Общение со сверстниками в подростковом возрасте

Можно отметить три основные функции

1) информационная (сообщество сверстников является для подростков каналом получения информации);

2) воспитательная (заключается в воздействии бескомпромиссного мнения товарищей на его самооценку и самоотношение);

Андре Моруа писал: «Школьные товарищи — лучшие воспитатели, ибо они безжалостны».

3) эмоциональная (в сообществе сверстников реализуется эмоциональное единение, обусловленное общностью интересов, эмоционального реагирования на ситуации.

Указанные функции делают об­щение со сверстниками притягательным и значимым. Для взрослых «тусовки» во дворе, длительные разгово­ры по телефону кажутся пустым времяпрепровожде­нием, для подростка — это фактор развития. Вопрос лишь в содержании этого фактора. Третья функция обеспечивает единение друзей на основе общности переживаний).

Обозначенные функции указывают на чрезвычай­ную важность общения со сверстниками для лично­стного формирования подростка.

 В обобщенном виде можно сказать, что в межличностном общении со сверстниками у подростка формируется социальное сознание, которое интериоризуясь, становится само­сознанием.

 

Таблица 3.

1 фаза - АДАПТАЦИЯ усвоение действующих в общности норм и овла­дение соответствующими формами и средствами деятельности Например, подросток, попав­ший в новую для него компа­нию, ребят, первоначально стремится ничем не выделять­ся, усваивает принятые в ней нормы общения, лексики, стиль одежды, общепринятые интересы и вкусы - адаптируется
2 фаза — ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности     Справившись с трудностями адаптации, подросток начина­ет осознавать, что он как лич­ность утрачивает себя, т.к. другие не могут в нём разгля­деть индивидуальности. И подросток ищет средства и способы для обозначения сво­ей личности (спорт, успехи, «бывалость» в отношении ме­жду полами, смелость и т.д.).
3 фаза - ИНТЕГРАЦИЯ общность одобряет и культивирует лишь те индивидуальные особен­ности личности, которые соответствуют ее ценно­стям и т.д. Коллектив, присматриваясь к особенностям                      подростка, поддерживает лишь те, которые способствуют успеху совместной деятельности. Происходит интеграция личности в общении.  

 

Особенности поведения подростков

В подростковом возрасте нередко сохраняется склонность к поведенческим реакциям, которые обычно характерны для более младшего возраста. К ним относят следующие:

1. Реакция отказа. Она выражается в отказе от обычных форм поведения: контактов, домашних обязанностей, учебы и так далее. Причиной чаще всего бывает резкая перемена привычных условий жизни (отрыв от семьи, перемена школы), а почвой возникновения таких реакций,- психическая незрелость, черты невротичности, тормозитости.

2. Реакция оппозиции, протеста. Она проявляется в противопоставлении своего поведения требуемому: в демонстративной браваде, в прогулках, побегах, кражах и даже нелепых, на первый взгляд, поступках, совешаемых как протестные.

3. Реакция имитации. Она обычно свойственна детскому возрасту и проявляется в подражании родным и близким. У подростков объектом для подражания чаще всего становится взрослый, теми или иными качествами импонирующий его идеалам. Реакция имитации характерна для личностно незрелых подростков в асоциальной среде.

4. Реакция компенсации. Она выражается в стремлении восполнить свою несостоятельность в одной области успехами в другой.

5. Реакция гиперкомпенсации. Обусловлена стремлением добиться успеха именно в той области, в которой подросток обнаруживает наибольшую несостоятельность.

        

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: