Нормативные правовые акты

РАЗДЕЛ I

ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ПРАВА

План практических занятий

1. Понятие товарного рынка и конкуренции. Роль конкуренции в развитии экономики государства.

2. Предмет регулирования конкурентного права. Общая характеристика общественных отношений, регулируемых конкурентным правом.

3. Метод правового регулирования отношений, входящих в предмет конкурентного права.

4. Понятие и классификация принципов конкурентного права.

5. Цели и задачи конкурентного права.

 

Методические указания

Приступая к изучению данной темы, необходимо определить содержание таких ключевых понятий, как «товарный рынок», «конкуренция» и «монополия».

При этом следует учесть, что товарный рынок определяется как сфера обращения товара, в том числе товара иностранного производства, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой, исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности, приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Для правильного определения товарного рынка необходимо установить следующие его характеристики: продуктовые границы; географические границы; состав продавцов и покупателей; барьеры входа на рынок. Студентам следует внимательно изучить Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (зарегистрирован Минюстом России 02.08.2010 № 18026).

Необходимо учесть, что конкуренция — это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Противоположностью конкуренции является монополия, которая предполагает такое состояние товарного рынка, при котором продавцом является только один хозяйствующий субъект.

При определении предмета конкурентного права студентам следует уяснить, что его составляют общественные отношения по защите конкуренции, включая:

отношения по предупреждению и пресечению монополистической деятельности;

отношения по запрету антиконкурентых действий органов власти;

отношения по предоставлению государственных и муниципальных преференций;

отношения по контролю экономической концентрации;

отношения по обеспечению конкуренции при проведению торгов;

отношения по привлечению к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

Необходимо дать общую характеристику отношений, входящих в предмет конкурентного права.

Рассматривая метод конкурентного права, необходимо помнить, что это совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляется регулирование отношений, входящих в предмет конкурентного права.

При этом метод конкурентного права имеет свое уникальное сочетание императивных и диспозитивных начал регулирования, которое характеризуется:

централизованным регулированием отношений в сфере защиты конкуренции на федеральном уровне и запретом регулирования этих отношений на уровне субъектов РФ и муниципальном уровне;

предоставлением свободы действий хозяйствующим субъектам на товарных рынках, ограниченной необходимостью защиты конкуренции;

спецификой способов защиты конкуренции.

Рассматривая принципы конкурентного права, необходимо уяснить, что ими являются основные положения, отражающие кратко сущность системы антимонопольного законодательства и политику государства в сфере защиты конкуренции.

Принципы конкурентного права, в зависимости от источника их закрепления, могут быть классифицированы на:

1) конституционные принципы;

2) отраслевые принципы конкурентного права.

Важно учитывать, что правовые принципы всегда имеют нормативное правовое закрепление, в силу чего получают общеобязательный характер и служат основой развития других правовых норм.

Следует проанализировать значение принципов конкурентного права и подробно охарактеризовать каждый из таких принципов.

В завершение изучения данной темы студентам необходимо проанализировать цели и задачи конкурентного права.

Задачи

Задача № 1.

В антимонопольный орган поступило обращение Петрова О. М. с жалобой на действия гипермаркета «Восход». Из жалобы следовало, что 10.10.2014 в указанном гипермаркете ему без объяснения причин отказали в продаже телевизора «Заря». По мнению Петрова О. М., указанные действия гипермаркета нарушают антимонопольное законодательство.

Вопросы:

1. Какие отношения входят в предмет конкурентного права?

 

2. Какое решение по обращению Петрова О. М. должен принять антимонопольный орган?

Задача № 2

В ФАС России обратилось ЗАО «УМК Зенит» с заявлением о недобросовестной конкуренции со стороны индивидуального предпринимателя Кузнецова Е. А.

В своей жалобе ЗАО «УМК Зенит» указывало на то, что в октябре 2013 года на интернет-сайте, администратором которого является Кузнецов Е. А., был размещена информация, порочащая деловую репутацию общества. ЗАО «УМК Зенит» просило признать действия предпринимателя недобросовестной конкуренцией.

В ходе рассмотрения дела антимонопольным органом было установлено, что ЗАО «УМК Зенит» оказывает услуги по снабжению продуктами питания предприятия общественного питания на территории Брянской, Калужской и Тульской областей. В то же время ИП Кузнецов Е. А. осуществляет деятельность в сфере ресторанного обслуживания и связанную с организацией банкетов.

Вопросы:

1. Что такое товарный рынок и чем характеризуются его границы?

2. Осуществляют ли ЗАО «УМК Зенит» и ИП Кузнецов Е. А. деятельность на одном и том же товарном рынке?

Задача № 3

В антимонопольный орган поступило заявление ООО «Варга» о недобросовестной конкуренции со стороны ЗАО «Русский продукт». В заявлении указывалось на то, что ЗАО «Русский продукт» в своих магазинах распространяло информацию, содержащую некорректное сравнение продаваемой продукции с продукцией, которая продается ООО «Варга».

На заседании комиссии антимонопольного органа ЗАО «Русский продукт» указало на то, что ООО «Варга» осуществляет деятельность на территории соседнего района, что, по мнению ЗАО «Русский продукт», свидетельствовало об отсутствии между обществами конкурентных отношений.

Вместе с тем, как было установлено антимонопольным органом, оба хозяйствующих субъекта занимаются розничной продажей продуктов питания. При этом магазины, принадлежащие обществам, расположены на расстоянии 5 км друг от друга, а между населенными пунктами проходит маршрут рейсового автобуса.

Вопросы:

1. Как определяются географические границы товарного рынка и совпадают ли они с административно-территориальным делением Российской Федерации?

2. Работают ли ООО «Варга» и ЗАО «Русский продукт» на одном товарном рынке?

Задача № 4

Антимонопольный орган возбудил дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Совхоз Терецкий». Поводом для возбуждения дела послужило повышение обществом цен на производимую продукцию для ряда хозяйствующих субъектов.

Антимонопольный орган провел анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке и пришел к выводу о том, что доля ОАО «Совхоз Терецкий» на рынке подсолнечного масла составляет 55%.

Вместе с тем, на заседании комиссии антимонопольного органа ОАО «Совхоз Терецкий» заявил, что в пределах региона деятельности общества осуществляется продажа не только подсолнечного масла, но и кукурузного, что не было учтено при определении рыночной доли хозяйствующего субъекта.

Вопросы:

1. Чем характеризуются продуктовые границы товарного рынка, какие обстоятельства учитываются при определении продуктовых границ товарного рынка?

2. Какие обстоятельства должен выяснить антимонопольный орган для того, чтобы дать оценку заявлению ОАО «Совхоз Тырецкий»?

Задача № 5

В антимонопольный орган поступило заявление ОАО «Жигули», осуществляющего производство безалкогольных напитков и пива, о злоупотреблении доминирующим положением ОАО «РЕКСТ», осуществляющем производство алюминиевой банки для последующего использования ее в качестве упаковки безалкогольной продукции и пива, путем необоснованного отказа в заключении договора поставки алюминиевых банок.

Возражая против поданного заявления, ОАО «РЕСТ» указало, что, несмотря на то, что обществом на территории России производится более 90 процентов алюминиевой банки, общество не занимает доминирующего положения, поскольку на рынке имеются взаимозаменяемые товары (стеклянная и пластиковая упаковка), которые могут быть использованы для упаковки безалкогольной продукции и пива.

Вопросы:

1. Что такое взаимозаменяемые товары?

2. Каким образом определяются продуктовые границы товарного рынка?

3. Являются ли указанные в условиях задачи взаимозаменяемые? Ответ обоснуйте.

Задача № 6

Индивидуальный предприниматель Васечкин И. Ф. обратился в суд с иском к ООО «Меридиан», осуществляющему продажу хлебобулочных изделий на территории города Владивостока и Приморского края.

По мнению индивидуального предпринимателя, общество незаконно использовало обозначение «Васечка» отдельных хлебобулочных изделий. По мнению ИП Васечкина И. Ф., такие действия общества являются недобросовестной конкуренцией.

Возражая против заявленного иска, представитель общества отметил, что продукция ИП Васечкина И. Ф. реализуется исключительно на территории Брянской области и не поставляется на территорию Приморского края.

Вопросы:

1. Чем характеризуются географические границы товарного рынка, какие обстоятельства учитываются при определении географических границ товарного рынка?

2. Какое решение должен принять суд?

Задача № 7

Глава муниципального образования «Ольховское» издал приказ, в соответствии с которым соглашения производителей зерна о порядке его переработки на элеваторе признаются картелем и не допускаются.

Одновременно глава муниципального образования установил, что производители, которые будут уличены в нарушении указанного запрета, должны будут уплатить в муниципальный бюджет штраф в размере 10% от суммы годовой выручки за реализацию зерна.

Вопросы:

1. Охарактеризуйте особенности метода конкурентного права.

2. Правомерно ли издание главой муниципального образования указанного приказа?

Нормативные акты

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации.

3. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

4. Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

5. Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948–1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

6. Приказ ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

Литература

1. Гаврилов Д. А., Пузыревский С. А., Серегин Д. И. Конкурентное право: учебник / отв. ред. С. А. Пузыревский. М., 2014.

2. Алешин Д. А., Артемьев И. Ю. [и др.] Конкурентное право России: учебник / отв. ред. И. Ю. Артемьев, С. А. Пузыревский, А. Г. Сушкевич. М., 2014.

3. Петров Д. А. Конкурентное право: теория и практика применения: учебник для магистров: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по юридическим направлениям и специальностям / под общ. ред. В. Ф. Попондопуло. М., 2013.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: