Синтаксический анализ

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ВАРИАНТ I

 

Синтаксический анализ

Прочитайте текст.

 

(1)Со смерти отца, с 1824 по1827 год, мать и сёстры содержали меня своими трудами, старались изо всех сил.(2) Кое-какие крохи, оставшиеся после разгрома отцовского состояния, недолго тянулись; женщины принялись за мелкие работы, работали не покладая рук. (3)Одна из сестёр поступила надзирательницею в какое-то благотворительное детское заведение в Москве и своим крохотным жалованьем поддерживала существование семьи.

(4) Переехав через год из дома дяди Андрея Филимоновича на наёмную квартиру, мать решила отдавать одну половину квартиры в наймы нахлебникам… (5) Это был студент математического факультета Жемчужников. (По Н.И.Пирагову)

 

Какие из перечисленных утверждений являются верными. Запишите номер ответов.

 

 

1) Предложение 1 имеет грамматическую основу – МАТЬ И СЁСТРЫ СОДЕРЖАЛИ.

2) В предложении 2 ДВЕ грамматические основы.

3) Предложение 3 имеет грамматическую основу – ОДНА ИЗ СЕСТЁР ПОСТУПИЛА.

4) Предложение 4 осложнено обособленным обстоятельством.

5) Предложение 5 двусоставное, неполное.

 

Ответ: ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

 

Пунктуационный разбор.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифру(ы), на месте которых должна(ы) стоять запятые.

Брюнет (1) поздоровавшись(2) с Александром(3) и (4) кивнув мне головой(5) передал своему компаньону чёрную папку(6) туго набитую бумагами (7) и небольшую коробку с оборудованием.

Ответ: ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

 

Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номер ответов.

1) МАРИНОВАННЫЕ (огурцы) – отглагольное прилагательное с суффиксом ОВА пишется с двумя Н.

2) АРЬЕРГАРД – после иностранной приставки пишем Ь знак.

3) НЕНАВИСТЬ – приставка НЕ у существительного пишется слитно, так как без НЕ не употребляется.

4) ЗАБОТЛИВЫЙ – у прилагательных нет суффикса –ЛЕВ.

5) ПРЕСТУПИТЬ (закон)- приставка ПРЕ в значении степени качества

 

Ответ: ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Синтаксический анализ

А) Замените словосочетание «грустно сказал», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Б) Замените словосочетание «учиться рисовать», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

 

Прочтите текст и выполните задания 5-7.
(1) – Пойдём на Чатыр-Даг, – сказал первый мальчик.
(2) – Скучно, – сказала девочка. (3) – Мы там недавно были.
(4) – Давайте искать сердолики, – сказал второй мальчик.
(5) – Жарко, – ответила девочка. (6) – Солнце слепит глаза, и ничего не видно.
(7) Они сидели поджав ноги. (8) Мальчики спиной ко мне – я видел их тоненькие шеи. (9) А девочка – лицом. (10) У неё было обветренное, загорелое лицо, исцарапанные ноги и мокрые волосы. (11) Ребята только что вылезли из моря.
(12) – Что, не можете договориться, как провести время? – спросил я.
(13) Они посмотрели на меня, и девочка сказала:
(14) – Каждый день придумывают одно и то же. (15) Скучно…
(16) – А она ничего не придумывает, а только скучает, – сказал первый мальчик.
(17) – Да, тяжёлое ваше дело.
(18) Они вздохнули. (19) Палило солнце, искрилось море, и было тихо-тихо.
(20) – А знаете что, – сказал я, – вы по очереди на один день или на неделю выбирайте себе вожака, и в этот день, что он придумает, то вы и будете делать.
(21) Только обязательно.
(22) – Интересно. (23) А кто будет первым вожаком? – спросила девочка.
(24) – Ну кто? (25) Кто-нибудь из вас троих.
(26) – Нас не трое, – сказал второй мальчик. (27) – Нас четверо. (28) Сейчас ещё Димка придёт.
(30) – Димка у нас странный, – сказала девочка.
(31) – Чем же он у вас странный?
(32) Она засмеялась:
(33) – Он иногда заплывает вон на ту скалу в море и поёт песни из кинофильмов или читает стихи.
(34) – А однажды он устроил там обсерваторию, – сказал первый мальчик. (35) Всю ночь глядел в какую-то трубу: хотел увидеть космический корабль.
(36) – А я слышал, – сказал второй мальчик, – как он разговаривал с морем. (37) Иду я. (38) Тихо. (39) И вдруг слышу: «Молчишь, не отвечаешь? (40) Всё равно я разгадаю твои тайны и овладею твоей силой! (41) Иногда ты мне кажешься хитрым, как лис. (42) А иногда добрым, когда я лежу на твоём берегу и ты шепчешь мне, какие можно построить морские электростанции, используя твои подводные течения». (43) Смотрю – никого. (44) Один Димка на берегу и кричит все эти слова. (45) Я ему говорю: «Димка, с кем ты разговариваешь?» (46) А он посмотрел на меня и отвечает: «С морем».
(47) – С морем? – удивился я.
(48) – Ну да. (49) Оно ведь живое.
(50) И в это время появился сам Димка. (51) Он летел стрелой. (52) Лицо у него маленькое, волосы кудрявые и спутанные.
(53) Ребята повернулись в его сторону.
(54) – Я видел, я видел гремучую змею! – сказал Димка. (55) – Она ползла, тихо пошёптывая, и я слышал её шипение. (56) Я хотел её тут же убить, чтобы добыть яд для лекарств. (57) Но потом я подумал, что вам тоже будет интересно посмотреть на живую змею. (58) И я примчался за вами.
(59) Мальчишки тут же вскочили.
(60) – А она нас не укусит? – спросила девочка.
(61) – Трусиха! – сказал первый мальчик.
(62) – Девчонка! – поддержал его второй. (63) – Пошли, Димка, без неё.
(64) – Что ты, – сказал Димка девочке и тихо добавил:
(65) – Эта змея обыкновенный уж. (66) Про гремучую я придумал для интереса. (67) И убивать мы её не будем. (68) Ужи – безвредные змеи.
(69) Девочка засмеялась и побежала с Димкой догонять нетерпеливых мальчишек.
(70) Так я и не успел сказать ребятам, что самым лучшим вожаком для них будет Димка. (71) Он научит их всех мечтать…    В. Железников


5. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Ребята считали Диму странным.
2) Ребята решили выбирать себе вожака, потому что им было скучно.
3) На скале в море Дима однажды устроил обсерваторию.
4) Дима нашел змею и хотел ее убить, чтобы добыть яд для лекарств.
5) Девочке было неинтересно смотреть на змею, поэтому она не пошла с ребятами.

 

6. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является сравнение.
1) Иногда ты мне кажешься хитрым, как лис.
2) Девочка засмеялась и побежала с Димкой догонять нетерпеливых мальчишек.
3) Всю ночь глядел в какую-то трубу: хотел увидеть космический корабль.
4) Всё равно я разгадаю твои тайны и овладею твоей силой!
5) Он летел стрелой.
7. Найдите в тексте антоним к слову СКУЧНО (предложение 15).
Напишите этот антоним.

 

















































ВАРИАНТ II

Синтаксический анализ

Прочитайте текст.

(1)Юмор – вид комического, в котором внешне комическая трактовка предмета сочетается с внутренне серьёзным к нему отношением.(2) Как любой вид комического, юмор – реакция на противоречие норме, идеалу.(3)Однако, в отличие от трагического мировосприятия, основанного на неприятии действительности, не отвечающей идеалу, юмор обращён лишь к отдельным – смешным – сторонам какого-либо явления, но не к миру в целом. (4)Юмор – примиряющая улыбка, выражающая приятие мира с его нелепыми и смешными сторонами. (5)Юмор субъективен, личностно обусловлен, отмечен умонастроением юмориста; предмет осмысляется как смешной, будучи преломленным сквозь призму восприятия («нрав») смеющегося. (Энциклопедический словарь-справочник)

Какие из перечисленных утверждений являются верными. Запишите номер ответов.

1) Предложение 1 имеет придаточное определительное.

2) В предложении 2 есть обособленное обстоятельство.

3) Предложение 3 имеет одну грамматическую основу.

4) Предложение 4 имеет обособленное определение.

5) В предложении 5 есть грамматическая основа – ЮМОР СУБЪЕКТИВЕН.

 

Ответ: ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: