Характеристика принятой стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года

 

К работе над главным стратегическим документом области были привлечены многие специалисты и эксперты. В их числе - депутаты Законодательного Собрания Кировской области, представители общественных организаций, политических партий, деятели науки, ведущие профильные органы исполнительной власти области.

    Основные положения стратегии социально-экономического развития Кировской области (далее - Стратегия) были одобрены Экономическим советом при Губернаторе Кировской области.

    Проект Стратегии синхронизирован с основными направлениями развития Российской Федерации, определенными в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года и на уровне Приволжского федерального округа. В документе определены и систематизированы цели, приоритеты, основные направления социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года.

    Стратегической целью развития Кировской области является повышение качества жизни населения на основе развития приоритетных отраслей экономики и модернизации социальной сферы.

    При разработке Стратегии были оценены три варианта развития области - инерционный, индустриальный и инновационный (описаны выше). Достижение цели Стратегии может быть достигнуто только при реализации инновационного варианта, в рамках которого планируется повышение доли высокотехнологичных производств и развитие производств с высокой добавленной стоимостью.(4)

    Реализацию Стратегии предполагается осуществить в три этапа:

1 этап → 2009 - 2011 годы - реализация антикризисной программы, направленной на сохранение промышленного и кадрового потенциала бюджетообразующих и инфраструктурных отраслей. Подготовка документации по развитию приоритетных отраслей и инвестиционных проектов; газификация приоритетных промышленных площадок; создание инновационной инфраструктуры.

    2 этап → 2012 - 2015 годы - реализация отложенных инвестиционных проектов. Развитие транспортной инфраструктуры; развитие опорной социальной сети; изменение административно-территориального устройства области; развитие инновационного биотехнологического кластера.

3 этап → 2015 - 2020 годы - выход реализуемых проектов на полную мощность. Рост собственных доходов консолидированного бюджета; изменение структуры экономики - увеличение доли обрабатывающих и инновационных производств, средней заработной платы, производительности труда; решение существующих в настоящее время базовых вопросов в области энергетики, жилищного строительства.

    В Стратегии определены основные факторы, сдерживающие развитие области: проблемы кадрового обеспечения, состояние транспортной сети, низкий уровень газификации. Снятие системных ограничений является важнейшим направлением деятельности Правительства области по обеспечению высоких темпов социально-экономического развития региона.

Для снятия проблемы кадрового обеспечения будут решаться задачи по повышению производительности труда, повышению качества жизни граждан Кировской области, снижению миграционного оттока населения из Кировской области. В совокупности решение этих задач должно компенсировать нехватку трудовых ресурсов на территории области, вызванную сложной демографической ситуацией.

    Современное состояние транспортной сети является серьезным сдерживающим фактором регионального развития и развития человеческого капитала. Основными задачами в развитии транспортной инфраструктуры области являются сохранение существующей сети автомобильных дорог муниципального значения, развитие сети дорог регионального значения и усиление логистической роли Кировской области в транспортно-логистических связях Северо-западного и Уральского федеральных округов.

Решение этих задач будет обеспечено через устойчивое функционирование опорной сети автодорог, в состав которых войдут Большое полукольцо, Центральный широтный коридор, автодорога «Вятка», Меридиональный коридор, Северо-Восточный коридор и обходные дороги городов Киров, Уржум и Вятские Поляны. Строительство автомобильной дороги Киров-Котлас-Архангельск, развитие Вятскополянского транспортного узла от моста через реку Вятка в обход г. Вятские Поляны и в сторону Удмуртской Республики, обход городов Киров и Уржум, строительство межрегиональных автодорог Буйское – граница Республики Марий Эл и Николаево - граница Удмуртской Республики, строительство автомобильных дорог, связывающих сельские населенные пункты с сетью дорог общего пользования.

    В целях повышения уровня газификации региона и снятия соответственно еще одного структурного ограничения стоит задача устранить дефицит газа как фактора, препятствующего социально - экономическому развитию области. Работа по газификации области будет сконцентрирована в рамках загрузки уже существующих магистральных газопроводов, в результате этих мероприятий в 2012 году уровень газификации области составит примерно 35%. С 2010 по 2017 годы планируются проведение реконструкции газопровода-отвода «Оханск – Киров», строительство газопровода-отвода «Кирово-Чепецк–Барамзы», строительство газопровода-отвода и газораспределительной станции в пос. Кумёны. В результате уровень газификации области природным газом поднимется к 2012 году примерно до 35-40 %, к 2015 году - до 45 %, к 2017 году - до 50 %. В рамках третьего этапа газификации области, который планируется завершить к 2030 году, уровень газификации составит 94,6%.

Приоритетными отраслями экономики региона, обеспечивающими сохранение потенциала экономики Кировской области, общего объема промышленного производства и валового регионального продукта в краткосрочной перспективе, определены следующие:

- химическое производство;

- сельское хозяйство;

- строительство;

- пищевая промышленность;

- металлургия и машиностроение.

Эти отрасли являются наиболее значимыми для экономики и имеют высокую бюджетную отдачу. Поэтому для наращивания темпов экономического развития необходимо оказание мер государственной поддержки данным отраслям.

    Механизмами поддержки химического производства, сельского хозяйства и строительства в рамках антикризисной программы будут повышение технологического уровня производства и стимулирование развития предприятий. В отраслях, имеющих потенциально высокие объемы прибыли и производительность труда: пищевая промышленность, металлургия и машиностроение, необходимо решить задачу по повышению конкурентоспособности своей продукции.

    В среднесрочной перспективе планируется максимальное развитие отраслей экономики, в которых сосредоточен основной инвестиционный потенциал и которые имеют максимальный ресурс для наращивания добавленной стоимости: добыча полезных ископаемых и их переработка (стройматериалы, фосфориты и торф), лесопромышленный и агропромышленный комплекс.

Разработка собственной ресурсной базы даст возможность повысить уровень обеспечения ключевых отраслей обрабатывающей промышленности местными ресурсами в химическом производстве и индустрии стройматериалов (месторождения фосфоритов в Верхнекамском районе и известняков – в Советском районе). Это позволит повысить эффективность и бюджетоотдачу обрабатывающей промышленности региона. Одновременно возможно и целесообразно увеличение добычи топливно-энергетических ископаемых, в первую очередь торфа.

В агропромышленном комплексе Кировской области необходимо сформировать новую структуру АПК, наиболее полно отвечающую конъюнктуре рынка и обеспечивающую высокую конкурентоспособность отрасли. Основными направлениями развития агропромышленного комплекса должны стать:

- техническая и технологическая модернизация сельскохозяйственных предприятий;

- увеличение объема переработки сельскохозяйственной продукции;

- расширение поставок готовых продовольственных товаров за пределы области;

- развитие альтернативных производств в аграрном секторе;

- выход на лидирующие позиции Кировской области по племенному животноводству и семеноводству среди регионов Приволжского, Центрального и Северо-западного федеральных округов.

    Для повышения межрегиональной конкуренции в лесопромышленном комплексе необходимо - повышение внутрирегионального спроса на продукцию лесопромышленных предприятий региона (прежде всего, в строительном комплексе);  диверсификация основных производств на основе создания крупных лесопромышленных холдингов и привлечения предприятий малого и среднего бизнеса на условиях аутсортсинга для обеспечения вспомогательной деятельности (например, лесовосстановительные работы, переработка отходов и т.п.). Также необходимо провести лесоустройство всех лесов области, оценить степень развития транспортной инфраструктуры в районах заготовки и переработки древесины (прежде всего, состояние лесовозных дорог), упорядочить систему организационно-правовых условий хозяйствования в лесопромышленном комплексе, определить наиболее эффективные способы использования лесного фонда.

    Признаки стабилизации экономической ситуации в регионе обуславливают прогнозные оценки по освоению в 2015 году 57 млрд. рублей инвестиций в основной капитал (в ценах 2008 года), что превысит уровень 2008 года на 40%. В 2020 году планируется освоить 97 млрд. рублей инвестиций в основной капитал (в ценах 2008 года), что превысит уровень 2008 года в 2,4 раза. Это возможно при реализации крупных инвестиционных проектов, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства, например, строительство целлюлозно-бумажного комбината, создание межрегионального цементного комплекса в Советском районе, а также создание промышленного парка с транспортно-логистическим центром в г. Котельниче.

Помимо крупных инвестиционных проектов целесообразна комплексная государственная поддержка создающихся производственных кластеров. Это мебельный кластер на территории г. Кирово-Чепецка, кластер легкой промышленности на территории пос. Вахруши и г. Слободского и туристско-рекреационный кластер на территории Верхошижемского, Оричевского и Куменского районов (Нижнеивкинская курортная зона), а также Кирово-Чепецком, Слободском, Белохолуницком районах и городе Кирове. Хотя эти виды деятельности в настоящее время не вносят существенный вклад в экономику области, при проведении комплекса мероприятий в среднесрочной перспективе возможно ожидать существенное увеличение объемов производства.

    Несомненным приоритетом в среднесрочной и долгосрочной перспективе должно стать развитие инновационного сектора экономики Кировской области. В Кировской области созданы необходимые условия для формирования кластеров фармацевтического и биотехнологического направлений, в том числе по производству препаратов крови. Формирование кластера биотехнологий на территории Кировской области будет способствовать развитию базовых отраслей экономики региона: сельского хозяйства и пищевой промышленности, лесопереработки, переработки местных видов ресурсов, производства стройматериалов, химической промышленности. Реализация инвестиционных и инновационных проектов с применением биотехнологий в данных отраслях будет способствовать повышению технологического уровня предприятий и развитию производства качественных товаров с высокой добавленной стоимостью. Кроме того, кластер биотехнологий будет способствовать диверсификации экономики региона путем формирования и развития новых отраслей: фармацевтической промышленности и медицины, био - и медицинского машиностроения, утилизации отходов с минимальными затратами, биоэнергетики.

    Большое внимание будет уделено обеспечению комфортности проживания и повышению качества предоставляемых социальных услуг населению нашего региона на уровне, позволяющем конкурировать с регионами России и, прежде всего, с нашими соседями.

Одним из ключевых направлений Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года является значительное улучшение состояния социальной сферы.

Кировская область - одна из крупнейших в нечерноземной зоне Российской Федерации, площадь её территории - 120,4 тыс. кв. километров, при этом в регионе сложилась достаточно специфичная система расселения населения.

    В Кировской области, как и в целом по стране, усиливаются процессы урбанизации, доля городского населения стабильно увеличивается - 72% населения области – это городские жители. Соответственно, наиболее высокая плотность населения - в областном центре и прилегающих к нему территориях. Около 70% всех населенных пунктов региона имеют численность населения менее 100 человек, что делает невозможным размещение в них предприятий реального сектора экономики, влечет за собой неэффективное расходование средств на социальную сферу и низкий уровень управляемости территорией. Под сложившуюся систему расселения необходимо содержать значительную сеть учреждений социальной сферы, в том числе для обеспечения бюджетными услугами населения, проживающего в малонаселенных пунктах. В силу сложившейся демографической ситуации за счет бюджета области содержится большое количество социальных объектов в малых и неперспективных населенных пунктах.

    За последние 5 лет (2008 год по сравнению с 2003) общие расходы консолидированного бюджета области возросли в два с лишним раза, а на социальную сферу – почти в три раза. Поэтому, исходя из особенностей территориального устройства Кировской области для обеспечения населению конституционно гарантированных социальных благ (здравоохранение, образование, транспортное сообщение и др.), организации «доступного» муниципального управления требуются более значительные по сравнению с другими регионами затраты.

Как следствие, существуют значительные территориальные диспропорции в предоставлении населению бюджетных услуг, в «малых» территориях невозможно организовать предоставление качественных социальных услуг, сопоставимых с крупными центрами, особенно с областным. В муниципальных образованиях области отмечается дефицит врачебных кадров, и прежде всего врачей - узких специалистов. Наиболее критическая ситуация сложилась в Свечинском, Сунском, Богородском, Омутнинском районах, где обеспеченность врачебными кадрами менее 50%. В среднем по области укомплектованность врачами составляет 60,1%. Население области за получением высокотехнологичных социальных услуг вынуждено обращаться в областной центр.

    Значительной проблемой является недостаточное развитие транспортной инфраструктуры (около половины населенных пунктов не связаны дорогами с твердым покрытием, значительна доля дорог, не соответствующих нормативным требованиям), что с учетом транспортной доступности снижает комфортность получения высокотехнологичных социальных услуг. В среднем около 3% населения области не имеет регулярного автобусного и (или) железнодорожного сообщения с административным центром муниципального района (городского округа), в Санчурском районе – около половины населения

    Соответственно, комфортность жизни населения различных территорий области существенно различается между собой.

Частично проблема повышения эффективности содержания социальной сферы и повышения уровня обеспеченности населения социальными услугами решалась через Фонд муниципального развития. За счет средств Фонда в развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципалитетов, помимо мероприятий и объектов, которые финансировались в рамках областных и федеральных программ, вложено свыше 400 млн. рублей. С использованием средств фонда построены или реконструированы социальные объекты в г. Нолинске, г. Белой Холунице,  г.Уржуме, Кильмезском, Шабалинском, Верхошижемском, Нагорском, Омутнинском, Зуевском районах, осуществлялось строительство автомобильной дороги в г. Котельниче, однако существенного улучшения ситуации не удалось добиться.

    Население Кировской области, хоть и незначительными темпами, но стабильно сокращается. Продолжается миграция из сельской местности в города, из малых городов в крупные. Внутри области миграционные потоки направлены в сторону крупных экономически и промышленно развитых центров. Районы с положительным миграционным балансом располагаются в центральной части области в районе формирования Кировской агломерации. В Кикнурском, Богородском, Сунском, Советском, Тужинском, Малмыжском, Даровском, Фаленском, Верхнекамском районах коэффициент миграции превышает среднеобластной  в  4 с лишним раза.

В перспективе данная тенденция может привести как к опустыниванию территорий, так и невозможности реализации инвестиционных программ, особенно по использованию местных видов сырья, ввиду отсутствия трудовых ресурсов. То есть, обладая значительными запасами леса, торфа и других природных ресурсов, мы не сможем эффективно реализовать данный потенциал. В данной ситуации наиболее оптимальным решением является создание опорного каркаса социальной сферы, состоящего из областного центра и сети опорных точек второго уровня - в крупных населенных пунктах, имеющих потенциал развития, где будут расположены межрайонные центры оказания высокотехнологичных социальных услуг. Межрайонные центры оказания высокотехнологичных социальных услуг разместятся в гг. Вятские Поляны, Зуевка, Котельнич, Нолинск, Омутнинск, Слободской, Советск, Яранск, Кирово-Чепецк, Луза, п. Юрья. Локальные центры будут организованы в гг. Кирс и Уржум. В таких центрах должны быть синхронизированы все направления деятельности и развития отраслей социальной сферы: культуры, образования, спорта, здравоохранения, социального обслуживания. Стоит задача обеспечить в таких центрах качество услуг не ниже, чем в областном центре. Данная мера направлена, прежде всего, на обеспечение доступности высокотехнологичных услуг для населения и более комфортное их получение. Идет речь о приближении высокотехничных услуг к человеку, о сокращении времени и транспортных затрат на их получение, что особенно важно при наличии проблем транспортного обслуживания. Формирование таких центров, с одной стороны позволит снять напряженность в областном центре, с другой стороны, за счет сосредоточения оказания различных социальных услуг в одном центре – снизить бюджетные затраты на создание самих межрайонных центров.

В муниципальных образованиях, не вошедших в опорный каркас, необходимо обеспечить повышение качества услуг первичного звена. Примером реализации такого подхода является областная целевая программа развития здравоохранения, предусматривающая кардинальное изменение ситуации по техническому состоянию фельдшерско-акушерских пунктов. Массового закрытия фельдшерско-акушерских пунктов, участковых больниц и других учреждений сферы социальных услуг муниципального уровня не планируется.

В межрайонных центрах станет возможным активное развитие производств и привлечение квалифицированных специалистов, повысится инвестиционная привлекательность этих территорий, снизится отток населения, прежде всего молодежи.

Данная идеология заложена в основу формирования стратегии развития социальной сферы и будет способствовать улучшению качества и комфортности жизни населения, позволит предотвратить «опустынивание» периферийных территорий области и обеспечить трудовыми ресурсами экономическое развитие области и муниципалитетов.

Развитие социальной сферы будет сконцентрировано в следующих направлениях: развитие систем образования и здравоохранения, развитие физической культуры и спорта, развитие культуры и социальной защиты населения.

Развитие системы образования на базе использования самых современных знаний и технологий становится ключевым элементом глобальной конкуренции за человеческий ресурс. Главной целью развития системы образования области на период до 2020 года является построение современной модели образования, позволяющей каждому человеку получить качественное и доступное образование на любом уровне вне зависимости от места проживания, которое даст возможность устроиться по профессии и достойно реализовать себя. Достижение указанной цели позволит удержать лидирующую позицию области среди регионов Российской Федерации по качеству образования.

Для реализации указанной цели необходимо решить комплекс задач. Одной из основных задач является получение качественного образования вне зависимости от места жительства. Данная задача может быть решена через географическую «привязку» крупных и многопрофильных центров образовательных услуг к точкам территориального развития. Для этого на    1-м этапе в качестве эксперимента планируется создать 11 областных государственных общеобразовательных учреждений в городах Белая Холуница, Вятские Поляны, Зуевка, Кирово-Чепецк, Луза, Омутнинск, Со-ветстк, Уржум, Яранск, пгт Оричи, пгт Юрья на базе имеющихся муниципальных общеобразовательных учреждений. Это будет первым шагом к созданию крупных современных средних школ в развитии сети учреждений общего образования и позволит сконцентрировать ресурсы и контингенты обучающихся, особенно на старшей ступени обучения.

    Другим путем решения данной задачи является предоставление возможности получения высокотехнологичных услуг путем приближения их к человеку через развитие дистанционной системы обучения и обеспечения учреждений образования широкополосным доступом к сети Интернет. Для решения задачи по получению высококачественного и всемерно доступного образования проведена компьютеризация школ, осуществляется предоставление учреждениям доступа к образовательным ресурсам сети Интернет, обеспечение учреждений электронными учебниками. В результате данной работы планируется формирование единой образовательной информационно-коммуникационной среды, совершенствование информационного обмена, в том числе через образовательный портал. Данное направление работы позволит успешно применять дистанционные формы обучения на всех ступенях получения образования. В целях повышения доступности образовательных услуг детям-инвалидам, в том числе обучающимся на дому, начата работа по предоставлению образовательных услуг с использованием дистанционных образовательных технологий.

    Другой важнейшей задачей является обеспечение соответствия структуры подготовки кадров потребностям экономики. В настоящее время после получения профессионального образования менее половины выпускников не устраиваются на работу по полученной специальности.

В результате развития системы образования, сопровождающегося ростом качества образовательных услуг, удовлетворенность населения качеством общего, а также начального и среднего профессионального образования возрастет с 74,8% в 2008 году до 90% в 2020 году, доля выпускников государственных учреждений начального и среднего профессионального образования, трудоустроившихся по специальности, возрастет в 1,5 раза (с 62 % до 80 %).

    Система здравоохранения региона обладает серьезным потенциалом инновационного развития и возможностями занять лидирующие позиции по ряду направлений специализированной медицинской помощи (в настоящее время эти центры сконцентрированы в г. Кирове). Главной целью здравоохранения Кировской области на период до 2020 года является сохранение и укрепление здоровья людей за счет удовлетворения их потребностей в качественной и доступной лечебно-профилактической помощи, формирования здорового образа жизни. Основными задачами будут являться приближения медицинских услуг непосредственно к потребителю (обеспечение доступности) и профилактика заболеваний, что приведет к росту показателя ожидаемой продолжительности жизни. Из-за отдаленности многих населенных пунктов от областного и районных центров, имеющегося дефицита материальных и кадровых ресурсов, и соответственно, ограниченности жителей районов в получении высококачественной медицинской помощи в центрах опорного каркаса будут создаваться межмуниципальные лечебно-диагностические центры, оснащенные современным оборудованием.

Работа по обеспечению доступности оказания диагностической медицинской помощи начата. В 2009 году приобретены передвижные медицинские комплексы для проведения лабораторных исследований и диагностики жителей отдаленных муниципальных образований, проводятся исследования с использованием подвижных флюорографического и маммографического кабинетов. На основе создания выездных врачебных бригад ОГУЗ «Кировский областной диагностический центр» планируется обеспечение комплексной диагностикой 7,5 - 8 тыс. жителей в год по законченному случаю, проведение не менее 320 тыс. диагностических исследований в год. В 2009 году в ОГУЗ «Кировский областной кардиологический диспансер» приобретен и установлен аппаратно-программный комплекс для регистрации, хранения и передачи электрокардиограмм по телефону. Заменено устаревшее оборудование либо вновь установлены передатчики для приема электрокардиограмм по телефону в 5 районах области (Санчурский, Сунский, Фаленский, Юрьянский, Яранский) и в ГЛПУ «Кировский областной клинический перинатальный центр». При мощности приобретенной аппаратуры проведение дистанционной ЭКГ диагностики планируется в объеме 1100 электрокардиограмм в год.

    В целях формирования у населения приоритетов здорового образа жизни запланирована организация центров здоровья на базе муниципальных учреждений здравоохранения.

В результате решения этих и других задач к 2020 году система здравоохранения будет представлять комплекс финансово и территориально доступных и качественных медицинских услуг, позволяющих осуществлять охрану здоровья граждан и эффективное оказание медицинской помощи населению, будут приняты меры к росту вложений работодателей и населения в улучшение состояния здоровья.

К 2020 году значительно улучшится ситуация с социально значимыми заболеваниями, показатели материнской и младенческой смертности снизятся. Уменьшится смертность населения трудоспособного возраста, что будет способствовать росту продолжительности жизни, преодолению негативных демографических тенденций.

    Формирование здорового образа жизни неразрывно связано с развитием физической культуры и спорта. Развитие физкультуры и спорта будет способствовать обеспечению гарантий доступности к развитой спортивной инфраструктуре жителям области, развитию новых видов спорта.

Учитывая огромную популярность игровых видов спорта у населения области, ранее повышенное внимание уделялось поддержке профессионального спорта. В Стратегии акцент сделан на развитие массового спорта.

Система физической культуры и спорта области к 2020 году будет представлять территориально распределенный комплекс качественных оздоровительных услуг. Так, в 2007-2009 годах осуществлялось строительство 3-х физкультурно-оздоровительных комплексов в муниципальных образованиях области (пгт Санчурск, пгт Тужа, г. Котельнич). С 2009 года запланирована реконструкция катка в г.Кирово-Чепецке и строительство других объектов. Развитие физкультуры и спорта будет ориентировано на существенный рост доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения. Значение этого индикатора возрастет с 16% в 2008 году до 20% в 2015 году и 30% в 2020 году.

    Целями политики в сфере культуры будут являться сохранение культурного наследия, эффективная реализация культурного потенциала области. Основной задачей является укрепление материально-технической базы учреждений культуры и искусства.

Использование здания театра кукол,  возведение которого началось в 2001 году, имеет интересный комплексный подход, позволяющий юным жителям области не только отдохнуть на спектаклях и посетить музей кукол, но и познакомиться с уникальными экспонатами палеонтологического музея. Вплоть до 2020 года будет продолжена дальнейшая реализация проектов по строительству и восстановлению зданий учреждений культуры и искусства, в частности планируется завершение пристроя на 2 млн.ед. хранения к областной библиотеке имени А.И.Герцена.

В области продолжается работа и по обеспечению равного доступа жителей любого населенного пункта к культурным фондам. Уже сейчас в областной библиотеке имени А.И.Герцена ведется работа по оцифровке изданий краеведческой направленности, что позволит в дальнейшем иметь доступ к электронным версиям жителям не только г.Кирова, но и районов области. Предполагается, что к 2015 году электронный каталог библиотеки будет доступен читателям многих сельских библиотек.

    Реализация различных культурных проектов направлена на демонстрацию, популяризацию памятников истории и культуры, привлечение туристов на территорию области. Одним из приоритетных проектов является реализация мероприятий проектной линии «Земля Великорецкая», направленной на восстановление Великорецкого архитектурного ансамбля, содействие в проведении Великорецкого крестного хода и возрождение одного из уникальных исторических мест, как Кировской области, так и всей России. Уникальная достопримечательность Вятской земли – село Великорецкое является местом паломничества участников всемирно известного Великорецкого крестного хода, который с 2000 года носит статус всероссийского.

    В сфере культуры будет планомерно повышаться обеспеченность общедоступными библиотеками, расширяться библиотечный фонд, осуществляться сохранность экспонатов музейных фондов.

За счет гибкой и эффективной ценовой политики и повышения конкурентоспособности творческих проектов будет достигнута 70-процентная наполняемость зрительных залов учреждений культуры. Будет обеспечена информатизация 70% процессов библиотечно-информационного дела.

    В период резкого снижения уровня жизни населения в результате финансово-экономического кризиса, особенно сильно задевшего социальные слои населения, не имеющие по различным причинам возможность адаптировать себя к сложившейся ситуации, система социальной защиты населения области должна быть нацелена на поддержку максимально широкого круга нуждающихся в ней лиц. При этом качество системы социальной защиты должно выйти на уровень, обеспечивающий уровень жизни, достаточный для социальной самореализации и адаптации человека.

Основными задачами развития системы социальной защиты населения являются: доступность и усиление адресности предоставления государственных услуг по социальной поддержке и социальному обслуживанию уязвимых групп населения, оптимизация сети учреждений социального обслуживания. Одним из основных механизмов является повышение инновационности бюджетных услуг.

    В целях поддержки инициатив бюджетных учреждений, направленных на поддержку внедрения инновационных форм предоставления услуг бюджетными учреждениями, а также направленных на повышение результативности бюджетных расходов и качества бюджетных услуг Правительством области оказывается поддержка учреждений социального обслуживания в форме грантов на укрепление физического и психического здоровья детей-инвалидов, на их социально-трудовую адаптацию, на поддержку проектов, направленных на решение проблем семейного неблагополучия. Работу в данном направлении планируется продолжить.

    К 2020 году сформируются рынок качественных и вариативных социальных услуг, система участия бизнеса в реализации социальных проектов на принципах социальной ответственности; будут реализованы мероприятия по созданию материально-организационной базы, отвечающей современным стандартам качества жизни и повсеместное обеспечение получателей мер социальной поддержки электронными социальными картами.

    Одним из индикаторов развития системы социальной защиты населения является полный охват нуждающейся категории населения услугами социального обслуживания, который будет достигнут в 2020 году.

Реализация долгосрочных целей Стратегии невозможна без вовлечения в этот процесс жителей Кировской области. Идея реализации поставленных задач должна быть общественной идеей. Для достижения стратегических целей регионального развития необходима создание и поддержка общественных институтов, работа которых направлена на организацию взаимодействия власти и общества, поддержку гражданских инициатив, вовлечение населения в обсуждение проблем развития региона.

    В Кировской области создана и функционирует Общественная палата. Основной задачей Общественной палаты является обеспечение взаимодействия граждан Российской Федерации, проживающих на территории Кировской области, общественных объединений с органами государственной власти Кировской области и органами местного самоуправления муниципальных образований области. В ближайшее время в Кировской области будет сформирован аппарат уполномоченного по правам человека в Кировской области. 

Работа по развитию институтов гражданского общества будет продолжена.

    Реализация Стратегии позволит к 2020 году достигнуть следующих значений базисных показателей:

1) объем валового регионального продукта достигнет 738 млрд. рублей, что в текущих ценах в 5 раз выше уровня 2008 года. Индекс физического объема ВРП при этом составит 260% к базовому 2008 году;

2) инвестиции в основной капитал возрастут в 2,4 раза к уровню 2008 года (в сопоставимых ценах);

3) среднемесячная номинальная начисленная заработная плата (в сопоставимых ценах) возрастет к 2020 году в 3,3 раза и составит 36095 рубля;

4) производительность труда возрастет в 3 раза и составит 675 тыс. рублей на 1 занятого в экономике.

Результатом выполнения мероприятий Стратегии станет изменение структуры ВРП к 2020 году с увеличением доли реального сектора экономики за счет ведущего сектора промышленности – обрабатывающих производств. Начиная с 2015 года, доля обрабатывающих производств в ВРП превысит уровень 2008 года, а в 2020 году составит около 43%.

Общий объем оборота предприятий и организаций по всем видам экономической деятельности в 2020 году составит 1380 млрд. рублей, что выше уровня 2008 года в 4 раза в текущих и в 2,2 раза в сопоставимых ценах. Увеличение производства предполагается во всех отраслях обрабатывающей промышленности. Стабильно большой удельный вес в структуре оборота предприятий обрабатывающей промышленности будет принадлежать химическому производству.

Положительная динамика развития реального сектора экономики обеспечит рост налоговых доходов областного бюджета. Ожидается, что в 2015 году этот показатель более чем в 2 раза превысит уровень 2009 года. В период между 2015 и 2020 годами налоговые доходы областного бюджета увеличатся в 1,5 раза и достигнут 56 млрд. рублей. Увеличение роста добавленной стоимости составит с 45,3% в 2008 году до 53,5% в 2020 году.

    В развитии здравоохранения будет взят курс на снижение показателя смертности населения, в том числе младенческой и материнской смертности. Индикатором эффективности функционирования системы здравоохранения станет показатель подушевого норматива финансирования, который к 2020 году возрастет в 2,3 раза по отношению к уровню 2009 года.

В результате развития системы образования, сопровождающегося ростом качества образовательных услуг, удовлетворенность населения качеством общего, а также начального и среднего профессионального образования возрастет с 74,8% в 2008 году до 90% в 2020 году.

    В сфере культуры будет планомерно повышаться обеспеченность общедоступными библиотеками, расширяться библиотечный фонд, осуществляться сохранность экспонатов музейных фондов. За счет гибкой и эффективной ценовой политики и повышения конкурентоспособности творческих проектов будет достигнута 70-процентная наполняемость зрительных залов учреждений культуры. Будет обеспечена информатизация 70% процессов библиотечно-информационного дела.

Развитие физкультуры и спорта будет ориентировано на существенный рост доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения. Значение этого индикатора возрастет с 16% в 2008 году до 20% в 2015 году и 30% в 2020 году.

    Одним из индикаторов развития системы социальной защиты населения является полный охват нуждающейся категории населения услугами социального обслуживания, который будет достигнут в 2020 году.

    В целом можно констатировать, что за период реализации Стратегии Кировская область не только усилит свои позиции по основным социально-экономическим показателям среди субъектов Приволжского федерального округа, но и поднимется вверх на 3-4 позиции. 

    В 2020 году по объему валового регионального продукта Кировская области поднимется с 8-го на 6-е место, по вводу в действие жилых домов (кв.м общей площади на 1 человека) - с 12-го на 6-е место, по показателю доля граждан, живущих в неблагополучном жилье (%) - с 8-го на 6-е место, по показателю коэффициент младенческой смертности (число детей, умерших в возрасте до 1 года на 1000 родившихся) - с 5-го на 1-е место, по показателю ожидаемая продолжительность жизни (лет) - с 10-го на 9-е место.

Заключение

В настоящий момент Кировская область испытывает нехватку внешних и внутренних ресурсов для обеспечения динамичного развития и повышения качества жизни своих жителей. Для привлечения этих ресурсов необходимы качественные инструменты профессионального менеджмента, в числе которых стратегия социально-экономического развития.

Стратегия социально-экономического развития нужна, во-первых, для того, чтобы обеспечить приток внешних инвестиций. Качественная стратегия способна консолидировать и вовлечь «в оборот» внутренние ресурсы региона, которые до этого момента либо совсем не были задействованы в ее развитии либо были задействованы недостаточно. Вместе с тем нужно признать, что даже самая эффективная стратегия не позволит в течение 5-10 лет полностью преобразить область. Обычно считается большим успехом, если за этот сравнительно небольшой временной интервал будут решены ключевые проблемы и созданы базовые условия и предпосылки для повышения конкурентоспособности и социально-экономического развития региона.

На сегодняшний день на сайте Правительства Кировской области размещен проект стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2035 года. В одном из разделов проводится анализ достижения ранее поставленных целей социально-экономического развития Кировской области. Целевой сценарий стратегии до 2020 года предполагал 3 этапа.  В целом на протяжении первых двух этапов основные показатели социально-экономического развития Кировской области показывали положительную динамику, в то же время по ряду целевых показателей плановых значений достичь не удалось. Как отмечается в проекте Стратегии - темпы роста многих показателей соответствовали запланированным темпам роста по инерционному варианту. В период действия Стратегии  2020 года - активного социально-экономического развития Кировской области и перехода к модели интенсивного развития, основанного на внедрении технологических и организационно-управленческих инноваций, не произошло.(7)

Какой бы грамотной и детальной не была Стратегия, но без постоянного мониторинга и жесточайшего контроля за ее выполнением, шансов, ни у одной территории на успешное будущее нет.

 

 

Список литературы

1. Федеральный закон РФ от 28.006.2014 № 172-ФЗ «О стратегическим планировании в Российской Федерации»

2. Закон Кировской области от 12.05.2015 № 526-ЗО «О стратегическом планировании в Кировской области»

3. Устав Кировской области от 27.03.1996 № 12-ЗО, принят Кировской областной Думой 29 февраля 1996 года

4. Постановление Правительства Кировской области от 06.12.2009 № 33/432 «О внесении изменения в постановление Правительства области от 12.08.2008 № 142/319» прилагается Стратегия социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года

5. Постановление Правительства Кировской области от 24.06.2015 № 44/316 «Об утверждении Положения о министерстве финансов Кировской области» (с изменениями на 2 марта 2020 года)

6. Постановление Правительства Кировской области от 15.11.2017 № 65-П «Об утверждении Положения о министерстве экономического развития и поддержки предпринимательства Кировской области»

7. Проект Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2035 года, https://www.kirovreg.ru/strategy/proect_2035

8. Антохина Ю.А.,Колесников А.М., Медведева С.Н., «Социально-экономическое прогнозирование», учебно-методическое пособие, Санкт-Петербург, 2016

9. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 273 с.

10. Прогнозирование социально-экономических процессов: Учебно-методическое пособие. // Автор-составитель: Капитанова О.В. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2016. – 74 с.

11. Загоруйко И. Ю., Бешлык В. Э. Методологические аспекты стратегического планирования // Совершенствование стратегического управления корпорациями и региональная инновационная политика: материалы Рос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Пермь, 6 декабря 2012 г.) / Перм. гос. нац. исслед. ун-т. — Пермь, 2012. — Т. 1. — С.54–59.

12. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кировской области https://kirovstat.gks.ru/

Приложение 1

Основные показатели социально-экономического положения Кировской области за январь-декабрь 2019 года

 

Январь - декабрь 2019

В % к январю - декабрю 2018

Декабрь 2019

В % к

ноябрю 2019 декабрю 2018
Оборот организаций, млн рублей 804663,7 103,3 74097,9 102,7 102,2
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам деятельности промышленного производства, млн рублей 285291,5 105,7 26420,1 94,9 103,7
добыча полезных ископаемых 2169,2 в 2,0р 192,9 104,6 в 2,6р
обрабатывающие производства 235223,4 105,2 20938,3 91,9 104,8
Индекс промышленного производства х 104,3 х 106,9 106,8
добыча полезных ископаемых х 89,5 х 102,6 80,7
обрабатывающие производства х 104,8 х 104,3 109,0
Продукция сельского хозяйства (по предварительным данным), млн рублей 44303,3 101,9
Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", млн рублей 28100,8 79,22) 2178,8 111,1 77,6
Введено в действие жилых домов, тыс. кв. м общей площади 505,3 91,5 113,4 в 3,7р 131,2
Индексы цен          
производителей промышленных товаров и услуг (включая экспорт) х 103,9 98,9 99,8 98,9
Индекс потребительских цен и тарифов на товары и услуги х 103,9 102,7 100,6 102,7

Приложение 2

Основные показатели по заработной плате в Кировской области

за январь-ноябрь 2019 года

 

 

Январь - ноябрь 2019

В % к январю -ноябрю 2018

Ноябрь
2019

В % к

октябрю 2019 ноябрю 2018
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций - всего, рублей 29261 106,3 29574 98,3 105,1
в организациях (без субъектов малого предпринимательства), средняя численность работников которых превышает 15 человек 32250 107,3 32453 97,9 106,1
Реальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций 102,2 98,1 102,1

 


Приложение 3

Основные показатели по просроченной задолженности по заработной плате

и численности зарегистрированных безработных в Кировской области

на 1 января 2020 года

 

 

 

На 1  января 2020

В % к

1 декабря 2019 1 января 2019
Просроченная задолженность организаций по заработной плате, млн рублей 42,0 100,6 88,6
Численность работников, перед которыми организации имели просроченную задолженность по заработной плате, человек 249 100,0 50,7
Численность зарегистрированных безработных на конец декабря, человек 6805 103,5 90,8

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: