Практические занятия по риторике 7
ТИПЫ РЕЧЕЙ
Эпидейктическая речь
- речь «на случай», торжественная речь
- цель: сплотить коллектив и развлечь, воодушевить – призыв к чувствам (должна затрагивать глубоко личные струны души – обращение к вечным ценностям: к этическим нормам и законам, добру и злу)
- объект речи по Аристотелю – «добродетель и порок, прекрасное и постыдное»
- разновидности: похвала лицу; похвала деятельности всего коллектива или предмету деятельности; хула (осуждение, порицание)
- при подготовке нужно ответить на 2 вопроса:
* что хвалить? / что осуждать?
- добродетель в разных ее проявлениях – способность оказывать благодеяния, быть полезным для людей (по Аристотелю): мужество, благоразумие, мудрость, справедливость, великодушие, щедрость, кроткость… (ругать обратное)
* как хвалить?
- хвалить то, что более всего ценится в данной аудитории
- усиление и преувеличение (действовал один, превозмогал трудности)
- сравнение (с выдающимися личностями)
|
|
Похвальна речь Гаева (Чехов «Вишневый сад») шкафу (ирония):
- Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твое существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости; твой молчаливый призыв к плодотворной работе не ослабевал в течение ста лет, поддерживая (сквозь слезы) в поколениях нашего рода бодрость, веру в лучшее будущее и воспитывая в нас идеалы добра и общественного самосознания…
- «Похвальное слово глупости» Э. Роттердамский, «Слово о погибели Русской земли», оды Ломоносова…
Задание 1. Напишите похвальное слово какому-нибудь предмету, чувству, человеку, городу, природному явлению и т. д.
Информирующая речь
Цель – сообщение сведений, информирование аудитории
Задачи:
- сделать речь интересной
- сделать речь ясной, логичной, структурированной – эффективность
П. Сопер: «Информационная речь с первого до последнего слова – продукт обдуманного плана. Иначе она не будет ни интересна, ни ясна. Достичь того и другого можно, если она построена с учетом интересов слушателя, на целесообразном сочетании элементов нового и старого, конкретна в частностях и в целом, если она поддерживает ощущение поступательного движения, использует моменты конфликтно-драматического порядка, создает в аудитории все возрастающее ожидание, завершаемое развязкой. Вступление следует подобрать и проработать так, чтобы оно вызвало внимание, приподняло интерес, пояснило намерение оратора. Главная часть речи должна быть развита в соответствии с определенным планом и с учетом тематического задания, состава аудитории и обстановки…»
|
|
1. Введение
- привлечь внимание: неожиданное название речи, найти изюминку (принципы близости, конкретности и наглядности)
Пример интересной постановки вопроса: Как зародыш из почти незаметного и видного только в микроскоп оплодотворенного яйца развивается в футболиста весом 200 фунтов?
- объяснить слушателям, зачем им нужна та информация, которую вы дадите, как они смогут ее использовать
- продумать план сообщения (не больше 7 пунктов, от 3 до 5). Во введении наметить основное направление развитие мысли (не подробно)
2. Основная часть
- подбор к каждому пункту фактического и иллюстративного материала
- подбор риторического материала (сравнения, афоризмы, пословицы)
- ориентировать в речи: в каком месте сейчас, куда движемся
- наглядный материал – презентация
- не должно быть ничего спорного
- материал д.б. актуальным и удовлетворять запросы аудитории
3. Заключение
- повторить основные положения
- выводы
Общие принципы управления вниманием аудитории (эффективного речевого поведения)
- используйте имеющиеся интересы и создавайте новые
- учитывайте информированность (новое должно перемежаться с уже известным)
- для простой публики простая речь
- контролируйте темп речи
- стимулируйте слушателей, периодически «тормошите» (законы удовольствия и эмоциональности речи)
- разбиение на части (на основе топа сходства и противопоставления)
Задание 2. Придумайте и напишите план информирующей речи на любую тему.
Аргументирующая (убеждающая, агитирующая) речь
Цель – убедить аудиторию согласиться с говорящим в спорном вопросе:
- в правильности тезиса – убеждающая речь
- в необходимости определенных действий – агитирующая речь
При подготовке речи необходимо:
- точно сформулировать тезис (для себя)
- оценить отношение к тезису аудитории:
* доброжелательное (сразу четко сформулировать свой тезис, затем доказывать – дедуктивная стратегия доказательства) – используется «простая» хрия (дед.: тезис → док-ва)
* неизвестное, неоднозначное (сначала назвать и обсудить все «за» и «против» по вашему мнению. Продемонстрировав таким образом свою объективность, честность и беспристрастность, сформулировать тезис) – используется «обратная» хрия (инд.: док-ва → тезис)
* отрицательное (сначала «психологическая обработка»: например, говорите, что раньше стояли на таких позициях, но изменили свое мнение, называете причины, т. е. надо информировать аудиторию так, чтобы она получила основания для поддержки вашей позиции; вы обнаруживаете свою честность, искренность, объективность, рассудительность; в конце речи – тезис как вывод из всего сказанного) – индуктивная стратегия доказывания.
Структура и содержание агитирующей речи
1. Вводная часть
Цель – с первых слов привлечь и расположить к себе слушателей (тактичная шутка, афоризм или цитата; похвала в адрес аудитории; показать, что не намерены давить на аудиторию, влиять на нее, принуждать к чему-либо, что говорить объективно, честно (риторич. вопросы: Не разумней ли предположить…?, Не естественней ли думать…?; вводн. слова: вероятно, по-видимому, возможно …)
- принцип близости: связать обсуждаемую проблему с насущными интересами слушателей, семейными, материальными и др. интересами
- принцип конкретности: четко сформулировать обсуждаемую проблему
Речь Столыпина, произнесенная в Государственной Думе 16 ноября 1907 года:
Господа члены Государственной Думы!
Слушая раздававшиеся тут нарекания и обвинения против правительства, я спрашивал себя, должен ли я, глава правительства, идти по пути словесного спора, словесного поединка и давать только пищу новым речам в то время, как страна с напряженным вниманием и вымученным нетерпением ждет от нас серой повседневной работы, скрытый блеск которой может обнаружиться только со временем. И конечно, не для пустого спора, не из боязни того, что правительство назовут безответным, так же, как понапрасну называли его в прошлой Думе «безответственным», выступаю я с разъяснением, но для того, чтобы повторно и сугубо выяснить, в чем именно правительство будет черпать руководящие начала своей деятельности, куда оно идет и куда ведет страну.
|
|
- определяет и называет общую цель своего выступления (разъяснение)
- раскрывает мотивы выступления, необходимость того, о чем он будет говорить
- определяет намерения правительства, противопоставляя их (в виде намека) намерениям оппонентов (они желают пустого спора, словесного поединка, а прав-во хочет работать на благо страны), избегает прямых обвинений
2. Основная часть (аргументирующая речь)
Тезис и док-ва
- сначала – подбор доводов: распределение по смысловым группам, расположение в определенном порядке, проверка точности, удачности, логичности, возможны ли контраргументы? – подготовить ответ (вы спросите, почему же… Отвечу…)
- методы аргументации: индуктивный (сократовский): основной тезис расчленен на отдельные позиции, каждая из которых доказывается
дедуктивный
3. Заключение
- самый яркий и сильный довод, а не повторение вышесказанных позиций
- обратиться к чувству долга слушателей, к лучшим сторонам человеческой натуры, к чувствительным сторонам, к личным выгодам
- в агитирующей речи – призыв к определенным действиям
- д. б. оптимистичным