверен, что в Талмуде есть «все»!!!» [79].

 

[113] Таковы же и представления современных колдунов: «Моя задача, моя цель – узнать, вступая в контакт, в разговоре с сущностью, как ее зовут, ее имя. Пока я не знаю имени, я не могу подчинить ее себе, заставить выйти». [85]. Подобных идей набрался и Юнг: «Удивительно, что даже имя такой фигуры, например, встреченной во сне, тщательно скрывается этой фигурой. Попробуйте во сне спросить встреченного вами ангела, человека, карлика, монстра, животное: «Как тебя зовут? Назови свое имя!» – и тут же сгинет видение, улетит ангел, чудовище с глухим урчанием отступит».

 

[114] Такими были и не имеющие отношения к хасидам «хасидим», средневековая секта иудеев в Германии, которые в экстазе катались голыми по снегу.

 

[115] Эта борьба длится до сих пор. Вновь она проявилась в грызне за право называться главным раввином России между Адольфом Шаевичем и хасидом Берл Лазаром.

 

[116] «Подобно греческому Прометею, похитившему священный огонь у богов и отдавшему его людям, Шнеур‑Залман полагал, что совершил подвиг, сделав достоянием масс тайное учение «Зогар». И как Прометей, возненавидимый богами, Шнеур‑Залман был тут же возненавидим… раввинистическими противниками хасидизма. Но причина их ненависти крылась не в несогласии с идейными постулатами «Зогар», а в том, что он посмел отдать «святое‑святых», тайны каббалы, толпе профанов – простым евреям. Именно это послужило причиной доноса на него царю Павлу I, исходившему от «группы товарищей» – литовских ортодоксальных раввинов. В этом доносе, состоящем из 20 с лишним пунктов, Шнеур‑Залман обвинялся в материальной помощи врагам Российской Империи – султанской Турции, сочувствии якобинцам во Франции, в действиях, направленных на подрыв трона и алтаря, в развращении нравов. По каким‑то таинственным и непонятным причинам Павел I оправдал Шнеура‑Залмана по всем пунктам обвинения, не найдя «в учении и поведении хасидов ничего, угрожающего крепости трона, добропорядочности нравов и общественному спокойствию». [14].

 

[117] По названию местечка в нынешней Смоленской области.

 

[118] «Вернер Зомбарт как‑то отметил удивительную способность евреев утилизировать любые отходы. В масштабах всего мира евреи исполняют роль универсальных старьевщиков. Этим специфическим качеством был щедро наделен Маркс, который, как мы знаем, собрал все материалы для своего «Капитала» в читальном зале Британского музея. Именно там он нашел всю свою систему практически готовой. Не трудно представить, как он, подобно поднаторевшему еврею‑старьевщику, пробирается между обломков полузабытых социальных теорий, копается в осколках мертвых догм, клочьях затасканных идей, взлетевших на воздух доктрин и как он с немецкой практичностью и еврейской изобретательностью прикидывает, какой толк может быть от всего этого хлама, если половчее сбить его в одно губительное целое»!

Кстати, одним из «источников и составных частей» марксизма было учение социалиста‑утописта Сен‑Симона, который был личностью характерной. Имея в виду, конечно, себя самого, Сен‑Симон гордо заявлял: «В храм славы входят только клиенты сумасшедшего дома. Но не все. Всего один человек успевает войти, остальные сворачивают себе шею». «Сен‑симонизм нес в себе элементы саморазрушения. В 1823 г. его основатель безуспешно пытался вышибить себе мозги, но лишь повредил один глаз, после чего прожил еще два года, полуслепой и нищий. После смерти Сен‑Симона «Семейство» (как привыкли называть себя его ученики), возглавляемое отцом «Энфантином», раскололось на враждующие группировки. Затем выяснилось, что в их среде происходили весьма странные вещи, вызывающие в памяти быт анабаптистов – «экстаз, бред, ужасы»; в конце концов, преследуемое полицией «Семейство» исчезло, растворилось в толпе». [9]. Составленное Энфантином «Евангелие от Сен‑Симона», если и осталось в истории, то как кощунственный курьез. Однако и тряпки от чучела Сен‑Симона пригодились компилятивному мозгу Маркса!

 

[119] О магии терафимов – в моей книге «Шаг змеи».

 

[120] Пока же достаточно привести лишь одну цитату, характеризующую отношение Хаима Выталя к человекоубийству. Оказывается, он, «прочитав имя «Каин» буквально как «левое плечо» Адама, пришел к загадочному выводу, что Каин был пророком, «который [поднимается] бесконечно выше Авеля». [5].

 

[121] В 2002 году сайт получил премию энциклопедии «Британика» как наиболее информативный и посещаемый ресурс.

 

[122] В 1990 году в Индии группы каббалистов встречались с далай‑ламой. Рассуждали о медитации и реинкарнации в рамках «вселенского мистического сознания». Правда, надо признаться, каббалистический гиллуль сбывать труднее. Это ведь реинкарнация духовного облика первого из людей. Да, Лайтман утверждает, что каждое поколение – 600 тысяч душ, из которых состоит душа Адама. Остальные, как вы понимаете, человеческой душой не обладают. Тут, правда, возникает вопрос: евреев‑то много больше 600 тысяч человек, что за арифметическая неувязка? О, вы недооцениваете каббалистическую мудрость! Оказывается, «в наказание за грехи, совершенные в прошлой жизни, нееврейская душа попадает в еврейское тело. Таким образом, всех аморальных людей в среде еврейства можно причислить к неевреям. Собственно, хабадники именуют дурное начало в еврее «неевреем, сидящим внутри» [14].

 

[123] Я бы сказал – духовно. Впрочем, каббалисты не отличаются и от древних вавилонян, и от древних египтян, и от прочих паганистов.

 

[124] Усвоив каббалистическую премудрость, знаменитый масон Альберт Пайк писал: «…если ты истинно посвященный, если знание для тебя ценно и философия для тебя сияет божественной красотой, эта тайна та самая, которую Зогар определяет словами «тайна весов». Это тайна всемирного равновесия – равновесия в Божестве между бесконечной божественной Мудростью и бесконечным божественным Могуществом (Сила), на чем зиждется устойчивость мира…» «Итак, – поясняет Олег Платонов, – божество масонов имеет два начала – Силу и Мудрость (Софию), Мужское и Женское. Из соединения их происходит зачатие мира и рождение мира». [59].

 

[125] Там же сообщается, что ««Неизвестный Агент, отвечающий за посвящение», являлся членам оккультного ордена Избранных Коэнов, возглавлявшегося Паскалисом. Почему «неизвестный» – не понятно, так как они считали, что «…Он является как Иисус Назарей – в видимой, материализованной форме или лишь доступной ясновидящим… Он являлся среди братии как Учитель… то, чему Он учил, являлось тем скрытым смыслом и мудростью, что стоит за буквой христианской доктрины…»

Наставление излагалось лишь в письменной форме, так как говорилось, что «Агент диктует» его…». Позднее «Неизвестный Агент» являлся последователям Пасклиса – Сен‑Мартену и аббату Фурнье (в компании его умерших родственников). Курьезная подробность: однажды этот «Иисус» уничтожил большую часть своих записей, так как боялся (!), что они попадут в руки агентов Робеспьера.

 

[126] В свою очередь, на титульном листе этого тома сделана примечательная надпись: «Отпечатано в Москве. Запрещено к распространению в Израиле». Очень напоминает надписи на коробках с продуктами, напичканными вредными пищевыми добавками: «Для продажи только за пределами США». Да, в обоих случаях речь идет о том залежалом товаре, который должен сбываться исключительно русским и зулусам. Короче говоря, гоям.

 

[127] Иудеи пишут именно так, через дефис.

 

[128] Речь идет, поясняет автор, например, о создании мудрецами живых существ путем мистической перестановки букв. «Ведь, в конце концов, созидающая жизнь комбинация букв – это не что иное, как имя того или иного ангела! Керув (Херувим. – Ю.В.) с огненным мечом, охраняющий подступы к древу жизни, сбивает с пути недостойных, но одновременно является и проводником к этому древу для удостоившихся».

 

[129] Да, по образному выражению прп. Исаака Сирина, ум, увлекаясь чувствами, вместе с ними «ест звериную пищу».

 

[130] Как и убивающие своих героев склонные к самоубийству литераторы.

 

[131] «В своих воспоминаниях «Поэзия и правда» Гете описывает такой эпизод: будучи еще совсем молодым человеком, он ехал верхом по тропинке и вдруг увидел, как он пишет, «не физическим, но духовным взором» самого себя, едущего верхом навстречу ему по той же тропинке, но в совершенно другой одежде, которую Гете никогда прежде не носил…» [10].

 

[132] Цвейг вослед своим каббалистическим предкам также считал, что эти сущности, хотя и опасны, но управляемы: «Все, что предательски толкает нас за пределы нашего существа, за пределы наших личных интересов к опасности, к неведомому, к риску, – все это исходит от демонической части нашего «я». Но этот демон является дружественной, благотворной силой лишь до тех пор, пока мы им управляем, пока он служит для нас стимулом напряжения и восхождения; но он становится опасным, когда напряжение переходит за известную грань, когда душа отдается мятежному инстинкту, вулканическому началу демонизма».

 

[133] Поневоле вспоминается по‑солдафонски грубое и прямое изречение Бисмарка: «Париж есть дом умалишенных, населенный обезьянами».

 

[134] См. у Евсевия Памфила.

 

[135] «Русский вестник», № 29–30, 2002. Очевидны новые метастазы ереси жидовствующих. Напоминанием о духовной брани стало недавнее явление благоуханных мощей преподобного Иосифа Волоцкого в Волоколамском монастыре. Святой, которого не смущало, что ересь находила сочувствие при дворе Великого князя и в окружении митрополита Московского Зосимы, призывает на битву своих последователей.

 

[136] Он проповедовал: евреи несчастны потому, что ждут явления Мессии, а не Жены (Шехины).

 

[137] Об этом – в опубликованной в начале XX века работе профессора Т.И.Буткевича «О смысле и значении кровавых жертвоприношений».

 

[138] Вот и современные апологеты каббалы утверждают: «В конце концов, магия имеет отношение к изменениям в материальном мире. В этом нет ничего «сверхъестественного». Напротив, все силы, с которыми мы работаем при магических обрядах, абсолютно реальны». [5].

 

[139] Влияние, о котором мы говорим, вползает иногда даже в христианское сознание. Вовлекает и его в свою кабалу. Вот митрополит Антоний Блум восхищается хасидским раввином, «который умел воздействовать потрясающим образом на всех людей, возбуждая в них покаяние, возбуждая в них новую жизнь». По словам митрополита, раввин, слушая кающегося, «ступень за ступенью спускался до глубин его греха, связывал корни его души со своей душой и начинал каяться в его грехах, как в своих». Что‑то похожее на идеи Саббатая Цеви и его последователя Франка звучит в этих словах. Помните? Ради искупления грешника мудрецу следует самому опуститься до его грехов. «Что касается православного подвижника, то он не спускается к грешнику, который кается перед ним, он считает себя грешником больше, чем тот человек, который приносит исповедь. Он не привязывает себя ни к каким корням, а видит те же самые грехи, только в большей степени, в своей собственной душе. Раввин надевает на себя маску грешника и играет в покаяние, может быть, талантливо – ведь привязывают не лицо, а маску! А православный подвижник чувствует в своей душе реально все грехи, присущие миру. В патериках митрополит мог бы найти более правильные и, если угодно, поразительные примеры… Таким образом, митр. Антоний, сознавая или не сознавая этого, подобно Владимиру Соловьеву, закладывает предпосылки для будущей проповеди о соединении христианства с иудаизмом». [68].

 

[140] О связи ветров и злых духов мы помним. – Ю.В.

 

[141] Щелк – полился серебристый луч. Окутанный им, особые качества получил маленький израильский мальчик Ури Геллер. А потом, когда пришла пора, он выполнил возложенную на него миссию. Внес свой вклад в пропаганду темной мистики. Интересно, что «Ури» означает на иврите «мой свет».

 

[142] Театра «волшебный фонарь».

 

[143] Воспоминания С.К.Маковского и В.Д.Кузьмина‑Караваева в «Книге о Владимире Соловьеве».

 

[144] По поводу своих занятий в Британской библиотеке он писал: «В библиотеке не нашел ничего особенного. У мистиков много подтверждений моих собственных идей, но никакого нового света, к тому же почти все они имеют характер чрезвычайно субъективный и, так сказать, слюнявый. Нашел трех специалистов по Софии… Все три имели личный опыт, почти такой же, как мой, и это самое интересное, но собственно в теософии все трое довольно слабы, следуют Беме, но ниже его. Я думаю, София возилась с ними больше за их невинность, чем за что‑нибудь другое. В результате настоящими людьми все‑таки оказываются только Парацельс, Беме и Сведенборг, так что для меня остается поле очень широкое».

 

[145] Юлиус Эвола напоминает о том, что в индуистской традиции царь получает «харизму», соединившись с явившейся ему «богиней».

 

[146] Сведенборгу являлись также покойные к тому времени Лютер, Меланхтон и даже Вергилий. Свидетелем одного из таких свиданий был профессор Портан. «Он посетил Сведенборга в Лондоне, но не мог его видеть немедленно, так как у него находился кто‑то другой. Затем дверь отворилась, и Сведенборг, продолжая разговор, проводил невидимого для Портана посетителя до двери, где с величайшей вежливостью простился с воображаемым лицом. После этого он обратился к Портану и рассказал ему, что у него сейчас был Вергилий, который отнесся к нему чрезвычайно дружелюбно и сообщил ему различные интересные сведения». [40].

 

[147] Энциклопедический словарь «Еврейская цивилизация» сообщает о Шехине: «В каббале она ассоциируется с десятой и последней из сфирот божественного мира, Малхут (царство), которое представляет собой женский принцип и ближайшую ипостась сотворенного мира»…

 

[148] Тот потом писал, что видел «Христа славянского народа», который «хотел разыскать в Суэцкой пустыне какое‑то племя, в котором, как он слышал, хранились некие тайны религиозно‑мистического учения Каббалы и масонские предания, будто бы перешедшие к этому племени по прямой линии от Соломона». Цит. по: Галковский Д. Бесконечный тупик.

 

[149] Эту тему на примере прежних и нынешних афонских подвижников автор намерен развить в готовящемся, существенно расширенном, варианте книги «Наступить на аспида».

 

[150] Будучи крепостным Якова Брюса, эту фамилию получил его дед. Однако поэт предпочитал называть себя потомком сподвижника Петра. Духовным – да.

 

[151] Очень похоже на соображения иудейских мудрецов Маймонида и Иегуды Галеви, которые называли Шехину посредником между Богом и людьми.

 

[152] «Св. Анжела» даже видела себя в середине Троицы! А афонская традиция говорит: одно желание монаха иметь


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: