Модель психолого-педагогического сопровождения ФГОС НОО

 

I этап (I класс) Поступление ребенка в школу

1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на изучение уровня психологической адаптации обучающихся к учебному процессу.

2. Проведение консультационной и просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями адаптационного периода.

3. Проведение групповых и индивидуальных консультаций с педагогами по выявлению возможных сложностей в формировании УУД и реализации ФГОС. Данное направление позволяет направить работу педагогов на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников.

4. Коррекционно-развивающая работа по формированию УУД и повышение уровня социально-психологической адаптации обучающихся. В рамках реализации этого направления может быть использована программа по психологии для учащихся начальной школы Т.А.Аржакаевой «Психологическая азбука»

5. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности по психолого-педагогическому сопровождению ФГОС НОО, планирование работы на следующий год.

 

II этап

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся II–III классов

1. Работа по сопровождению II–III классов определяется запросом со стороны родителей учащихся и администрации образовательного учреждения.

2. Углубленная диагностика УУД совместно с педагогами.

3. Коррекционно-развивающая работа по формированию УУД.

4. Психологическое просвещение родителей и педагогов, знакомство их с психологическими особенностями возраста.

5. Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики.

 

III этап

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся IV классов

1. Проведение диагностики психолого-педагогического статуса учащихся, выявление детей испытывающих трудности в учебной деятельности и межличностном взаимодействии.

2. Организация групповой психолого-педагогической работы со школьниками, направленной на профилактику возможных трудностей в 5 классе.

3. Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики, по вопросам обучения и воспитания детей.

4. Просвещение и консультирование педагогов по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся

5. Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведенной работы в начальной школе.

 

Ожидаемые результаты:

1. Наличие системы психолого-педагогического сопровождения внедрения ФГОС в начальной школе через разработку эффективных механизмов совместной деятельности участников учебно-воспитательного процесса школы

2. Наличие системы оценивания УУД с учетом возрастных особенностей учащихся.

3. Мониторинг отслеживания сформированности УУД и динамики психологического развития учащихся

4. Информированность всех субъектов образовательного процесса о психолого-педагогических аспектах формирования УУД

5. Сформированность положительного отношения к школе и навыков коммуникативной культуры у большинства выпускников начальной школы через развивающие занятия.

6. Наличие системы коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих проблемы в психологическом развитии и обучении.

 

Содержание работы по основным направлениям.

 

Организационно - методическое направление.

 

Данное направление включает следующие виды деятельности:

1. Анализ документации, методических рекомендаций, психолого-педагогической литературы по требованиям внедрения ФГОС в начальной школе.

2. Участие в ШМО начальной школы по разработке инструментария оценки УДД.

3. Совместный анализ мониторинга УДД в начальной школе.

4. Участие в оформлении документации классов по результатам осуществления ФГОС.

5. Совместный анализ процесса и результатов формирования УУД у школьников.

 

Профилактическое направление

 

Консультирование и просвещение педагогов

· Семинары-практикумы для педагогов:

«Возрастные особенности младших школьников»

«Эмоциональное благополучие ребёнка»

«Профилактика трудностей в учебе»

«Детская агрессивность. Пути решения проблемы»

«Профилактика конфликтов в школьной среде»

«Развитие познавательных процессов в учебной деятельности»

· Участие в психолого-педагогических консилиумах по результатам диагностик с разработкой рекомендаций по сопровождению детей и в первую очередь тех школьников, которые испытывают школьные трудности.

· Индивидуальные и групповые консультации педагогов по работе с разными проблемами классов и учащихся.

 

Консультирование и просвещение родителей

Данное направление включает разные формы работы с родителями:

-информационные;

- проблемные

· Общешкольные и классные родительские собрания, «круглые столы», семинары на темы: « Как помочь ребенку адаптироваться к школе», «Учение – основной вид деятельности младшего школьника. Как родителям помочь ребенку в учебе», «Школьная отметка - критерии выставления, формирование у учащихся правильного отношения к отметке», «Развитие самостоятельности у детей, важной для дальнейшего обучения школьников», «Кризисы взросления младшего школьника», «Психологическая культура и психическое здоровье детей»

· Консультирование родителей по вопросам оказания психологической поддержки своему ребенку.

· Памятки, печатные рекомендации на стенде, информация на сайте школы

 

Диагностическое направление

 

Примерный график психологического сопровождения реализации ФГОС НОО

(диагностическая работа)

 

1. Методика «Лесенка» (В.Г. Щур)

2. Опросник мотивации Н.Г. Лускановой

3. «Дом.Дерево.Человек»

Октябрь, апрель

Регулятивные

1. Методика «Тест простых поручений»

Познавательные

1. Методика «Исследование словесно-логического мышления младших школьников» 1 субтест (Э.Ф.Замбацявичене)

Коммуникативные

1. Методика «Рукавички» (Цукерман)

Адаптация

1. Методика «Домики» (Орехова)

2. Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся Э. М. Александровская, Ст. Громбах(модифицированная Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот)

Октябрь, февраль

Класс (II этап)

Личностные

1. Методика «Самооценка Дембо – Рубинштейна»

2. Опросник мотивации Н.Г. Лускановой

Сентябрь, март

Регулятивные

1. Методика «Тест простых поручений»

Познавательные

1. Методика «Исследование словесно-логического мышления младших школьников» 1-2/1-3 субтесты (Э.Ф.Замбацявичене)

Коммуникативные

1. Методика «Рукавички» (Цукерман)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: