Вопрос 13. Макро - и микрологистика

 

Отдельные виды функциональной логистики могут решаться только в рамках одной фирмы, т.е. решения, принимаемые логистами, никак не влияют на взаимоотношения фирмы с поставщиками, смежниками, каналами распределения и конечного потребителя. Вместе с тем функциональную логистику можно решать на уровне конкретного подразделения фирмы. Например, отдельного цеха: поставщиками для него будут являться другие цеха или подразделения фирмы, транспортные операции осуществляются внутрифирменным транспортом, а потребителями также являются другие цеха или подразделения фирмы. В этом случае следует говорить о м икрологистике, решающей локальные вопросы в рамках отдельных звеньев и элементов логистики (внутрифирменная логистика).

Для завершения логистического процессав целом большинство фирм нуждаются в содействии множества других деловых предприятий. Подобное взаимодействие объединяет фирмы вокруг общих целей, политики и программ. Для общей снабженческо - сбытовой цепочки это означает рост эффективности благодаря устранению дублирующихопераций и непродуктивных затрат времени и ресурсов. Вместе с тем таковое взаимодействие требует совместного планирования деятельности и управления деловыми связями.

Макрологистика решает вопросы, связанные с анализом рынка поставщиков и потребителей, выработкой общей концепции распределения, размещением складов на полигоне обслуживания, выбором вида транспорта и транспортных средств; организацией транспортного процесса; рациональных направлений материальных потоков; пунктов поставки сырья, материалов и полуфабрикатов, с выбором транзитной или складской схемой поставки товара. Иными словами регулируются отношения не столько внутри фирмы, сколько отношения внутри партнерства или союза. В сфере услуг работают фирмы, выполняющие логистические операции от имени и в интересах своих клиентов, например, транспортный и закупочный оператор (позднее мы более подробно рассмотрим эти понятия). Эти специализированные компании дополняют, а порой заменяют собой тех работников фирм - клиентов, которые непосредственно занимаются выполнением этих функций. Когда в логистической системе фирм - клиентов используются «внешние» специалисты, клиент должен осуществлять надлежащее управление и контроль за их деятельностью. При этом несмотря на то, что выполнение специализированных функций передано на сторону, ответственность за успешную реализацию работ все равно остается за управленческим персоналом фирмы. В каком-то смысле макрологистика и интегральная логистика идентичны. Одним из модных лозунгов макрологистики является выражение: “ Мы научились делать деньги, мы готовы обеспечить дополнительную прибыль и Вам, если Вы согласны работать в команде по нашим правилам”.

При этом следует обратить внимание на тот факт, что в независимости от того, о какой логистике: макро-, микро – или интегрированной идет речь, логистическая система решает задачи и представляет интересы одной конкретно взятой фирмы. В орбиту своего влияния логистическая система фирмы втягивает партнеров, поставщиков, каналы распределения с целью упрочения собственных позиций и снижения собственных совокупных затрат. Интересы партнеров всегда вторичны. Наиболее успешные союзы и партнерства образуются при счастливом совпадении интересов участников партнерств и союза. Нелишне заметить, что стопроцентного совпадения интересов участников логистической цепи в макрологистических системах и интегрированных системах достигнуть все же не удается. Всегда существует ряд противоречий, разрешить которые участникам логистической цепи удается только при помощи категорий экономических компромиссов.

 

Вопрос 14. Основные экономические системы

 

Различают два типа экономики и, соответственно деятельности фирмы (предприятия) – тянущая и выталкивающая.

При тянущей системе производится только тот объем товаров, который реально может быть поглощен рынком. При этом допускается некоторое перепроизводство с учетом запасов на непредвиденные обстоятельства, однако запасы эти незначительны. В данной модели предполагается неполная загрузка производственных мощностей при сокращении потребности рынка. При краткосрочных колебаниях производственные мощности поддерживаются в рабочем состоянии и постоянной готовности к резкому увеличению производства. При длительных периодах простоя рассматривается вопрос целесообразности ликвидации на той или Ионой основе части производственных мощностей, либо вообще уход с данного сектора рынка. Такой тип экономики характерен для рынка покупателя.

Выталкивающая модель экономики (производства), напротив, характерна для рынка продавца. При этой модели реализуется доктрина обеспечения полной загрузки производственных мощностей. Судьба излишков продукции как бы ни интересует производителя. Следует отметить, что большинство российских предприятий страдает именно из-за собственной негибкости политики, нежелания следовать теории межфункциональных компромиссов и приверженности выталкивающей модели производства.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: