Схема основной электрической сети Белорусской энергетической системы

 

 

Структура ГПО Белэнерго

В состав государственного производственного объединения "Белэнерго" входят следующие организации:
(организации, выделенные зеленым цветом, имеют свои сайты в интернете)

1. Брестское республиканское унитарное предприятие электроэнергетики (РУП «Брестэнерго»). 224600, г. Брест, ул. Воровского, 13/1.

2. Витебское республиканское унитарное предприятие электроэнергетики (РУП «Витебскэнерго»). 210601, г. Витебск, ул. Правды, 30.

3. Гомельское республиканское унитарное предприятие электроэнергетики (РУП «Гомельэнерго»). 246000, г. Гомель, ул. Фрунзе, 9.

4. Гродненское республиканское унитарное предприятие электроэнергетики (РУП «Гродноэнерго»). 230790, г. Гродно, проспект Космонавтов, 64.

5. Минское республиканское унитарное предприятие электроэнергетики (РУП «Минскэнерго»). 220033, г. Минск, ул. Аранская, 24.

6. Могилевское республиканское унитарное предприятие электроэнергетики (РУП «Могилевэнерго»). 212030, г. Могилев, ул. Бонч-Бруевича, 3.

7. Республиканское унитарное предприятие электроэнергетики (РУП «ОДУ»). 220677, г. Минск, ул. К.Маркса, 14.

8. Проектное научно-исследовательское республиканское унитарное предприятие «БелНИПИЭнергопром» (РУП «БелНИПИЭнергопром»). 220048, г. Минск, ул. Романовская Слобода, 5а.

9. Научно-исследовательское проектное республиканское унитарное предприятие «БелТЭИ» (РУП «БелТЭИ»). 220048, г. Минск, ул. Романовская Слобода, 5.

10. Научно-исследовательское и проектно-изыскательское республиканское унитарное предприятие «Белэнергосетьпроект» (РУП «Белэнергосетьпроект»). 220037, г. Минск, 1-й Твердый переулок, 5.

11. Республиканское унитарное производственное предприятие «Белоозерский энергомеханический завод» (РУП «БЭМЗ»). 225215 Брестская обл., г. Белоозерск, ул. Заводская, 24.

12. Монтажно-наладочное республиканское унитарное предприятие «Белэлектромонтажналадка» (РУП «Белэлектромонтажналадка»). 220050, г. Минск, ул. Революционная, 8.

13. Республиканское унитарное предприятие «Белэнергозащита» (РУП «Белэнергозащита»), 220021, г. Минск, пер. Бехтерева, 7.

14. Республиканское унитарное предприятие по внедрению экономических методов управления в электроэнергетике «Экономэнерго» (РУП «Экономэнерго»). 220067, г. Минск, ул. К.Маркса, 14.

15. Республиканское унитарное производственное предприятие «Витебский опытно-экспериментальный завод» (РУП «ВОЭЗ»). 210033, г. Витебск, проспект Фрунзе, д.81, к.2.

16. Производственное республиканское унитарное предприятие «Белэнергоавтоматика» (РУП «Белэнергоавтоматика»). 220021, г. Минск, ул. Омельянюка, 20.

17. Учреждение образования «Государственный учебный центр подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров энергетики» (Учебный центр энергетики). 220048, г. Минск, ул. Романовская Слобода, 5.

18. Учреждение образования «Минский государственный энергетический колледж» (УО «Минский государственный энергетический колледж»). 220046, г. Минск, ул. Радиальная, 38.

19. Открытое акционерное общество «Белкотлоочистка» (ОАО «Белкотлоочистка»). 220033. г. Минск, ул. Аранская, 22а.

20. Открытое акционерное общество «Западэлектросетьстрой» (ОАО «Западэлектросетьстрой»). 220090. г. Минск, ул. Кольцова, 39/1.

21. Открытое акционерное общество «Белэнергострой» (ОАО «Белэнергострой»). 220136, г. Минск, ул. Чичерина, 19.

22. Открытое акционерное общество «Белэнергоремналадка» (ОАО «Белэнергоремналадка»). 220012, г. Минск, ул. Академическая, 18.

23. Открытое акционерное общество «Белсельэлектросетьстрой» (ОАО «Белсельэлектросетьстрой»). 220004, г. Минск, ул. Сухая, 3.

24. Открытое акционерное общество «Минскэнергострой» (ОАО «Минскэнергострой»). 220136, г. Минск. промзона Западная, ул. Монтажников, 39.

25. Открытое акционерное общество «Центрэнергомонтаж» (ОАО «Центрэнергомонтаж»). 220033, г. Минск, Велосипедный переулок, 7.

26. Открытое акционерное общество «Электроцентмонтаж» (ОАО «Электроцентмонтаж»). 220136, г. Минск, промзона ТЭЦ-4.

27. Открытое акционерное общество «Белэнергоснабкомплект» (ОАО «Белэнергоснабкомплект»). 220667, г. Минск, ул. К Маркса, 14.

28. Открытое акционерное общество «Светлогорский завод железобетонных изделий и конструкций» (ОАО «Светлогорский завод ЖБИ и К»). 247400, Гомельская обл., г. Светлогорск, ул. Мирошниченко, 25.

29. Открытое акционерное общество «Белэнергосантехмонтаж» (ОАО «Белэнергосантехмонтаж»). 222852, Минская обл., Пуховичский район. пос. Дружный, промплощадка Минской ТЭЦ-5.

30. Открытое акционерное общество «Мехколонна № 93» (ОАО «Мехколонна № 93»). 220024, г. Минск, ул. Бабушкина, 13.

31. Открытое акционерное общество «Белэнергосвязь» (ОАО «Белэнергосвязь»). 230136, г. Минск, промзона Западная, ул. №1, д.25.

32. Открытое акционерное общество «Лукомльэнергомонтаж» (ОАО «Лукомльэнергомонтаж»). 211162, Витебская обл., Чашниковский р-н, г. Новолукомль.

33. Закрытое акционерное общество «Белспецэнерго» (ЗАО «Белспецэнерго»). 220033, г. Минск, ул. Фабричная, 6.

34. Закрытое акционерное общество «Энерготеплоизоляция» (ЗАО «Энерготеплоизоляция»). 220021, г. Минск, 220021, г. Минск, ул. Омельянюка, 17.

35. Совместное открытое акционерное общество «Энерготехпром» (СОАО «Энерготехпром»). 220033, г. Минск, ул. Омельянюка, 15.

36. Закрытое акционерное общество «Белвнешэнерго» (ЗАО «Белвнешэнерго»). 220004, г.Минск, ул. Короля,2 к.406/3

 


ИСТОРИЯ

Минск

Начало использования электроэнергии в Минске от стационарных источников, зафиксированное историческими документами, относится к январю 1895 года, когда на электрическо-водопроводной станции - водокачальне “Эльвод”- были введены в эксплуатацию первые источники электроэнергии - паровые машины по 100 и 50 л.с. с динамомашинами 110 Вольт постоянного тока. Кроме водоподачи, электрифицированы дома губернатора и архиерея и Захарьевская улица. Реконструкция 1927 и расширение, с пуском трамвайного транспорта, 30-хгодов увеличили мощность ГЭС-1 до 6,7 МВт. В марте 1934 года пущена первая очередь Минской ГЭС-2 (впоследствии ТЭЦ-2) мощностью 6,8 МВт. В1940 году велись работы по пуску второй очереди. Годовая выработка электроэнергии двумя ГЭС составила 82,4 МВт.ч. В то время в городе были РП - 4 шт., ТП - 240, кабельные линии 6 кВ - 52 км, воздушных линий 6кВ - 115 км, ВЛ 0,22-0,4 кВ - 63 км. Сводных данных об энергетике Минской области в предвоенные годы нет. Локомобильные и дизельные установки по 54 - 167 кВт в районных центрах с малочисленными низковольтными сетями были в составе местной промышленности. Они снабжали мелкие предприятия и незначительную часть населения.

 

Слуцк

1916 год - первая динамомашина частного кинематографа; 20-е годы - дизель с маломощным генератором переменного тока, расположенный в бане; 1927 год - дизель с генераторами 150 и 75кВт, размещался в здании бывшей кальвинистской церкви; 1936 год - 1-ая очередь городской электростанции с двумя котлами и турбинами по 500 кВт.

 

Столбцы

1914 год - частная электростанция 5 кВт лесопильного завода и мельницы; 20-е годы- городская электростанция с локомобилями 60 и 230 кВт работала на торфе и с наступлением темноты.

 

Негорелое. 20-е годы - электростанция 60 кВт железнодорожной станции и таможни.

 

Несвиж. 1932 год - частная электростанция для освещения княжеского замка и костела.

 

Борисов. 1931 год - государственная электростанция 1 МВт спичечной фабрики. В июле 1944 года все электростанции не работали, большинство из них были разрушены.

 

Минское республиканское унитар­ное предприятие электроэнергетики «Минскэнерго» - крупнейшая областная энергосистема Республики Беларусь, ко­торая осуществляет производство, пере­дачу и распределение электрической и тепловой энергии, удовлетворяя спрос потребителей белорусской столицы и области.

Минская энергосистема вырабатыва­ет третью часть производимой в респуб­лике электроэнергии и отпускаемой в си­стеме «Белэнерго» тепловой энергии.

В основе динамичного развития энер­госистемы - увеличение спроса потре­бителей Минска и Минской области на энергию, которое за последнее десяти­летие составило более чем 15%. Для удо­влетворения этого спроса ведется строи­тельство и реконструкция генерирующих и передающих мощностей. Повышенные требования к надежному энергообеспе­чению объектов государственной важ­ности, расположенных в столице, также предполагают активное развитие гене­рации и сетевой инфраструктуры.

Инвестиционная деятельность пред­приятия проводится в рамках Государ­ственной комплексной программы мо­дернизации основных производственных фондов Белорусской энергосистемы, утвержденной Президентом Республики Беларусь. Согласно этой программе до 2010 года должна быть осуществлена модернизация всех крупнейших объек­тов РУП «Минскэнерго» с применением современных технологий и оборудова­ния ведущих белорусских и зарубежных компаний. По генерирующим источникам предусматривается максимально воз­можное использование местных и во­зобновляемых источников энергии. Для финансирования инвестиционных проек­тов активно привлекаются кредитные ре­сурсы, в том числе иностранные кредиты, развиваются деловые контакты с между­народными производственными, банков­скими и консалтинговыми группами.

Осуществление масштабных задач текущего функционирования и развития энергосистемы было бы невозможным без слаженной работы 14-тысячного тру­дового коллектива. С целью укрепления кадрового потенциала на предприятии действует ряд социальных программ.

Единство целей, понимание направ­лений развития и путей решения постав­ленных задач позволяют РУП «Минск­энерго» удерживать по различным показателям лидирующие позиции среди предприятий энергосистемы Республики Беларусь.

 

Программы и концепции

Основные направления энергетической политики Республики Беларусь на период до 2020 года

Важнейшей задачей ближайшего периода является создание новых организационных и технологических основ для эффективного и экологически приемлемого развития и функционирования отраслей ТЭК в условиях формирования рыночных отношений. Основная задача - создание и обеспечение развития конкурентоспособных объектов ТЭК с учетом все более тесной взаимосвязи с мировым энергетическим хозяйством.

Энергетическая политика:

 приоритетность социального аспекта развития отраслей ТЭК;

 энергосбережение;

 экологическая чистота объектов ТЭК;

 рациональная инвестиционная политика;

 диверсификация поставок энергоносителей и поставщиков;

 возможность самообеспечения электроэнергией;

 развитие малой и нетрадиционной энергетики.

Главным средством достижения целей энергетической политики остается формирование цивилизованного энергетического рынка и недискриминационных экономических взаимоотношений его субъектов между собой и государством. При этом государство усиливает свою роль в формировании рыночной инфраструктуры как регулятора рыночных взаимоотношений.

Программа развития малых ТЭЦ в республике в 2000-2005 годах

Настоящая Программа развития электрогенерирующих мощностей на основе паротурбинных, газотурбинных и парогазовых установок с созданием малых ТЭЦ в республике в 2000-2005 годах (далее - Программа) разработана Министерством экономики, концерном "Белэнерго" совместно с Госкомэнергосбережением и другими заинтересованными во исполнение постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17 августа 1999 года № 941 "О подготовке народного хозяйства республики к работе в осенне-зимний период 1999/2000 года".

Концепция развития, реконструкции и технического перевооружения электрических сетей Белорусской энергосистемы

В работе, на основании анализа технического состояния существующих электрических сетей, с учетом результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по развитию и совершенствованию ремонтно-эксплуатационного обслуживания электрических сетей, с учетом возросших потенциальных возможностей как отраслевых, так и республиканских предприятий стройиндустрии и промышленного производства, а также с учетом накопленного за последние годы опыта эксплуатации электрических сетей в условиях хозяйственной самостоятельности производственных объединений энергетики и электрификации областей, подготовлены основные направления развития и технического перевооружения электрических сетей на перспективу.

 

 

1.2. Экономическая сущность энергетики РБ

 

 

Как известно, Беларусь не располагает значительны­ми запасами собственных топливно-энергетических ресур­сов и вынуждена импортировать более 80 % потребляемых энер­горесурсов. Закупаются природ­ный газ, нефть и нефтепродукты, уголь, электрическая энергия. Это делает нашу экономику зависи­мой от внешних поставщиков и уязвимой по отношению к коле­баниям цен на энергоресурсы. Поэтому высшим приоритетом энергетической политики госу­дарства, наряду с устойчивым обеспечением страны энерго­носителями, является создание условий для функционирования и развития экономики при мак­симально эффективном использо­вании топливно-энергетических ресурсов.

Осуществленные за последние годы организационные, техничес­кие и экономические меры поз­волили реализовать ряд малоза­тратных,  но в то же время энерго­эффективных и быстроокупаемых проектов. В результате, согласно данным Международного энер­гетического агентства, энергоем­кость ВВП в Беларуси была сниже­на с 800 кг нефтяного эквивалента (н. э.)/1000 долларов США в 1992 году до 430 кг н. э./1000 долларов в 2004 году (по паритету покупа­тельной способности).

Эффективность государствен­ной политики в сфере энергосбе­режения подтверждается и тем фактом, что начиная с 1996 года прирост валового внутреннего продукта обеспечивается практи­чески без увеличения энергопот­ребления, при этом за последние 10 лет энергоемкость ВВП снизи­лась почти в 2 раза. Так, напри­мер, только в 2001-2005 годах при задании по снижению энергоем­кости ВВП на 20-25 % фактическое снижение составило 25,3 %, а эко­номия энергоресурсов превысила 5 млн. тонн условного топлива. В 2006 году данный показатель, рас­считанный по индексу физическо­го объема, составил 4,3 %.

Вместе с тем, несмотря на то, что энергоемкость ВВП в Беларуси ниже, чем в соседних государс­твах СНГ (России и Украине), она в 1,5-2 раза выше в сравне­нии с аналогичным показателем промышленно развитых стран Европы и Америки. Так, по дан­ным Международного энергети­ческого агентства, энергоемкость ВВП в 2004 году (по паритету поку­пательной способности) состави­ла в Беларуси 430 кг н. э./1000 долларов; в России - 490 кг н. э., в Украине - 500 кг н. э. В то же время в промышленно развитых стра­нах со схожими климатическими условиями этот показатель рав­нялся: в Канаде - 280 кг н. э./1000 долларов, в Финляндии - 260 кг н. э. По предварительной оценке, ожидается, что в Беларуси по ито­гам 2007 года он составит 360-370 кг н. э./1000 долларов.

Опыт показывает, что когда отечественные предприятия и организации целенаправленно занимаются энергосбережением, внедрением энергоэффективных технологий, развитием современ­ной энергетики, в том числе на основе когенерационного оборудо­вания, они в итоге вдвое снижают потребление топливно-энергети­ческих ресурсов при одновремен­ном росте производства товарной продукции. Например, в ОАО «Гродно Химволокно» за счет энер­госбережения доля энергоресурсов в себестоимости продукции за пос­ледние годы была уменьшена с 30 до 5 %. А на РУП «Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов» в результате реализации оптимизированной программы энергосбережения в 2006-2007 годах целевой показатель по энер­госбережению будет снижен до 50 % к уровню 2005 года.

Основываясь на конкретных примерах и данных научных исследований, департамент по энергоэффективности оценивает потенциал экономии топливно-энергетических ресурсов в рес­публике на уровне до      50 % их пот­ребления.  В целях его реализации Республиканской программой энергосбережения на 2006-2010 годы установлено задание по сни­жению энергоемкости ВВП в 2010 году на 31 % к уровню 2005 года, что позволит достигнуть уровня 280 кг н. э./1000 долларов.

Выполнить намеченное пла­нируется за счет осуществления высокоэффективных быстроокупаемых мероприятий. В частнос­ти, речь идет о развитии на пред­приятиях республики современ­ной энергетики с реконструкцией котельных и переводом их в элек­тростанции на основе внедрения когенерационного оборудования (газопоршневых, газотурбинных и парогазовых установок), позво­ляющего обеспечить выработку электрической энергии с удель­ным расходом условного топлива 150-170 г/кВт.ч, а также замеща­ющего выработку электроэнергии на Лукомльской и Березовской ГРЭС с удельным расходом услов­ного топлива свыше 320 г/кВт.ч.  Причем потери электроэнергии на транспорт в электрических сетях при этом практически исключа­ются.

Кроме того, планируется внедрить энергоэффективные процессы производства продук­ции по новым технологиям во всех отраслях экономики, кото­рые позволят на порядок снизить удельный расход энергоресурсов на выпуск единицы продукции. В планах также утилизация тепловых и горючих вторичных энергоресурсов, прежде всего в организациях нефтехимической отрасли,  для последующего их использования в технологичес­ких процессах и для производства энергии, что позволит значительно снизить долю энергоресурсов в себестоимости продукции; опти­мизация схем теплоснабжения и передачи тепловых нагрузок от ведомственных котельных на ТЭЦ для увеличения объема выра­ботки электрической энергии на тепловом потреблении; децентра­лизация теплоснабжения в сель­ской местности с ликвидацией длинных теплотрасс и установ­кой локальных теплоисточников, позволяющих исключить потери тепловой энергии в теплосетях, сопоставимые и даже превышаю­щие объемы потребления тепла у конечного потребителя; широ­кое применение регулируемых электроприводов на механизмах с переменной нагрузкой, обеспечи­вающих экономию 25-40 % потреб­ления и, следовательно, снижение выработки электроэнергии на кон­денсационных электростанциях, а в результате - двукратную эконо­мию денежных средств у потреби­телей и т.д.

Изменение в 2007 году усло­вий поставок импортных энерго­ресурсов (прежде всего природ­ного газа) в республику потребо­вало принятия адекватных мер по реализации государственной политики в сфере энергосбереже­ния, повышению эффективности использования топливно-энерге­тических ресурсов, совершенство­ванию топливно-энергетического баланса страны, увеличению объ­емов финансирования энергосбе­режения из всех источников.

В этих целях с учетом поло­жений Директивы № 3 главы государства скорректированы Концепция энергетической безопасности и повышения энергети­ческой независимости Республики Беларусь, Государственная ком­плексная программа модерниза­ции основных производственных фондов белорусской энергетичес­кой системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топ­ливно-энергетических ресурсов в 2006-2010 годах, Республиканская программа энергосбережения на 2006-2010 годы, другие норматив­ные акты.  В соответствии с ними дополнительно предусматривает­ся снизить энергоемкость ВВП от уровня 2005 года на 50 % к 2015 году и на 60 % - к 2020 году; оптимизи­ровать топливно-энергетический баланс за счет увеличения исполь­зования местных видов топлива, вторичных энергоресурсов, вовле­чения нетрадиционных и возоб­новляемых источников энергии, комплексного решения вопросов заготовки, доставки и использова­ния на энергоисточниках древес­ного топливного сырья; снизить зависимость республики от пос­тавщиков энергоресурсов за счет их диверсификации; разработать и внедрить эффективные меха­низмы морального и материаль­ного стимулирования экономии и рационального использования топливно-энергетических и мате­риальных ресурсов в государс­твенных органах и иных органи­зациях; повысить эффективность научно-технических разработок в этой области и оперативность их внедрения.

Кроме того, необходимо скон­центрировать усилия на перво­очередном решении таких задач,  как внедрение индивидуального приборного учета тепла, горячей и холодной воды и проведение расчетов на основании показаний приборов; развитие возобновляе­мых источников энергии и уве­личение доли их использования в топливно-энергетическом балансе страны более чем на 10 %; преоб­разование в малозатратную тепло­энергетики села; создание энерго­сервисных компаний с использо­ванием кредитов банков и выпол­нением работ «под ключ»; повы­шение качества проектных работ в соответствии с современными требованиями по энергоэффектив­ности; совершенствование и кор­ректировка СниП, СНБ, ГОСТов и другой нормативной техничес­кой документации; усиление роли науки в повышении эффективнос­ти использования энергоресурсов и решении других назревших в этой области вопросов.

Финансовый фактор

Реализация энергоэффектив­ных мероприятий, с учетом посто­янного роста цен на соответству­ющее оборудование и в условиях увеличения доли более затратных проектов, требует четко выстроен­ной системы финансирования.

Финансирование программ по энергосбережению осущест­вляется из 7 основных источни­ков: за счет собственных средств предприятий, средств отрасле­вых инновационных фондов, средств инновационного фонда Минэнерго, направляемых на цели энергосбережения, средств республиканского и местных бюджетов, кредитных ресурсов банков, средств международных финансовых организаций.

За 2001-2005 годы объем финан­сирования работ по энергосбере­жению за счет всех источников финансирования составил около 1200 млн. долларов. При этом сле­дует отметить тенденцию ежегод­ного роста объемов инвестиций в энергосбережение с 92,5 млн. дол­ларов в 2001 году до почти 600 млн. в 2006-м.

В общем объеме финансирова­ния энергосбережения в минув­шем году доля собственных средств предприятий составила 30,9 %, инновационных фондов министерств и ведомств - 26,8 %, средств республиканского и мес­тных бюджетов - 26 %, кредитов и займов - 8,2 %, средств инноваци­онного фонда Минэнерго, направ­ляемых на цели энергосбереже­ния,-8 %.

К концу текущей пятилетки ежегодный объем финансирова­ния энергосбережения из всех источников превысит 1 млрд. дол­ларов, а в целом за пять лет соста­вит более 5 млрд.

В рамках общей работы по энергосбережению в республике активно развивается сотрудничес­тво Беларуси с международными финансовыми организациями - Международным банком рекон­струкции и развития, Программой развития ООН и Глобальным эко­логическим фондом. Благодаря этому сотрудничеству при реа­лизации совместных проектов по повышению энергоэффектив­ности и использованию местных видов топлива страна получает иностранные инвестиции (кредит­ные и грантовые средства), пере­довые зарубежные технологии и ценный опыт.

Причем следует отметить, что доверие международных финан­совых организаций к Беларуси постоянно растет. Если для реа­лизации в 2002-2007 годах совмест­ного проекта «Модернизация инф­раструктуры в социальной сфере Республики Беларусь» Всемирный банк предоставил республике кредит на 22,6 млн. долларов, то для реализации в 2006-2010 годах проекта «Реабилитация районов, пострадавших в результате катас­трофы на Чернобыльской АЭС» выделено 50 млн. долларов. Кроме того, в настоящее время рассмат­ривается вопрос о расширении займа по первому проекту еще на 15 млн. долларов и продлении срока выполнения работ до 2010 года. Целью этих проектов явля­ется снижение энергопотребле­ния в объектах социальной сферы (учреждения образования, здра­воохранения, культуры и др.) и, как следствие, уменьшение расхо­да бюджетных средств на оплату потребляемых энергоресурсов с одновременным улучшением теп­лового комфорта и уровня осве­щенности помещений.

Благодаря средствам, безвоз­мездно выделяемым ПРООН/ГЭФ в рамках проекта «Применение биомассы для отопления и горя­чего водоснабжения в Республике Беларусь»,  осуществляется строи­тельство ряда демонстрационных объектов, работающих на древес­ном топливе в энергетической отрасли республики и в организа­циях концерна «Беллесбумпром», а также создание в структуре Министерства лесного хозяйс­тва предприятия по заготовке и доставке древесного топлива орга­низациям-потребителям и форми­рование Оборотного финансового фонда для софинансирования про­ектов, позволяющих увеличить использование местных видов топлива и возобновляемых источ­ников энергии в стране.

Проект «Устранение препятс­твий в повышении энергетической
эффективности предприятий госу­дарственного сектора Беларуси»
предусматривает создание Международного энергетического центра для выполнения работ по различным направлениям энер­госбережения и тиражирования успешного опыта внедрения энер­гоэффективных мероприятий, повышения уровня информиро­ванности руководителей и специа­листов в сфере энергосбережения.

В нынешних условиях работа по повышению эффективности использования топливно-энер­гетических ресурсов становится первоочередной в приоритетах государственного развития.

Для успешного решения пос­тавленных задач, повышения кон­курентоспособности отечествен­ной экономики нам необходимо обеспечивать снижение энерго­емкости ВВП к уровню 2005 года опережающими темпами,  ориен­тируясь на показатель 31-34 % в 2010 году; усилить работу по оптимизации топливного балан­са республики с обеспечением 25 % объема производства теп­ловой и электрической энергии за счет местных видов топлива к 2011 году; внедрить и обеспечить функционирование действенных экономических механизмов сти­мулирования энергосбережения в организациях всех форм соб­ственности; направлять финансо­вые ресурсы на первоочередную реализацию высокоэффективных быстроокупаемых мероприятий по энергосбережению; перейти от «затратного» на энергоэффек­тивный метод проектирования строительства со снижением сто­имости проектных работ за счет применения типовых проектов; в значительной степени повысить уровень квалификации специа­листов в сфере энергосбережения, усилить кадровый состав специ­алистов энергетических служб предприятий.

Выполнение этих задач республике по силам. Четкая их реализация зависит от дисциплины руководи­телей, грамотности специалистов предприятий и сознательности жителей республики. С учетом ответственности кадров, творчес­кого отношения к делу и общей заинтересованности в экономи­ческой выгоде они могут быть не только выполнены, но и превзой­дены.

 

 

1.3 Энергетика Беларуси в контексте мировых тенденций

отраслевого развития

 

Основная методологическая посылка анализа энергетичес­кой политики белорусского руководства, как на текущий момент, так и в обозримой перспективе заключена в аксио­ме: энергетика Беларуси - это энергетика государства с очень высоким дефицитом собственных природных энергоресурсов. Ежегодная добыча и производство природных топливных ре­сурсов в Беларуси - прежде всего нефти, попутного газа, торфа, дров, находится на уровне 5,0-5.2 млн. т. у. т., что со­ставляет около 15 % общей потребности страны в топливно-энергетических ресурсах.

Вторая аксиома, с учетом которой сформировалась энер­гетическая политика республики на перспективу, состоит в том, что энергетика Беларуси монозависима от поставок природных ресурсов из Российской Федерации, на территории которой со­средоточено до 70 % всех мировых природных запасов.

В-третьих, по сравнению с Западной Европой, Японией, Индией, Китаем, США и даже Канадой мы живем в стране со специфическим и достаточно суровым климатом. И дело не только и не столько в средней годовой температуре, сколько в суровости белорусского климата, которая прежде всего проявляется в значительной разности летней и зимней, ночной и дневной температур. Например, в абсолютном боль­шинстве стран Западной Европы, включая обитаемую часть Норвегии и юг Швеции, среднегодовая температура находит­ся выше нуля. Географы признают, что Западная Европа - уникальный, благодаря Гольфстриму, регион: на планете нет другого места, расположенного так близко к Северному по­люсу и столь теплого. А та же обитаемая часть Канады по климатическим условиям опять же сравнима с Западной Ев­ропой, так как средняя годовая температура в Ванкувере плюс 9,8 градуса (как в Вене), а в Монреале - плюс 6,7 гра­дуса (как в Варшаве).

В-четвертых, стоимость транспортировки ТЭР из России для нас есть и будет практически такой же, как и для стран Восточной Европы, так как и в Гродно, и в Варшаву россий­ский природный газ приходит из регионов Российской Феде­рации, расположенных за Уральским хребтом. Даже, если мы сами будем добывать газ и нефть в России, то делать это придется в Восточной Сибири, т. е. сама транспортировка уг­леводородов будет идти прежними маршрутами и, соответ­ственно, стоить столько же, как и сегодня. При этом следует помнить, что для перевозки российских ТЭР в Беларусь мы не имеем возможности использовать морской транспорт, где та­рифы на порядок ниже, чем при использовании сухопутного.

Пятый фактор состоит в том, что себестоимость российс­кого углеводородного сырья, которое мы импортируем суще­ственно выше, чем аналогичные показатели на Ближнем и Сред­нем Востоке. Так, по усредненным расчетам себестоимость добычи нефти в Кувейте, Катаре, Саудовской Аравии находит­ся в пределах 4-6 долларов за баррель, а средневзвешенная себестоимость добычи в России 16-18 долларов за баррель.

В-шестых, нефте- и газопроводы, по которым Беларусь по­лучает ТЭР из России, построены достаточно давно, особенно первые, т. е. физическая их изношенность предельно высокая. Это означает, что в период 2011-2020 г.г проблема непрерыв­ного и дорогого ремонта газо- и нефтепроводов, а в худшем варианте развития ситуации их замены может стать главной и потребность в капиталовложениях в инфраструктуру ТЭК может увеличиться на несколько порядков.

Наконец, в высокой энергоемкости нашей экономики есть так называемая субъективная составляющая. Экономия жес­ткая, последовательная, осознанная любых ТЭР и всеми субъектами хозяйствования, и населением, пока не воспринимается всерьез.

Таким образом, политика государства в энергетической от­расли на период до 2010 и 2011-2020 г.г. должна выстраиваться с учетом вышеперечисленных факторов, обусловливающих разви­тие и изменения в ТЭК Беларуси. В настоящее время она систем­но изложена в комплексе разработанных и принятых государ­ственными органами власти и управления нормативно-прогнозных документов, к которым прежде всего относятся:

- Основные направления энергетической политики Рес­публики Беларусь на 2001-2005 годы и на период до 2015 года, утвержденные постановлением Совета Министров Республи­ки Беларусь от 27 октября 2002 г. № 1667.

- Целевая программа обеспечения в республике не менее 25 % объема производства электрической и тепловой энергии за счет использования местных видов топлива и альтернатив­ных источников энергии на период до 2012 года, утвержден­ной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г. № 1680.[1]

- Государственная комплексная программа модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетичес­кой системы, энергосбережения и увеличения доли использова­ния в республике собственных топливно-энергетических ресур­сов в 2006-2010 годах, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа № 399. [1]

- Концепция энергетической безопасности и повышения энергетической независимости Республики Беларусь, утвер­жденная Указом Президента Республики Беларусь от 25 ав­густа № 399.[1]

- Последний документ устанавливает системные парамет­ры развития ТЭК на период до 2020 г. в их жесткой увязке с основными направлениями социально-экономического развития республики на этот же период времени. В нем определяется, что «важнейшими факторами укрепления энергетической безопас­ности являются повышение уровня энергетической независимо­сти (обеспечения потребностей в энергии за счет собственных энергоисточников), рост эффективности производства, преоб­разования и использования энергии, а также надежности систем энергоснабжения». Концепция включает в себя оценку состояния энергетической безопасности республи­ки, определение целей и задач но обеспечению энергетической безопасности, основные направления укрепления энергетичес­кой безопасности, меры по реализации, описание мер государ­ственной поддержки укрепления энергетической безопасности и основного механизма реализации концепции.

Для оценки уровня энергетической безопасности Беларуси на период до 2020 г. в концепции применен индикативный политико-экономический анализ, т. е. система оценок ситуации - ин­дикаторов, качественно описывающих состояние и степень уг­роз для ТЭК страны. Используемый метод политико-экономи­ческого анализа строится на определении качественного состояния энергетической безопасности, которое может быть нормальным,  предкритическим и критическим.

 

Таблица 1.

Индикаторы энергетической безопасности

Наименование индикаторов Текущее значение индикатора в 2003 год Предпо­лагаемое значение индикатора на 2020 год

Порого­вые уровни

Характер ситуации на 2003 год ПК Предпола­гаемый характер ситуации на 2020 год
            Н 30 к 15        
1. Доля собственных энергоресурсов в балансе котельно-печного топлива государства, % 16,7 25             ПК
2. Доля собственного производства в общем объеме потребления электрической энергии, % 79,6 100 85 50 ПК н
3. Доля потребления моторного топлива, обеспечиваемая за счет добычи нефти в стране, % 40,7 35 35 15 Н н
4. Доля доминирующего энергоресурса (газа) в электроэнергетике республики,% 95,4 83 65 90 К ПК
5. Доля доминирующего энергоресурса (газа) в потреблении КПТ, % 6. Доля доминирующего поставщика энергоре­ сурсов, % 78,2 60-64 50 90 ПК ПК
    99 84 65 85 к ПК
7. Доля ТЭС, способных работать на двух и более взаимозаменяемых видах топлива, % 96 84 80 50 н н
8. Износ ОПФ предприятий ТЭК, % 61,1 43 45 75 ПК н
9. Обеспеченность запа­сами КПТ (по газу и мазуту), сут. 21,9 57 75 30 к ПК
10. Отношение суммар­ной установленной мощ­ности электростанций к максимальной фактиче­ской нагрузке в энерго­системе (резервирова­ние), % 140,6 115 115 95 н н
11. Отношение инвес­тиций в предприятия ТЭК к стоимости их ОПФ, % 4,7 5 6,0 4,0 к ПК

 

 

Из одиннадцати выделенных в проведенном анализе показателей, определенных на основе экспертных оценок (см. таблицу1) [1], четыре находятся в критической области, четыре - в предкритической и только три в нормальной, т. е. условно говоря, уро­вень энергетической безопасности в целом сегодня оценивается в 27-30 %. Главная причина подобной ситуации - низкая доля местных ТЭР в ПЭР и, наоборот, очень высокий удельный вес природного газа в балансе ПЭР как в электроэнергетике, так и в жилищно-коммунальном хозяйстве страны. С учетом подобной ситуации, концепция нацелена на достижение к 2020 г. уровня энергетической безопасности на уровне примерно 66 %. Среди главных направлений достижения данной цели мы бы выделили развитие атомной энергетики Беларуси, которое должно приве­сти к вводу в период 2015-2020 г.г. атомных энергоблоков сум­марной мощностью 2000 МВт. Предпочтительная мощность каж­дого реактора АЭС должна находиться на уровне 600 МВт. Оптимальность и обоснованность подобного шага обусловлена не только необходимостью усиления энергетической независимо­сти Беларуси, но и доминирующими тенденциями в развитии энергетической отрасли в экономически развитых странах, в первую очередь в США.

В опубликованной в 2002 г. «Стратегии развития энерге­тики США» выражена ориентация на создание атомно-энергетического базиса экономики страны1 [2]. Если в середине 80-х годов строительство АЭС или ядерного энергоблока в США обходилось в 2-6 млрд. долл. (в зависимости от мощности), то сегодня капитальные затраты снизились в несколько раз, преж­де всего благодаря применению информационных технологий при конструировании и испытании. По данным на август 2003 г. средняя стоимость кВтч электроэнергии, произведенной на американских АЭС, составляла 1.59 цента. Как свидетель­ствуют прогнозы, лишь в 2020 г. прирост продукции атомной энергетики составит 50 тыс. МВт. Хотя качественный подъем атомной отрасли начался в 2003 г., когда началось строитель­ство первых АЭС с реакторами четвертого поколения с замк­нутым ядерно-топливным циклом, т. е. без образования радио­активных отходов. Способствовало этому то обстоятельство, что в 2002 г. индикаторы надежной и безопасной эксплуатации ядерных реакторов в среднем составили 90.8 %. Интересно, что параллельно сложилась достаточно парадоксальная ситуация. Так, в 1991 г. все действующие в США ядерные энергоблоки произвели 98,2 тыс.МВт, а в июле 2003 г. объем выработанной АЭС электроэнергии составил 98,5 тыс.МВт. Однако за эти 12 лет были досрочно выведены из эксплуатации восемь реакто­ров, т. е. производительность АЭС возросла на 3,7 тыс.МВт. Таким образом, при сокращении числа реакторов или даже на одних и тех же производственных мощностях показатель рос­та эффективности АЭС в производстве электроэнергии состав­ляет 20 %. В дополнение к этому средний показатель эффектив­ности теплоснабжения от АЭС вырос с 32,5 % в 1980 г. до 33,4 % в 1990 г., и 33,6 % в 1999 г.

Ориентация на дальнейшее развитие атомной энергетики в США проявилась и в том, что были выданы разрешения на строительство как минимум 30 крупных ядерных энергоблоков к 2012 г. В мае 2003 г. администрация президента США заявила о своем интересе к внедрению мини АЭС в отдаленных районах страны. В итоге все более тесным становится сотрудничество атомной отрасли с Национальной комиссией по ядерной регла­ментации, которая проводит сертификацию новейших моделей ядерных реакторов и технологий. На сегодняшний день три такие модели реакторов получили полное одобрение и разре­шение Комиссии по эксплуатации. Они могут быть построены в любой точке страны при получении от Комиссии лишь раз­решения при выборе строительной площадки. Кроме того, три одобренные модели реакторов могут без прежней бюрократи­ческой волокиты экспортироваться и за рубеж.

Из трех моделей, получивших одобрение Комиссии, одна представляет собой усовершенствованный кипящий ядерный реактор (ABWR). Две такие установки эксплуатируются в Японии. Другая модель System 80 + представляет собой ядер­ный реактор с водой под давлением (PWR). Восемь реакто­ров такой конструкции составят основу атомной отрасли Южной Кореи и будут дополнены собственно корейским ядер­ным реактором следующего поколения ARP-1400 в 2010 г. Модель ABWR получила одобрение и соответствую­щую сертификацию в Европе. Наконец, третья модель обла­дает особыми защитными механизмами. Они снижают воз­можность повреждения активной зоны реактора в 1000 раз больше тех требований, которые предъявляются Комиссией. Отметим, что, начиная с 2001 г. научно-исследовательс­кие и опытно-конструкторские работы в сфере ядерной науки, техники и производства получают полную поддержку прави­тельства США. Более того, правительство этого государства выделило 200 млн. долл. (половину этой суммы через Мини­стерство энергетики) для обеспечения детальной информации обо всех особенностях строительства площадок для АЭС инженерных работ по установке реакторов. В результате в 2002 г. конгресс одобрил, а президент подписал закон «О за­хоронении ядерных отходов». А с 2003 г. в США приступили к промышленной переработке ядерных отходов вместе с изъя­тым оружейным плутонием в МОХ-топливо. Суть новой аме­риканской модели развития атомной энергетики - ускоренная модернизация ядерных реакторов и топлива с привлечением частных средств. Таким образом, курс на ускоренную «ядернизацию» экономики и политики США в XXI в. основан на отказе от оценок МАГАТЭ, сделанных в 90-е годы. Их суть сводилась к прогнозам в пользу развития глобального природотопливного энергетического комплекса при свертывании темпов развития атомной энергетики и даже дальнейшему отказу от ядерной энергии. А это оказалось не так, т. е. про­гноз был просто ошибочным. В итоге сегодня США, Япония, Южная Корея, целый ряд стран Азии, а в 2006 году еще и Россия заявили курс на безусловную «ядернизацию» не толь­ко ТЭК, но и экономики в целом. Не видеть, не понимать и не поддерживать этого значит обрекать свою страну на неиз­бежную энергетическую, а, следовательно, и экономическую зависимость от других стран, так как, на наш взгляд, разви­тие ядерной энергетики станет одним из основных компонен­тов экономической глобализации в период до 2020-2030 г.г.

В качестве основного механизма своей реализации концеп­ция рассматривает Государственную комплексную программу модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетичес­ких ресурсов. В целом Государственная комплексная програм­ма включает в себя: прогноз структуры топливно-энергетичес­кого баланса страны в 2006-2010 г.г. и на период до 2020 г.; базовые направления модернизации основных производственных фондов Белорусской энергосистемы; стратегию энергосбереже­ния на весь рассматриваемый период; принципы, тактику и ме­ханизм использования местных энергоресурсов; излагает сущ­ность совершенствования тарифной политики в энергетической отрасли на 2006-2010 г.г.; предпосылки и задачи формирования нормативно-правовой базы ТЭК; подробный план научного обес­печения программы; описывает механизм реализации програм­мы.

Одним из основных условий реализации Государственной программы является выполнение Целевой программы обеспече­ния в республике не менее 25 % объема производства электри­ческой и тепловой энергии за счет использования местных ви­дов топлива и альтернативных источников энергии на период до 2012 года. Целевая программа - это системный документ, кото­рый: отстаивает и представляет прогноз потребности в энерго­носителях и структуру топливно-энергетического баланса до 2012 г.; прогноз покрытия потребности в энергоносителях по видам топлива; дает оценку запасов и экономической целесооб­разности использования потенциала местных, нетрадиционных и возобновляемых энергоресурсов; выделяет приоритеты исполь­зования местных видов ТЭР и развития сырьевой базы по их добыче и производству; излагает меры и план реализации про­граммы.

Анализируя ситуацию в отрасли, необходимо отметить, что с позиции абсолютных показателей за период с 1995 по 2002 г.г. (включительно) в стране не происходило сколь-нибудь существенного снижения уровня потребления ТЭР. Как видно из данных, представленных на рисунке 2.1., за рассматривае­мый период практически сохранился один и тот же уровень потребления тепловой энергии, несколько возросло потребле­ние электричества и котельно-печного топлива и на 28 % уве­личилось потребление природного газа. Что, впрочем, вполне объяснимо, так как мировое энергообеспечение 90-х годов как раз характеризуется тем, что добыча и потребление природно­го газа росли быстрее, чем добыча и потребление нефти, при этом интенсивно расширялись сферы применения природного газа. Поэтому развитие систем газообеспечения в 1995-2002 г.г. стало приоритетной задачей экономической политики многих стран мира. К тому же все убедились, что расширение исполь­зования газообразного топлива и сырья снижает поступления в атмосферу парниковых газов.

Рисунок 2.1

 

Таким образом, отраженную на рис. 2.1. тенденцию, с по­зиции структуры энергетического баланса можно считать скорее как положительную, но при этом следует учитывать, что она с неизбежностью вела к усилению энергетической монозависимости Беларуси от России, или конкретнее от РАО «Газпром». Вместе с тем, нельзя не заметить, что при этом вы­полнение жестких требований главы государства по развитию ТЭК, привели к снижению в 2002 году по сравнению с 1999 годом расходов ТЭР на единицу произведенного ВВП на 21,4%. Как видно из данных, представленных на рис. 2.2, сни­жение валового потребления ТЭР в рассматриваемый период на 0,86 млн. т. у. т. привело к уменьшению на 1,81 млн. руб­лей удельных расходов ТЭР на единицу ВВП.

Рисунок 2.2

Все это, в конечном итоге, позволило сформировать к на­стоящему времени абсолютно положительную динамику эко­номического роста, по своим темпам, не имеющим аналогов, как на пространстве СНГ, так и на постсоветском простран­стве в целом, что признано экспертами Европейского союза и Всемирного банка.

Важнейшую роль в этом сыграло, то обстоятельство, что энергетическая система Беларуси одна из самых надежных энергосистем среди постсоветских стран, а также постсоциалистических стран Европы. За все годы ее существования не было крупных аварий, подобных тем, которые систематичес­ки происходят в разных странах, в том числе имевших место в последнее время в США, России, Великобритании, Италии. Яв­ляется аксиомой, что высокая живучесть любой энергосисте­мы, т. е. способность противостоять цепному развитию нару­шений в энергоснабжении, возникающих в отдельных ее частях, является следствием высокой степени ее организации и осна­щенности. Изначально в план развития энергосистемы в Бела­руси были заложены механизмы и средства высокой концент­рации мощностей и централизации энергоснабжения. В настоящее время протяженность электрических сетей всех на­пряжений Беларуси составляет свыше 260 тысяч км, в том числе напряжением 35-750 кВ более 35 тыс. к.м, протяженность теп­ловых сетей в однотрубном исчислении - 4,95 тысяч км. При этом следует учитывать особенности производства и транспор­тировки электроэнергии. Так, электричество представляет со­бой товар и услуги по его доставке, включающие передачу, рас­пределение энергии и общее администрирование. Последнее выделяется особо, так как из-за невозможности хранить энер­гию необходимо поддерживать системную надежность, обеспе­чивая постоянный баланс между производством и потреблени­ем энергии. Невозможность сохранения энергии означает, что производство и передача энергии подвержены неравномерным нагрузкам (предельным в час пик и менее сильным в периоды низкого спроса). Отметим также, что спрос на электроэнергию характеризуется периодическими колебаниями в течение года, недели, суток, не говоря уже о случайных факторах.

Потребность страны в электроэнергии удовлетворяется наличием электростанций, суммарной установленной элект­рической мощностью около 7800 МВт. При этом 98 % из них составляют тепловые электрические станции (ТЭС), работа­ющие в основном на природном газе, более 1,8 % - блок-стан­ции и почти 0.2 % гидроэлектростанции (ГЭС). В структу­ре электроэнергетики республики значительное место занимают теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), работающие по теп­лофикационному циклу (теплофикация комбинированная выработка тепловой и электрической энергии на тепловом потреблении). Установленная электрическая мощность ТЭЦ со­ставляет более 3900 МВт, или 51.1 % от общей установлен­ной мощности теплоэлектростанций.

В 2004 году общее потребление электроэнергии в респуб­лике составило 34.2 млрд. кВтч, в том числе выработка элек­троэнергии электростанциями концерна «Белэнерго» 30,37 млрд. кВтч. импорт - 4.05 млрд. кВтч. Источниками концерна «Белэнерго» отпущено 34,9 млн. Гкал тепловой энергии, с учетом покупной тепловой энергии (1 млн. Гкал) -35,9 млн. Гкал. Потери электроэнергии в сетях составили 11,14 %, тепловой энергии - 10,09 %.

Общее потребление топлива по объектам концерна «Бе­лэнерго» в 2004 году составило 13745 тыс. т. у. т., в том числе природного газа - 13155 (95,7 %), мазута 574,1 (4,2 %), дру­гих видов топлива 12,48 тыс. т. у. т. (0,1 %).

Основными потребителями электроэнергии в стране явля­ются:

- промышленность                        60,5 %

- непромышленные потребители    10,5 %

- железнодорожный транспорт    - 1,5 %

- городской транспорт                 - 1,2 %

- сельское хозяйство                        5,9 %

- население                                    - 20,4 %

 Структура теплопотребления:

- промышленность                           25,7 %

- жилищные организации             - 59,3 %

-  теплично-парниковое хозяйство 1,1 %

- коммунальное хозяйство           - 0,8 %

- прочие потребители                      13,1%
Таким образом, если оптимизация потребления электро­энергии прежде всего связана с реформированием, структур­ной диверсификацией промышленности, в первую очередь машиностроения, то задача снижения потерь при теплоснабжении это уже основная и наиболее острая проблема жилищ­но-коммунального хозяйства. По каждому из этих направле­ний своя специфика проблематики. Например, в энергетике основная задача это техническое перевооружение отрасли.

На 1 января 2005 г. балансовая стоимость основных фон­дов энергетической отрасли составляла 5,9 млрд. долларов США, остаточная - 2,4. т. е., в общем, износ составил 60,2 %, в том числе генерирующих источников - 61,4. подстанций -64.5, электрических сетей - 54,2, тепловых сетей - 77,5 %.

Одним из наиболее проблемных вопросов развития энер­гетики Беларуси, как, впрочем, и других стран бывшего СССР, является физический и моральный износ основного и вспомогательного оборудования, линий электропередачи и тепловых сетей. Средневзвешенный срок службы единицы мощности на генерирующих источниках энергосистемы дос­тиг 29,7 года при нормативном - 27 лет. При этом 53 % ос­новного оборудования генерирующих источников и 66 % об­щей протяженности электрических сетей эксплуатируются более 30 лет. Это означает, что поставленные задачи по энерго- и ресурсосбережению при таком уровне морально и физи­чески устаревшего оборудования отрасли будут трудновы­полнимы. Более tor о, это с неизбежностью повлечет за собой значительное отвлечение сил и средств от имеющихся возмож­ностей в решении главной задачи - интенсивного технического перевооружения отрасли, что подтверждается реалиями ситу­ации по данной проблеме.

Гели КПД по выработке электроэнергии на лучших паро­силовых ТЭС, работающих на газе, не превышает 39 %, то на современных парогазовых установках (ПГУ) его величина со­ставляет 55-60 %. а выбросы в атмосферу вредных веществ, па-пример окислов азота, в расчете на 1 кВтч, на порядок ниже, чем в паросиловых установках. Основу таких ПГУ составляют га­зовые турбины большой мощности с КПД, приближающимся к 40 %. и температурой газа на входе до 150()°С. Ежегодный ввод ПГУ в мире в последнее десятилетие составил около 85000 МВт, а в текущем десятилетии составит 107000 МВт, или почти по­ловину всех вводимых в мировой электроэнергетике мощностей. Это должно стать и одним из магистральных путей в развитии энергетической отрасли республики.

В соответствии с Государственной комплексной програм­мой в стране идет модернизация существующих генерирую­щих мощностей, а также строительства новых. Выполнение основных задач модернизации и развития энергоисточников обеспечит в 2006-2010 годах ввод новых генерирующих мощностей в объеме 1242,9 МВт,  в том числе на тепловых элект­ростанциях - 895,4 МВт, из них парогазовых установок - 550 МВт, на гидроэлектростанциях 41.33 МВт. на местных ви­дах топлива - 15.75 МВт. что позволит достигнуть удельных расходов условного топлива на производство электрической и тепловой энергии при прогнозируемых объемах и структу­ре их выработки в 2010 году соответственно 259.6 г/кВтч и 169,9 кг/Гкал. Демонтаж отработавшего срок оборудования за этот период составит 461,6 МВт.

При полной реализации Государственной программы мо­дернизации, износ основных фондов генерирующих источни­ков уменьшится с 61,4 % до 41,5 %, что значительно повысит надежность и эффективность энергосистемы республики.

Следует отметить, что навязываемая отрасли точка зре­ния, что в условиях модернизации энергетики нецелесообраз­но более широкое использование низкокалорийных (низкосор­тных) видов твердого топлива в качестве альтернативы природному газу является не совсем убедительной. Во-первых, увеличение поставок природного газа увеличивает монозави­симость как отрасли, так экономики в целом. Во-вторых, сто­имость природного газа для Беларуси в силу ряда политичес­ких (ВТО) и экономических (рост стоимости нефти) факторов будет существенно возрастать. Поэтому руководству отрас­ли, на наш взгляд, следует обратить внимание и учесть в прак­тике работы весь спектр аргументов «за» и «против» по дан­ной проблеме.

В настоящее время в развитых странах освоены газовые и угольные энергоблоки на давление 300 кГс/см2 и температу­ру 600/620°С. Их КПД 44-45 %. В ближайшие 10-12 лет в Ев­ропейском Союзе будет создан пылеугольный энергоблок с па­раметрами пара 350 кГс/см2 и 700-800°С. КПД таких энергоустановок составит уже 54-55 %. Сегодня в России та­кого оборудования нет, но завтра оно может и должно быть у Беларуси, так как в республике уже есть отдельные достаточ­но проработанные варианты в этом направлении.

Не менее сложны научные и технологические проблемы республики в производстве тепловой энергии. Причем, как по­казывает практика, эти проблемы, непосредственно отражают ся на социально-политической ситуации в стране, во многом определяют уровень социальной напряженности в обществе.

Во всех республиканских системах централизованного теплоснабжения вырабатывается около 73,0 млн. Гкал тепло­вой энергии в год. Более 34,7 млн. Гкал в год тепловой энер­гии в настоящее время производится централизованными ис­точниками, в том числе порядка 28,5 млн. Гкал в год отпускается от теплоэлектроцентралей (ТЭЦ) в теплофикаци­онном (комбинированном) цикле на электростанциях. Протя­женность трубопроводных систем - тепловых сетей состав­ляет большую величину 4985 км в однотрубном исчислении. При этом по оценкам специалистов, за последние пять лет (2000-2004 г.г.) наблюдается отрицательная динамика измене­ния возрастного состояния тепловых сетей. За этот период произошло снижение с 50,5 % до 50,1 % доли тепловых сетей, со времени строительства которых прошло 15 лет, с одновре­менным увеличением с 29,2 % до 31,9 % доли сетей, прослу­живших 15-25 лет, и сохранением доли трубопроводов, эксп­луатируемых более 25 лет, на уровне 19 %. По этим причинам потери в тепловых сетях достигают более 10 %. За указанный период на цели замены трубопроводов было затрачено 152 млн. долларов США и произведена замена 617,3 км тепловых сетей различных диаметров. Тем не менее, например, в пери­од с 2002 по 2004 год число серьезных нарушений нормаль­ного теплоснабжения потребителей увеличилось с 9 до 19 слу­чаев, то есть более чем в 2 раза.

В Государственной программе предусмотрена модерниза­ция и развитие тепловых сетей с ежегодным снижением обще­го уровня их износа на 1,0 - 1,5 % (ежегодной заменой 190-200 км трубопроводов тепловых сетей). За счет указанных мероп­риятий предполагается достичь снижения реального расхода тепла при его транспортировке потребителям в объеме 25,5 тыс. Гкал в год и снижение износа тепловых сетей с 77,5 % в 2005 году до 60,1 % в 2010 году. С другой стороны, дости­жение эффективности тепловых электростанций при примене­нии парогазовых установок позволяет говорить о КПД, превы­шающем 60 % (в конденсационном) режиме, что резко снижает тепловую составляющую возможного комбинированного теплофикационного цикла. И, наконец, уровень современных тех­нологий позволяет создавать оборудование электростанций, по эффективности в незначительной степени зависящее от величи­ны единичной мощности этого оборудования.

В этой связи, как нам представляется, назрела необходи­мость пересмотра установившихся взглядов на расширение объе­мов теплофикации за счет строительства крупных теплоэлект­роцентралей. Полагаем, что следует срочно рассмотреть вопрос о массовом строительстве малых электростанций, работающих по комбинированному циклу. На наш взгляд, это позволит по­лучить больший объем инвестиций на массовое строительство трудно ремонтируемых и практически несменяемых (в крупных населенных пунктах) тепловых сетей, уменьшить теплопотери и потери электроэнергии в распределительных сетях.

В решении проблемы повышения энергетической безопас­ности, диверсификации топливно-энергетических ресурсов и надежности энергообеспечения в республике на длительную перспективу важную роль может сыграть не только планиру­емое увеличение до 25 % к 2012 году доли использования ме­стных видов топлива и возобновляемых энергоресурсов, мо­дернизация основных фондов Белорусской энергетической системы, но и атомная энергетика.

Как показывают расчеты специалистов, оптимальной для развития энергетики в Беларуси и повышение ее энергобезопас­ности может стать ситуация, когда к 2020г. доля АЭС в про­изводстве электроэнергии составит примерно 27-29 %. При этом, доля природного газа в балансе котельно-печного топлива страны снизилась бы с 77,2 % в 2005 году до 62,7 в 2015 году и до 56,5 % в 2020 году. Учитывая, что себестоимость ядерной электроэнергии на 30-35 % ниже, чем для электростанций на природном газе, себестоимость производимой всей энергосис­темой электроэнергии снизилась бы примерно на 20 %, что спо­собствовало бы значительному повышению конкурентоспособ­ности нашей продукции. В случае реализации этого оптимального сценария развития энергетической отрасли зат­раты на покупку природного газа снизились бы примерно на 300-400 млн. долларов США в год, что позволило бы более мягко компенсировать возможные здесь издержки затратами бюджета, связанные с неизбежным удорожанием для Беларуси поставок российского природного газа. Нет сомнений, что рос­сийское правительство установит мировые цены на природные энергоносители для всех зарубежных потребителей, включая го­сударства, которые имеют с Российской Федерацией союзни­ческие договоры. Кроме того, следует помнить о том, что про­грамма развития РАО «Газпром» предусматривает повышение цены природного газа, поставляемого в Беларусь, с 2007 г. до уровня мировых. Если ситуация будет развиваться вышеука­занным образом, а вероятность этого достаточно велика, то развитие атомной энергетики становится не просто перспектив­ным, а неизбежным шагом повышения энергетической безопас­ности и экономической независимости Беларуси.

Более того, трезвый анализ ситуации показывает, что во­зобновляемые и нетрадиционные источники энергии (ВНИЭ) - солнечная энергия, энергия ветра, энергия биомассы, включая различные отходы, геотермальная энергия, энергия малых рек, - могут рассматриваться не более чем альтернатива твердым видам топлива. В соответствии с Государственной комплексной программой общий прирост объема замещения им­портируемого топлива за счет местных, нетрадиционных и во­зобновляемых источников должен составить 273,22 тыс. т. у. т. Потенциальные запасы и экономически целесообразные объе­мы использования местных энергоресурсов представлены в таблице 2.1. К данным таблицы 2.1. нужно добавить, что в последнее время в Беларуси ежегодно добывается примерно 1,8 млн. т. нефти, открыто 69 нефтяных месторождений. В це­лом наш ресурсный нефтяной потенциал составляет порядка 60 млн. т. Газовых месторождений у нас пока нет, идет ак­тивный поиск углей и сланцев.

Поэтому и следует помнить, что данные таблицы 2.1. но­сят исключительно теоретический и оценочный характер в от­ношении биомассы, солнечной и ветровой энергии, комму­нальных отходов, этанола и биодизельного топлива. Что касается добычи разведанных уже сланцев и бурых углей, то она в ближайшей перспективе экономически неоправданна, прежде всего из-за их низкого качества и возможных эколо­гических последствий. В силу этих причин, подход к использованию ВНИЭ должен быть исключительно избирательным, обусловленным энергетическим ландшафтом страны и отдель­ных территорий. В первую очередь речь может идти о малой гидроэнергетике (с гидроагрегатами мощностью от 100 кВт до 10 МВт), так как потенциальная мощность всех водотоков Беларуси составляет 850 МВт, в том числе технически дос­тупная - 520 МВт, а экономически целесообразная на сегод­ня - 250 МВт. Следует ясно представить, что наши гидроре­сурсы достаточно специфичны. Зимой, когда расход электричества максимальный, замерзшие реки мелеют. Бела­русь - равнинная страна, поэтому перепад высот на наших реках невелик и все водохранилища неглубоки.

 

 

Таблица 2.1. Потенциальные запасы и экономически целесообразные объемы использования местных энергоресурсов в Беларуси

Вид энергоресурса Потен­циальные запасы

Годовой объем использования (производства, добычи)

        2006 2007 2008 2009 2010
Нефть, млн. т. 58 1.67 1,65 1,63 1.60 1.58
Попутный газ, млн. м 3430 241 236 230 225 220
Торф, млн. т. 4000 2,87 2,98 3,09 3,20 3.31
Сланцы, млрд. т. L " - - - - -
Бурые угли, млн. т. 151 - - - - -
Древесное топливо и отходы деревообработки, млн. т. у. т. 6,6 2.08 2.32 2.57 2,82 3.06
Гидроресурсы, тыс. кВтч 2270 36 120 227 327 390
Ветропотенциал, млн. кВтч 10000 3,04 3,94 6,62 6,62 6.62
Биомасса, тыс. т. у. т. в год 1620 - 6.6 13,2 19,8 26.4
Солнечная энергия, тыс. т. у. т. Коммун

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow