Можно отметить три основные функции:
1) информационная (сообщество сверстников является для подростков каналом получения информации);
2) воспитательная (заключается в воздействии бескомпромиссного мнения товарищей на его самооценку и самоотношение);
Андре Моруа писал: «Школьные товарищи — лучшие воспитатели, ибо они безжалостны».
3) эмоциональная (в сообществе сверстников реализуется эмоциональное единение, обусловленное общностью интересов, эмоционального реагирования на ситуации.
Указанные функции делают общение со сверстниками притягательным и значимым. Для взрослых «тусовки» во дворе, длительные разговоры по телефону кажутся пустым времяпрепровождением, для подростка — это фактор развития. Вопрос лишь в содержании этого фактора. Третья функция обеспечивает единение друзей на основе общности переживаний).
Обозначенные функции указывают на чрезвычайную важность общения со сверстниками для личностного формирования подростка.
В обобщенном виде можно сказать, что в межличностном общении со сверстниками у подростка формируется социальное сознание, которое интериоризуясь, становится самосознанием.
|
|
Таблица 3.
1 фаза - АДАПТАЦИЯ усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности | Например, подросток, попавший в новую для него компанию, ребят, первоначально стремится ничем не выделяться, усваивает принятые в ней нормы общения, лексики, стиль одежды, общепринятые интересы и вкусы - адаптируется |
2 фаза — ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности | Справившись с трудностями адаптации, подросток начинает осознавать, что он как личность утрачивает себя, т.к. другие не могут в нём разглядеть индивидуальности. И подросток ищет средства и способы для обозначения своей личности (спорт, успехи, «бывалость» в отношении между полами, смелость и т.д.). |
3 фаза - ИНТЕГРАЦИЯ общность одобряет и культивирует лишь те индивидуальные особенности личности, которые соответствуют ее ценностям и т.д. | Коллектив, присматриваясь к особенностям подростка, поддерживает лишь те, которые способствуют успеху совместной деятельности. Происходит интеграция личности в общении. |
Особенности поведения подростков
В подростковом возрасте нередко сохраняется склонность к поведенческим реакциям, которые обычно характерны для более младшего возраста. К ним относят следующие:
1. Реакция отказа. Она выражается в отказе от обычных форм поведения: контактов, домашних обязанностей, учебы и так далее. Причиной чаще всего бывает резкая перемена привычных условий жизни (отрыв от семьи, перемена школы), а почвой возникновения таких реакций,- психическая незрелость, черты невротичности, тормозитости.
|
|
2. Реакция оппозиции, протеста. Она проявляется в противопоставлении своего поведения требуемому: в демонстративной браваде, в прогулках, побегах, кражах и даже нелепых, на первый взгляд, поступках, совешаемых как протестные.
3. Реакция имитации. Она обычно свойственна детскому возрасту и проявляется в подражании родным и близким. У подростков объектом для подражания чаще всего становится взрослый, теми или иными качествами импонирующий его идеалам. Реакция имитации характерна для личностно незрелых подростков в асоциальной среде.
4. Реакция компенсации. Она выражается в стремлении восполнить свою несостоятельность в одной области успехами в другой.
5. Реакция гиперкомпенсации. Обусловлена стремлением добиться успеха именно в той области, в которой подросток обнаруживает наибольшую несостоятельность.