Основная литература. ЭСБ ЛАНЬ

ЛОГОПСИХОЛОГИЯ

Тема: особенности памяти у лиц с нарушением речи.

Вопросы

1. Память как психический познавательный процесс

2. Особенности мнестической деятельности лиц с нарушениями речи.

Материалы к лекции

Изучением памяти при речевых нарушениях занимались такие ученые, как Л.И. Белякова, В. Бугиотопулу, И.Т. Власенко, Ю.Ф. Гаркуша, А.Р. Лурия, Н.Н. Трауготт, О.Н. Усанова, Н.П. Чурсина и другие.

Память (так же как и все познавательные процессы) представляет собой отражение человеком реальной действительности, неразрывно связанной с деятельностью. Память определяется, как способность головного мозга воспринимать окружающую действительность, запечатлевать ее в нервных клетках, хранить воспринятые сведения, а затем по мере необходимости воспроизводить их.

У детей с общим недоразвитием речи объем зрительной памяти практически не отличается от нормы, исключение составляют лишь дети с дизартрией. У них отмечается низкий уровень продуктивного запоминания серии геометрических фигур, который связан с выраженными нарушениями восприятия формы, слабостью пространственных представлений. Также были проведены исследования слуховой памяти, которые показали, что уровень слуховой памяти понижается с понижением уровня речевого развития. Для детей с нарушениями речи затруднительно длительное удержание слуховой информации и ее воспроизведение. Вербальная память детей с недоразвитием речи мало отличима от детей в норме. Непосредственная словесная память у детей с нарушениями и нормой речевого развития достаточно продуктивна и устойчива. При этом обнаруживается недостаточность опосредствованной словесной памяти (воспроизведение с опорой символом) у детей с патологией речи, которая носит специфически речевой характер и по своему патологическому механизму первично связана с системным нарушением речи, но не с нарушением собственно мышления. У детей со стертой дизартрией наилучшим образом развита моторная память, а хуже всего слуховая. У данной категории детей процесс опосредованного смыслового запоминания менее сформирован в сравнении с детьми с нормой речевого развития. У детей с тяжелыми нарушениями речи обнаруживается ряд особенностей преднамеренного запоминания. Они медленнее ориентируются в условиях задачи, их результаты, по сравнению с нормой, ниже. Так, например, дети с моторной алалией после первого предъявления (на слух) точно воспроизводят лишь длину ряда слов (их количество), при этом могут повторять одно и то же слово несколько раз или называть новые слова (парамнезия). Особенно сложным для детей с моторной алалией оказывается воспроизведение середины серии из десяти слов. Словесные парамнезии являются признаком внутренней неустойчивости речемыслительной системы данной категории детей. Детям с дизартриями склонность к парамнезиям не свойственна. Допущенные ошибки воспроизведения дети с речевой патологией, как правило, не замечают и не исправляют. Отличительные особенности преднамеренного запоминания отмечаются и у детей, страдающих заиканием. Только половина детей с заиканием к пятому предъявлению воспроизводят все названные слова, а также наблюдается склонность на протяжении всего исследования начинать воспроизведение серии с первых слов. Выявлена зависимость скорости запоминания от качества 34 внимания: чем лучше внимание, тем меньшее количество предъявлений требуется детям с заиканием. Для данной категории лиц характерна и диффузная недостаточность краткосрочной памяти. Итак, у детей с заиканием заметно снижена слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети часто забывают сложные инструкции (трех-, четырехступенчатые), опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий. Дети, как правило, не используют вербальное общение для уточнения инструкции. У детей с нарушениями речи проблемы с восприятием инструкций, нарушения структуры деятельности связаны не только со снижением слуховой памяти, но и с особенностями внимания. При этом остаются относительно сохранными возможности смыслового, логического запоминания. То есть вербальный материал, объединенный внутренними смысловыми связями (фразы, рассказы), запоминается легче, чем серии слов, не связанных между собой. Но и внутри смысловой информации играет роль фактор ее объема: снижена слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети часто забывают сложные инструкции (трех-, четырехступенчатые), опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий, не прибегают к речевому обобщению в целях уточнения инструкции. Это связано также и с особенностями внимания. Относительно сохранными у детей данной категории остаются возможности смыслового, логического запоминания.

Задание к практическому занятию:

1. Опишите различные методические подходы к диагностике слухоречевой и зрительной памяти у лиц с нарушениями памяти (выполняется в электронном виде и высылается преподавателю на проверку).

2. Подберите перечень упражнений и игр по коррекции памяти для детей с различными речевыми патологиями (видеопрезентация).

 

Основная литература. ЭСБ ЛАНЬ

1. Денисова О.А., Леханова О.Л., Захарова Т.В., Поникарова В.Н.

2. Детская логопсихология: учебник для студентов вузов, проходящим профессиональную подготовку по направлению 050700 Специальное (дефектологическое) образование

3. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Психология лиц с нарушениями речи

4. Китик Е.Е. Основы логопедии: учебное пособие

5. Григорьева Е.В. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья: электронное учебное пособие

6. Лесных Л.Л. Психология лиц с умственной отсталостью: Методические рекомендации к изучению курса

7. Китик Е.Е. Основы логопедии: учебное пособие

8. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. М.: Академия, 2006. 320 с. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. М.: Академия, 2006. 320 с

9. Елецкая О.В. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья

10. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. 9. заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. М.: Академия, 2006. Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогического исследования: 10. учеб.-метод. пособие. Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001.

11. Введение в специальную психологию: учеб. пособие


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: