Задания для самостоятельной работы

Задание 12. Напишите сочинение на тему: «Юный врач в борьбе за жизнь маленькой пациентки».

Контрольные задания

Задание 1. Найдите предложения, в которых допущены ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом. Исправьте их и полученные варианты предложений запишите.

1. Услышав звук ее голоса, пот потёк у меня по спине. 2. Ловко выскользнув, Лидка осталась недвижимой. 3. Фельдшер, падая в обморок и не выпуская крючка, рвал дыхательное горло. 4. Взяв нож и проведя вертикальную черту по пухлому белому горлу, не выступило ни одной капли крови. 5. Сбросив свой тулуп и платок и распутав свёрток, передо мной предстала девочка лет трёх. 6. Увидев шприц, чувство страха овладело ею.

Задание 2. Обратите вниманиена выделенные слова и словосочетания. Объясните, как на языке медицины называются обозначенные ими предметы или процедуры, манипуляции.

1.Повернулся, приказал Лидке впрыснуть камфару. 2. Лицо отливало из розоватого в легонький лиловый цвет. Эту расцветку я сразу понял и оценил. 3. Нужно будет горло разрезать пониже и серебряную трубку вставить. 4. Лидку повалили на стол. 5. И тогда внизу раны откуда-то хлынула тёмная кровь и мгновенно залила всю рану и потекла по шее. 6. Лидке распутали горло.

Задание 3. Определите характер речевых тактик героев рассказа. Используйте слова для справок.

1. «Ты, бабка, замолчи, мешаешь». – Матери тоже повторил: «О чём ты думала? Пять дней? А?»

2. Мать вдруг автоматическим движением передала девочку бабке и стала передо мной на колени. «Дай ей капель, – сказала она и стукнулась лбом в пол, – удавлюсь я, если она помрёт».

3. «Помрёт», – негромко и твёрдо сказал я.

4. Мать посмотрела на меня, как на безумного, и девочку от меня заслонила руками, а бабка снова забубнила: «Что ты! Не давай резать! Что? Горло-то?»

5. Мать не давала девочку, когда увидела шприц, но мы ей объяснили, что это не страшно. «Может, это ей поможет?» – спросила мать.

6. «Бабку эту вон!» - закричал я и в запальчивости добавил: «Ты сама глупая баба! Сама! А та именно умная! И вообще никто тебя не спрашивает. Вон её!»

Слова для справок: Просьба, угроза самоубийства. Требование, удивление, негодование. Утверждение. Отрицание со стороны, возражение. Страх, сомнение. Требование, презрение, приказ.

Задание 4. Прочитайте отрывок из рассказа. Составьте пересказ текста от 3 лица: переведите прямую речь в косвенную. Полученный вариант запишите.

 Мать быстро встала, <…> приняла девчонку у бабки и стала качать. Бабка начала молиться на косяк, а девочка все дышала со змеиным свистом.

– Что ж, значит, помрет она? – глядя на меня <…> спросила мать.

– Помрет, – негромко и твердо сказал я.

Бабка тотчас завернула подол и стала им вытирать глаза. Мать же крикнула мне нехорошим голосом:

– Дай ей, помоги! Капель дай!

Я ясно видел, что меня ждет, и был тверд.

– Каких же я ей капель дам? Посоветуй. Девочка задыхается, горло ей уже забило. Ты пять дней морила девчонку в пятнадцати верстах от меня. А теперь что прикажешь делать?

– Тебе лучше знать, батюшка, – заныла у меня на левом плече бабка искусственным голосом, и я ее сразу возненавидел.

– Замолчи! – сказал ей.

Задание 5. Напишите ответ на вопрос: С какими трудностями пришлось столкнуться молодому врачу в рассказе «Стальное горло»?»

 

Задания в тестовой форме:

1. Какие проблемы поднимает М. А. Булгаков в рассказе «Стальное горло»?

а) невежество, необразованность деревенских жителей
б) победа врача над собой ради спасения человеческой жизни
в) ответственность врача за свои профессиональные действия 

 

2. Почему в начале рассказа врач испуган, нерешителен?
а) ему не хватает профессионального опыта

б) его пугает поведение матери и бабки пациентки
в) у него нет необходимого для операции инструментария

 

3. Сколько лет молодому доктору?
а) 24
б) 25
в) 26

 

4.   Какое утверждение верное?
 а) больную девочку привезли отец и мать
 б) девочка была больна дифтерией уже пять дней

        в) врач был уверен в себе, имел большой опыт работы  

 

5.  Какое утверждение верное?
а) родственники не соглашались на проведение операции
б) родственники сразу согласились на проведение операции
в) родственники предлагали делать операцию в другой больнице  

 

6. Почему молодой доктор, посмотрев на маленькую пациентку, «забыл на время оперативную хирургию, одиночество, негодный университетский груз»?
а) девочка была очень бледна
б) девочка была очень красива
в) девочка была очень умна и сообразительна

 

7. Сколько лет маленькой пациентке?

а) 5 лет

б) 4 года

в) 3 года

8. Чем больна девочка?

а) ангина

б) дифтерия

в) скарлатина 

 

9. Чем мать и бабка просили врача лечить больную дочку?

а) уколами

б) каплями
в) таблетками

 

10. Как разговаривает молодой врач с бабкой и матерью девочки?
а) резко и грубо
б) тихо и безразлично
в) деликатно и спокойно

 

11.  Чего боялся молодой врач, поставив диагноз Лидке?
а) что он ошибся в диагнозе
б) что надо везти Лидку в другую больницу
в) что родственники согласятся на операцию

 

12. О чем подумал молодой врач, когда мать и бабка не дали согласие на операцию?

а) Зря они так решили.  

б) Они лучше знают, как поступить

в) Мне легче. Они отказались, и я спасен

 

13.  Что сказал молодой врач, когда мать и бабка не дали согласие на операцию?
а) Правильно сделали. Поддерживаю вас.
б) Давайте отправим Лидку в другую больницу.
в) Что вы, с ума сошли? Вы погубите девочку! Соглашайтесь

 

14.  Когда молодой врач начал делать операцию девочке, он пожалел, что 

а) в больнице не хватает хирургических инструментов   

б) в операционной нет хорошей аппаратуры для наркоза

в) пошел учиться на медицинский факультет, а потом попал в эту глушь

 

15. Какие мысли возникали у доктора во время операции?

а) «Только дойду домой – и застрелюсь…»

б) «Положить нож, сказать: не знаю, что дальше делать»    

в) «Всё против меня… мы, несомненно, зарезали мы девочку»

 

16.  Во время операции «горло поднялось из раны», потому что   

а) в горле начался патологический процесс

б) это является одним из этапов операции трахеотомии

в) фельдшер стал падать в обморок от духоты и, не выпуская крючка, рвал дыхательное горло

 

17.  Каким увидел горло Лидки молодой доктор?

а) красным, очень рыхлым

б) клокочущим, белым, рваным
в) слегка красноватым и красноватым

 

18.  Сколько раз в жизни молодой доктор видел больных с тяжёлой формой дифтерита?
а) 1 раз
б) 5 раз
в) ни разу

 

19.  Какими были лица у акушерок после операции?
а) счастливыми
б) недовольными
в) безразличными

 

20.   Количество пациентов, желающих попасть на приём к молодому врачу, значительно увеличилось, потому что
а) многие хотят, чтобы доктор им вставил стальное горло
б) люди специально приезжают в деревню познакомиться с врачом, который Лидке, как говорят, вместо вставил стальное горло
в) люди специально приезжают в деревню посмотреть на Лидку, которой, как говорят, врач вместо горла вставил стальное горло и зашил





































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: