1. Предложения с прямой речью для передачи её без изменений: Миша попросил: «Витя, дай мне эту книгу».
2. Сложноподчинённые предложения с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями: Миша попросил, чтобы Витя дал ему книгу.
3. Простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи: И долго, долго дедушка о горькой доле пахаря с тоскою говорил.
4. Предложения с вводными словами и вводными предложениями для передачи источника сообщения: Как говорят поэты, началась осень жизни.
Разные способы передачи чужой речи являются синтаксическими синонимами и могут заменять друг друга.
Предложения с прямой речью.
Прямая речь – это передача чужой речи, сохраняющая её содержание и форму. С помощью прямой речи создаётся впечатление подобия точного воспроизведения чужой речи: А мама всплеснула руками и говорит: «Не расстраивайся, Денис, из – за мышей. Нету и не надо! Пойдём купим тебе рыбку!»
Прямая речь со словами автора:
«П», - а. «Спасибо, что всё это рассказал», - глухим голосом сказал Олег.
|
|
«П?» - «Интересно, что будут читать мои правнуки?» - писал Лев Толстой.
«П!» - а. «Ой,да тут глубоко!» - со смехом сказала она.
Прямая речь после слов автора.
А: «П .» Тут Мишка говорит: «Не надо спорить. Сейчас я попробую».
А: «П?» Алёнка говорит: «Спорим, не пойдёт?»
А: «П!» Мишка кричит «Здорово получается!»
Прямая речь разрывается словами автора :
«П, - а, -п?» «Послушайте, товарищ Ложкин, - возмутился я, - вы где – гибудь учились?»
«П, - а. – П». «Гуси летят, с удовольствием говорит Ростовцев. – Сейчас целый косяк видел».
«П? – а. – П!» «Что вы говорите? – воскликнула Марья Гавриловна. – Как это странно!»
«П! – а. – П». «Здравствуйте, друзья! – крикнул он им. – Здорово».
Если реплики диалога даются каждая с нового абзаца, то они не заключаются в кавычки, перед ними ставится тире:
- Не пойму, чего спрашиваете?
- Результат, говорю, какой от этих цветов? Вы же их не на продажу растите?
Предложения с косвенной речью.
Предложения с косвенной речью по форме представляют собой сложноподчинённые предложения: главное содержит слова автора, а придаточное – чужую речь.
Прямая речь может занимать любое положение по отношению к словам автора, косвенная речь всегда следует после авторских слов. Придаточные, включающие косвенную речь, присоединяются к главному при помощи разнообразных союзов и союзных слов, среди которых основными являются что, чтобы, ли: Мне сказали, что это был мой брат. Она требовала, чтобы я смотрел ей в глаза, и спрашивала, помню ли я наши маленькие ссоры. Говорили о том, как живут птицы.
4.Өткен материалды бекіту
Закрепление пройденного метериала.
|
|
Упражнение.
ПРИМЕР
1. «Позвольте, — прошептал Эмиль трепетным голосом, — позвольте мне ехать с вами».
«П, - а, - п»
На экране:
1. Она взглянула и воскликнула //Это Казбич//
2. Я в театр не пойду // неприязненно отозвался Шариков и перекрестил рот.
3. Скажи, пожалуйста, Ерофей // заговорил я // что за человек этот Касьян
4. Кондуктор // крикнул сердитый голос // Почему не даете билетов
5. Смотрю я ему вслед и думаю // Зачем живут такие люди
6.Я командовать приехал // заявил Чапаев //а не с бумажками возиться
Упражнение 1.
Прочитайте предложения. Какие способы передачи чужой речи в них используются?
1) По радио сообщили, что завтра ожидаются осадки. 2) «Завтра возможны осадки», — сообщили по радио. 3) По радио сообщили о возможных осадках. 4) Завтра, как сообщило радио, ожидаются осадки. 5) Завтра, по мнению моего соседа, возможны осадки.
Упражнение 2.
Запишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните пунктуацию в предложениях с прямой речью.
Как-то я спросил ребят на одной заставе, можно ли определить, сколько времени прошло с тех пор, как оставлены следы. И сразу кто-то из мальчишек засмеялся: здесь нужен самый точный пограничный прибор!
Какой спросил я.
Собака! почти хором крикнули мальчишки. Ни один прибор не может так провести по следу, как собака! сказал мне и лейтенант Виталий Гуров. (В. Коржиков)
Как можно расставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, если их представить как диалог автора с ребятами?
Найдите в тексте предложения с косвенной речью.
Упражнение 3.
Запишите предложения так, чтобы слова автора разрывали прямую речь. Для слов автора используйте слова для справок.
Здравствуйте. Попросите, пожалуйста, к телефону Любу.
Извините за беспокойство. Не могли бы вы сказать, как проехать к Белорусскому вокзалу?
Добрый вечер! Давайте знакомиться. Меня зовут Иван Фёдорович.
Слова для справок: 1. Произнёс незнакомый голос. 2. Обратился ко мне прохожий. 3. Сказал, улыбаясь, мой сосед по купе
5. Қорытынды үй тапсырмасы.
Итог. Домашнее задание
.
Упражнение 1.
Перестройте данные предложения, поставив слова автора после или перед прямой речью. В каждом предложении замените глагол, вводящий прямую речь, подходящим синонимом. Как изменился при этом смысл предложения с прямой речью? Укажите способы передачи чужой речи в данных предложениях.
1) Художник Александр Дейнека говорил, что он любит спорт. Часами, по его словам, он мог любоваться бегунами, пятиборцами, пловцами, лыжниками. 2) Мой попутчик-художник рассказал, что он едет под город Тихвин, где есть у него приятель-лесник, будет жить у него на кордоне и писать осень.
Упражнение 2.
Придумайте авторскую речь и присоедините к ней данную прямую речь. Постарайтесь составить предложения так, чтобы авторская речь стояла в начале, середине и в конце предложений.
1) «За рулем надо быть предельно внимательным: в ущелье дорога вьется по самому краю обрыва». 2) «Это не голубой туман, это с горной высоты открылся вид на море». 3) «Зимой мы вывешиваем кормушку для птиц». 4.) «Радуют глаз первоцветами лесные опушки». 5) «Через два часа начнется пурга».