Сущность издержек – это затраты на производство товара или услуги

21. Общий (валовой) доход (TR) есть общая сумма денежной выручки, полученная фирмой в результате реализации произведенной ею продукции.

Средний доход (AR) – это величина денежной выручки, приходящаяся на единицу реализованной продукции.

Предельный доход (MR) есть приращение валового дохода, полученное в результате производства и реализации дополнительной единицы продукции.

Бухгалтерская прибыль – это разница между валовыми доходами фирмы и внешними издержками (т. е. выплатами за сырье, материалы, оборудование, приобретаемые у поставщиков, не входящих в состав фирмы).

Экономическая прибыль – это общая выручка за вычетом всех внешних и внутренних издержек (последние включают нормальную прибыль предпринимателя)

Нормальная прибыль – это часть предпринимательского дохода; минимальная плата (доход), которая должна вознаграждать предпринимательские способности, чтобы стимулировать предпринимателя к деятельности в определенной сфере производства; составная часть вмененных издержек. Важным источником дохода для фирмы является учредительская прибыль.

Чистая прибыль — часть балансовой прибыли предприятия, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, сборов, отчислений и других обязательных платежей в бюджет.

22. Итак, рационально действующая фирма независимо от поло­жения в отрасли (терпит ли она убытки, получает ли нормаль­ную прибыль или сверхприбыль) должна производить только оп­тимальный объем продукции. Это значит, что предприниматель всегда остановится на таком объеме выпуска, при котором за­траты на производство последней единицы товара (т. е. МС) сов­падут с величиной дохода от продажи этой последней единицы (т. е. с MR). Подчеркнем, что данная ситуация характеризует поведение фирмы в краткосрочном периоде.

В долгосрочном периоде отраслевое предложение изменя­ется. Это происходит за счет роста или уменьшения числа участ­ников рынка. Если равновесная цена, сложившаяся на отраслевом рынке, выше средних издержек и фирмы получают сверхприбыль, то это стимулирует появление новых фирм в прибыльной отрасли. Приток новых фирм расширяет отраслевое предложение. Увели­чение предложения товара на рынке ведет к снижению цены. Понижающиеся цены автоматически снижают сверхприбыли фирм.

23. Производственная функция – зависимость объемов производства от количества и качества имеющихся производственных факторов, выраженная с помощью математической модели. Производственная функция дает возможность выявить оптимальный размер издержек, необходимых для производства некоторой порции товаров.

Эффект масштаба - экономический эффект, связанный со снижением средних издержек производства при укрупнении размеров предприятия.

24. Производный характер спроса на факторы производства объясняется тем, что потребность в них возникает лишь в том случае, если с их помощью могут быть произведены товары или услуги обычного потребительского назначения. Спрос на любой фактор производства может возрастать или снижаться в зависимости от того, возрастает или снижается спрос на потребительские товары, изготовленные с помощью данного фактора производства. Например, увеличение спроса на пшеницу вызовет увеличение спроса на пахотные земли под ее посадку

Правило использования ресурсов — принцип, в соответствии с которым фирма при использовании имеющихся в ее распоряжении ресурсов максимизирует прибыль или минимизирует убытки.

25. Предельная норма технологического замещения - количество одного ресурса (фактора производства), которое требуется для замены единицы другого ресурса без изменения объема выпуска.

Изокванта — кривая, демонстрирующая различные вариан­ты комбинаций факторов производства, которые могут быть использованы для выпуска данного объема продукта. Изокван­ты иначе называют кривыми равных продуктов, или линиями равного выпуска

Изокоста — линия, демонстрирующая комбинации фак­торов производства, которые можно купить за одинаковую об­щую сумму денег.

Линия, соединяющая точки касания изоквант и изокост, определяет оптимальную траекторию роста фирмы. Если производственная функция однородна, то оптимальную траекторию роста укажет луч, выходящий из начала координат.

26. Монополист может влиять на цену, изменяя количество продаж. Он максимизирует прибыль, выпуская такой объем, при котором MR = МС. Затем он устанавливает цену, которая побуждает покупателей приобрести этот объем. При этом MR < Р, для каждой единицы, кроме первой. Это связано с тем, что более низкая цена используется при продаже не только дополнительной единицы продукции, но и всей предшествующей. Графически кривая предельного дохода лежит ниже кривой спроса цены

Объем производства, при котором максимизируется прибыль монополиста, соответствует точке пересечения кривых MR и МС и равен Qm. Для того чтобы продать этот объем, монополист устанавливает цену, равную Рт. При этой цене он получает прибыль на единицу товара, равную Рт - АСт; при объеме выпуска Qm чистая прибыль равна (Рт - ACm) х Qm.

27. Ценовая дискриминация это установление продавцом разных цен на различные единицы одного и того же товара, продаваемые разным покупателям.

Ценовая дискриминация I степени имеет место, когда каждая единица товара продается по цене ее спроса, то есть цены для всех покупателей различны. Это совершенная дискриминация.

Ценовая дискриминация II степени имеет место, когда разные единицы товара или выпуска продаются по разным ценам, но потребитель, покупающий одинаковое количество блага, уплачивает одинаковую цену.

Ценовая дискриминация III степени -предполагает, что разным лицам продукция продается по разным ценам, но каждая единица товара, покупаемая отдельным субъектом, оплачивается им по одинаковой, независимой от объема покупки, цене.

Антимонопольное законодательство направлено против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти. Антимонопольное законодательство может пониматься в узком смысле и широком смысле. В первом случае, оно направлено против чистых монополий и крупных олигополий, обладающих избыточной монопольной властью, а также на предотвращение «нечестных» действий, нарушающих общепринятые нормы делового общения. Широкая трактовка антимонопольного законодательства направлена против всех форм накопления монопольной власти (в том числе и мелкими фирмами), любых форм монопольного поведения.

28. Олигополия - тип рынка несовершенной конкуренции, для которого характерен контроль со стороны нескольких крупных фирм над основным выпуском отрасли. Дуополия - контроль только двух крупных продавцов над объемом выпуска отрасли.

Ценообразование: как правило, фирме не выгодно повышать цены на свои товары и услуги, поскольку велика вероятность того, что другие фирмы не последуют за первой, и потребители «перейдут» к компании-сопернику.

Если же фирма понижает цены на свою продукцию, то, чтобы не потерять клиентов, конкуренты обычно следуют за понизившей цены компанией, также снижая цены на предлагаемые ими товары: происходит «гонка за лидером». То есть, когда компания снижает цены или предлагает новые услуги или продукты, конкуренты должны последовать ее примеру. В противном случае, если они не предоставят покупателям альтернативу, они могут вообще лишиться тех самых покупателей.

Таким образом, между олигополистами нередко случаются так называемые ценовые войны, в которых фирмы устанавливают на свою продукцию цену, не большую чем у конкурента-лидера.

Дилемма заключённого — фундаментальная проблема в теории игр, согласно которой рациональные игроки не всегда будут сотрудничать друг с другом, даже если это в их интересах.

29. Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта - это тип рынка несовершенной конкуренции. Характеризуется множественностью конкурентов. Поэтому в шка­ле степени власти над ценой монополистическая конкуренция расположе­на между совершенной конкуренцией и олигополией.

Дифференцированные продукты - это неоднородные продукты, т. е. одина­ковые по сути, но несколько отличающиеся по внешнему виду (вкусу, цве­ту, форме, упаковке), по консистенции, качеству и т. д. Принцип технологии их производства один и тот же. Но существуют некоторые ню­ансы в технологии, создающие отличительные особенности продукта.

Ценовая конкуренция - это есть такое соперничество продавцов, когда каждый стремится выиграть за счёт более приемлемой для покупателя цены, Проще говоря, продавец старается предложить товар по цене, ниже конкурентной.

Неценовая конкуренция - метод конкурентной борьбы, в основу которого положено не ценовое превосходство над конкурентами, а достижение более высокого качества, технического уровня, технологического совершенства, с большей надежностью, более длительными сроками службы и другими более совершенными потребительскими свойствами. Существенную роль в неценовой конкуренции играют: оформление, упаковка, последующее техническое обслуживание, реклама.

30. Основные черты монопсонии:

- количество занятых на данной фирме составляет основную часть занятых данным видом труда;

- данный вид труда является относительно немобильным либо в силу географических факторов, либо затруднен переход по каким-либо причинам на альтернативные рабочие места (например, требуется смена профессии);

- фирма диктует зарплату: ставка зарплаты находится в прямой зависимости от количества нанимаемых рабочих.

Итак, монопсонист, манипулируя объемом своих закупок, может воздействовать на рыночную цену приобретаемой продукции. Его можно назвать «ценоискателем». С точки зрения монопсониста, рыночная цена предложения будет отражать динамику средних издержек всей отрасли.

Кривая предложения для монопсониста - это кривая средних издержек отрасли (АС). Любая точка, находящаяся на кривой АС, со­ответствует тому или иному уровню цены предложения монопсониста при закупке им определенного количества товара Q.

D - кривая спроса (с точки зрения монопсониста - кривая пре-дельной полезности, или предельного дохода MU, или MR). Найдем точку равновесия покупателя-монопсониста на пересечении кривых его МС и MR.

Точка Е - место пересечения кривой МС и кривой D (кривой предельного дохода покупателя-монопсониста). Таким образом, на кривой АС находим точку Еу которая и определит уровень цены приобретения монопсониста Ру Она оказывается ниже цены Ро, которая была бы в условиях совершенной конкуренции покупателей. На этом графике монопсонист приобретает продукцию в количестве Qv что меньше количества Qo в условиях совершенной конкуренции. Важно понять, что уровень объема закупок монопсонист определяет, сравнивая свои МС и MR и находя точку их пересечения.

31. Рынок труда – рынок, на котором в результате взаимодействия спроса и предложения формируется цена на труд.

Заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты; денежная компенсация, которую работник получает в обмен за свою рабочую силу.

Номинальная (денежная) – количество денег, полученных работником за выполненную работу.

Реальная – это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на номинальную заработную плату.

Безработица — наличие в стране людей, составляющих часть экономически активного населения, которые способны и желают трудиться по найму, но не могут найти работу.

Роль государства как субъекта отношений на рынке труда двояка. С одной стороны, государство - выразитель общенациональных интересов, гарант соблюдения трудового законодательства и институт смягчения внутренних рыночных противоречий, негативных последствий работы свободного рыночного механизма. С другой стороны, государство - это самостоятельный субъект на рынке труда, как работодатель, преследующий свои интересы, но в рамках общенациональных. Доля государственного сектора в экономике развитых стран, в частности на рынке труда, достаточно велика - от 20 до 80%, что делает его еще более регулируемым и контролируемым. Однако слишком сильное вмешательство государства в рыночный механизм ведет к его частичному разрушению: трудовые и социальные гарантии негативно отражаются на мобильности труда и трудовой мотивации, а контролируемая заработная плата способствует развитию инфляции.

32. Земля является первичным ресурсом, поскольку она представляет собой искусственно не воспроизводимый фактор производства. В отличие от всех других средств производства земля не утрачивает своих полезных свойств в процессе эксплуатации в длительном периоде.

В отличие от других факторов производства земля может быть отдана в пользование или продана (передана во владение другому лицу)

Рента – факторный доход, плата собственнику за разрешение применить капитал к земле.

Абсолютная земельная рента – это рента, уплачиваемая со всех участков земли.

Дифференциальная рента - это разница между общественной ценой, отражающей производственные затраты на худших участках, и индивидуальной ценой единицы продукции, складывающейся на лучших и средних по качеству землях.

Цена земли (Pz) прямо пропорциональна величине ренты (r) и обратно пропорциональна величине ссудного процента

33. Под капиталом на рынке факторов производства понимается физический капитал, или производственные фонды (станки, машины, оборудование, здания, сооружения, запасы материалов и полуфабрикатов и т.п.). В более широком смысле капитал может быть определен как ценность, приносящая доход (например, ценные бумаги). Доход на капитал называют процентом.

Инвестиции – долгосрочные вложения средств, в целях создания новых и модернизации действующих предприятий, освоения новейших технологий и техники, увеличения производства.

Дисконтирование — это определение стоимости денежного потока путём приведения стоимости всех выплат к определённому моменту времени.

34. К преимуществам относят:

- экономическую демократию – свободу выбора и действий потребителей и покупателей (они независимы в принятии своих решений, заключении сделок);

- эффективное распределение ресурсов;

- гибкость, высокая адаптивность к изменяющимся условиям, способность к удовлетворению

  - разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг, быстрой корректировке

- неравновесия.

Недостатки («провалы») рыночного механизма:

- не способствует сохранению невоспроизводимых природных ресурсов – не имеет механизма

- защиты окружающей среды и не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих

- всему человечеству (например, богатств океана);

- способствует принятию решений, эффективных в краткосрочном периоде, но им игнорируются

- потенциально негативные отдаленные последствия принимаемых решений;

- не создает стимулы для производства общественных благ;

- развивается неравномерно, импульсно;

   - не ориентирован на решение социальных проблем.

Фиаско рынка (провал рынка, несостоятельность рынка, изъян рынка) — это такая рыночная ситуация, при которой равновесие на рынке не является эффективным по Парето[1], то есть механизм рыночного регулирования, «невидимая рука рынка», не срабатывает (например, загрязнение окружающей среды, восстановление почвы после добычи полезных ископаемых). Таким образом, «провалы» (фиаско) обычно подразумевают необходимость административного регулирования экономики и экономических отношений с целью сглаживания или устранения негативных последствий от действия рыночного механизма.

Экстерналии – это издержки и выгоды, связанные с производством и потреблением блага, но выпадающие на долю лиц, не участвующих в сделке. Бывают положительные (3-я сторона получает выгоду) и отрицательные («страдает» 3-я сторона).

Интерналии – издержки или выгоды, получаемые участниками сделки, которые не были оговорены при ее заключении. Возникают в результате заключения сделки в условиях недостаточной (ассиметричной) информации, недоступности информации для одной из сторон.

Административные меры. Государство вводит специальную плату за выбросы вредных веществ, которая устанавливается за каждую единицу объема или веса вредных веществ и фактически тождественна корректирующему налогу. Плата за выбросы дифференцируется в зависимости от вида и объема вредных веществ, она накапливается в специальном фонде и используется для мероприятий по охране окружающей среды.

Государство разрабатывает и законодательство устанавливает стандарты на загрязнение окружающей среды, то есть предельно допустимые нормы концентрации (ПДК) вредных веществ. За превышение этих норм на предприятие накладывается штраф. Если величина штрафа значительна, то предприятию выгодно либо перейти на другую технологию, либо строить очистные сооружения.

Рыночный - корректирующая субсидия выплачивается за каждую единицу товара или услуги. Она равна предельной внешней выгоде, sb=MEB, Для положительного внешнего эффекта в потреблении, или равна предельным внешним издержкам, sb=MEC, для положительного внешнего эффекта в производстве.

35. Производство и распределение общественных благ относится к основным функциям государства, его первоочередным задачам. Сегодня нормальное функционирование национальной экономики невозможно представить без таких общепринятых благ, как бесплатная система здравоохранения, образования, внешняя и внутренняя безопасность государства, социальное обеспечение и страхование.

Асимметричность информации в микроэкономике — это неравномерное распределение информации между сторонами контракта.

36. Трансакционные издержки — затраты, возникающие в связи с заключением контрактов (в том числе с использованием рыночных механизмов); издержки, сопровождающие взаимоотношения экономических агентов.

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: