Экологи-исследователи фантастического пейзажа

В чем заключалась ваша задача? (исследовать пейзаж)

Какова цель исследования? (определить: перед нами Зона или Земля обетованная)

Чтение эпизода из повести: описание Чумного квартала и природного пейзажа в Зоне, когда Р. Шухарт находится в Зоне с Артуром

 

- Определите художественные средства в данных описаниях. (Метафоры-дома мертвые, окна слепые, щетинистые холмы; эпитеты - вспыхнули вершины гор, зарево полыхало; олицетворения - "ведьмин студень" дышит, антенны обросли волосами, заморенный лозняк)

- Защита проекта-иллюстрации, выполненного исследователями фантастического пейзажа. (Изобразили асфальт в трещинах, которые проросли травой (но это еще была наша трава, человеческая); черную колючку, детскую коляску с чистым бельишком и изумрудное зарево - зеленую зарю Зоны)

Вывод исследователей фантастического пейзажа:

На этой земле нет жизни: мертвая тишина, "нездоровая" цветовая гамма. Пейзаж цивилизации и природный пейзаж создают гнетущее настроение. Все увиденное давит на психику. Художественные средства помогают понять, что перед нами Зона.

Исследование и защита проекта-иллюстрации исследователями реалистического пейзажа.

Чтение эпизодов из повести: описание поселка, пикника на обочине. (Эти пейзажные зарисовки можно считать реалистическими, так как в поселке еще видны следы жизни: светилось задернутое занавеской окошко, огромный пес выбежал сбоку. Пикник на обочине мы созерцаем в реальной жизни: на траве пролит бензин, следы костра, огрызки яблок, консервные банки, пустые бутылки, увядшие цветы с других полян:)

Авторы не используют в описании художественные средства, тем самым показывая драматичность всего происходящего. Эту удручающую картину пикника изобразили на своей иллюстрации.

Вывод: Еще есть места для обитания, но их нельзя назвать обетованными. При таком отношении человека к окружающей природе скоро будет мертвая зона.

2 этап анализа - исследование психологии человека (гр. "Лингвисты")

Кто они, живущие около зоны? Люди или моральные мутанты, для которых человеческое чуждо? Новые условия жизни породили новую лексику. Как лексика помогает понять внутренний мир главного персонажа Р. Шухарта?

Исследование и защита проекта-таблицы лингвистами

Лексику сталкера можно классифицировать как "профессиональная", разговорная (сниженная), "географическая".

"профессиональная" разговорная (сниженная) "географическая"
пустышка зуда браслет булавка рачьи глаза хабар золотой шар пускай все подохнут отпустила, поганка сволочь ты - Стервятник сукин сын Зона наша гадина, стервоза "мясорубка" "комариная плешь" "ведьмин студень" "чертова капуста" "веселый призрак"

 

 

Выводы:

Грубая, сниженная лексика-реакция на окружающий мир. Но со своей дочерью и женой Рэдрик нежный и ласковый, потому что любит их. Жизненный опыт сталкера заставляет его подвергать анализу все происходящее вокруг. Результат анализа - философские изречения, которые можно считать мудрыми:

"Дальше в Зону, ближе к небу".

"Человек рожден, чтобы мыслить. Только ведь я в это не верю:".

"Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженный!"

Учитель:

Психологи исследовали психологию человека, живущего в Зоне. Какова цель исследования? (Доказать или опровергнуть тезис: я - животное или человек?)

Исследование и защита проекта-схемы психологами.

Я животное: Я не умею думать:

животное человек
жесток в Зоне со своими попутчиками любит жену и дочь
жесток с Эрнестом спасает Барбриджа
жестокое обращение с Артуром способен на дружбу
убийство Артура просит счастья для всех людей

Вывод:

В душе Рэдрика постоянно происходит борьба: доброе начало и озлобленность против обстоятельств, желание подавить это начало. Борьба между добром и злом в душе Шухарта нашла выражение во взгляде, так как глаза - это зеркало души (обращение к слайду). Герой рассуждает о своей внутренней сущности: "Душу-то ведь я никому не продавал! Она моя, человеческая!" Верным будет тезис: я - Человек! Добравшись до Шара, чтобы спасти свою дочь, сталкер просит счастья для всех. Человеческое, гуманное начало победило в истерзанной и измученной душе героя. В нечеловеческих условиях люди пытаются оставаться людьми, для которых существуют нравственные нормы: совесть, преданность, любовь.

Решение проблемы

О чем повесть братьев Стругацких? Закончите фразу из стихотворения Р.Рождественского, взятую в качестве темы. (Эта повесть об экологической катастрофе, которая "подстерегает" человечество. К сожалению, порой люди варварски относится к фауне и флоре, поэтому вокруг нас "все меньше окружающей природы".)

Какое отношение к нашему разговору имеют слова Р.Уоррена, взятые в качестве эпиграфа? (высказывания учащихся)

Планета Земля - Земля обетованная или Зона?

(Мы любим свою родину, мы счастливы, что живем на планете Земля. Это наша Земля обетованная, и поэтому должны беречь окружающую природу. Люди не должны допустить превращения ее в Зону.)

По идейному содержанию какой будет обложка книги? (обложка-предупреждение)

Выполнить задание!!!! Создание обложки к книге!!!

(создайте свою обложку к книге – рисунок на листе бумаги, коллаж, можно сделать в электронном варианте с помощью компьютера, любой программы, своим любым способом – фото или файл присылаете в ВК)

Дата Тема урока Цели и задачи урока
24.04. 2020 Тестовая контрольная работа 4 Определить уровень знания учащимися произведения, его основной мысли

 

Выполнение заданий к уроку:

Выполнить контрольный тест на двойном листочке. Пишете так:

Класс Литература

(Ваша фамилия и имя)

Двадцать четвертое апреля


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: