Сравнительные результаты диагностики

(аналитический этап)

Из диаграммы 6 видно, что низкий уровень развития самоорганизации у обучающихся 10Б и 11 класса полностью отсутствует. Средний уровень развития самоорганизации у обучающихся 10Б класса стал на 2% выше чем у обучающихся 11 класса, а высокий уровень у 10Б класса стал ниже чем у  11 класса всего на 2 %.

Результаты, полученные в результате диагностики проведённой на аналитическом этапе, показывают, что уровень самоорганизации у обучающихся 10Б класса значительно улучшился.

Таким образом, можно сделать вывод, что систематическая, правильно организованная самостоятельная работа положительно влияет на развитие самоорганизации старшеклассников.

Полученные в ходе настоящего исследования результаты позволяют предложить ряд рекомендаций.

1. Необходимо организовать систему мероприятий по повышению отдельных компонентов самоорганизации обучающихся, для повышения общего уровня самоорганизации обучающихся.

2. Рекомендуется реализация индивидуального подхода к обучающимся с учётом типа их психической работоспособности.

3. Преподаватель должен обладать навыками построения взаимоотношений с учащимися на основании знания их индивидуально − психологических особенностей.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Итак, учитывая значение самостоятельной работы обучающихся в учебном процессе современной школы, задача учителя заключается в том, чтобы на уроке были созданы необходимые условия для реализации всех видов самостоятельной работы, важнейшими из которых являются:

1. Постепенность введения разных по степени сложности и стимулированию умственной активности видов самостоятельной работы;

2. Обязательность подготовки обучающихся к выполнению заданий;

3. Разнообразие видов самостоятельной работы, используемых при преподавании каждого учебного предмета;

4. Подбор заданий, способствующих побуждению интереса к их выполнению содержащих посильные трудности;

5. Оказание учителем в случае необходимости помощи в работе;

6. Обучение обучающихся приёмам самоконтроля при выполнении работ;

7. Обязательность проверки учителем самостоятельных работ обучающихся.

Творческий подход к работе, потребность в самостоятельности, умения и навыки самостоятельной работы не приходят сами собой, они формируются, воспитываются в ходе всего процесса обучения, причём степень самостоятельности выполнения  работ обучающихся от класса к классу должна возрастать.

В ходе работы мы выяснили, что благодаря  целенаправленному использованию самостоятельной работы:

- развиваются мышление, внимание, память;

- мобилизуется воля и внимание;

- развиваются универсальные учебные умения;

- создается ситуация успеха;

- повышается качество знаний обучающихся;

- формируются ключевые компетенции;

- в работу включаются все обучающиеся класса.

Возможности совершенствования методики работы учителя существенно зависят от его умения целенаправленно управлять мыслительной деятельностью обучающихся, активизируя её. В этих закономерностях раскрываются взаимосвязи между внутренними процессами, протекающими в сознании обучающихся, и внешними, дидактическими условиями, в которых проходит учебная деятельность. Умелое применение самостоятельных работ на уроках позволяет не только координировать внутренние процессы, протекающие в сознании обучающихся, но и значительно повысить уровень их самоорганизации.

Самостоятельная работа занимает исключительное место в современном уроке, т.к. ученик приобретает знания только в процессе личной самостоятельной учебной работы. Дидактическое правило «Учить детей учиться» никогда не было так актуально как сейчас. Умение управлять своей деятельностью выступает в качестве необходимого условия в жизни человека и в его трудовой деятельности.

Жизнь человека — это движение по пути познания. Каждый шаг может обогащать нас, если благодаря новому мы начинаем видеть то, чего ранее не замечали или не понимали, чему не придавали значение.

 

сПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1. Абрамов, С.М. Воспитание образовательной самостоятельности студентов гуманитарных вузов в процессе дистанционного обучения. Кандидат педагогических наук [Текст] / С.М. Абрамов. – М.: Екатеринбург, 2003. – 15 С.

2. Андреев, В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 2–е изд. [Текст] / В.И. Андреев. – М.: Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 436 С.

  1. Асмолов, А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. [Текст] / А.Г. Асмолов. – М.: Москва, 2001. – 137 С.
  2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. [Текст] / Л.И. Божович. –  М.: Воронеж, 2001. – 25 С.

5. Варнеке, Х. Формирование учебной деятельности студентов [Текст] / Х. Варнеке. –  М.: МГУ, 1989. – 45 С.

6. Громов, Е.В. Методика организации реферативного обучения на семинарских занятиях [Текст] / Е.В. Громов. – М.: 2001. – 325 с.

7. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа обучающихся на уроках [Текст] / Б.П. Есипов. – М.: Учпедгиз 1991. – 315 С.

8. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2000. – 480 С.

  1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. – М.: Питер, 2003. – 246 С.

10. Карпенко, М.П. Телеобучение  [Текст] / М,П. Карпенко. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 341 С.

11. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике [Текст] / Г.М. Коджаспирова. – М.: МарТ, 2005. – 302 С.

12. Коряковцева, Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: пособие для учителей [Текст] / Н.Ф. Коряковцева. – М.: Аркти, 2002. – 14 С.

13. Моро, М.И. Самостоятельная работа обучающихся на уроках [Текст] / М.И. Моро.– М.: АПДН РСФСР, 1983. – 150 С.

14. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении [Текст] / П.И. Пидкасистый. — М.: Педагогика, 1990. – 240 С.

15. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы [Текст] / И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 405 С.

16. Полат, Е.С. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций // Иностранные языки в школе. 1998. – №5,6.

  1. Романова Е.С. Психодиагностика. [Текст] / Е.С. Романова. – СПб.: Питер, 2009. – 117 С.
  2. Рыжов Б.Н. Системные основания психологии. [Текст] / Б.Н. Рыжов. – М.: 2010. – 42 С.

19. Срода, Р.Б. Воспитание активности и самостоятельности обучающихся в учении [Текст] / Р.Б. Срода. – М.: АПН РСФСР, 1956. – 55 С.

20. Столяренко, Л.Д. Педагогика. 3–е изд., перераб. и доп. [Текст] / Л.Д. Столяренко. – М.: Ростов н/Д, 2000. – 672 С.

21. Унт, И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения [Текст] / И.Э. Унт. – М.: Педагогика, 1990. – 192 С.

22. Фридман, Л.М. Логико-психологический анализ школьных учеб­ных задач [Текст] /Л.М. Фридман. –  М.: Педагогика, – 1977. 208 С.

  1. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. [Текст] / Х. Хекхаузен. – М: Смысл, 2003. – 79 С.

24. Шаматова, Т.И. Активизация учения школьников [Текст] / Т.И. Шаматова. – М.: Педагогика, 1982. – 208 С.

Интернет источники:

1. Волков Е. Критическое мышление: принципы и признаки [Электрон. ресурс]. Режим доступа: /http://people.nnov.ru/volkov/critical_think/Volcov_E_Critical_think_principles_introduction.html.

2. Калашникова, Н.Г. Портрет ученика при переходе в основное звено школы [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://ctnter.fio.ru//som/es/2003/08/articles/doklad05.htm.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: