В течение 1-3 дней преобладают симптомы угнетения ЦНС:
• Дети малоподвижны, лежат с широко открытыми глазами,
взгляд напряжен, тихо, протяжно стонут;
• Вяло сосут, плохо глотают;
• Мышечный тонус и физиологические рефлексы снижены или отсутствуют;
• Реакция на внешние раздражители слабая.
Затем появляются симптомы возбуждения ЦНС:
• «мозговой» монотонный крик;
• большой родничок напряжен;
• повышен мышечный тонус разгибателей (что придает ребенку позу «фехтовальщика»- голова запрокинута назад, конечности вытянуты вдоль туловища, кисти сжаты в кулачки);
• выражено двигательное беспокойство, тремор подбородка и конечностей, повышена реакция на внешние раздражители;
• физиологические рефлексы повышены и могут возникать спонтанно.
• Постепенно выявляются признаки очаговых поражений ЦНС:
• птоз (опущение века);
• опущение угла рта;
• нистагм, косоглазие, симптом Грефе (это отставание верхнего века от радужной оболочки при взгляде вниз, сопровождается появлением белой полоски склеры);
|
|
• спастические параличи и парезы;
• t° тела неустойчивая (↑↓);
• дыхание аритмичное, судорожное, стонущее, учащено до 80-120 в минуту (N 40-60) м.б апноэ;
• брадикардия до 90-100 уд в минуту′. Клиническая картина зависит от локализации и размеров внутричерепных кровоизлияний.
Восстановительный период:
• происходит постепенное угасание неврологических симптомов.
В период остаточных явлений у детей часто выявляются следующие синдромы:
1. гипертензионо-гидроцефальный (у ребенка большие размеры головы, мозговая часть преобладает над лицевой, большие размеры большого родничка, расхождение швов, выбухание глазных яблок, сильные головные боли).
2. синдром задержки речевого и умственного развития (до олигофрении)
3. судорожный синдром
4. синдром двигательных нарушений (парезы, параличи конечностей, ДЦП).
5. нарушение полового развития и репродуктивной функции
6. развитие иммунодефицитных состояний
Принципы лечения ВЧРТ в остром периоде:
1. Охранительный режим, оксигенотерапия (вплоть до ИВЛ)
2. Противосудорожная терапия (фенобарбитал, аминазин, седуксен, пипольфен)
3. Сосудоукрепляющие препараты (витамин К, рутин, аскорбиновая кислота, глюконат Са)
4. Дегидратация: лазикс, маннитол.
5. Поддержание ОЦК
6. Средства улучшающие процессы метаболизма в нервной
ткани (АТФ, глютаминовая кислота)
В восстановительный период лечение направлено на ликвидацию ведущих синдромов:
• Церебролизин,
• Витамины гр. В
• Ноотропные препараты (ноотропил, пантогам, пирацитам)
• Средства, улучшающие мозговое кровообращение (кавинтон, циннаризин, стугерон, трентал) + массаж и ЛФК.
|
|
В периоде остаточных явлений повторяют курсы восстановительной терапии.
7. Охрана репродуктивного здоровья девочки – будущей матери.
8. Планирование беременности, регулярное наблюдение в женской консультации, своевременная санация очагов хронической инфекции.
9. Профилактика вредных привычек, профессиональных вредностей
10. Профилактика, своевременное выявление и лечение заболеваний и патологических состояний у беременной женщины, которые могут приводить к внутриутробному инфицированию и гипоксии плода.
11. Квалифицированное, бережное ведение родов и оперативных вмешательств.
Диспансерное наблюдение ребенка с внутричерепной родовой травмой и асфиксией осуществляется в детской поликлинике врачом-педиатром и невропатологом, при необходимости привлекаются для консультирования ребенка другие специалисты. Длительность диспансерного наблюдения невропатолога 2 года, в случае формирования стойкой неврологической симптоматики – до передачи во взрослую сеть. Детям в периоде остаточных явлений проводятся курсы восстановительной терапии, санаторно-курортное лечение и т.д. При полном выздоровлении ребенок снимается с учета после комплексного обследования, не ранее 2-х летнего возраста.
Возможные проблемы родителей:
-Тревога за ребенка при получении информации о родовой травме у ребенка.
- Дефицит знаний о заболевании, причинах и факторах риска возникновения родовой травмы, методах лечения, осложнениях, особенностях ухода в домашних условиях и возможном прогнозе.
-Трудность осознания и адекватной оценки случившегося.
-Страх за ребенка, неуверенность в благополучном исходе заболевания.
-Чувство вины перед ребенком.
-Преждевременное горевание.
-Ситуационный кризис в семье.
Возможные проблемы пациента:
-Нарушение дыхания и других жизненно важных функций вследствие гипоксии.
-Нарушение питания вследствие расстройства сосательного и глотательного рефлексов.
-Нарушение процессов терморегуляции (переохлаждение, перегревание).
-Нарушение двигательной активности.
-Нарушение формулы сна.
-Высокий риск развития иммунодефицитных состояний, присоединения вторичной инфекции.
-Развитие психоневрологических заболеваний: олигофрения, ДЦП, эпилепсия, гидроцефалия и т.д.
-Поражение опорно-двигательного аппарата: ДЦП, парезы, параличи.
-Нарушение полового развития, репродуктивной функции.
-Высокий риск инвалидизации.
-Угроза для жизни.
Диспансерное наблюдение ребенка с внутричерепной родовой травмой и асфиксией осуществляется в детской поликлинике врачом-педиатром и невропатологом, при необходимости привлекаются для консультирования ребенка другие специалисты. Длительность диспансерного наблюдения невропатолога 2 года, в случае формирования стойкой неврологической симптоматики – до передачи во взрослую сеть. Детям в периоде остаточных явлений проводятся курсы восстановительной терапии, санаторно-курортное лечение и т.д. При полном выздоровлении ребенок снимается с учета после комплексного обследования, не ранее 2-х летнего возраста
Вмешательства среднего медперсонала:
1.Помочь родителям восполнить дефицит знаний о факторах риска развития родовой травмы, особенностях течения, возможном прогнозе.
2.Создать комфортные условия для ребенка в палате интенсивной терапии, поддерживать оптимальный температурный режим, создать возвышенное головное положение в кроватке, использовать теплое стерильное белье, соблюдать асептику и антисептику с целью профилактики внутрибольничной инфекции.
3.Обращаться с ребенком с большой осторожностью, как можно меньше тревожить, все процедуры выполнять бережно, по возможности, не вынимая из кроватки.
|
|
4.Проводить мониторинг состояния ребенка: регистрировать характер дыхания, ЧСС, АД, ЧДД, отмечать наличие возбуждения или сонливости, судорог, срыгивания, рвоты, анорексии, появление патологических рефлексов и неврологических симптомов.
5.Осуществлять специализированный уход за ребенком, постоянно вести учет объема и состава получаемой жидкости, контролировать массу тела, измерять То тела каждые 2 часа, проводить смену положений, туалет кожных покровов и видимых слизистых.
6.Своевременно оказывать доврачебную помощь при возникновении первых признаков неотложных состояний (судороги, гипертермия и т.д.), выполнять назначения врача.
7.Оценивать эффективность проводимой терапии, вносить изменения в план ухода при присоединении осложнений. Взаимодействовать в бригаде с лечащим врачом и другими специалистами.
8.Обеспечить ребенка адекватным его состоянию питанием и подобрать соответствующий способ кормления. Кормить ребенка медленно, малыми порциями, делать частые перерывы, выбрать правильное положение при кормлении (возвышенное положение).
9.Рекомендовать регулярное проведение гигиенических и лечебных ванн (чередовать хвойные, соленые, с настоем валерианы или пустырника), То воды 38-27,5о С, снижать ее на 0,5-1о С каждые 2-3 недели.
10.Рекомендовать проводить курсы массажа и гимнастики, по возможности, обучить родителей основным приемам.
11.Убедить родителей постоянно проводить ребенку курсы восстановительной терапии, контролировать уровень интеллектуального развития, правильно оценивать его способности и возможности. В период бодрствования стимулировать психическую и двигательную активность ребенка, поощрять игровую деятельность, в соответствии с возрастом и состоянием подбирать игры и игрушки.
12.Как можно раньше заняться социальной адаптацией ребенка, особенно с тяжелой родовой травмой, по возможности развивать его увлечения, хобби.
13.Проконсультировать родителей по вопросам прохождения врачебно-экспертной комиссии с целью оформления документов для получения пособия по инвалидности.
|
|
14.Помочь семьям, имеющим таких детей, объединиться в группу родительской поддержки для решения вопросов их воспитания, обучения, реабилитации и т.д.
15.Убедить родителей в необходимости динамического наблюдения за ребенком врачом-педиатром, невропатологом, психоневрологом и другими специалистами по показаниям.
Вопросы для самоконтроля:
1.Что такое родовая травма?
2.Виды родовых травм.
3.Какие факторы риска способствуют развитию родовой травмы новорожденных?
4.Перечислите механические родовые травмы
5.Перечислите гипоксические родовые травмы
6.Какие клинические признаки родовой опухоли и кефалогематомы?
7.Каков механизм развития внутричерепной родовой травмы?
8.Какие периоды выделяют в клиническом течении внутричерепной родовой травмы?
9.Какие клинические признаки внутричерепной родовой травмы в остром периоде?
10.Какой прогноз при рождении ребенка с внутричерепной родовой травмой?
11.Возможно ли прогнозировать развитие у ребенка асфиксии и внутричерепной родовой травмы до родов?