Отцовская власть, положение подвластных лиц

Римское семейное право

§ 1. Римская семья

§ 2. Брак

§ 3. Отцовская власть, положение подвластных лиц.

§ 4. Опека и попечительство.

Римская семья

  1. Римская семья (familia) представляла собой совокупность лиц и имуществ, объединенных властью домовладыки – paterfamilias. Под властью домовладыки (patria potestas) в семье были closetest1объединены:
  • его жена, дети, невестки, внуки, усыновленные лица,
  • рабы, скот,
  • неодушевленные предметы – земельные участки, жилой дом, хозяйственные постройки и т. п.

Обратите внимание на то, что наличие подвластных лиц не было обязательным требованием для того, чтобы быть домовладыкой. Обладание властью (dominium, potestas) делало лицо господином (dominus) или «отцом семейства» (paterfamilias). Римляне говорили: «Также отцом семейства называется тот, кто обладает властью в доме, и он правильно так называется, хотя бы он и не имел сына» closetest2Отсутствие чужой власти делало лицо домовладыкой.

Домовладыка считался субъектом всех имущественных прав семьи, и только он один в семье был полностью правоспособным лицом (persona sui juris).

Глава семьи - домовладыка обладал одинаковой абсолютной властью (manus – буквально - «кулак») над всеми членами семьи, над рабами, семейным имуществом. Римляне не делали различия между ними. Виндикационным иском домовладыка мог истребовать и детей, и рабов, и вещи из чужого незаконного владения. На раннем этапе развития римского общества власть домовладыки была безграничной над всеми подвластными лицами.

Постепенно, в ходе исторического развития римской семьи произошло некоторое ограничение власти домовладыки, и римляне стали различать власть домовладыки над:

  • женой – супружескую власть (manu mariti),
  • детьми – отцовскую власть (patria potestas),
  • рабами – хозяйскую власть(dominica potestas).

opentest1Агнатское (агнатическое) родство (родство юридическое) определялось по власти домовладыки и характеризуется как -

  • юридическое родство, основанное не на родственной, а на правовой связи подчиненных общему домовладыке лиц.
  • родство только по мужской линии, т. к. только мужчина мог быть paterfamilias (Новицкий И. Б. Основы римского гражданского права. М. 1956. С. 59-60).

Все подвластные домовладыке лица считались родственниками – агнатами (agnati или adgnati). Агнатами могли быть

  • кровные родственники (cognati) братья, состоящие под властью своего отца,
  • лица, не связанные между собой узами кровного родства, например, жены подвластных сыновей при браке сum manu mariti.

Лицо, которое выходило из-под власти домовладыки переставало быть родственником – агнатом. closetest3Когда дочь выходила замуж и переходила в семью мужа, под его власть или под власть его домовладыки, то она становилась агнаткой в семье мужа и переставала быть родственницей – агнаткой своих родных братьев и сестер, своих родителей (матери и отца), становилась для них юридически чужим лицом.

Невестка же, приходя в дом paterfamilias, становилась агнатической родственницей всех других подвластных ему лиц – сестер, других невесток и т. п.

Значение агнатского родства проявлялось:

  • при наследовании – к наследованию призывались только агнаты, даже не связанные кровным родством с наследодателем. Наследовала невестка умершего домовладыки, в то время как его замужняя дочь устранялась от наследования,
  • при назначении опекуна, которым должен был быть родственник – агнат.

opentest2Когнатское родство (родство генетическое) определялось не по власти домовладыки, а по кровному родству. Поэтому выход из-под власти домовладыки не приводил к прекращению родственных связей между кровными родственниками, например, братьями и сестрами.

Родство определялось по линиям и степеням. (Дигесты Юстиниана / Перевод с латинского / Отв. ред. Л.Л. Кофанов. Т. VI. Полутом 1. М. 2005. С. 285-315)

opentest3Родство, связанное с происхождением одного лица от другого, называлось родством по прямой линии, которые подразделялись на:

    1. opentest4нисходящих родственников по прямой линии, т. е. происходящих от одного лица – сын, внук, правнук,
    2. opentest5восходящих родственников по прямой линии, т. е. от которых произошло данное лицо – отец, дед, прадед.

opentest6Родство, связанное с происхождением от общего предка, но не одного лица от другого, называлось родством по боковой линии – братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы.

Степень родства следует определять числом рождений, которые отделяют одно лицо от другого (Ефимов В. В. Очерк древнеримского родства и наследования. СПб. 1885. С. 5-9):

степени родства По прямой линии (восходящие и нисходящие) по боковой линии
1 степень родства родители и дети,  
2 степень родства Дед, бабка и внуки братья и сестры
3 степень родства прадед, прабабка и правнуки дяди, тети и племянники
4 степень родства прапрадед, прапрабабка и праправнуки двоюродные братья и сестры
  1. Римский род (gens).

В римский род объединялись, лица, которые в прошлом имели общего paterfamilias, но за давностью времени уже забыли о нем, однако сохранили память о единстве предков под его властью (Римское частное право / Под ред. И. Б. Новицкого, И. С. Перетерского. М. 1948. С. 134-135).

Члены рода:

  • носят общее имя (nomen gentilicum / gentile),
  • имеют общий родовой культ (sacra gentilicia),
  • могут призываться к наследованию и опеке над членами рода (в случае отсутствия агнатов).

Принадлежность к роду можно было определить по имени римлянина. Личное имя римского гражданина состояло из трех частей – например, Марк Тулий Цицерон (Marcus Tullius Cicero) (Бартошек М. Римское право: (Понятие, термины, определения) / Перевод с чешского. М. 1989. С. 224):

    1. собственного имени – Марк (praenomen),
    2. родового имени – Тулий, т. е. из рода Тулиев (nomen gentilicum),
    3. имя одной из ветвей рода или родовое прозвище – Цицерон (cognomen).

Собственное имя лица менялось, а родовое имя и прозвище оставались неизменными. Гражданин мог получить и другое прозвище, которое дополняло родовое. Например, прозвище «Африканский» добавилось к имени Публий Корнелий Сципион (Publius Cornelius Scipio Africanus).

mashtest4У римских женщин не было собственного имени. В качестве личного имени женщина получала родовое имя отца – Юлия (из рода Юлиев), Клавдия (из рода Клавдиев) и т. д. Если у отца было две дочери, то добавляли определение «Младшая» (Minor), если несколько дочерей то к родовому имени добавлялось порядковое числительное – Юлия Вторая (Secunda), Юлия Третья (Tertia).

familia – римская семья, семейное имущество

§ 2. Брак

  1. Брак (matrimonium) – союз мужчины и женщины - мужа и жены (Дигесты Юстиниана / Перевод с латинского. Т. iV. М. 2004. С. 274-275) (D. 23. 2. 1). Римляне не признавали однополые браки. В республиканский период сексуальная связь мужчины с другим мужчиной или мальчиком наказывалась штрафом (stuprum cum masculo vel puero). В императорский период (до принятия христианства в IV в.) в силу общего упадка нравов гомосексуальные отношения получили широкое распространение среди римлян. Однако такого рода связи не могли породить семейные правоотношения.

Виды брака.

  • законный римский брак (matrimonium justum) или брак по римскому праву (matrimonium juris civilis),
  • брак между лицами, которые не имели права вступать в законный римский брак (matrimonium juris gentium).

Законный римский брак мог быть заключен:

  • opentest7с властью мужа (matrimonium cum manu mariti). Жена становилась подвластным лицом мужа или домовладыки мужа,
  • opentest8без власти мужа (matrimonium sine manu mariti). Жена, если она была подвластным лицом, оставалась под властью своего отца, если она была самостоятельным лицом до брака, то таковым оставалась и после вступления в брак.

Условия вступления в брак. (Юлий Павел. Пять книг сентенций к сыну. Фрагменты Домицилия Ульпиана / Перевод с латинского Е. М. Штаерман. М. 1998. С. 39-41)

    1. Согласие на брак жениха и невесты. Если жених или невеста были подвластными лицами, то требовалось согласие домовладыки. Если домовладыка не давал согласия на брак, не имея для этого веских оснований, то можно было обратиться к претору, чтобы он принудил домовладыку дать согласие.
    2. Достижение брачного возраста:
  • opentest912 лет для женщин,
  • opentest1014 лет для мужчин.

 На момент заключения брака брачующиеся не должны состоять в другом браке. Римляне не признавали многоженства (полигамии) или многомужества (полиандрии),

 Лица, вступающие в брак, должны были иметь право вступать в законный римский брак (jus conubii). Эти правом не обладали:

  • иностранцы (peregrini) и рабы,
  • близкие родственники (incestum) – все родственники по прямой линии, по боковой линии, если хотя бы один из брачующихся был родственником первой степени родства по отношению к общему предка (брат и сестра, дядя и племянница). Брак между более отдаленными родственниками допускался – в древнем праве после 6-й степени родства, в классическом праве – 3-й степени родства, с IV в. – 4-й степени родства.
  • близкие свойственники. Свойство (affinitas) возникало между одним из супругов и близкой кровной родней другого супруга – например, не допускался брак между одним братом и женой другого умершего брата.
  • запрещалось вступать в брак римскому должностному лицу в провинции с гражданкой данной провинции. Цель запрета –
  1. предупреждение создания родственных связей магистрата в управляемой им провинцией,
  2. обеспечить свободу волеизъявления женщины на вступление в брак. Римское должностное лицо в провинции имело широкие возможности для принуждения женщины к вступлению в брак вопреки её воле.

 Состояние здоровья. Не могли вступать в брак:

  • безумцы и сумасшедшие,
  • кастраты, поскольку брак предполагал половую связь.

 Социальный статус. Закон запрещал вступать в брак сенатору с вольноотпущенницей, актрисой или проституткой. В отношении этой категории женщин дядя Юстиниана Юстин I отменил всякие ограничения. Сам император Юстиниан взял в жены бывшую проститутку Феодору.

closetest5Помолвка или обручение (sponsalia) предшествовала браку и представляла собой взаимное обещание сторон вступить в брак. В отдельные периоды римской истории помолвка имела различное правовое значение. (Гарсиа Гарридо М. Х. Римское частное право: Казусы, иски, институты / Перевод с испанского. М. 2005. С. 264-265)

В период ранней Римской республики к стороне, нарушившей обещание вступить в брак, предъявлялся иск из соглашения о помолвке (actio ex sponsu). В I – III вв. н. э. за обручение не признавалось значение юридической сделки. Оно рассматривалось как простое обещание. При Юстиниане обручению под влиянием христианства стали считать юридически значимым актом. Жених вносил задаток (arrha sponsalicia), который являлся обеспечением помолвки. В случае неисполнения обещания вступить в брак по вине жениха задаток оставался у невесты, в случае отказа вступить в брак со стороны невесты она или её paterfamilias должны были вернуть жениху двойную стоимость задатка (Дигесты Юстиниана / Перевод с латинского. Т. IV.М. 2004. С. 270-273).

  1. Заключение брака cum manu mariti происходило в форме:

1. confarreatio – религиозного обряда с участием 10 свидетелей и жрецов. Значение этого способа заключения брака состояло в том, что высшие жреческие должности были доступны только детям, рожденным в браке, заключенному по такому обряду. Конфарреация уже к I в. н. э. вышла из употребления и практически не встречалась,

2. coemptio – opentest11фиктивной продажей жены мужу в присутствии 5 свидетелей и весовщика как при обряде манципации вещи при купле-продаже,

3. usus – приобретения права на жену в силу годичной приобретательной давности. Первоначально брак заключался sine manu mariti, но если жена неотлучно находилась в доме мужа в течение года, то по аналогии с приобретением права на движимое имущество у мужа возникало право на личность жены, и брак становился cum manu mariti. mashtest1Чтобы избежать перехода под власть мужа жена должна была проводить ежегодно три ночи подряд вне дома (usucapio trinoctio). (Дигесты Юстиниана / Перевод с латинского. Т. IV. М. 2004. С. 274-305)

Заключение брака sine manu mariti не было каким-либо образом формализовано. Достаточно было:

  • выражения согласия жениха и невесты,
  • отведения невесты в дом жениха.

Прекращение брака

dialtest1Основания прекращения брака:

  • смерть одного из супругов,
  • capitis deminutio maxima одного из супругов,
  • душевная болезнь одного из супругов,
  • развод.

Брак cum manu mariti мог быть расторгнут только по требованию мужа. Первоначально муж был совершенно свободен, как домовладыка, разорвать брачные узы и прогнать жену из дома по своему желанию.

В архаический период брак можно было расторгнуть в случае:

  • нарушения женой супружеской верности,
  • колдовства жены над детьми,
  • когда жена прятала ключи от погреба, где хранились запасы вина, и из-за этого муж не имел доступа к спиртному (Иоффе О. С., Мусин В. А. Основы римского гражданского права. Л. 1974. С. 49).

Обратите внимание на то, что любая половая связь жены с другим мужчиной считалась супружеской изменой и давала мужу право убить неверную жену (в период ранней республики). Отец женщины, нарушившей супружескую верность, мог убить её и любовника. В более поздний период прелюбодеяние (adulterium) влекло за собою развод. Муж обязан был развестись с изменившей ему женой, иначе его признавали сообщником прелюбодеяния. (Юлий Павел. Пять книг сентенций к сыну. Фрагменты Домицилия Ульпиана / Перевод с латинского Е. М. Штаерман. М. 1998. С. 47-51)

Для мужчины в римском праве долгое время допускалась возможность состоять в браке и иметь сожительницу – конкубину. В императорский период, начиная с I в. н. э. связь мужа с другой женщиной стала также считаться прелюбодеянием. Половая связь с рабынями не считалась супружеской изменой.

При браке sine manu mariti существовала свобода развода. Развестись можно было:

  • по взаимному согласию (divortium),
  • по одностороннему заявлению одного из супругов (repudium).

Процедура развода была неформальной. Только в императорский период было введено требование присутствия семи свидетелей при разводе.

mashtest2Для поощрения браков и увеличения детей в семьях были приняты законы Юлия и Папия Поппея (18 до н. э., 9 г. н. э.), в соответствии с которыми мужчины с 25 до 60 лет, женщины с 20 до 50 лет обязаны были жить в браке и иметь не менее 3-х детей. mashtest3В качестве санкции предусматривалось ограничение наследственных прав холостых граждан.

closetest12Дальнейшее ужесточение законодательства происходило и при Юстиниане – теперь требовались основательные причины для развода (уход в монастырь одного из супругов, неспособность к половой жизни и т. п.) (Новицкий И. Б. Основы римского гражданского права. М. 1956. С. 62)

  1. Права и обязанности супругов

Личные и имущественные отношения между супругами определялись законом в зависимости от того, в какой вид брака они вступили.

    1. closetest6При браке cum manu mariti жена занимала такое же положение, как и дети её мужа - домовладыки. Её правовой статус приравнивался к статусу дочери (filiae loco).

Первоначально власть мужа над женой была ничем не ограничена. С развитием римского общества его власть постепенно стала ограничиваться определенными законом рамками.

Муж уже не мог:

  • убить жену,
  • продать её в рабство.

Все семейное имущество являлось собственностью мужа. Имущество, которое жена доставляла мужу, сливалось с добрачным имуществом мужа и становилось его собственностью. Прекращение брака не приводило к возврату принесенного женой имущества, даже если оно сохранилось в натуре. (Гарсиа Гарридо М. Х. Римское частное право: Казусы, иски, институты / Перевод с испанского. М. 2005. С. 275-287)

    1. dialtest2При браке sine manu mariti жена оставалась под властью собственного отца или сохраняла свою добрачную правовую самостоятельность.

Отсутствие равноправия в семье и главенство мужа и при этой форме брака проявлялась в том, что жена

  • получала имя мужа – например, Теренция (жена) Цицерона (Terentia Ciceronis),
  • его общественное положение,
  • обязана была проживать по месту жительства мужа,
  • жену можно было истребовать в исковом порядке в случае её нахождения у другого лица, даже если это был её отец.

Супруги должны были с уважением относиться друг к другу. Правовыми последствиями этого требования было то, что они не могли предъявлять один к другому иски, которые вели к infamia ответчика.

Супруги должны были хранить взаимную верность. Измена могла послужить поводом для развода. Для женщины последствия измены всегда были более тяжелыми, чем для мужчины.

В этом виде брака существовал режим раздельной собственности супругов. Муж мог только управлять имуществом своей жены, заключив с ней договор поручения. Все имущественные приобретения жены и мужа, совершенные ими во время брака, становились собственностью каждого из них.

В случае спора о том, на чьи средства было приобретено то или иное имущество, нажитое во время брака, действовала презумпция принадлежности вещи мужу. На жену ложилось бремя доказывания обратного.

    1. closetest13Приданое (dos, отсюда «дотальное право»). Это - имущество, которое предоставлялось мужу для облегчения бремени брака (ad onera matrimonii ferenda). (Дигесты Юстиниана / Перевод с латинского. Т. IV. М. 2004. С. 360-379)

Его предоставляли:

  • сама жена,
  • её отец,
  • другие лица (брат или сестра).

Брак sine manu mariti предполагал особый правовой режим приданого жены в имущественном комплексе мужа. По соглашению cautio rei uxoriae муж обязывался возвратить приданое жены, если брак прекращался. Отсутствие соглашения cautio rei uxoriae приводило к безусловному включению приданого в имущественную массу мужа.

В классический период муж становился собственником приданого, с ограниченным правом распоряжения отдельными видами дотального имущества. Запрещалось отчуждать земельные участки, входившие в состав приданого без согласия на то жены. Согласие на отчуждение должно быть прямо выражено и не могло считаться полученным по умолчанию.

Возвращение приданого в случае прекращения брака могло быть обусловлено специальным соглашением между супругами. В этом случае претор давал иск о возврате приданого из специального соглашения (actio ex stipulatu) и возврат приданого производился в полном объеме, в том числе и наследникам умершей жены.

При отсутствии соглашения о приданом жена могла просить у претора иск actio rei uxoriae, который относился к искам bonae fidei. Приданое могло быть возвращено как в полном объеме, так и частично. В пользу мужа могли быть удержаны средства:

  • потраченные на поддержание надлежащего состояния дотального имущества,
  • на содержание оставшихся с ним детей,
  • другие издержки.

В случае развода по инициативе мужа без законных на то оснований, жена могла искать защиты у претора своего права на возврат приданого. Претор давал ей иск action rei uxoriae. (Дигесты Юстиниана / Перевод с латинского. Т. IV. М. 2004. С. 450-459)

    1. closetest14Предбрачный дар (donatio ante nuptias) совершал муж в пользу жены как ответ на полученное приданое. Дар, как и приданое, включался в семейное имущество, которым распоряжался муж. В случае расторжения брака по вине мужа дар оставался за женой. В случае смерти мужа жена имела право на выделения ей из наследственного имущества предбрачного дара. С VI в. н. э. дарение с подобным правовым режимом могло быть совершено и после заключения брака (donatio propter nuptias). Относительно правовой природы дарения между супругами существует целый ряд теорий: Г. Пухты, Ф.-К. Савиньи и др.
  1. closetest7Конкубинат (concubinatus) – законное постоянное сожительство мужчины и женщины (конкубины).

Отличие от брака:

  • конкубина не приобретала социального статуса мужа,
  • её дети не были подвластны отцу.

В IV-VI вв. конкубинат получает признание брака второго сорта, но все же брака. К нему предъявляются такие же требования, как и к обычному браку sine manu mariti. Однако конкубина так и не приобретала статус мужа. (Дигесты Юстиниана / Перевод с латинского. Т. IV. М. 2004. С. 540-543)

matrimonium - законный римский брак.

matrimonium justum – законный римский брак

matrimonium juris civilis – см. matrimonium justum

matrimonium juris gentium - брак между лицами, которые не имели права вступать в законный римский брак

matrimonium cum manu mariti – брак с властью мужа

matrimonium sine manu mariti – брак без власти мужа

Отцовская власть, положение подвластных лиц

1. Единственным лицом «своего права» (persona sui juris) в семье был домовладыка – отец. Его дети (сыновья и дочери), супруга были лицами «чужого права» (personae alieni juris).

Власть над детьми была предоставлена только отцу (Институции Гая // Памятники римского права: Законы XII таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. М. 1997. С. 24). Мать по отношению к собственным детям находилась на положении сестры (sororis loco). Однако она должна была воспитывать своих детей. После смерти мужа над женщиной устанавливалась власть сына, ставшего домовладыкой.

dialtest3В ранний период римской истории власть отца была ничем не ограничена. Он обладал правом на жизнь своих детей(jus vitae ac necis), имел право

· продать их в рабство (trans Tiberim),

· выбросить новорожденного ребенка (liberum repudiare),

· убить.

Возраст детей не имел значения. Власть отца распространялась и на совершеннолетних и состоящих в браке подвластных ему сыновей.

Дети не могли

· вступать в брак без согласия отца,

· предъявить к родителям иски, связанные с бесчестьем infamia,

· были обязаны уважать своих родителей.

· были обязаны содержать своих престарелых или нуждающихся в материальной помощи родителей (алиментные обязательства).

С помощью виндикационного иска (filii vindicatio) отец мог истребовать своего подвластного ребенка от любого другого лица.

Подвластный сын обладал сделкоспособностью (jus commercii). Обязанным по сделкам считался заключивший их подвластный сын. Однако все, что он приобретал, становилось собственностью отца. В ряде случаев отец предоставлял подвластному сыну пекулий, в пределах которого последний мог совершать разного рода сделки (см. раздел УМК «Лица».).

opentest12В случае совершения подвластным сыном правонарушения к отцу предъявлялся ноксальный иск (actio noxalis). В случае предъявления ноксального иска у отца был выбор:

· возместить причиненный ущерб,

· отдать сына потерпевшему для отработки причиненного им ущерба. На это время сын переходил под власть другого домовладыки.

Постепенно происходило ограничение власти отца.

1. Уже Ромул (753-715 гг. до н. э.) запретил выбрасывать новорожденных.

2. mashtest5Троекратная продажа сына в рабство и mashtest6однократная дочери приводила к освобождению детей от власти отца.

3. Запрещено было убивать провинившегося перед отцом сына. Отец должен был передать его должностному лицу.

4. Детям дозволялось жаловаться магистрату на строгость отца. И если должностное лицо находило эту строгость чрезмерной, то ребенок освобождался от власти домовладыки и становился persona sui juris.

2. Установление отцовской власти. (Хвостов В. М. Система римского права. Учебник. М. 1996. С. 402-405)

1. Власть отца возникает при рождении сына или дочери в браке. «Брак указывает на отца» (pater est quem nuptiae demonstrant) – презумпция того, что отцом рожденного в браке ребенка является муж родившей его женщины. mashtest7Презумпция отцовства не действовала, если ребенок родится раньше 181 дня с момента заключения брака или позже 10 месяцев со дня прекращения брака. Сама презумпция была опровержима. Муж мог доказывать иное. Например, если он находился в длительном отъезде и не мог участвовать в зачатии ребенка. Мать же ребенка всегда известна (mater semper certa est).

2. closetest8Узаконение отцом своих детей от конкубины, т. е. признание законными внебрачных детей, рожденных в результате сожительства – конкубината (Юлий Павел. Пять книг сентенций к сыну. Фрагменты Домицилия Ульпиана / Перевод с латинского Е. М. Штаерман. М. 1998. С. 45-47).

Способы узаконения:

· родители незаконнорожденных детей вступают в законный брак,

· император издает соответствующий рескрипт о признании сыном (дочерью),

· сын зачисляется в состав городской курии, дочь выходит замуж за куриала.

  closetest9Усыновление – установление отцовской власти над посторонним лицом.

Виды усыновления:

· arrogatio применялось по отношению к persona sui juris – самостоятельному лицу. Для этого требовался императорский рескрипт. По отношению к усыновляемому наступала capitis deminutio minima и он становился подвластным лицом,

· adoptio применялось по отношению к persona alieni juris – подвластным лицам. Для этого требовалось достижения соглашения между двумя paterfamilias – усыновителем и домовладыкой усыновляемого, и занесением факта достижения соглашения в судебный акт. Прежний домовладыка утрачивал отцовскую власть над усыновленным, а усыновитель её приобретал.

Требования, предъявляемые к усыновителю:

· мужчина (женщина могла усыновить ребенка только в виде исключения, если у нее были и погибли собственные дети),

· домовладыка – persona sui juris,

· mashtest8«усыновление подражает природе» (adoptio naturam imitatur - D. I. 7. 40. 1), поэтому усыновитель всегда старше усыновляемого при установленной законом разнице в возрасте не менее 18 лет.

 Прекращение отцовской власти (Хвостов В. М. Система римского права. Учебник. М. 1996. С. 405-406)

· смерть домовладыки. По словам Ульпиана, со смертью отца, каждый имеет отдельную семью

· смерть подвластного лица,

· capitis deminutio media или capitis deminutio maxima домовладыки или подвластного лица,

· лишение домовладыки patria potestas,

· приобретение подвластным сыном некоторых почетных званий (в более позднюю эпоху),

· эманципация подвластного лица.

Эманципация или освобождение от отцовской власти происходила в соответствии с волеизъявлением paterfamilias и подвластного лица с помощью:

· фиктивной троекратной продажи в рабство сына отцом и выкупом на свободу мнимым покупателем,

· получения императорского рескрипта и занесения в судебный акт факта освобождения из-под власти домовладыки,

· заявления самого домовладыки перед судом,

· фактическим освобождением подвластного, который длительное время ведет себя как persona sui juris.

Отмена эманципации допускалась в случае неблагодарности эманципированного лица – нанесение обид бывшему домовладыке.

Обратите внимание на то, что выход из-под власти домовладыки у римлян также именовался capitis deminutio minima, хотя ставшее самостоятельным лицо (persona sui juris) приобретало правоспособность в полном объеме и явно повышало свой статус.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: