Лекция 7. Конфликты в социально-педагогическом процессе

План лекции:

1. Конфликт как социально-психологическая проблема. Структура и динамика конфликта.

2. Классификации видов конфликтов.

3. Конструктивные способы разрешения конфликта.

Краткое содержание лекции:

Термин "конфликт" трактуется как столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, как серьезное разногласие, открытый спор, приводящий к борьбе. 

Конфликт отражает противоречивое устройство мира, его двойственность и амбивалентность. Мы хорошо знаем, что существуют день и ночь, война и мир, молодость и старость, добро и зло, любовь и ненависть, щедрость и скупость и целый ряд других полярных явлений.

Можно выделить ряд противоречий и в сфере образования. Школа ориентирует учащихся на такие качества, как доброта, честность, порядочность, трудолюбие, а окружающая действительность преподносит примеры варварства, нечестности, непорядочности, тунеядства. С одной стороны, педагоги призваны приобщить воспитанников к соблюдению сложившихся в обществе требований ("ты должен"), а с другой - заботиться о развитии свободной личности ("ты имеешь право").

Очевидно, наличие противоречия - это еще не конфликт, а всего лишь возможные предпосылки к его возникновению между людьми. Противоречие не обязательно будет перерастать в конфликт. Следовательно, одним из признаков конфликта является личностный смысл того или иного противоречия для конкретного субъекта, когда данное явление оказывает существенное влияние на его чувства, на его поведение. До тех пор, пока не происходит столкновения личностных смыслов субъектов, конфликта между ними не возникнет.

Для того чтобы произошло столкновение личностных смыслов, необходимы определенные обстоятельства, называемые конфликтной ситуацией.

Конфликтная ситуация - это сочетание обстоятельств, при которых создаются условия для обнаружения существенных различий во взглядах, интересах и намерениях субъектов, имеющих для них личностный смысл. Возникновение противоположных личностных смыслов является свидетельством назревания конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация - это второй признак конфликта. Необходимо обратить внимание на то, что конфликтная ситуация может и не перерасти в конфликт.

Но если прямое столкновение интересов противоборствующих сторон все же произойдет, то конфликтная ситуация будет обретать вид инцидента. Здесь стороны не будут безмолвствовать, а открыто станут обнажать свои интересы, высказывая их в открытом разговоре, либо путем передачи письменных сообщений. Следовательно, инцидент как момент столкновения личностных смыслов - это третий признак конфликта.

Если назревание конфликтной ситуации можно и не заметить, не обратив внимание на чье-то недовольство, то инцидент не заметить нельзя. Инцидент - это внешнее выражение и недовольства, и накопившихся претензий, и желания изменить сложившееся положение вещей в свою пользу. Инцидент имеет внешнее проявление не только в виде высказанных требований или условий, но также в виде раздражения, обиды или угрозы в голосе, в форме резких движений и жесткой лексики. Инцидент - это такое внешнее проявление накопившихся внутренних противоречий между субъектами общения, которое может заявлять о себе словами, криками, угрозами, ругательствами, мольбами, сопровождающимися соответствующими жестами, мимикой и т.п.. Поэтому довольно часто именно момент возникновения инцидента считают началом конфликта.

Таким образом, для того чтобы судить о возникновении конфликта, необходимо, прежде всего, задуматься над такими вопросами:

  • имеется ли личностный смысл для конкретных субъектов общения в том или ином противоречии;
  • назревает ли конфликтная ситуация, в которой может произойти наложение противоположных личностных смыслов субъектов;
  • возникает ли инцидент между этими субъектами общения?

 Разновидности конфликтов

Поскольку основные линии противоречий в социально-педагогическом процессе могут иметь различное направление и разный удельный вес, то можно говорить о вертикальных и горизонтальных конфликтах.

Вертикальные конфликты возникают при появлении противоречий в своеобразной иерархической структуре: между обществом и системой образования, между администрацией школы и учителем, между учителем и учеником.

Кроме этого, имеют место и горизонтальные конфликты: "учитель - учитель", "ученик - ученик", "родитель - родитель" и т.п.

По содержанию или по предмету, вокруг которого возникает столкновение субъектов, различают следующие конфликты: бытовые, административные, профессиональные, идеологические, психологические, этические, амбициозные.

В бытовых конфликтах столкновение субъектов происходит вокруг каких-либо бытовых проблем: почему в классе грязно? Куда запропастился классный журнал? Почему нет мела? Кто должен стереть с доски? Когда в школе появится новая мебель в классах и сделают ремонт в учительской? Вот далеко не полный перечень вопросов, которые довольно часто возникают в столкновениях бытового характера между учителем и учениками, учителями и школьной администрацией.

Административные конфликты возникают вокруг полномочий в системе "начальник - подчиненный". Это типичные вертикальные конфликты. Например, если директор школы вменяет в обязанности учителя дополнительные виды деятельности (допустим, поливать цветы в школе во время летних каникул), а учитель отказывается от их выполнения, то между ними может возникнуть административный конфликт.

Профессиональные конфликты возникают, как правило, в сфере профессиональной деятельности между представителями одной профессии. В качестве объекта конфликта выступают особенности организации этой деятельности. Например, принципиальные разногласия двух учителей, преподающих один и тот же учебный предмет, по поводу методики изучения конкретной темы, или существенные расхождения их взглядов на способы поощрений и наказаний учащихся

Предметом столкновения в идеологических конфликтах выступают отношения субъектов к тому или иному явлению идеологического характера. Примерами конфликтов такого рода являются бурные споры людей, в том числе и учителей, по поводу важнейших событий, происходящих в России и за ее пределами.

В психологических конфликтах предметом столкновения становятся конкретные особенности психических свойств и процессов одного из субъектов, вызывающие неудобства у другого субъекта общения. Так, в школьной практике встречаются примеры, когда учителя, отличающиеся быстротой мышления, крепкой памятью и холерическим темпераментом, вступают в конфликты с медлительными учениками, долго ищущими ответы на самые элементарные вопросы. Низкая скорость мыслительных процессов, слаборазвитая речь и медлительность таких учащихся вызывают раздражение у педагогов и порождают конфликты.

Предметом столкновений в этических конфликтах становятся нормы поведения, а точнее, отступления одного из субъектов от сложившихся норм, либо ориентация субъектов на различные нормы поведения. Порой в руки учителя попадает записка, которой обмениваются ученики на уроке. Учитель вправе потребовать от учащихся прекращения переписки во время урока, но он не имеет право читать не ему адресованное послание, тем более озвучивать его всему классу. Нарушение этого правила чревато возникновением этического конфликта.

Амбициозные конфликты отличаются тем, что объектом столкновения в них выступают претензии одного из субъектов на особый статус, на особое отношение к себе. "Я в этой школе проработал двадцать лет и поэтому требую, чтобы при составлении расписания мои уроки были сгруппированы в те дни, которые я указал в своей заявке!" - говорит учитель завучу школы. И если завуч не выполнит предъявленных требований учителя, то между ними может возникнуть амбициозный конфликт.

По числу субъектов различают внутриличностные, межличностные и межгрупповые конфликты.

Во внутриличностном конфликте противоречие возникает между двумя внутренними противоположно направленными мотивами, интересами или потребностями одного человека. В современной жизни каждому из нас довольно часто приходится делать выбор: встать утром пораньше и сделать зарядку на свежем воздухе или же понежиться лишний часочек в теплой постели; высказать в лицо своему начальнику все, что думаешь о его интеллектуальных и организаторских способностях, или же не говорить, чтобы не портить отношений с ним и не наживать неприятностей.

В межличностном конфликте происходит столкновение интересов двух личностей, которые заявляют о своем праве на предмет спорной ситуации. Например, такой конфликт может возникнуть, когда учитель отказывается выполнить просьбу директора школы о том, чтобы повысить итоговую отметку ученику, не отличающемуся ни способностями, ни прилежанием, ни уважением к этому учителю.

Межличностные конфликты довольно часто возникают между всеми субъектами общения в школе: учителем и учеником, директором и учителем, учителем и родителем ученика, между двумя учениками и учителями.

Межгрупповой конфликт представляет собой столкновение интересов двух групп как совокупных субъектов общения. Примером такого конфликта может быть противостояние двух микрогрупп одного класса в борьбе за право навязать свои нормы взаимоотношений между одноклассниками. Возможно также противостояние двух классов одной школы, отстаивающих свои групповые интересы.

Следует отметить, что внутриличностный, межличностный и межгрупповой конфликты по своему содержанию могут быть бытовыми, административными, профессиональными, идеологическими, психологическими, этическими и амбициозными.

  Конструктивные способы разрешения конфликта

 Разрешение конфликта - это творческий процесс, и здесь можно говорить лишь об определенной последовательности условных шагов, позволяющих понимать особенности противоречий и процессов между конфликтующими сторонами, намечать реальные действия по снижению напряженности между ними, прогнозировать создание и разрешение конфликтных ситуаций.

Первый шаг связан с обнаружением конфликта. Педагогу необходимо убедиться в том, что между субъектами, одним из которых может быть и он сам, существуют противоречия, имеющие для них личностный смысл, создается конфликтная ситуация, назревает или уже возник инцидент. Информация об этом может содержаться и в словах, которыми обмениваются партнеры, и в их жестах и мимике, сопровождающих эти слова, и в их действиях по отношению к друг другу. На этом этапе важно понять, в чем заключается предмет конфликта, т.е. вокруг чего произошло столкновение интересов конфликтующих. Ответ на этот вопрос позволит характеризовать конфликт по содержанию как бытовой, административный, профессиональный, идеологический, психологический, этический или амбициозный. А возможно, что конфликт является бессодержательным, т.е. пустым или беспредметным.

Важно также определить обращенность конфликта вовнутрь или вовне, чтобы характеризовать его как внутриличностный, межличностный или межгрупповой.

Второй шаг - это анализ особенностей протекания и развития конфликта. Здесь важно выяснить, насколько серьезно обострены отношения между субъектами, как далеко они зашли в своем неприятии друг друга.

Анализируя особенности поведения конфликтующих, их психологический настрой, степень взаимной агрессивности, эмоциональность слов и поступков, педагог сумеет определить, на какой из ступенек своеобразной "лесенки" конфликта находятся субъекты.

Если партнеры продвинулись лишь на 1 - 2 ступеньки и находятся на стадии недовольства или разногласия, то добрые связи и отношения между ними еще не порваны и, следовательно, сохраняется довольно большая вероятность для озвучивания их недовольства и превращения разногласий в конструктивный диалог. Если же конфликтующие вступили в стадию противостояния или противоборства, то добрые отношения между ними оказываются нарушенными, а на почве возросшего эмоционального напряжения могут порождаться стойкие чувства неприязни, отвращения или ненависти друг к другу. Вероятность конструктивного диалога между ними практически равна нулю. Они близки к полному разрыву своих отношений.

Третий шаг связан с непосредственным разрешением конфликта. Прежде всего необходимо позаботиться об уменьшении или снятии психологического напряжения между конфликтующими субъектами. Ведь пока бушуют страсти, каждая из сторон руководствуется не рассудком, а эмоциональными порывами, что не позволяет партнерам адекватно оценивать складывающуюся ситуацию и находить пути к примирению.

Существуют различные способы снятия психического напряжения: принесение извинений и обращение с просьбой о прощении; переключение одного или обоих субъектов конфликта на другие виды деятельности; предоставление каждому из них возможностей для подробного объяснения своей позиции и своих взглядов на предмет конфликта, а также права на свою особую точку зрения; демонстрация симпатии субъектам конфликта, готовности проявить к ним внимание и оказать поддержку.

В качестве способов разрешения конфликтов ряд педагогов предлагают использовать такие, как юмор, признание достоинств субъекта конфликта, компромисс, третейский суд, обоюдный анализ и др.

Юмор - это беззлобно-насмешливое отношение к чему-либо или к кому-либо. Благодаря юмору участники конфликта имеют возможность подняться над ситуацией и увидеть в ней смешные элементы. При этом важно, чтобы шутка была доступна для понимания каждого из субъектов, чтобы она не содержала сарказма или иронии, не была оскорбительной для них.

Признание достоинств заключается в выделении положительных черт субъекта конфликта, в акцентировании внимания на его положительных качествах. Это позволяет сделать своеобразный шаг навстречу партнеру, увидеть в нем не только недостатки, но и достоинства.

Компромисс представляет собой соглашение, к которому субъекты конфликта приходят на основе взаимных уступок. "Я не буду спрашивать тебя сегодня на уроке, но к следующему занятию ты должен подготовить ответ по материалам двух уроков", - говорит учитель ученику, обратившемуся к нему с просьбой не вызывать его к доске. И если ученик принимает предложение учителя, то они достигают компромисса.

Использование компромисса позволяет перевести складывающуюся конфликтную ситуацию на конструктивный путь развития, поскольку педагог, обращаясь к достоинствам школьника, не наносит оскорблений его личности, а предлагает включиться в совместный поиск решения проблемы.

Третейский суд - это обращение конфликтующих субъектов за помощью к третьему лицу. Обычно к третейскому судье апеллируют, когда стороны начинают понимать, что самостоятельно они не смогут найти выход из создавшейся между ними конфликтной ситуации. Третейский суд может быть опосредованным, когда стороны в поисках истины обращаются к нормативным документам, словарям или к первоисточникам: "Давайте посмотрим, как этот вопрос трактуется в Законе "Об образовании...", "Уточним в словаре", "Посмотрим, как об этом пишет сам Лев Толстой...".

Непосредственный третейский суд связан с обращением за советом к реальному независимому лицу. Таким лицом может быть учитель, представитель школьной администрации, ученик или кто-либо из посторонних людей. Необходимо подчеркнуть, что в качестве третейского судьи должен выступать не просто посторонний и независимый человек, а тот, кто является авторитетным для обеих сторон, кому каждый из партнеров может доверить решение конфликта.

Разрешению конфликта может помочь такой способ, как обоюдный анализ. Например, педагог может сказать ученику, с которым он конфликтует: "Давай-ка успокоимся и поговорим как взрослые люди. Я хотел бы услышать твои претензии ко мне и надеюсь, что ты способен услышать мои доводы". Здесь, важно позаботиться о том, чтобы не превратить анализ в разбор недостатков ученика, не свести его к взаимным укорам и упрекам. Поэтому прежде всего от педагога зависит создание благоприятной атмосферы, доброжелательного настроя на разговор, что позволит обеспечить чувство психологической защищенности ученика и сделать его лицом, заинтересованным в положительном результате анализа.

Вопросы для контроля и самоконтроля:

  1. Что такое конфликт? Как связаны понятия "личностный смысл", "конфликтная ситуация", "инцидент" при назревании конфликта?
  2. Назовите известные вам виды конфликтов. В чем особенности данных конфликтов?
  3. В чем отличия внутриличностного, межличностного и межгруппового конфликтов?
  4. Чем отличаются деструктивный и конструктивный пути развития конфликта?
  5. Перечислите возможные условные шаги и конструктивные способы разрешения конфликта.

Литература:

1. Анцупов, А.Я. Конфликтология: учебник для студентов вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов – Санкт-Петербург: Питер, 2008. - 496 с.

2. Волков, Б.С. Конфликтология: учебное пособие / Б.С. Волков, Н.В. Волкова – Москва: КНОРУС, 2018. - 356 с.

3. Конфликтология: учебник для студентов вузов / Под ред. В.П. Ратникова – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.- 512 с.

4. Лобанов, А.А. Основы профессионально-педагогического общения: учебное пособие для вузов / А.А. Лобанов. – Москва: Академия, 2004. – 192 с.

5. Морева, Н.А. Тренинг педагогического общения: учебное пособие для вузов / Н.А. Морева. – Москва: Просвещение, 2003. – 304 с.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: