МЕТОДИКА ОСВОЕНИЯ КЛАВИАТУР БАЯНА (И.Пуриц)
МЕТОДИКА ОСВОЕНИЯ КЛАВИАТУР БАЯНА В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ
В существующих методических трудах вопросы, связанные с освоением клавиатур баяна, рассматриваются обычно в контексте общего слухового и технического развития учащегося, не выделяясь в отдельные разделы. В практической работе наиболее распространённый сегодня способ освоения клавиатур сводится к нумерации рядов и изучению названия клавиш. Другие закономерности строения клавиатур осваиваются главным образом на интуитивном уровне в процессе изучения пьес и упражнений. Такой подход существенно замедляет инструментальное развитие учащихся. При обучении же маленьких детей приводит к столь незначительным результатам, что ученики нередко прекращают занятия на баяне31.
Общеизвестно, что успешность развития ученика, обучающегося игре на музыкальном инструменте, в значительной степени обусловлена качеством взаимосвязи его слуховой и двигательной сфер. Цель педагога - развить у учащегося такой слух, который бы не только улавливал мельчайшие оттенки музыкальной мысли, но и управлял игровым аппаратом. В интересующем нас аспекте это означает, что ученик, который слышит некую мелодическую линию, может безошибочно исполнить её на баяне. Одного мысленного представления должно быть достаточно, чтобы его «инструментальный» слух стал передавать сигналы-импульсы на игровой аппарат. Именно с этим явлением связаны в методической литературе такие понятия, как «слышащие руки», или «слышащие пальцы». Аналогичным образом действует и обратная связь - движения пальцев по незвучащей клавиатуре вызывают соответствующие слуховые представления. Так пианист на закрытой крышке рояля или баянист при сведённом мехе своего инструмента может «проиграть» пьесу, мысленно услышав все звуки одновременно с движениями своих пальцев.
Говоря о необходимости установления взаимосвязи между слуховыми представлениями и игровыми движениями, следует подчеркнуть, что ни геометрия движений в изолированном виде, ни слуховые представления сами по себе не могут стать основой для освоения клавиатур, для развития техники в целом. Необходимо, чтобы клавиатурные представления были сцементированы слуховыми. В свою очередь, развитым слуховым представлениям должны соответствовать столь же развитые клавиатурные. Именно эта задача будет определять цели при обучении игре на любом клавишном инструменте. Но если основные цели одинаковы для всех, то пути их достижения могут существенно различаться в связи с конструктивными особенностями инструментов.
СТРОЕНИЕ БАЯННЫХ КЛАВИАТУР И ОСОБЕННОСТИ ИХ ОСВОЕНИЯ
В данной работе мы рассматриваем две трёхрядные клавиатуры - клавиатуру правого полукорпуса и выборную (клавиатура с готовыми аккордами и басами используется не ранее третьего года обучения). Обе клавиатуры одинаковы по своему строению (выборная - зеркальное отражение правой клавиатуры). Различия в звучании и условиях игры существенно не влияют на их освоение в начальный период обучения. Одни и те же упражнения и пьесы осваиваются параллельно на обеих клавиатурах, применяются одинаковые способы и приёмы работы. Такой подход позволяет нам не акцентировать внимание ребёнка на различиях в их строении, исключение составляют лишь отдельные случаи. Сложности установления взаимосвязи между слуховой и двигательной сферами при освоении клавиатур баяна обусловлены несколькими причинами, среди которых, на наш взгляд, наиболее существенными являются две причины - это многорядность клавиатур и система расположения клавиш на них. Начинающему баянисту непросто разобраться в логике расположения клавиш относительно их звуковысотного значения в отличие, скажем, от начинающего пианиста, направление движения рук и пальцев которого точно соответствует изменению звуковысотности на клавиатуре его инструмента. Расстояния между различными интервалами за некоторыми исключениями33 также соответствуют расстояниям между клавишами, а, следовательно, и движениям пальцев пианиста. Кроме того у пианиста есть возможность визуального наблюдения действий своего игрового аппарата на клавиатуре. Такое её строение способствует быстрому и естественному формированию слухо-двигательной взаимосвязи. На баянной клавиатуре этот процесс осложняется тем, что направление движения пальцев и расстояния между клавишами не всегда соответствуют звуковысотному рисунку. Ученику трудно понять, почему на клавиатуре полутон между до и до диез - это одно расстояние, а аналогичный интервал ре-ре диез - другое? Или почему малая терция ре-фа, состоящая из полутора тонов, имеет меньшее расстояние между клавишами, чем малая секунда ре-ми бемоль! Сравним для примера звуковысотное строение хроматической гаммы и расположение соответствующих её звучанию клавиш на клавиатуре баяна. В звучании - это последовательно поднимающаяся по полутонам линия (если рассматривать восходящий вариант). При игре на баянной клавиатуре у ученика легко может сложиться впечатление, что после каждых трёх нот гамма как бы начинается сначала. Множество диагональных линий (по три клавиши каждая) влияют на расчленённость восприятия гаммы, что затрудняет установление связи между слухом и движениями. Перемещение различных фактур, будь то интервалы или аккорды, по полутонам будет подтверждать сказанное. Отмеченные особенности строения клавиатур баяна могут затруднять формирование клавиатурного мышления на основе слуховых представлений у начинающего баяниста.
Важнейшую роль при освоении клавиатур, а также для воспитания движений ученика играют осязательно-двигательные ощущения. В немалой степени эти ощущения связаны с конструктивными особенностями инструмента. Рассматривая с этой точки зрения баянные клавиатуры, мы можем обнаружить немало ценной информации для поиска рациональных методов её освоения.
Вертикальное расположение клавиатур, препятствующее визуальному наблюдению движений игрового аппарата, вызывает необходимость формирования отчётливых представлений об их строении, о «клавиатурных рисунках» уже на начальном этапе обучения. Эта же особенность клавиатур баяна оказывает непосредственное влияние на многие игровые навыки баяниста.
Отсутствие естественной опоры на клавиши, которая возможна лишь при условии горизонтального расположения клавиатуры, определяет особую поддерживающую роль плеча. Функция его заключается прежде всего в удержании предплечья, кисти и пальцев руки в оптимальном для их движений положении. Поэтому, за редким исключением, локоть не должен находиться ниже пальцев, как бы «висеть» на них. Специфические ощущения на вертикальных клавиатурах связаны и с «весовой» игрой, при которой вес в кончиках пальцев ощущается не от плеча (как у пианиста), а от локтевого сустава и верхней части предплечья. При игре на выборной клавиатуре «весовое» туше не может быть использовано, так как невозможно в полной мере ощутить вес руки, прижатой к крышке левого полукорпуса рабочим ремнём.
К объективным факторам, осложняющим освоение выборной клавиатуры, следует отнести: а) бифункциональность левой руки баяниста, которая одновременно с управлением мехом задействована на клавиатуре; б) ограничение двигательных возможностей предплечья и кисти левой руки из-за наличия левого рабочего ремня; в) специфику применения первого пальца левой руки; г) значительные физические нагрузки при звукоизвлечении на баяне, особенно для маленьких учеников. Всё это может негативно влиять на управляемость, свободу и скорость движений левой руки, сказываться на фактурных и аппликатурных ограничениях.
Из других особенностей строения клавиатур баяна, влияющих на формирование осязательно-двигательных ощущений, отметим: небольшой размер клавиш (диаметр клавиши 14-16 мм на правой клавиатуре и 6-8 мм - на левой), тесное их расположение, небольшую амплитуду движения к грифу (вертикальный ход клавиши около 5 мм), незначительное сопротивление пружинки ходу клавиши (от 120 до 150 гр.). Всё это обусловливает требования высокой точности движений баяниста. А поскольку эти движения должны быть мелкие, зачастую филигранные, возникает непростая задача их восприятия и фиксации в памяти^ Неясность же двигательных представлений, формируемых на основе ощущений и восприятий, приводит к расплывчатости в представлении клавиатурного рисунка, нарушению координационных процессов в игре, что в свою очередь неизбежно отражается на качестве звучания, на стабильности игры.
В период освоения учениками клавиатур баяна педагог постоянно сталкивается с различными проблемами. Для их успешного разрешения важно, чтобы те из них, которые связаны с конструктивными особенностями инструмента, учитывались им при построении самых разнообразных методик обучения. В данной статье мы обосновываем целесообразность применения двух методов освоения клавиатур баяна на начальном этапе обучения шести-семи- летних детей.
В фортепианной педагогике широко используется метод, при котором освоение клавиатуры начинается с игры небольших позиций по две-три ноты, пьес и попевок на основе этих позиций, с подбора по слуху и транспонирования несложных мелодий. В основе этого метода лежит принцип - от восприятия простых элементов к их последующему синтезу. Этот метод является главным при обучении игре на любом музыкальном инструменте, так как отражает один из основных методов познания мира. Однако наш практический опыт показывает, что при освоении клавиатур баяна применение только этого метода недостаточно) «Топография» баянных клавиатур столь сложна, что ученику в течение долгого времени не удаётся понять даже самые общие её закономерности. Он вынужден мучительно запоминать «рисунок» каждой следующей пьесы почти без связи с уже имеющимся опытом. Процесс освоения инструмента затягивается, отсутствие ощутимого результата снижает у ученика интерес к занятиям.
Существенно облегчает освоение баянных клавиатур и приводит к более эффективному результату параллельное применение двух методов. Обозначенный выше метод, который мы условно назвали «от частного к целому», органично сочетается с методом противоположного значения, но направленного на ту же цель. Его применение предполагает получение необходимой информации путем целостного взгляда на объект познания, в нашем случае, клавиатуру баяна. В этой связи его можно назвать методом целостного охвата или «от целого к частному». Реализация его в ряде упражнений, используемых для освоения клавиатур баяна, способствует целостному восприятию и пониманию «топографии» их строения, формированию типовых формул-рисунков. Целостный охват клавиатур предоставляет ученику уникальные возможности для ориентирования на них. Сравнивая частное с целым и наоборот, ученик учится обобщать, систематизировать закономерности использования клавиатур для реализации различных фактур. При таком подходе качественное накопление происходит непрерывно: освоение каждого следующего упражнения или пьесы обеспечивает шаг вперёд в освоении клавиатур.