Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний, ориентации обучающихся на дальнейшее самостоятельное обучение, получение сведений для совершенствования педагогом образовательной программы и методики обучения.
Специфика деятельности в учреждении дополнительного образования предполагает творческий подход к выбору форм педагогического контроля знаний, умений и навыков обучающихся. Можно, например, на итоговом занятии провести устный опрос по карточкам, а можно – «Турнир знатоков», «Устный журнал» или «Аукцион знаний». Здесь важно то, что содержание контроля не должно ограничиваться только информацией о пройденном материале. Необходимо включать эмоционально-нравственный и действенно-практический опыт участников образовательного процесса.
Частично решить проблему педагогического контроля в сфере дополнительного образования может методика коллективной творческой деятельности, помогающая формировать у детей потребность в познании, развивать целеустремленность, наблюдательность, любознательность, творческое воображение.
|
|
Успех педагогического контроля будет зависеть от правильного сочетания организаторских и педагогических приемов и средств, грамотного выбора форм.
Для обучающихся старшего и среднего школьноговозраста | Для обучающихся младшего школьного возраста | Для обучающихся дошкольного возраста |
1 | 2 | 3 |
Аукцион знаний. Выставка. Выпускной ринг. Доклад. Диспут. Интеллектуальная игра. Зачет. Защита творческих работ и проектов. Защита реферата. Защита творческих проектов. Конкурс. Конкурс творческих работ. Консультация «Тридцать вопросов к педагогу». Контрольная работа. Концерт. Конференция. Кроссворд. «Мозговой штурм». Олимпиада. Реферат. Собеседование. Соревнование. Сдача спортивных и туристских нормативов. Тематический альбом. Тестирование (тест различения, тест опознания, тест на завершение, тест-задача с выбором ответа). Экзамен | Беседа. Викторина. Игра. Интеллектуальная игра. Конкурс. Контрольная работа. Концерт. Кроссворд. Олимпиада. Путешествие. Сдача спортивных и туристских нормативов. Соревнование. Тестирование. Устный журнал | Игра. Беседа. Викторина. Конкурс. Концерт. Кроссворд. Путешествие. Сказка. Соревнование |
Далее предлагаем более подробное описание ряда форм, которые могут быть использованы педагогами при проведении итоговой аттестации в детском объединении.
Выставка. Форма итогового контроля, осуществляемая с целью определения уровня мастерства, культуры, техники исполнения творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих способностей учащихся. Может быть персональной или коллективной по различным направлениям дополнительного образования. По итогам выставки лучшим участникам может выдаваться диплом или творческий приз. Выставка является инструментом поощрения обучающихся.
|
|
Зачет. Форма текущего или итогового контроля с целью отслеживания на различных этапах знаний, умений, навыков. Строится на сочетании индивидуальных, групповых и фронтальных форм. В ходе зачета обучающиеся выполняют индивидуальные контрольные задания (теоретические и практические) в устной или письменной форме. Может осуществляться взаимопроверка знаний и умений в мини-группах, проводиться фронтальная беседа со всем коллективом. Введение системы зачетов предполагает специальное планирование педагогом изучения отдельных разделов программы (тем, тематических блоков) и выделение времени в образовательном процессе для проведения зачетов.
Игры. Виды игр для детей очень разнообразны. Развивающие и познавательные игры способствуют развитию внимания, памяти, творческого воображения, аналитических способностей, воспитывают наблюдательность, привычку к самопроверке, учат доводить начатую работу до конца. В познавательных играх, где на первый план выступает наличие знаний, учебных навыков, содержание игры должно соответствовать уровню подготовленности обучающихся. Различные виды дидактических игр помогают закрепить и расширить предусмотренные программой знания, умения и навыки.
Игра «Пятью пять». Основой игры является детская интеллектуальная игра по составлению слов на базе заданного слова. Общее правило – к уже имеющемуся слову необходимо добавить одну букву так, чтобы появилось новое слово. Слова читаются как угодно, но только не по диагонали. Каждый столбец на поле – зона каких-либо вопросов: ручное вязание, переплетения, пряжа, машинное вязание, расчет изделий. Команда, которой по жребию выпало начинать игру, выбирает, куда и какую букву дописать на поле. Затем предлагаются вопросы из той области, на столбец которой команда поставит букву. Количество заданных вопросов равно количеству букв в слове, образовавшемся после хода команды. За каждый правильный ответ участники получают 10 баллов. Выигрывает команда, набравшая большое количество баллов. Реквизит: игровое поле, табло для подсчета баллов.
Игра «Крестики-нолики». Крестики-нолики – интеллектуально-творческая игра, позволяющая использовать ее в любой области знаний. В каждой из девяти клеток поля вписаны вопросы и задания. Команды тянут жребий, роль которого исполняют две карточки со знаком «Х» и «О». Команда, вытянувшая «Х», называется «командой крестиков» и начинает игру. Выбрав одну из девяти клеток, команда отвечает на вопрос и выполняет практическое задание. В случае верного ответа команда имеет право поставить свой знак на игровом поле на место только что сыгранного конкурса. Если команда затрудняется с ответом, то право ответа переходит к команде соперников. В игре побеждают те, кому удалось поставить три своих знака в один ряд или поставит на поле пять своих знаков. По разделам программы «Ручные и машинные швы» обучающимся могут быть предложены следующие задания:
1. Правила техники безопасности при работе с ножницами, иголками, булавками.
Выполнить шов «назад иголку».
2. Нарисовать, как можно пришить пуговицу с четырьмя отверстиями. Пришить
пуговицу «на ножке».
3. Объяснить, как выполняется прорезная петля. Выполнить «петельный шов».
4. Рассказать о видах декоративных швов. Выполнить «тамбурный шов».
5. Правила техники безопасности при работе на швейной машине. Выполнить «стачной шов».
|
|
6. Назвать основные части швейной машины. Выполнить «шов вподгибку с открытым срезом».
7. Объяснить, как заправляется верхняя нить в швейную машинку. Выполнить «запошивочный шов».
8. Объяснить, как заправляется нижняя нить в швейную машинку. Выполнить «двойной шов».
9. Дать определение понятиям: шов, строчка, ширина шва. Выполнить «накладной шов».
Реквизит: поле 3 х 3, инструменты, приспособления и материалы для выполнения
заданий.
Игра «Брейн-ринг». Взяв за основу игру «Брейн-ринг», можно составить специальную компьютерную программу, включающую в себя вопросы по пройденному материалу. В определенное время на экране компьютера появляется вопрос, и начинается отсчет времени. Команда, первая нашедшая ответ, нажимает определенную кнопку на клавиатуре и отвечает.
В случае верного ответа команда получает баллы, неверного – продолжается отсчёт времени, и другая команда имеет возможность ответить. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов. Эта форма также может быть использована без применения компьютера. Ход игры в этом случае может быть следующим: формируются команды по шесть человек, которые затем придумывают названия и выбирают капитанов. По результатам жеребьевки одна из команд занимает стол лидера, а за второй стол приглашается одна из оставшихся команд.
Правила игры:
· ведущий читает вопрос, и команда дает на него ответ не позднее чем через минуту после удара гонга;
· право на ответ принадлежит команде, которая первой подаст сигнал (поднимает руку);
· правильный ответ – команда получает один балл, неправильный – вторая команда продолжает обсуждение и через минуту отвечает;
· если правильного ответа не дала ни одна из команд, в следующем туре разыгрываются уже два балла;
· игра ведется до трех баллов.
Команда, набравшая больше баллов, садится за стол лидера, а вторая покидает поле.
На ее место приглашается команда из зала. Команда, покинувшая стол, имеет право играть снова, если ее выберет команда-лидер. Побеждает команда, которая в конце игры оказывается за столом лидера.
|
|
Многие из описанных игр, кроме теоретических вопросов, могут включать в себя и практические задания. Наряду с интеллектуально-творческими играми для контроля ЗУН могут использоваться игры, состоящие из набора конкурсов прикладного характера. Например, игра «Вот такие наши руки!». Варианты заданий:
кто быстрее и точнее выкроит по шаблону различные детали; кто больше расположит деталей на листе бумаги и сделает это экономнее; кто назовет больше инструментов в течение определенного времени; кто за одну минуту нанижет больше пуговиц на нитку.
Игра «Кто подарит этот букет?». Данная игра рассчитана на младший школьный возраст. Она может проводиться как в течение одного занятия, так и в более продолжительные сроки (например, при изучении одного раздела темы). Смысл ее в следующем: каждый цветок букета и ваза вырезаются из цветной бумаги, количество деталей должно соответствовать количеству подготовленных педагогом вопросов и заданий для контроля; в процессе занятия детали будущего букета получают те обучающиеся, которые правильно ответили на вопрос, раньше справились с заданием, качественно выполнили работу, смогли объяснить значение и смысл выполняемого задания, работали самостоятельно и т. д. в зависимости от тех критериев, которые выбрал педагог для контроля.
Игра «Диалог». По своей структуре игра напоминает «мозговой штурм». Формируется несколько команд. Вместо жетонов участники получают маршрутные листы по следующей форме: номер играющего, раунд, стол, номер карточки, оценка за ответ, фамилия. Чтобы маршрутный лист мог использоваться многократно, две последние графы имеют вкладыш (указывается фамилия и оценка за ответ).
Игра проводится следующим образом. Объявляется тема, даются вопросы для повторения, список литературы, указывается день. Перед занятием идет подготовка: расставляются столы, выдаются маршрутные листы, на столах раскладываются карточки с вопросами или практическими заданиями.
Участники занимают свои места, им объясняют правила игры, и по сигналу ученики выбирают себе карточку. Дается минута на обдумывание, и затем участники поочередно отвечают на вопросы своей карточки или выполняют практическое задание. Ответы комментируются играющими и оцениваются по определенной системе, оговоренной заранее. Согласованная оценка вносится в маршрутный лист.
По окончании игры вкладыши собираются. В ходе игры педагог принимает участие в беседе за столом, а по окончании подводит итоги.
Зная особенности группы, педагог может заранее готовить «экспертов». Положительное влияние на объективность оценки оказывает определение критериев оценки, которыми могут быть: полнота, логика и доказательность ответа, уверенность, грамотность, наличие вывода и обобщения и т. д.
Игра «Диалог» может носить репродуктивный или проблемный характер. Это определяется постановкой вопросов и практических заданий. Помимо контроля знаний «Диалог» решает и другие учебные задачи: прививает обучающимся навыки ведения диалогов, умения комментировать ответы, обосновывать оценку. Кроме того, совершенствуется речевая культура и развивается произвольное внимание.
Конкурс творческих работ. Форма итогового (иногда текущего) контроля проводится с целью определения уровня усвоения содержания образования, степени подготовленности к самостоятельной работе, выявления наиболее способных и талантливых детей. Может проводится по любому виду деятельности и среди разных творческих продуктов: рефератов, изделий, рисунков, показательных выступлений и т. д. По результатам конкурса, при необходимости, педагог может дифференцировать образовательный процесс и составить индивидуальные программы обучения.
Кроссворд. Кроссворд – задача, построенная на пересечении слов. В клетки, начиная с числового обозначения, нужно вписать ответы к предложенным значениям слов. Загадываются имена существительные в именительном падеже единственного числа. В зависимости от уровня подготовленности детей дается подробное или краткое объяснение термина. Значения слов лучше смотреть в словарях, энциклопедиях.
Реферат. Реферат – объемная работа описательного характера, итог углубленной самостоятельной работы над определенной темой. Освещает имеющийся практический опыт и отражает точку зрения автора. Работа над рефератом может включать в себя:
1) наработку теоретического материала по заданной теме (история, отличительные особенности и др.) по схеме:
название; развернутый план; изложение темы; библиография; приложения;
2) разработку авторского изделия (эскиз, выкройки, технология изготовления и др.);
3) практическое выполнение
Творческий отчет. Это форма итогового контроля, направленная на подведение
итогов работы детского объединения, на выявление уровня развития творческих способностей детей и подростков. Может проводиться по итогам изучения конкретной темы или после прохождения всего курса обучения. Творческий отчет представляет собой индивидуальные или коллективные творческие формы, например: концерт, презентация, фестиваль идей и т. д. Чаще всего проводится в объединениях художественно-эстетической направленности, но может применяться в любом профиле дополнительного образования. Отчет способствует развитию творческих способностей детей, раскрытию их возможностей, развитию активности и самостоятельности.
Тест. Тест – краткое стандартизированное испытание, в результате которого делается попытка оценить той или иной этап образовательного процесса. Общий план создания тестов состоит из трех этапов:
определение набора знаний и умений, которые необходимо проверить с помощью теста; подбор заданий, которые позволяют определить наличие изучаемых знаний, умений и навыков; экспериментальная проверка теста. Составляя тест, необходимо определиться в форме представления задания и вариантов ответа.
Существуют следующие формы:
тест различения содержит несколько вариантов ответов, из которых испытуемый должен выбрать один или несколько. Например, найдите на рисунке: плоский двойной узел; плоский одинарный узел; петельный узел; переплетенный узел; тест опознания требует от обследуемого узнать, правильно или нет сформулировано правило, определение или другая информация. Например: «Согласны ли вы с определением: брида – это ряд репсовых узлов, расположенных на одной нити? Да или нет? (Ненужное зачеркнуть.)»; тест на завершение отличается от других тем, что в нем вопрос или формулировка задания даются незаконченным предложением, которое опрашиваемый должен завершить. Например, допишите предложение: «Нити, вокруг которых завязывают узлы, называются...», «Нити которыми завязывают узлы, называются...»; тест-задача с выбором ответа. В данном тесте опрашиваемому необходимо закончить определение, выбрав правильный вариант ответа. Например, выбери нужное предложение: «Узелковая нить - это: а) нить, которой завязывают узел; б) нить, вокруг которой завязывают узел».
Итоговое занятие может проводиться в форме письменного, устного, практического, комплексного контроля. При устном контроле возможен фронтальный и индивидуальный опрос обучающихся. Целесообразна здесь и групповая работа, при которой обучающиеся взаимно опрашивают друг друга.
Письменный контроль строится в индивидуальных формах.
На занятиях контроля прикладных умений и навыков обучающиеся выполняют практические задания, которые направлены не только на воспроизводство существующего образца, но и на создание индивидуальных творческих работ.
Таким образом, посредством контроля можно выявить творческие способности детей. Учебное занятие комплексного контроля строится на разнообразном сочетании форм учебной работы, например таких, как «Турнир знатоков», «Турнир-викторина», «Вечер разгаданных и неразгаданных тайн» и т. д. Такие учебные занятия реализуют воспитательный потенциал содержания, содействуют формированию ответственного отношения к учебной деятельности, развивают познавательные способности, формируют стремление к самопознанию и самосовершенствованию.