Метафоры самовосприятия 12 страница

Школьные дни растаяли у тумане прошлого, закончились выпускные экзамены, и каждый отправился своей дорогой жизни, навсегда уходя от детства, теряя связь даже с самыми близкими друзьями. Оглянуться не успеешь, а прошло уже 10 лет, и как-то совсем неожиданно получить сейчас приглашение на встречу выпускников того волнующего года, кажется, что все это было лишь вчера, вот только порой приходится поднатужиться, чтобы припомнить имена одноклассников, фамилии которых указаны в приглашении, где отмечено, кому уже сообщили, кого найти не могут, и выражается просьба сообщить, если тебе что-нибудь о них известно. Вот фамилии Джорджии и Салли рядышком, по алфавиту, как когда-то в классном журнале,— отмечены, как оповещенные. И все же будущее у Салли смогло-таки состояться, да кому тут какое до этого дело,— ведь это встреча выпускников, давних однокашников.


144 ________________. к- Лэнктон. С. Лэнктон " Волшебные сказки"

Совсем я не уверен, можно ли вообще представить, каким потрясением для собравшихся в банкетном зале гостиницы одноклассников стало сообщение бывшего старосты класса, сделанное им через громкоговоритель. Вот где более всего уместна поговорка о громе среди ясного неба, сообщение гласило, что Джорджии не будет на встрече, потому что произошла трагедия, Джорджия была убита своим мужем неделю назад, об этом говорилось в записке от ее родителей.

Салли огорчена была, наверное, гораздо больше других, хотя в общем-то никогда и не считалась такой уж близкой подругой Джорджии. Но в жизни их связывало что-то, Салли всегда хотелось походить на Джорджию, этим она как раз и близка была ей. Она готовилась к встрече, предвкушала, как приятно будет поделиться с Джорджией всем тем хорошим, что случилось с ней за эти 10 лет. С ней на встречу пришел ее муж и их двухлетняя дочурка. Муж очень гордился своей Салли, ему очень хотелось посмотреть, как она встретится со своими одноклассниками, покажет им, чего она добилась и какой стала. И ему очень хотелось познако-, миться с этой Джорджией, о которой он так много слышал.

Трагедия была непонятной, бессмысленной. Это было настоящей потерей. Никто так никогда и не узнает, что же случилось с ней на самом деле, почему это произошло, каким тяжким бременем оказался для нее брак с постоянными конфликтами и ссорами, доведшими до конца, трагического конца. Оставалось только гадать о злом роке Джорджии, что она вышла не за того человека, не задумываясь, что не все в жизни преподносится на блюдечке, за все нужно бороться, ко всему нужно относиться с ответственностью и самоотверженностью.

Никто ничего об этом не знал, но все как-то стало проясняться само по себе, когда рассказывать о себе дошла очередь и до Салли, и она рассказала своим бывшим одноклассникам о том, как складывалась ее жизнь, не все было гладко и давалось ей, потому что она такая особенная, она всего добилась сама. Трудом и старанием. Ее уверенность в себе и сила освещали весь этот вечер, и вполне заслуженно. Да, ей удалась жизнь, ей удался прочный семейный союз с человеком, который поддерживает ее в трудную минуту, который ценит ее трудолюбие и любовь к нему. И стало понятно, что всему этому она научит и свою дочурку, что главное — наметить себе свой путь и совсем не важно из какой ты семьи и по какую сторону от железной дороги живешь. А по железной дороге больше не ходят поезда, и дороги теперь больше нет. Эта часть города, в которой жила


Глава 3. Метафоры отношения ________________________________ 145

когда-то Салли, превратилась теперь в исторический и культурный центр, где вовсю звучит джаз и блещут неоном огни. Многое меняется за 10 лет, но это лишь фрагмент большой жизни, который оказался всей жизнью Джорджии.

25. Существующее отношение: Я должен продолжить работать над собой, потому что еще далек от совершенства. Я ничего не стою, пока еще немного не поработаю над собой и не добьюсь признания от родителей и других людей. Целевое отношение: Вместо того, чтобы тревожиться, доказывая себе что-то, я могу обратиться к проблеме с уверенностью, гордостью и удовлетворением от того, что столько всего так хорошо уже мною сделано.

Метафора Два маленьких мальчика, такие, казалось бы, похожие, могут оказаться совсем разными, и очень существенным образом, пусть даже оба этих мальчика из одной семьи. То же самое справедливо и для двух маленьких девочек. Рахиль и Руфь — девочки из одной семьи, жили они совсем не далеко отсюда. Не знаю, насколько важно, что они из семьи Южных Баптистов — по крайней мере, это повлияло на выбор имен для них.

Для Руфь очень подходит выражение «она родилась в сорочке». Очень она была красивой, рассудительной, воспитанной и не по годам развитой. А вот Рахиль «родилась в дерюге». Это была девочка небольшого росточка, неуклюжая, всегда казалось, что ей меньше лет, чем на самом деле, учителя однажды как-то сказали: «Смотрите, какие маленькие в этом году семиклассники, мельчает народ с каждым годом». Как часто приходилось Рахиль слышать или просто чувствовать, что ее постоянно сравнивают с Руфь и учителя, и родители. Ясно было, что сравнение всегда не в ее пользу.

Руфь была и старше, и смышленее, и никогда не старалась сделать что-нибудь не так. Она неукоснительно следовала правилам, заведенным в строгой семье Южных Баптистов — никаких кино, никаких танцулек,-в церковь ходила несколько раз в неделю; не было никаких сомнений, Руфь вырастет и станет почтенной дамой, как ее мать. Сомнение касались лишь Рахиль — что с ней в конце концов будет, вырастет ли когда-нибудь, а вдруг у нее со здоровьем что не так? Причины маленького роста кроются даже и не


146


К. Лэнктон, С. Лэнктон " Волшебные сказки


в отсутствии аппетита. В этой семье все ее задержки с рос том и внешний инфантилизм вытекали из ее неспособное^ жить на примере Руфь, которая восприняла эту атмосфер} семьи. А Рахиль с самого начала предназначалась не глав ная, второстепенная роль. Она была не такая привлекатель ная, как сестра, не такая умная и серьезная, как сестра. I чем ближе она приближалась к похожести на сестру, тек; яснее становилось, что она совсем другая. Такие дети очень часто становятся в семье бунтарями и изгоями. Наблюдая за такой семьей, не трудно догадаться, что же со всеми ее детьми станет в будущем.

Вот когда рука у вас долго вытянута, рука устает от одиночества, ей хочется вернуться поскорее в удобное местечко на ноге. И в этом есть смысл. Сознание может интерпретировать это, как понимание, что вы очень даже разумны в этом бессознательном движении. Можете даже не спрашивать, к чему это я клоню. Но вы и сами знаете, что руке так гораздо удобнее. Вот и Руфь пришла к нам и задала свой самый сокровенный вопрос. О нас она слышала. Родители в психотерапию «не верили», но ей очень хотелось знать, стоит ли внять советам всех ее близких и выйти замуж за молодого человека, который на девять лет ее старше, у которого не дом — дворец, и к тому же этот человек искренний христианин,— а может, вместо этого поступить в институт, продолжить образование, заняться карьерой, пусть даже и не влюбляясь больше ни в кого так сильно, как она влюбилась в этого человека? Подруги считают, что она сглупит, если не выйдет за него, если упустит этот грандиозный дом и такие деньги. И глупость это — поступать сейчас в институт. Вот выйдет замуж, пусть тогда поступает, если только ему не приспичит иметь подряд несколько детей. Ей 19, ему 28,

Нет, у Рахиль возможности, конечно, не такие. Для нее жизнь — борьба. Сомнительно, что взрослый состоятельный человек ей что-нибудь предложит. Она — не тот случай. По мнению всех, Руфь просто восхитительна. Поэтому совершенно понятно, что у одной дочери великолепный жизненный результат, а у другой — совсем никакого. Не знаю, кто там что ожидал, только великолепный результат у Рахиль, у Руфи же получилось все плохо. Так уж вышло, что «сорочка» поизносилась, а билет к свободе превратился в пропуск туда, где жить она не могла. И Руфь не знала, как справиться с ошибками, которые она наделала в жизни. Раньше ошибок у нее не было.


тава 3- Метафоры отношения  ____________________________ 147

Рахиль росла и взрослела, ей становилось понятным все т0) что понятно многим из нас. Иногда сознание не понимает, чему же научилось подсознание. Когда она присела перед нами и принялась объяснять, что у нее появились сомнения, тем ли она занялась, и это сейчас, имея в кармане диплом кандидата наук, ведь она не такая смышленая, как Руфь, так захотелось воспользоваться, наконец, случаем и сказать: «Твое сознание вглядывается в то явное, чего уже добилось подсознание. Все, чего ты ни добилась — твое, это ты сама сделала, без чьей-либо помощи. Ты никогда раньше не могла подойти к родителям и сказать: "Посмотрите, чего я добилась". Именно поэтому ты и не чувствуешь себя полностью признанной, готовой принять свое теперешнее положение. Однако настала пора понять, что ты уже состоялась, ты многого добилась, и сделала все это сама. Ты человек, который сделал себя сам, понятно твое стремление получить поддержку и одобрение, но все это для тебя уже прошлое, пережитки, завоеванный тобой трофей, который можно положить на полку. Твое подсознание знает, как распорядиться всем, чего ты сама добилась. Руфи на каждом шагу помогали, и часть этой помощи в том, что ты сейчас сомневаешься в себе. Посмотри на свои сомнения, в ней раньше было больше уверенности. Взгляни на себя. Стань перед своими сомнениями, теперь ты. более уверенна».

Часто так бывает, что дети одной семьи — разные. А у совершенно разных детей всегда много общего.

26. Существующее отношение: Если я хочу, чтобы что-то было сделано как надо, я должен это сделать сам; принять помощь — значит навлечь на себя какие-то обязательства. Целевое отношение: Существует множество великолепных способов заставить других сделать что-то,— и это меня никак не будет обязывать.

Метафора Мона всегда считала, и не без основания, если хочешь, чтобы что-то было сделано как надо, нужно сделать, это самой. Не хотелось быть кому-то обязанной. А времени на исправление ошибок других, а они безусловно обязательно будут, у нее не было. А то, что времени становилось все меньше й меньше — что ж, такова цена, которую она сознательно платила. И всегда она бралась за все сама, и на


148 ______________ К. Лэнктон, С.Лэнктон "Волшебные сказки '

работе, и за самые ответственные поручения в общественном комитете. И детям ее грех было на нее жаловаться, она никогда не ворчала на них, подобно соседским родителям. Мона не просила детей даже прибрать в,их комнатах или сделать что-нибудь по хозяйству, потому что знала,— возникнувшие бы при этом неприятности не стоили бы самого дела, потому и делала все сама. А если уж выпадал свободный денек для прогулки на свежем воздухе, будьте уверены, на веслах каноэ или какого-нибудь другого плавсредства — она, Мона. Она решает куда ехать, во что это выльется, продумывает все детали, чтобы каждому хорошо было.

А вот Кора, ее соседка, совсем другая, это видно хотя бы по вечному беспорядку, который "царит в ее доме, даже когда ожидаются гости. Ну, хозяйство, конечно, ведется, но вседсак-то спустя рукава. Кора — агент по турпоездкам, но всегда умудряется взвалить часть своей работы на другого, этого Мона понять ну никак не может. Иногда они обедают вместе, и всегда Мону удивляет, как Кора никогда не дпаз-дывает и вечно у нее все спорится. Ничего, всему свое время, добегается когда-нибудь и погорит на этом.

Моне никогда и в голову не приходило, что ей есть чему поучиться у Коры. А Кора давным-давно для себя поняла, что способов сделать что-то несколько больше, чем один — самой. Верно, можно, конечно, и самой. А можно и не самой, можно поделиться ответственностью, или, как ее любимый герой из Марка Твена, запретить детям что-то делать, или обрадоваться тому, что дети сделали, что очень нужно было сделать, и так далее. И даже в лодочном походе, на который она с детьми и Мона со своими отправились как-то в субботу вниз по бурлящей реке.

Кора развалилась себе на носу лодки, болтая ногами в воде, дав таким образом своему сыну, 12-летнему мальчишке, возможность поупражняться в управлении лодкой со стратегического места на корме. А детки Моны весело радовались жизни, пока она налегала на весла, ни поболтать тебе, ни отдохнуть.

Прошло не слишком много лет, и стало происходить нечто такое, о чем раньше и подумать бы никто не мог. К детям Моны всепристальнеестали присматриваться разные организации по работе с несовершеннолетними, и в чем только они не были замешаны — ив хулиганстве, и в употреблении наркотиков, в воровстве, мошенничестве и в прочих подростковых выкрутасах. Намерения Моны были


Глав а 3- Метафоры отношения ____________________ '___________ 149

безупречны, но, к сожалению, она не дала своим детям возможности узнать об их собственных способностях. Это могло бы предотвратить чрезмерные всплески активности, приведшие к таким результатам.

А Корин образ жизни ее ни разу не подвел, разве что ее повысили в должности, наделив еще большей ответственностью на работе, поскольку поднаторев со своими детьми, она стала настоящим экспертом по принятию любой помощи, которую ей только предоставляли, по распределению ответственности, по умению дать и другим возможность поупражняться, спокойно созерцая их попытки «с носа лодки», наблюдая за тем удовольствием, которое получают они от того, что у них что-то получается.

27. Существующее отношение: Мне следует сохранять твердость духа и спокойствие в отношениях с женой и с другими людьми, притворившись, что у меня не бывает потребностей.

Целевое отношение: Раскрываясь, я обнаруживаю мою силу, мое истинное лицо и сокровенные чувства.

Метафора Люди учатся гораздо большему, чем им кажется, за годы, проведенные в университете. Так оно было и с Джорджем, когда он заканчивал свое обучение бизнесу. Он и не задумывался, что подбрасывание монетки на счастье поможет ему подправить его актерское дарование. Я познакомился с ним, встречаясь на совместных занятиях по общим предметам, и только гораздо позже узнал, что он на конкурсной основе поступил еще и в класс актерского мастерства. Частенько мы жаловались, сколько разных дисциплин приходится изучать в дополнение к основной специальности, чтобы только получить заветный диплом. А ему все было мало, все хотелось большего, и собой он был недоволен. Мне трудно было понять ход* его мыслей, пока однажды я не узнал, что он занимается еще и в актерском классе.

Как-то он обмолвился, почему — он и сам толком бы не сказал, о какой-то роли, которую ему очень хотелось сыграть. Так хотелось, что превратилось чуть ли не в комплекс, и ничего он с этим поделать не мог. Подготовки в нем не было никакой, зато наивности хоть отбавляй. У Эрни же, напротив, и с артистизмом все было в ажуре и курсы он


150


К. Лэнкптч, С. Ллнкпюн. "Волшебные сказки"


прошел все до конца. Джордж его боготворил — Эрни чертовски был техничен на прослушивании ролей. Вот у него-то с самоорганизацией все в порядке.

Поэтому Джордж совсем сник, когда узнал, что в пробах на эту его заветную роль, участвует к несчастью и Эрни. Эрни вышел первым, сыграл он технически грамотно, блестяще. Джордж, в полной уверенности, что шансов у него никаких, на выход не решился, он понимал, что в нем нет того внутреннего огонька, который заставил бы аудиторию поверить в истинность отображаемого им характера. Да и каков на самом деле этот характер, Джордж тоже не знал.

Актер наделяет играемый им характер какими-то определенными чертами. Все зависит от уровня актерского мастерства. Где-то в глубине подсознания Джордж знал, чтобы дать эти черты характера, нужно сначала понять, осознать нюансы внутреннего содержания характера. И только тогда можно рассчитывать сделать такой выход, который по плечу пока только Эрни. Эрни как-то высказался в классе, что «чём выше уровень твоего актерского мастерства, тем лучше ты играешь роли, и это должно отталкиваться от самой твоей сущности». Наверное поэтому-то Эрни и пробовался именно на эту роль, чтобы доказать всей группе, что он и в самом деле классный актер. Потому что он умеет вживаться в образ и делает это очень технично.

Джордж сидел на этой пробе, смотрел, не желая показывать свое неумение, потом встал и вышел с прослушивания, вышел, сгорая от стыда, надеясь, что никто не заметил его бегства. Что делать он не знал. Нужно обо всем подумать и взвесить; он просто взял и подбросил монетку,— орел — остаюсь здесь в сквере на скамейке, решка — заставлю себя пойти и заняться диссертацией. Хорошо, что это пришло в голову. Так не хотелось заставлять себя в этот день. Вот он и сидел на парковой скамейке, как вы уже, наверное, догадались, в сквере университетского городка, а тут всегда полно бегающих 'трусцой. Джордж сидел на солнышке и наблюдал, какие все эти бегуны разные.

Вот протрусили мимо бегуны, разодетые по последней моде. Бегут свою символическую милю как на празднике, улыбаются, болтают, даже и не вспотели как следует. Джордж проводил их взглядом, думая, что неплохо бы и самому здняться бегом трусцой.

А вот серьезные бегуны — никакого тебе романтического ореола, потные, мокрые, волосы на голове слиплись,


гчава 3. Метафоры отношения ________________________________ 151

капает с них, тяжело дышат. У некоторых колени забинтованы. Кроссовки старые, стоптанные, спортивная форма вся изношена. Вот один такой бежит как раз мимо, явно превозмогая боль, рядом с ним партнер бежит и помогает ему заговорить эту боль. Как только начнет покалывать в боку, Джордж всегда тут же прекращал бег, поэтому его несколько удивило, что такой вроде бы специалист бега бежит и заговаривает свою боль, принимает ее, приветствует ее, говорит ей, что бега не прекратит. А партнер нашептывает ему на ухо — правильно, мол, молодец, так и надо, дыши в нее, не останавливайся, не для того ты здесь, скажи ей, что рад познать ее. Джордж, конечно, не все мог расслышать, хотя и бежали они не очень быстро.

Сколько он сидел на скамейке — неизвестно, но только те бегуны в кавычках что-то не показываются на второй круг. Показуху свою они закончили и теперь готовятся весело провести вечер. А эти бедолаги накручивают все круг за кругом. Интересно понаблюдать за тем, что превозмогал боль. Даже и не верится, что это тот же человек, он теперь улыбается, бежит ровно, видно, что ему очень хорошо. Для Джорджа это стало откровением. Впечатляет, конечно, подсознательно он понимает, что уже знает об этом, что для того, чтобы обрести истинную силу, необходимо принять, изучить, раскрыть свою слабость, которая кроется в основе тебя. Может это как раз и заставило его тогда разоткровенничаться со мной, когда мы вместе вошли в тот день на занятия.

Трудно даже описать, как он изменился. Вопросы он задавал как-то по детски, но с такой точностью, что это было совсем на него не похоже. В нем был и юмор, и эмпа-тия, сила, переплетающаяся с нежностью. Думаю, на каком-то уровне он решил, что терять все равно нечего, поэтому можно побыть самим собой, оставить все свои поползновения выглядеть интеллектуалом, дисциплинированным и серьезным студентом, и кого-то из себя изображать.

Сознательно он не думал, что на самом деле репетирует Для прослушивания в своем актерском классе. Просто диву Даешься, как за такой короткий промежуток времени можно иногда полностью изменить свои взгляды и мысли; из аУДитории он вышел, испытывая неожиданную гордость, х«тя и не зная от чего. В нем созрело понимание того, что


152 _______________ К. Лзнктон, С. Лэнктон "Волшебные сказки"

он готов отправляться на пробу, принять свое неумение, чтобы развить его потом в мастерство.

На следующий день он вошел в актерский класс с монеткой в руке, подбрасывая ее и ловя, держа на ладони, потирая ее большим пальцем. Казалось, что монетка — это некий символ, напоминающий, о чем он все еще никак не мог разобраться, но знал, отложивший отпечаток на его теперешней готовности. Говорить о техническом совершенстве его выступления было невозможно, он вышел за пределы технического совершенства. На пробе не осталось ни одного зрителя с сухими глазами, утонченность его видения характера покорила всех. Привычный к победам Эрни с удивлением узнал, что роль отдана кому-то другому. Этим другим был Джордж. Принято это было единогласно.

И для Джорджа это оказалось сюрпризом. В общем-то ему теперь было все равно, достанется ли роль ему или нет, настолько захватила его собственная игра на прослушивании. Он узнал то, что должен был узнать, и единодушное одобрение классом его назначения на эту роль явилось лишь еще одним марципаном к торту переполняющих его чувств.

А когда состоялся настоящий спектакль в театре, равнодушных в зале не было. Можно представить себе, что чувствовал он, улыбаясь со сцены зрителям, которые стоя аплодировали ему, смахивая набегающие слезы. Да, теперь нужно было пройти и через это — упиться ощущением завершенности и удовлетворения. Он мне говорил потом, что тогда-то и решил запомнить и сохранить воспринятое, которым можно вновь воспользоваться, если еще наступит такой момент. Сами вы не знаете, как такое можно запомнить, это знает ваше подсознание. Он поступил очень мудро, подождав пока не стихнут аплодисменты. На сцену к нему вышли студенты из его группы, и он познал еще удовольствие единения с людьми, кому можно передать и свою силу, и свою слабость, энергию и покой души, неумение и мужество, которые вовсе не «отталкивались от самой его сущности».


ГЛАВА 4


















Метафоры поведения

«Проявление знаков внимания того или иного рода столь же необходимо для полнокровной жизни, как листья для существования дерева. Сдержите их проявленияи любовь на корню зачахнет».

— Нататель Хауторн

У примера больше последователей, чем у замысла. Подсоз-> нательно мы имитируем то. что нам нравится, и стараемся приблизиться к тем характерам, которыми восхищаемся в наибольшей степени.

КристианНестелл Боен

Индивиды и семьи постоянно растут и подстраиваются к изменяющемуся социальному окружению. Социум налагает определенные требования к каждому своему члену, каждая стадия развития привносит новый набор этих требований. Как и в любой среде, тот элемент,-который наиболее удовлетворяет своим поведением или мировосприятием установленным системой требованиям, оказывается в наиболее благоприятном положении; те же индивиды, поведение и мировоззрение которых этим требованиям не удовлетворяют, оказываются в наименее выгодном положении. Для примера на практике представим себе двух молодых двадцатилетних людей, ищущих по окончании колледжа себе работу: один не прячет глаза, говорит ясно, улыбается, сидит спокойно и слушает, руки спокойно сложены; другой отводит взгляд, старается говорить спокойно, хмурит при этом брови, покусывает губы, слушая Других, теребит пальцами.

Вне зависимости от уровня подготовленности первый кандидат более предпочтительней. Его поведение соответствует требованиям окружения, чтоделает его кандидатуру


154


К. Лэнктон, С. Лэпкщон "Волшебные сказки''


предпочтительней. Здесь мы не говорим о том, что несоответствие требованиям окружения — это какая-то патология, недостаток или результат недостаточного самоуважения. Мы просто отмечаем, что терапии необхо-" димо помочь человеку в заострении внимания на требуемое поведение, и сделать это наиболее деликатным образом.

Назначение метафор поведения — в предоставлении такого фона, на котором иллюстрируется желаемое поведение, и, в идеале, иллюстрируется неоднократно. У слушателя таким образом имеется возможность обдумать нюансы и примеры целевого поведения на определенном уровне без того, чтобы признать необходимость усвоить их. Это просто рассказ о том, как кто-то другой проявляет определенные аспекты поведения. То есть, в этом случае на пациента не оказывается давление. Поведение не «вводится» и насильно не «программируется» в пациента. С другой стороны в тех пределах, где терапевтическая оценка верна и у пациента нет достаточной возможности к научению, моделированию или принуждению себя к целевому поведению в собственном понимании поведения, метафора становится той возможностью, которая позволяет пациенту смоделировать, обдумать или рассчитать «новое» поведение, найти в нем свое место.

При разработке рассказа под определенный поведенческий протокол, фон и мотивировка действующих лиц не обязательно должны быть какими-то особенными. Детализация выполняется для развития метафоры и сводится к весьма ограниченным комментариям. Мы прибегаем к этому из желания проиллюстрировать целевые поведения без того, чтобы принуждать пациента к самостоятельным суждениям и оценкам в отношении выбора подобных поведений, касательных цели или мотивировке.

В основном поведенческие истории и рассказы достаточно просты по содержанию и сюжетной линии. Т.е. это представление определенных типов поведения с ожидаемым определенным результатом. Основное внимание заостряется на том как ты это делаешь, при этом все равно — что именно, варишь варенье или просишь о помощи. В терапевтических метафорах поведение главного героя описывается в нескольких контекстах для того, чтобы неоднократно осветить целевое поведение. Возможным случаем такого повторения, к примеру, может быть история, где главный герой наблюдает поведение других лиц, сам действует точ-


ва 4. Метафоры поведения __________________________________ 155

но так же или вспоминает еще о ком-то в такой же ситуации, В обобщенном виде три фазы или ступени этого протокола выглядят так:

1. Основное внимание на цели, а не на мотивы и детали наблюдаемого гл.героем поведения, схожего с желаемым для пациента поведением.

2. Детализация внутреннего диалога гл.героя и неявного поведения, использующихся для поддержки желаемых действий, которые также могут быть использованы клиентом.

3. Изменение контекста в рамках рассказа с тем, чтобы предоставить возможность для повторения всех поведенческих описаний по нескольку раз.

Называние типа поведения необязательно. Целькэ является лишь представление и описание специфического набора поведений, формирующих часть полного гештальта желаемой деятельности. Содержание для поведенческого протокола может просто основываться на материале истории предыдущего пациента, который проходил курс терапии и которому удалось научиться правильной оценке или поведению, относящихся к нынешней поведенческой цели. Истории таких пациентов и в самом деле являются «готовыми» поведенческими метафорами (хотя для первоначального пациента, о котором идет речь в рассказе, это вовсе, конечно же, не вербальная метафора, а определенная деятельность, в которую он вовлечен). Часто, однако, полезно, при научении навыкам подготовить пациента к заданию поведенческой метафоры, чтобы помочь ему восстановить и подключить соответственные ресурсы и идеи.

От некоторых пациентов по разным причинам нельзя добиться завершения текущего задания по обретению навыка. В этом случае поведенческие метафоры бесполезны. Существуют определенные критерии по которым терапевт решает, подходят ли к случаю поведенческие, метафоры и/или задания по обретению навыка. В основном это зависит от времени терапии, ресурсов самого пациента, способностей к коммуникации. То есть, если пациент способен хорошо общаться, если у него достаточно внутренних ре-сУрсов и мало времени на терапию — здесь лучшим выбором будет метафора. Когда же, наоборот, и пациент не 'Открывается», в нем нет ресурсов, а времени на лечение


^

156 ____________________ К. Лэнктон, С. Лэнктон "Волшебные ска j;, „

предостаточно — тогда более подходят задания по обрету нию навыка. С большинством пациентов в курсе терапии используются оба этих подхода'5

И теперь мы переходим к различным специфическим поведениям, обозначаемым в метафорах поведенческих протоколов.

1. Цель поведения: Научитесь быть вежливым, дружелюбным и заботливым.

.Метафора
Дорога до нашей психотерапевтической клиники была
неблизкой, поэтому она никак не ожидала, что окажется в
общей комнате лечебницы для престарелых. И узнать при
шлось ей здесь немало, хотя, конечно, мы никогда не знаем,
что же мы такое узнаем, пока в самом деле это что-то не
узнаем. А о том, что у нее вовсе не обычные проблемы со
своими юными падчерицами, догадаться мне было не труд
но.                                                                                  '
Так вот, не успела она в прихожей снять плащ, как я
сообщил, что терапия будет не совсем обычной. Я попросил
ее съездить вместе со мной в лечебницу для престарелых и
отложить пока все вопросы. Получилось очень кстати, на
значенное ей время совпало с пересменкой в общей комнате
лечебницы. Мы появились там ровно в 15. 59, как раз перед
приходом пампушки-медсестры, которая, как мне было хо
рошо уже известно, сейчас войдет, и комната будто запол
нится солнечным светом. «Когда двери откроются»,—
проговорил я своей пациентке,— «я хочу, чтобы вы очень
внимательно последили,-что будет дальше; расскажете по
том, что смогли подметить».
























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: