Окультуривание почвы: биологическое, химическое, физическое

Тема № 31. «Воспроизводство плодородия почвы при интенсивном земледелии».

План:

1. Простое и расширенное воспроизводство плодородия почв

2. Окультуривание почвы: биологическое, химическое, физическое.

 

Простое и расширенное воспроизводство плодородия почв

В интенсивном земледелии получение урожая связано с потреблением элементов плодородия (органического вещества, питательных элементов, воды) и ухудшением агрофизических свойств почвы, т.е. снижением плодородия. Устранение этого негативного явления требует постоянного воспроизводства (восстановления) плодородия.

Наибольшую значимость в агрономической практике имеют два вида воспроизводства: простое и расширенное.
Простое воспроизводство - это восстановление почвенного плодородия к исходному состоянию.
Расширенное воспроизводство - это создание почвенного плодородия выше исходного.

Как простое, так и расширенное воспроизводство осуществляется двумя путями:

- вещественным;

- технологическим;

Первый путь предполагает:

- правильный подбор и рациональное размещение с/х культур;

- научно обоснованное чередование с/х культур;

- возделывание многолетних и однолетних бобовых трав и их смесей, зернобобовых культур, сидеральных и промежуточных культур;

- внесение органических, минеральных и бактериальных удобрений; известкование почв, применение пестицидов;

Вещественный путь оказывает наиболее сильное и многостороннее воздействие на плодородие почвы.

Второй путь основывается на улучшении агрономических свойств почвы путем применения обработки почвы и отдельных мелиоративных мероприятий. Однако технологический путь не может компенсировать вынесенных с урожаем вещественных показателей плодородия. Он позволяет только форсировать использование находящихся в почве веществ и по своему воздействию он краткосрочен. Более того, интенсивное и длительное его применение приводит к снижению почвенного плодородия, хотя и обеспечивается краткосрочный эффект. Интенсивная обработка приводит к снижению содержания гумуса, переуплотнению и распылению почвы, созданию эрозионных условий. Этот путь применяется из-за отсутствия достаточного количества вещественных факторов повышения плодородия.

Все технологические операции, система удобрений, система севооборотов, обработка почвы и т.д. строятся таким образом, чтобы обеспечить воспроизводство всех факторов плодородия. Однако решающее значение принадлежит воспроизводству наиболее важного интегрального фактора плодородия - органического вещества.

С плодородием почвы связывали пригодность почвы для возделывания культурных растений и удовлетворение их потребностей в земных факторах жизни. Удовлетворение потребностей растений в воде, воздухе и питательных веществах осуществляется только через почву, а степень обеспечения их обусловлена почвенными свойствами и режимами. Таким образом, плодородие является объективным интегральным показателем, отражающим состояние почвенных процессов.

В современном земледелии под плодородием почвы следует понимать способность почвы служить культурным растениям средой обитания, источником и посредником в обеспечении земными факторами жизни и выполнять экологическую функцию. Плодородная почва должна соответствовать следующим требованиям:

· - обеспечивать оптимальные условия водно-воздушного и теплового режимов;

· - содержать достаточное количество подвижных форм питательных веществ;

· - трансформировать питательные вещества почвенных запасов и вносимых извне и накапливать их;

· - обладать сильновыраженным фитосанитарным эффектом, проявляющимся в устранении фитотоксичных веществ и микроорганизмов, фитопатогенов и установлении равновесия между полезной и вредной энтомофауной в межвегетационные периоды, быть относительно чистой от семян и вегетативных органов размножения сорных растений;

· - быть устойчивой к различным факторам разрушения и пригодной для применения современных технологий возделывания сельскохозяйственных культур.

Уровень плодородия одних и тех же типов и разновидностей почвы во многом зависит от их пространственного расположения в пределах ландшафта, характеризующегося рельефом, крутизной и экспозицией склонов, гидрологическим режимом, химическим составом почвообразующих пород и др.

Наряду с понятием «плодородие почвы» в агрономии широко используют термин «окультуривание почвы». Под окультуриванием понимают улучшение природных свойств почвы посредством применения агромелиоративных мероприятий.

При земледельческом использовании почвы ее плодородие снижается, поскольку для производства растениеводческой продукции расходуются органическое вещество и элементы минерального питания, ухудшаются условия водно-воздушного режима, фитосанитарное состояние, микробиологическая деятельность и т.д. Поэтому возникает необходимость управления плодородием почвы в интенсивном земледелии.

Простое воспроизводство применимо для почв с оптимальным уровнем плодородия. Расширенное воспроизводство реализуется для почв с низким естественным уровнем плодородия, не способным обеспечить достаточную эффективность факторов интенсификации земледелия.

Расширенное воспроизводство плодородия дерново-подзолистых почв - обязательное условие расширенного воспроизводства продукции земледелия вообще.

Естественнонаучная основа теории воспроизводства плодородия почвы закон возврата - частное проявление всеобщего закона сохранения вещества и энергии.



Окультуривание почвы: биологическое, химическое, физическое.

Длительное использование почв как средства сельскохозяйственного производства приводит к изменениям природных процессов почвообразования и свойств почв, к формированию новых культурных почв.
Процесс изменения природных свойств почвы с целью создания и постоянного поддержания высшего уровня плодородия под воздействием производственной деятельности человека называется окультуриванием почвы. Окультуривание почвы достигается применением комплекса мероприятий, конечной целью которых является создание в почвах свойств, обеспечивающих высокие и устойчивые урожаи сельскохозяйственных культур.
      Для окультуривания почвы используют методы биологического, химического и физического воздействия.
Биологический метод включает приемы, направленные на обогащение почвы гумусом и биологическим азотом. Это осуществляется при посеве многолетних трав (бобовых и травосмесей — злаковых и бобовых), сидератов, правильного подбора и соотношения сельскохозяйственных культур в севообороте.
Химический метод направлен на увеличение количества элементов питания, доступных для растений, путем внесения в почву минеральных удобрений и на улучшение химических свойств почвы, связанных с неблагоприятной реакцией (известкование, гипсование почв).
Физический метод воздействия включает физико-механические приемы — обработку почвы, создание агрономически ценной структуры в пахотном слое, регулирование водного, воздушного и теплового режимов, в том числе и использование мелиорации (осушение, орошение).
На разных почвах в зависимости от их свойств и природных условий почвенно-климатической зоны методы окультуривания применяются раздельно или в сочетании. Наилучшие результаты по окультуриванию, например, дерново-подзолистых почв можно получить, применяя одновременно все три метода, со следующими приемами: 1) посев многолетних трав) применение органических и минеральных удобрений, 3) известкование, 4) система правильной обработки почв и создание мощного слоя, 5) мелиорация избыточно увлажненных почв.
     При окультуривании повышается окультуренность почвы- это  степень выраженности в строении, составе почвенных признаков, обусловленных процессами окультуривания. Обычно выделяют три степени окультуренности: слабая, средняя и сильная. Степень окультуренности почвы устанавливается по определенным показателям. Наибольшие изменения под влиянием эивания произошли с сероземами, используемые под хлопчатник, с дерново-подзолистыми и другими почвами.
Степень окультуренности может быть различной, и связана с уровнем плодородия почвы.
Классификация почв по степени окультуренности. В разработанных классификациях степень окультуренности почвы учитывает показатели морфологических и агрохимических свойств почвы. Например, для дерново-подзолистых почв основными показателями являются следующие: мощность и окраска пахотного слоя, его структура, содержание гумуса и его качественный состав, состав обменных катионов, степень насыщенности основаниями, рН солевой вытяжки, содержание подвижных форм фосфора и калия, мощность и степень выраженности подзолистого горизонта.
Помимо установленных показателей для каждого типа почвы в степени окультуренности, еще учитываются засоренность посевов, выраженность эрозионных процессов и др.

Контрольные вопросы:

1. Что такое воспроизводство плодородия почвы?

2. Виды воспроизводства почвы.

3. Пути воспроизводства почвы.

4. Назовите суть биологических методов окультуривания почвы.

5. На что направлен химический метод окультуривания почв?

6. В чем заключается физический метод окультуривания почв?

Алгоритм выполнения задания:
1. В рабочей тетради записать дату занятия, тему, план.
2. Внимательно изучить содержание вопросов темы.

3. Письменно, в тетради, ответить на контрольные вопросы, размещенные в конце темы.

4. Фотоотчет о выполнении задания отправить  на почту elenagorachokponomarenko@mail.ru  до 17.00.

 

 














Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: