Потребность в безопасности

Потребность в безопасности, продиктованная отрывом человека от природы и материнского начала, является еще одно из фундаментальных родовых потребностей. Компенсация ее выражается в желании материнской любви, в том числе сексуальной, как способ возвращения в первоначальное не разъединённое состояние посредствам проникновения в лоно. В состояние эмбриона, не подверженного многочисленным раздражителям внешнего мира. Например, маленькие дети, испытывая страх, прячутся с головой под одеяло, которое дает им ощущение безопасности. Это никак не связано с самим одеялом, действительно, как оно может защитить? Причина кроется в симуляции безопасности первоначального внутриутробного состояния.

В то же время отклик на потребность в безопасности может состоять и в поиске защиты со стороны отца. Желание соединение с природой в свою очередь прослеживается на примере древних мифов и религиозных культов: “Поклоняясь деревьям и животным как идолам, человек поклоняется отдельным проявлениям Природы как могущественным оберегающим силам, почитание которых означает почитание самой Природы”[54]. В результате стремления человеческого рода к возвращению в состояние, соответствующее первоначальному безопасному, слитому сосуществованию с природой или с одним из родителей, всемирная история претерпевала попеременное установление патриархальных и матриархальных режимов. Подробнее об этом можно прочесть в работах З.Фрейда[55] и Г.Маркузе[56].

Остановимся подробнее на следующей проблеме: “Одновременно с прогрессивным развитием, соединившим в себе положительное содержание как патриархального, так и матриархального духа, развивались и отрицательные стороны обоих начал, выразившиеся в культе государства, сочетавшемся с поклонением идолам расы или нации. Фашизм, нацизм и сталинизм — наиболее яркие проявления такого сочетания”[57]. То есть потребность в защите выражалась в становлении тоталитарных режимов фашисткой Германии и сталинской России в преддверии торжества консуматорского общества. Именно здесь мы можем сделать очередной вывод: ужасы Освенцима и ГУЛАГА - это не что иное, как результат бегства от свободы граждан, проживающих в обществе, не дающем должного ощущения безопасности.

Действительно, как не вспомнить слова знаменитого немецкого философа и политолога У.Бека: “В рефлексивности модернизационных процессов производительные силы утратили свою невинность. Выгода от технико-экономического «прогресса» все больше оттесняется на задний план производством рисков. Вместе с их универсализацией, публичной критикой и (анти)научным исследованием они сбрасывают покров латентности и получают новое и центральное значение при обсуждении социальных и политических конфликтов”[58]. Даже не упоминая о внезапной опасности террористических актов, мы можем с уверенностью обозначить третью черту, общество потребления – это общество риска, общество небезопасности и тревожного ожидания. 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: