Практическое задание:
1. Кластер на тему «Игра как средство создания эмоционально нравственной атмосферы в ДОЛ».
Форма организации жизнедеятельности. Игровая модель организации дел.
Игра как средство создания эмоционально нравственной атмосферы в ДОЛ.
Метод работы. Принцип организации жизнедеятельности. Игровая условность.
2. Картотека игр в ДОЛ
№ | Название игры | Характеристика игры | Обоснование выбора игры | ||
Игры на знакомство | |||||
1. | Снежный ком | Все участники встают илисадятся по кругу. Ведущий называет своё имя. Следующий игрок говорит, как зовут первого игрока, а затем представляется сам. Третий участник уже называет двоих предыдущих ребят по именам, потом сообщает своё имя. Игра продолжается, заканчивает её первый игрок, который называет всех по очереди по именам. | Возраст: 7-12 лет. В данной игре тренируется память детей, сосредоточенность, внимательность. Привлекательность этой игры в том, что в неё смогут играть как младшие, так и старшие школьники. Она безопасная. У детей и вожатого будет развиваться память на лица и голос. | ||
2. | Поздоровайтесь! | Дети стараются запомнить, как кого зовут, выполняя задание взрослого. Требуется, чтобы все участники игры поздоровались, пожав друг другу руки с наибольшим количеством играющих за ограниченное время (например, минуту). | Возраст: 7-12 лет. У детей развивается доброжелательность, вежливость, быстрота действий, сообразительность. Привлекательность игры в том, что в ней могут участвовать не только дети, но и взрослые (вожатые). Все найдут, чем занять время. Эта игра не будет скучной. Вожатые смогут узнать, уровень воспитанности детей для дальнейших времяпровождений, знать – на что обратить внимание. | ||
Игры на сплочение
| |||||
1. | Клубок | Дети садятся в круг. Ведущий берет клубок, наматывает кончик нити на ладонь, потом бросает клубок любому участнику со словами: «Ты мне нравишься, потому что…» или «Мне нравится, как ты…». Далее этот участник также наматывает нить на ладонь и бросает клубок другому человеку, продолжая фразу «Ты мне нравишься, потому что…». | Возраст: разный. Дети смогут узнать правду друг о друге. Возможно, у кого-то поднимется самооценка. Задействовано большое количество детей. Развивается моторика, фантазия. Дети объединяются. Привлекательность: задействованы дети разных возрастов, интересно будет не только детям, но и взрослым, безопасная игра. | ||
2. | Квадрат | Сама фигура здесь может быть и кругом, и треугольником (на выбор ведущего). Вожатый разделяет деток по командам и говорит, в какую фигуру им выстроиться (каждой команде свою). А потом раздает задание: «Квадрат садится», «Круг идет налево», «Треугольник прыгает на одной ноге». | Возраст: дети младшего возраста 7-10 лет. Дети учатся играть вместе, в команде, действовать заодно, договариваясь. Действовать как одно целое. Развивается сплоченность, командный дух. Привлекательность: вожатый сможет определить степень сплоченности, единства. Детям будет весело и занимательно. | ||
Игры на выявление лидера
| |||||
1. | Верёвочка | Возьмите веревку и свяжите ее концы так, чтобы было образовано кольцо. (Длина веревки зависит от количества участвующих в игре ребят.) Ребята встают в круг и берутся двумя руками за веревку, которая находится внутри круга. Вожатый описывает задание: «Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук веревку, построить треугольник». Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и далее построить треугольник по порядковым номерам — и затем руководит действиями. Обычно эти функции берут на себя лидеры. | Возраст: преимущественно старшие школьники. Можно выявить лидера. Научиться действовать в команде, слушаться главного. Лидер развивает ответственность. Развивается координация движений в темноте. Привлекательность: необычность, научиться подчиняться, роль вожатого наблюдаемость и давать интересные команды. | ||
2. | Карабас | Для проведения игры детей рассаживают в круг, вместе с ними садится вожатый, который предлагает условия игры: «Ребята, вы все знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Теперь все вы — куклы. Я произнесу слово «Ка-ра-бас» и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы, не договариваясь, должны будете встать со стульев, причем столько человек, сколько я покажу пальцев. В этом игровом тесте необходимо участие двух ведущих. Задача одного — проводить игру, второго — внимательно наблюдать за поведением ребят. | Возраст: 10-14 лет. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции. Чаще всего первыми встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встают позже, под конец игры, менее решительные. Есть и такие, которые сначала встают, а затем садятся. Они составляют группу «счастливых». Безынициативной является та группа отряда, которая не встает вообще. Привлекательность: возможность поучаствовать всем детям, даже замкнутым. Игра может заинтересовать, даже самых привередливых игроков. Возможность участия вожатых (и не одного). | ||
Подвижные игры (игры на свежем воздухе) | |||||
1. | Охотники и утки | На воде обозначены палками и флажками круги. Все делятся на две команды: «Охотники» и «Утки». «Утки» находятся внутри круга, а «охотники» — снаружи. «Охотник» должен попасть в «утку» мячом, и тогда она становится «охотником». Если «утка» поймала мяч на лету и, бросив его, попала в «охотника», то он становится «уткой». Можно играть в эту игру не только на пляже, но и на полянке, площадке и т. п. | Возраст: 10-16 лет. Игра развивает быстроту реакций, подвижность, меткость. Плюс в том, что дети не зайдут глубоко в воду, т.к. есть ограничение «поля». Привлекательность: участие детей разных возрастов, участие вожатых, их спокойствие за жизни детей, развивающая игра. | ||
2. | Ловкость в ногах | На земле рисуются два круга на расстоянии полуметра друг от друга, в каждом из них должны свободно помещаться ступни. Два игрока, стоящих каждый в своем кругу на левой ноге, стараются правой сдвинуть своего противника с места. Проигрывает тот, кто правой ногой коснулся земли, выскочил за пределы круга, упал или коснулся рукой противника. | Возраст: 10-16 лет. Дети тренируют свою силу, ловкость, стойкость в ногах. Привлекательность: вожатые могут участвовать как судьи, смогут контролировать игру. Заинтересованность детей разных возрастов. | ||
Развивающие игры
| |||||
1. | Слон, тостер, обезьяна | Участники стоят в кругу. Водящий неожиданно на кого-нибудь показывает и говорит одно из слов (слон, тостер, обезьяна, скунс, жираф, птица). Игрок, на которого указали, и сосед справа и слева от него должны показать определенные движения. Если кто-то замешкался или сделал не ту фигуру, выбывает из игры или становится водящим. Фигуры и движения: • Слон — игрок делает из рук хобот, а соседи — уши к нему. • Тостер — игрок прыгает на месте, а соседи замыкают его в мини-круг, взявшись за руки. • Обезьяна — игрок изображает обезьяну, а соседи делают вид, что копаются у него в волосах. • Скунс — игрок водит ногой по земле и стесняется, а соседи изображают эмоции типа «фуууу...». • Птица — сам игрок делает клюв из рук, а соседи подгибают одну ногу, дальнюю от игрока, и отводят в сторону руку. • Жираф — этот игрок поднимает обе руки вверх, а его два соседа — справа и слева должны присесть на корточки | Возраст: 10-12 лет. Дети развивают быстроту реакций, внимательность, быстро концентрируются, соображают, отличают понятия. Привлекательность: весёлая игра, заинтересованность большого количества детей, развивает сообразительность. | ||
2. | Ритм | Все участники сидят в кругу. Ведущий задает определенный ритм (например, какой-либо песни) хлопками в ладоши. Ребята должны по кругу повторить этот ритм при условии, что каждый хлопает только один раз. | Возраст: 10-16 лет. Развитие моторики, слуха, музыкального восприятия, движений рук у детей. Привлекательность: спокойная игра, но достаточно интересная, развивающая, музыкальная (современные дети очень любят музыкальное творчество). | ||
Игры в помещении (когда идет дождь) | |||||
1. | Математика | Дети сидят в кругу. Воспитатель даёт задание: «Начнём считать по кругу. Тот на кого приходится число, кратное 3, произносят вместо цифры своё имя». | Возраст: 12-16 лет (кратность в младших классах не изучается). Развивается смекалка, воображение, устный счёт, внимательность. Привлекательность: такая игра будет интересна не только детям, но и взрослым; поднимет настроение детям, выяснят, кто хорошо считает, не даст забыть школьные навыки во время каникул. | ||
2. | Робби | Для игры нужно от 5 и более человек. Ведущий произносит некоторые команды. Если он скажет. Робби говорит.... (сделать то-то), то остальные выполняют команду. Если же ведущий просто говорит команду (сделать то-то), то ее выполнять не нужно. Кто допустит ошибку, выходит из игры. Команды могут быть следующие: закрыть глаза, поднять руки, опустить руки, подпрыгнуть вверх, мяукнуть и т.д. Выигрывает тот, кто остается последним. | Возраст: 7-10 лет. Игра развивает внимательность, сосредоточенность, координацию движений. Привлекательность: весёлая игра, заинтересованность большого количества детей, участие вожатых. | ||
Игры с залом
| |||||
1. | Сердце красавицы | Ведущий предлагает всем вспомнить слова куплета песни: Сердце красавицы склонно к измене И к перемене, как ветер мая. И предлагает спеть песню без слов всем залом. Слова заменяются по очереди. Слово <сердце> заменяем прикосновением рук к левой стороне груди. Исполняем песню, заменив первое слово на жест. После введения каждого жеста поем всю песню, пока не заменим все слова жестами. Вот что получится: Прикосновение рук к левой стороне груди - <сердце>. Обводим руками контур своего лица - <красавицы>. Делаем наклон корпусом - <склонно>. Изображаем над головой рожки - <к измене>. Все сидят нога на ногу и меняют ноги, опускают одну, закидывая другую - <и к перемене>. Дуют - <как ветер>. Вытягивают ладонь с пятью пальцами - <мая>. | Возраст: разные возраста детей. Заинтересован весь зал. Веселое времяпровождение. Зал оживляется, повышается работоспособность и внимание аудитории, снижается усталость, создается теплая и поддерживающая атмосфера в зрительном зале. Играя в эти игры каждый человек чувствует сопричастность к происходящему. | ||
2. | Мы музыканты | Мы музыканты, классные таланты! Играем на руках - играем! Рукатаки, рукатаки, рукатаки, рукатаки - 2 раза идет пропев Далее музыканты играют на ногах, носах, ушах, животах, нервах. | Возраст: разные возраста детей. Интересная, развивающая, музыкальная игра, снимают мышечную закрепощенность, развивают способность концентрировать внимание. | ||
Игры-минутки | |||||
1. | «Вперед четыре шага...» | Участники становятся в круг, берутся за руки и поют, следуя названным движениям: Вперед четыре шага, Назад четыре шага, Ножками потопали, Ручками похлопали, Глазками помигали, А теперь попрыгали (вокруг себя) С каждым повтором темп ускоряется. | Возраст: 7-10 лет. Игра занимает небольшое количество времени, помогает отвлечься, взбодриться, разомнут мышцы. Развивает координацию движений. Сможет участвовать сам вожатый. | ||
2. | Себе - соседу | Для игры понадобится небольшой предмет: колечко, ключик, пуговица, брелок и т.д. Участники становятся в круг, руки вытягивают в стороны: ладонь левой руки - ковшиком, ладонь правой - как будто что-то держат пальцами. Одновременно повторяя слова: "себе - соседу", все игроки перекладывают из своей левой ладони в левую ладонь соседа справа небольшой предмет. Задача водящего: угадать у кого он в ладони. | Возраст 10-14 лет. Развивает интуицию, смекалку, внимательность, сообразительность. Безопасная игра, возможность участия вожатого вместе с детьми. | ||
Игры, используемые в ситуации соблюдения мер по профилактике коронавирусной инфекции | |||||
1. | Мальчишки и девчонки | Дети делятся на команды мальчиков и девочек и рассаживаются напротив друг друга. Команда мальчишек называет любое женское имя. Обладательницы этого имени (если они имеются) из противоположной команды поднимаются и говорят о себе пару слов. Затем, команда девочек называет мужское имя. И тогда уже мальчики, чье имя было названо обозначают себя и рассказывают о себе. Игра завершается тогда, когда все имена участников произнесены. | Возраст: для разных возрастов. Дети могут сесть на расстоянии друг от друга, не контактирую близко. Применяется самоанализ, самокритика. Вожатый участвует тоже. Эта игра объединит и заинтересует всех. | ||
2. | Рыбалка | В этой игре требуется попасть в глубокую миску, стоящую на стуле, пуговицами, камешками или другими мелкими предметами. Бросать нужно с расстояния не меньше 2 метров, причем стараться, чтобы брошенный предмет остался в миске. В эту игру можно играть и командой. В этом случае победа достается той команде, которая соберет в своей миске больше всего предметов. | Возраст: 7-10 лет. Дети развивают меткость, спокойствие, концентрируются на деле, развиваются качества лидера, стремление победить. Игра позволят не контактировать друг с другом, соблюдая меры профилактики вируса. Участие вожатого. |