— Сколько тут О и А, — присмотрелся к рядам Лёвка.
— Да, это вторая пара гласных, которые честно поделили между собой место в нескольких корнях, — объяснила Наташа.
— Вниз скорее вы скатитесь,
В корни дружно соберитесь, — скомандовала Морфема буквам.
ГАР-ГОР
КЛАН-КЛОН
ЗАР-ЗОР
КАС-КОС
ЛАГ-ЛОЖ
РАСТ/РАЩ-РОС
МАК-МОК
РАВН-РОВН
СКАК-СКАЧ-СКОЧ
ПЛАВ-ПЛОВ
— А почему они не вместе стоят, а группами? — удивился Лёвка.
— Выбор букв корня А или О зависит от ударения,
Букв после гласной и от значения! — вмешалась Морфема.
— Тут-то мне и придется попотеть, чтобы чего-нибудь понять, да?
— Выясним это мы прямо сейчас.
Буквы, пожалуйста, встаньте для нас:
Где О безударный?
Где А, ему парный?
ГОР-ГАР и КЛОН-КЛАН подошли к Морфеме.
— Где наоборот?
ЗАР-ЗОР, вперёд!
Последняя пара заняла место рядом с учительницей, и Морфема повернулась к Лёвке.
— Сумеешь составить слова с корнями? Или лучше пусть строятся сами?
— Это не должно быть труднее, чем выучить «Бородино», а я его-таки сдал. С третьего раза, конечно, но сдал ведь... Гар, гор... ЗАГАР? СГОРЕТЬ? — неуверенно пробормотал Лёвка.
Морфема ободряюще кивнула, и волосы-кочерёжки («Ой, это же приставки!» — вдруг сообразил Лёвка) весело запрыгали по плечам. С парт скатились недостающие буквы и прилепились к корням.
— Клан, — задумался Лёвка, — не мафиозный клан же имеется в виду, что от него образовать-то? Заклание? Ооох, какое слово я вспомнил! Не подозревал, что его знаю.
— Нет, это ты куда-то в дебри ушёл, — вмешалась Наташа, — всё проще: ПОКЛОНИТЬСЯ, КЛАНЯТЬСЯ. Давай следующую.
Для каждого слова с подходящим корнем буквы скатывались с парт и становились рядами.
— ЗАРЯ, ЗОРЬКА — это оно?
Наташа захлопала в ладоши, а Морфема радостно продекламировала:
— Если не падает ударение,
ГОР и КЛОН пиши без сомнения,
Легко запомнить слово «ЗАРЯ»,
Чтобы писать без ударения А!
— Уф, кажется, я понял! Но этого явно недостаточно: у нас ещё две группы. Что с ними?
— Ты помнишь про корни на Е и И?
Ты так же на буквы следом смотри
В корнях
КАС-КОС
ЛАГ-ЛОЖ
РАСТ/РАЩ-РОС
Выбор гласной весьма даже прост.
Если за корнем идёт суффикс А,
Мы корень КАС выбираем всегда.
Вторая же пара корней, ЛОЖ и ЛАГ
Уже нам ответ о себе дала:
ПОЛОЖИ, ПОЛОЖЕНИЕ, ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ПОЛАГАТЬ, —
О перед Ж, А перед Г — иначе не написать.
Так же и с РАСТ/РАЩ-РОС:
РАСТИ, ВЫРАЩИВАЙ, НЕ ДОРОС:
Перед СТ и перед Ща
Мы выбираем с тобой букву А,
Что перед С оставлять не вопрос:
О пишем в корне мы РОС.
Буквы снова складывались в слова: ПРИКОСНОВЕНИЕ КАСАТЕЛЬНАЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ СЛАГАЕМОЕ РАСТЕНИЕ ВЫРОСШИЙ
— Неужели все так элементарно?! — не поверил Лёвка.
Морфема улыбнулась и посмотрела на Наташу:
— Слова-исключения есть,
Сумеешь их перечесть?
— Ну, они все на последнюю пару корней, — отозвалась Наташа, — РОСТОК, РОСТОВ, РОСТОВЩИК, РОСТИСЛАВ, ОТРАСЛЬ и производные от них, например, прилагательные отраслевой и ростовщический.
— Ладно, понял, — вздохнул Лёвка, — боюсь, что не запомнил всё, но понял точно.
— Чтобы запомнить, нужно потренироваться, мы с тобой обязательно отработаем на примерах это правило! Когда разберёмся с последними корнями...
Лёвка проследил за Наташиным взглядом:
МАК-МОК
СКАК-СКАЧ-СКОЧ
РАВН-РОВН
ПЛАВ-ПЛОВ
Морфема взяла в руки тряпку, которой протирали доску, и подошла к ведру с водой. Опустила тряпку в воду:
— Если что-то в жидкость мы погружаем,
Корень МАК уверенно выбираем:
МАКАТЬ, МАКНУТЬ, ОБМАКНУТЬ
Не смогут тебя обмануть.
Морфема вытащила тряпку, выжала ее и показала ребятам:
Если же что-то мокрым становится,
О встать на место сразу готовится:
ПРОМОКЛА, НЕПРОМОКАЕМЫЙ, ПРОМОКАШКА —
Не выйдет у нас промашки!
— Наташ, — повернулся к девочке Лёвка, — а мокрицы всякие?
— Слово «мокрица» тоже от «мокрого» образовано, а всё, что образовано от «мокрого»: мокроватый, мокрота, мокрица, — пишется так же, как мокрый, через О, — прошептала Наташа.
Морфема снова заговорила:
— Корни СКАК-СКАЧ-СКОЧ
Разберёшь? Или помочь?
— Я справлюсь! — уверила Наташа. — Тут сразу два правила: перед К, то есть в корне СКАК, всегда А. Например, СКАКАЛКА. Мы, естественно, имеем в виду корень безударный, потому что О может появиться тоже, но это не орфограмма: ПОДСКОК, ударение падает на О, ты даже не задумываешься, просто пишешь.
Теперь о СКАЧ-СКОЧ. Вот тут выбор больше зависит от значения. Если слова образованы от глагола «СКАКАТЬ»: СКАЧУ, СКАЧОК, СКАЧКИ, — то пишем СКАЧ.
СКОЧ вступает в игру, если мы говорим о быстром движении, когда хотим резко подняться или к чему-то приблизиться: ВСКОЧИТЬ, ВЫСКОЧИТЬ, ПОДСКОЧИТЬ. И ещё — ВЫСКОЧКА.
— Знаешь, я раньше иногда думал, что ты выскочка, — признался Лёвка. — Всё время руку на уроках тянешь, на любую тему готова высказаться. Но, если я часами отрабатываю музыкальный этюд, я тоже хочу, чтобы кто-то его выслушал и со мной обсудил...
— На очереди РОВН и РАВН,
Что о них известно нам? — усмехнулась Морфема.
— Что они совершенно необоснованно стоят в теме чередующихся корней! — вдруг выдала Наташа, — меня всегда это возмущало! Они проверяются двумя разными по смыслу словами: равный и ровный! Это то же самое, как уже пройденные нами веять и развиваться! СРАВНЯТЬ — сделать равным, ВЫРОВНЯТЬ — сделать ровным! Да, есть исключения: РАВНИНА, РОВЕСНИК, ПОРОВНУ, НЕ РОВЁН ЧАС.
— Серьёзно? Ударение на Ё?! Всегда говорил не рОвен час.
— Неправильно говорил, — отрезала Наташа, — в общем, я придерживаюсь мнения, что это не чередующиеся, а обычные безударные гласные в корне! — Лёвка взглянул на одноклассницу: не поправит ли она жестом ботаника очки на носу, но очков у Наташи не было.
— Какие вас тревожат мысли — удивительно!
Звучит, должна заметить, убедительно!
После реплики Морфемы Лёвка вдруг посмотрел на Наташу новыми глазами. Кто ещё из его знакомых настолько чем-то увлекался, чтобы так переживать? И настолько понимал предмет своего увлечения, чтобы иметь собственную точку зрения?
— Круто! — сказал Лёвка и, как на баскетболе после забитого мяча, хлопнул Наташу по плечу. Наташа покраснела.
— Что с корнями ПЛАВ и ПЛОВ?
Кто ответить мне готов?
Наташа повернулась к Лёвке:
— Запомни, что ПЛОВЕЦ и ПЛОВЧИХА пишутся через О, остальные слова с А: ПОПЛАВОК, ПЛАВУЧИЙ, СПЛАВЛЯТЬСЯ.
— Так просто?
— Угу!
— Супер! Всё, корни закончились? — Лёвка осмотрел класс. Парты теперь были пусты, а внизу толпились буквы. Целое поле слов, каждое из которых представляло определенную трудность в написании. Но Лёвка теперь чувствовал себя гораздо увереннее, чем обычно на уроках русского. Потихоньку он начал улавливать некоторые закономерности. — Дайте-ка мне, пожалуйста, какое-нибудь упражнение на проверку.
— Без проблем, дорогой ты наш!
Ученики мои, ералаш!
Слова вдруг хаотично задвигались, рассыпались на морфемы, и скоро Лёвка с Наташей оказались на подоконнике над живым ковром из приставок, корней, суффиксов, окончаний...
— Слова составьте и запишите,
Будьте внимательны, не спешите!
Вы | Бер | А (6 раз) | А (4 раза) |
Вы | Бир | Е (2 раза) | Ая |
Вы | Блист | Ем | Е (2 раза) |
Вы | Гар | Ени (2 раза) | Ое |
За | Гор | Ец | У |
За | Зар | И (2 раза) | Ый |
Не | Зорь | Ива | Ют |
Об | Кас | Ин | Я |
От | Клан | К | |
По | Клон | Лк | |
По | Кос | Ну | |
По | Лаг | Ок (2 раза) | |
Под | Лож | Ся (3 раза) | |
При | Мак | Тельн (2 раза) | |
При | Мок | Ть (10 раз) | |
Про | Плав | Я (2 раза) | |
Плов | |||
Равн | |||
Раст | |||
Ращ | |||
Ровн | |||
Скак | |||
Скач | |||
Скоч | |||
Тер | |||
Чет |
Рассыпалось 26 слов. Сколько сможете составить вы, использовав максимум морфем из таблицы? Учитывайте, пожалуйста, что «ТЬ», стоящий в конце начальной формы глаголов, мы рассматриваем как суффикс, а не как окончание (в разных учебниках авторы придерживаются разных точек зрения).