Производственная структура вагонного депо

Производственная структура депо - это состав производственных участков и отделений, вспомогательных и обслуживающих подразделений с указанием связей между ними.

Структура производственных участков вагонного депо построена по предметному признаку. Предметная форма специализации участков упрощает планирование и учет производства, повышает ответственность исполнителей и руководителей за качество выпускаемой продукции. Поэтому предъявляются высокие требования к квалификации руководителя участка, который должен в совершенстве знать технологию производственного процесса, различных операций обработки, ремонта и сборки выпускаемой продукции, конструкцию используемого оборудования. Однако производственная структура депо не постоянна и может изменяться с изменением производственной мощности предприятия, с внедрением новых технологических процессов, в связи с переходом к ремонту вагонов других типов.

К основным производственным участкам депо относятся: вагоносборочный участок, колесно-роликовый участок, тележечный участок, контрольный пункт автотормозов. К вспомогательным участкам депо относятся: ремонтно-механический участок, механический участок, деревообрабтывающий участок, рессорно-кузнечный участок, электросварочный участок, участок ремонта электросилового оборудования, ремонтный участок.

Вагоносборочный участок является основным в депо и служит для выполнения разборочных, ремонтных и сборочных работ. По своей структуре он является тупиковым. В существующем вагонном депо площадь сборочного участка зачастую используется для выполнения окрасочных работ, а для ремонта тележек выделен специализированный участок. При такой организации работ неэффективно используется производственная площадь и сдерживается рост мощности вагонного депо.

Техническое состояние вагонного парка, четко выраженная тенденция его старения предъявляют особые требования к техническому состоянию ходовых частей вагона, это состояние является определяющим при обосновании его ремонта по пробегу. Технология и организация работ должна обеспечивать своевременную подачу отремонтированных тележек на сборочные позиции вагоносборочного участка в соответствии с принятым методом ремонта вагонов в депо. Технология выполнения трудоёмких ремонтных операций должна быть рациональной, обеспечивать безусловное выполнение правил и технических условий на ремонт, высокое качество восстановления ходовых частей вагонов.

В состав тележечного участка входят несколько специализированных отделений: моечное, разборочное, осмотра и сортировки деталей; ремонта и комплектовки рам тележки, надрессорных балок, частей пружинного подвешивания и гасителей колебаний; ремонта, комплектовки и испытания деталей тормоза; общей сборки, проверки и окраски тележек. Тележки собираются по принципу взаимозаменяемости с использованием заранее отремонтированных узлов и деталей. Проверенные после ремонта и окрашенные тележки передают в вагоносборочный участок для подкатки под кузова ремонтируемых вагонов или для пополнения оборотного технологического запаса.

Контрольный пункт автотормозов (АКП) предназначен для ремонта автотормозного оборудования. Тормозное оборудование в АКП ремонтируют в соответствии с типовым технологическим процессом, технологическими картами, технологическими нормами и требованиями инструкций.

Для ремонта тормозного оборудования предусматривают специализированные ремонтные участки в контрольном пункте автотормозов: ремонта воздухораспределителей и авторежимов, тормозной арматуры и авторегуляторов рычажной передачи. Тормозные приборы последовательно направляют по конвейеру на ремонтные позиции четырех отделений тормозного участка: наружной очистки и обмывки; разборки и выборочной обмывки; ремонта воздухораспределителей и авторежимов; испытания отремонтированных подкомплектов, воздухораспределителей и авторежимов. На принятом после ремонта и испытания тормозном приборе укрепляют бирку установленной формы и пломбу. На бирке набивают дату ремонта и условный номер АКП. Номер отремонтированного прибора и результаты испытаний регистрируют в журнале.

Ремонтно-механический участок (РМУ) предназначен для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования депо. В нем производится также изготовление нестандартной технологической оснастки.

Механический участок служит для сортировки деталей вагонов по износу и видам ремонта, механической обработки отремонтированных деталей, комплектовки сборочных единиц и узлов вагонов, а также для обеспечения потребности в деталях для ремонта производственного оборудования, изготовления механизмов и приспособлений, частичного изготовления метизов и шплинтонов.

Деревообрабатывающий участок (ДОУ) предназначен для изготовления несъёмного оборудования, дверей крытых вагонов, сушки и обработки пиломатериалов для нужд депо и ПТО. Ремонт и сборка деревянных вагонных конструкций проводится в отделении с применением различных приспособлений, электро- и пневматического инструмента.

Склад пиломатериалов и отделение их обработки располагается непосредственно у транспортных путей с соблюдением требований противопожарной безопасности. Для сушки пиломатериалов применяются высокотемпературные камеры. Пиломатериалы обрабатывают на позициях для изготовления досок пола и обшивки вагонов.

Рессорно-кузнечный участок предназначен для ремонта деталей вагонов способом пластической деформации, восстановления пружин, а также изготовления новых для хозяйственных нужд.

Электросварочный участок предназначен для восстановления изношенных деталей электронаплавкой и заварки трещин, допускаемых по правилам выполнения сварочных работ при деповском ремонте грузовых вагонов.

Участок ремонта электросилового оборудования депо обеспечивает устойчивую и бесперебойную работу оборудования, его техническое облуживание и ремонт.

Ремонтный участок, который выполняет текущий ремонт зданий и сооружений, сетей водоснабжения и канализации депо, снабжает его электроэнергией, теплом, водой и сжатым воздухом, осуществляет ремонт и содержание в чистоте спецодежды.

Так же на территории вагонного депо располагаются обслуживающие подразделения:

- компрессорная;

- склад;

- гаражи;

- котельная;

- сушилка;

- электроподстанция;

- административные здания, санитарно-бытовое помещение, комната отдыха, стоянка личного транспорта работников депо.

 

Генеральный план

Генеральный план является одним из основных элементов проекта, который представляет комплексное технологическое и архитектурно-строительное решение предприятия, определяющее рациональное взаиморасположение зданий и сооружений, обуславливаемое характером и схемой производства, а также спецификой местных условий (рельеф и конфигурация площадки, ее ориентация по странам света, примыкание к основным транспортным магистралям).

Перед разработкой генерального плана предварительно должен быть уточнен перечень основных зданий и сооружений, размещаемых на территории предприятия, площади их застройки и габаритные размеры в плане. Также должны быть определены потребные площади для складирования на открытых площадках ремонтного фонда, готовой продукции, металла, лесоматериалов и других материалов, хранение которых допускается вне зданий. Площади застройки одноэтажных зданий предварительно принимаются по их расчетным значениям. Окончательные значения площадей застройки принимаются с учетом корректирования, обуславливаемого требованиями унификации конструктивных элементов зданий. Для многоэтажных зданий предварительное значение площади застройки определяется как частное от деления расчетной площади на число этажей данного здания. Окончательное значение площади застройки многоэтажного здания уточняется аналогично одноэтажным зданиям.

Существенное значение имеет также взаиморасположение производственно-складских и вспомогательных (административно-бытовых) зданий. Последние, как правило, должны располагаться вблизи от главного входа на территорию со стороны преддеповской площадки, т. е. со стороны основного подхода трудящихся. Около вспомогательного здания следует предусматривать площадку для стоянки автомобилей и транспортных средств, принадлежащих работникам предприятия. Вспомогательные помещения, как правило, следует размещать в пристройках к производственным зданиям. Вспомогательные помещения можно размещать в отдельно стоящих зданиях для уменьшения вредных производственных воздействий, а также тогда, когда пристройка вспомогательных помещений противоречит условиям аэрации производственных помещений. При размещении вспомогательных помещений в отдельно стоящих зданиях последние должны соединяться с производственным корпусом, отапливаемым коридором. В соответствии с основными направлениями технической политики в промышленном строительстве целесообразно предусматривать максимальное блокирование зданий, что позволяет сократить затраты, связанные как с возведением самих зданий, так и с устройством внутриплощадочных коммуникаций. При размещении предприятия в нескольких зданиях разрывы между ними следует принимать минимально необходимыми для устройства дорог, тротуаров, прокладок инженерных коммуникаций, но не менее расстояний, обуславливаемых противопожарными требованиями. При размещении зданий на генеральном плане должны учитываться и санитарные требования, связанные с освещением помещений через оконные проемы. В этом случае расстояния между зданиями должны быть не менее величины наибольшей высоты До верха противостоящего здания или сооружения. Здания и сооружения следует располагать относительно стран света и преобладающего направления ветров с учетом обеспечения наиболее благоприятных условий естественного освещения, проветривания площадки и предотвращения снежных заносов.

При разработке генерального плана следует учитывать, чтобы:

- здания и сооружения (производственные участки) с производственными процессами, выделяющими в атмосферу газ, дым и пыль, а также с взрывоопасными, пожароопасными процессами располагались по отношению к другим зданиям и сооружениям с наветренной стороны;

- склады легковоспламеняющихся, горючих жидкостей и сгораемых материалов не следует располагать по отношению к производственным зданиям с наветренной стороны;

- здания, оборудованные светоаэрационными фонарями, желательно ориентировать таким образом, чтобы оси фонарей были перпендикулярны или находились под углом 45° к преобладающему направлению ветров летнего периода.

При размещении зданий необходимо учитывать рельеф местности и геологические условия на площадке. Рациональное расположение зданий должно обеспечивать выполнение минимального объема земляных работ при планировке площадки. Так, здания прямоугольной конфигурации в плане, как правило, должны размещаться таким образом, чтобы длинная сторона зданий была расположена перпендикулярно к направлению уклона на территории площадки. Основные параметры автомобильных дорог (проездов) на территории предприятия должны приниматься исходя из грузооборота проектируемого предприятия. Проезды с двусторонним движением предусматриваются с шириной проезжей части 6 м, с односторонним движением - 4,5 м. При размещении автомобильных дорог и пешеходных дорожек необходимо, как правило, не допускать пересечений потоков пешеходов и направления движения транспортных средств на территории предприятия. При разработке схемы генерального плана должно быть предусмотрено и благоустройство территории предприятия, включающее устройство тротуаров, площадок отдыха трудящихся, в том числе и спортивных площадок, устройство на преддеповской территории площадок для хранения транспортных средств.

На территории вагонного депо генпланом должно быть предусмотрено размещение следующих объектов:

 - производственный корпус;

- служебно-бытовой корпус;

- склад запасных частей и материалов;

- парк колесных пар;

- автоматическая насосная станция противопожарного водоснабжения с резервуаром для запаса воды;

- очистные сооружения;

- сооружения ГО.

Парк колесных пар оборудуется сдвоенной рельсовой колеей и мостовым (козловым) краном грузоподъемностью 3,2 тс. В парке должно размещаться не менее пятисуточной программы ремонта колесных пар. Расчетная длина пути, приходящаяся на одну колесную пару при размещении ее на сдвоенной рельсовой колее, составляет 0,66 м. Расчетная ширина с учетом проходов между рядами колесных пар - 2,4 м. Производственные здания должны быть отделены от жилых застроек санитарно-защитной зоной размером не менее 100м. Территория вагонного депо по периметру должна иметь ограждение и охранное освещение. К зданиям и сооружениям по всей их длине должен быть обеспечен подъезд пожарных машин: с одной стороны - при ширине здания или сооружения до 18м и с двух сторон - при ширине здания или сооружения более 24м. Площадки для отдыха следует размещать в пределах ветровой тени у зданий, не выделяющих токсичных производственных выбросов.

На территории пассажирского депо следует предусматривать следующие железнодорожные пути:

- погрузочно-выгрузочные тупики;

- ходовой путь;

- отстойные пути;

- приемочные пути;

 - отправочные пути с экипировкой водой и топливом;

На территории грузового депо следует предусматривать следующие железнодорожные пути:

- для размещения вагонов, ожидающих постановки в ремонт и отправки вагонов после ремонта;

- при необходимости для наружной обмывки и предварительной очистки вагонов;

- для ввода и вывода вагонов из ремонтного здания;

- для склада колесных пар и тележек;

- для подачи вагонов к складам запчастей, жидкого и твердого топлива, к котельным;

- для обгона подвижного состава.

Суммарная длина путей для размещения вагонов, ожидающих постановки в ремонт, рассчитывается на размещение не менее двухсуточной программы депо, а для размещения вагонов, ожидающих отправки после ремонта - не менее суточной программы. Минимальная плотность застройки в границах территории депо должна быть не менее 40%.

При разработке генерального плана депо необходимо предусмотреть:

- возможность дальнейшего расширения зданий депо с наименьшими затратами;

-двухстороннее примыкание путей депо к станционным путям;

- рациональное архитектурное решение проекта.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: