Проблемы противодействия распространению «легких» наркотиков

 

Для России проблема распространения «легких» наркотиков, прежде всего, информационная. Сильное влияние оказывает законодательная и правоприменительная международная практика, ее широкое рекламирование в средствах массовой информации, в том числе, в сети Интернет. Не имея возможности ее изъять из информационного пространства, необходимо грамотно толковать для молодежи.

В частности, в печати Калифорнии все чаще обсуждается вопрос о легализации марихуаны. Активисты хотят, чтобы хранение ее унции было разрешено лицам, достигшим 21 года. Высказывается мнение, что указанное наркотическое растение может стать новым источником прибыли, который облегчит бюджетный дефицит штата. Отмечаются и опасения критиков, утверждающих, что «вред, нанесенный обществу легализацией, –  от снижения успеваемости в учебе до увеличения количества дорожно-транспортных происшествий и несчастных случаев на работе – превзойдет возможную экономическую выгоду»1.

По заявлению руководителя управления по национальной политике в области контроля за распространением наркотиков США на за прошедшие четыре десятилетия неуклонно росли ассигнования на борьбу с наркотиками. «В 1969 году из американского бюджета на борьбу с наркотиками выделялось 81,4 млн. долларов. За пять лет цифра выросла почти на порядок – до 760 млн. долларов. В 2008 году только из федерального бюджета потрачено на эти цели 13,7 млрд. Примерно в 1,5 раза больше на антинаркотическую войну расходуют бюджеты штатов»2. Поэтому однозначно, проблема распространения «легких» наркотиков - это и проблема огромного финансирования.

По данным за 2007 год, «самой частой причиной ареста в США были преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков. Из 1,8 млн. арестованных 82,5 % обвинялись в их хранении, примерно в каждом втором случае это была марихуана. В тюрьмах в этот год был установлен рекорд по заключенным – 2,3 млн. человек»1. В настоящее время во многих штатах назначается тюремное заключение за хранение любого количества запрещенного наркотика. Однако в 13 из них (Аляска, Вашингтон, Гавайи, Калифорния, Орегон и другие) с 1996 по 2009 годы были приняты законы, отменяющие уголовную ответственность за хранение и выращивание марихуаны для нуждающихся в ней по медицинским показаниям. «На Ямайке трижды лоббировалась ее легализация (в 2001, 2003 и 2008 годах). По данным американских правоохранительных служб, 60-80 % прибыли мексиканские наркокартели получают именно за счет «травки»2. При этом 11 января 2010 года одобрен законопроект о легализации марихуаны 14 штатом США – Нью-Джерси.

Эксперты констатируют, что переход к промежуточной стратегии оборота наркотиков в США связан с медленным, но неуклонным ростом общей приобщенности к наркотикам выпускников американских школ.

По европейским данным в Финляндии хотя бы раз пробовали наркотики 10 % населения, в Дании и Англии – 25-30 %. В целом по всей Европе цифра колеблется вокруг 20 % (Бельгия, Германия, Испания, Нидерланды)3. Среди молодежи уровень потребления примерно вдвое выше, чем среди взрослых. Так, например, коноплю пробовало 15 % молодежи в Финляндии и Швеции, 28-40 % – в Дании, Франции, Ирландии, Нидерландах, Испании и Великобритании; амфетамины, экстази и кокаин 1-6 % (в Великобритании 16 % – амфетамин и 8 % – экстази)1.

Чешские власти с 1 января 2010 года легализовали продажу не только так называемых мягких наркотиков, но и даже некоторых их «тяжелых» аналогов, «определив минимальное количество наркотических средств (в граммах: марихуаны – 15, героина – 1,5, кокаина – 1, гашиша – 5, амфетамина – 2; пять доз ЛСД и до 40 галлюциногенных грибов), хранение которых обернется не уголовной, как раньше, а административной ответственностью. Правительства Польши и Словакии, встревоженные таким «социальным экспериментом», заявили о создании специальных приграничных подразделений полиции, так называемых «заградительных отрядов» против ввоза «дури». Для сравнения: в Польше, например, до сих пор можно загреметь на три года даже за одну дозу марихуаны. А за распространение и производство наркотиков грозит лишение свободы до 8 лет. Тем временем в польских молодежных интернет-блогах появились адреса, где в Чехии можно купить «наркоту» и по каким ценам. Притом, что еще до конца не решен вопрос о том, где и как будут продаваться легализованные наркотики: под госконтролем в специализированных кафе и барах, как в Голландии, или же это дело оставят на откуп «бизнесу». Кстати, в той же Голландии власти не раз изъявляли желание покончить с наркотуризмом. В не меньшей степени они обеспокоены и перспективой организации «наркотуров» в Чехию»2. «В связи со вступлением в силу нового закона, цены на наркотики в Чехии снизились на 30-40 %. Однако, как отмечают эксперты, в стране официальных мест их продажи нет, и торговля остается нелегальной. Согласно статистике, 28 % чехов моложе 24 лет хотя бы раз в год курят траву, что является наивысшим показателем в Евросоюзе. По данным Европейского мониторингового центра по наркотикам и наркомании (EMCDDA), в Старом Мире именно чешская молодежь – лидер по курению марихуаны. Некоторые правительства ЕС уже выразили обеспокоенность чешским экспериментом»1. Таким образом, сегодня каннабис является самым распространенным наркотическим средством в мире.

Суть спора вокруг отказа от контроля над наркотиками разъясняетсяво Всемирном докладе о наркотиках за 2008 год, подготовленном УНП ООН2. В пользу такого отказа выдвигаются аргументы, связанные с экономикой, здравоохранением и безопасностью. По мнению исполнительного директора УНП ООН Антонио Мария Коста, экономическое обоснование следующее: «необходимо легализовать наркотики и тем самым увеличить налоговые поступления. Этот аргумент по принципу легализовать и обложить налогом аморален и экономически неоправдан. Он предлагает ввести налог на порок, который из поколения в поколение выплачивали бы группы наркоманов для стимулирования оживления экономики. Может быть сторонники такой меры выступают и за легализацию и обложение налогом других трудноконтролируемых видов преступной деятельности, таких как торговля людьми?»3. Он убежден, что «любое сокращение расходов на борьбу с наркотиками (вследствие сокращения расходов на правоохранительную деятельность) будет сведено на нет значительным ростом затрат на здравоохранение (из-за резкого роста наркопотребления).

Другие заявляют, что после легализации можно избежать возникновения угрозы массовой наркомании путем введения государственного регулирования рынка наркотиков. Речь вновь идет о недальновидной позиции. Во-первых, чем жестче контроль, тем быстрее можно ожидать появления параллельного (преступного) и более масштабного рынка, что лишает эту концепцию смысла. Во-вторых, принятие таких изощренных мер контроля по силам только нескольким (богатым) странам»1. Его тезис не вызывает у нас сомнения: «Не следует забывать одну простую истину: наркотики наносят вред не потому, что их контролируют, а их контролируют потому, что они наносят вред»2.

Еще во Всемирном докладе о наркотиках за 2004 год УНП ООН акцентировало внимание на необходимости «сбалансированности профилактических мер и правоохранительных мероприятий»3, в 2008 году выделяло «самую серьезную озабоченность организованной преступностью»4. В связи с этим, исполнительный директор УНП ООН обратился к государствам-участницам снастоятельным призывом провести незамедлительно перенастройку программных ориентиров в направлении усиления мер контроля над преступностью без ослабления мер контроля над наркотиками. Доклад за 2009 год резюмирует: международному сообществу необходимо совмещать мероприятия по снижению предложения наркотиков с мероприятиями по сокращению их спроса и интегрировать национальные усилия в международные стратегии5.

Исполнительный директор Управления ООН по борьбе с наркотиками и преступностью в указанном докладе отметил, что имея практически неограниченные возможности при спросе, наркодельцы вкладывают большие средства в увеличение силы воздействия каннабиса на организм человека, и соответственно его рыночной привлекательности. Как результат, мы имеем катастрофические последствия: сегодня характеристики каннабиса не слишком отличаются от таких наркотических средств, как кокаин и героин. «Эпидемия распространения каннабиса, подобно всем другим угрозам здоровью людей, требует действенных и долгосрочных мер государств»1.

Проблема противодействия распространению «легких» наркотиков заключается также в противодействии направлению деятельности организованной преступности. Сам термин «легкий» наркотик – это преступный продукт, который лоббируется ею. Конечно, нельзя отрицать, что действия различных наркотических средств по силе воздействия на организм человека, по времени развития стадии болезни отличаются, однако, учитывая увеличение силы воздействия каннабиса, наркозависимость наступает сегодня и только от его курения. Эти случаи не единичны, распространяются среди молодежи с разным уровнем достатка, образования, видами занятости. Поэтому мы полностью солидарны с запретом на «легкие» наркотики и вообще за устранение сочетаемости «легкости» от этих видов психоактивных веществ.

    Основная масса потребляющих наркотики начинает с каннабиса, и начинать так легче, если ранее курил табак. Всероссийские исследования выявили взаимосвязь между употреблением наркотиков и табачных изделий. Табакокурение является для молодых людей первым шагом на пути к более сильным психоактивным веществам. Поэтому его профилактика – это профилактика курения каннабиса, иных видов наркотиков и способов их применения.

По медицинской классификации среди 7 факторов здорового образа жизни применительно к курению устанавливается не ограничение от него, а отказ. Противодействие молодежному курению оказывается неэффективно. Одна из причин в том, что в этой борьбе на другой стороне активно действуют транснациональные табачные компании, обладающие огромными ресурсами и амбициозными планами захвата новых рынков. Учитывая связь табакокурения и наркопотребления, можно сказать, что эти компании выступают в наркоконфликте в качестве одного из объектов на стороне «за наркотики»1.

«По данным Общественной палаты, 400 тыс. россиян ежегодно погибают от потребления табака – примерно такие же показатели зафиксированы в США, стране с вдвое большим населением. К тому же из-за преждевременных смертей страна ежегодно теряет около 3 % своего валового внутреннего продукта (ВВП) – примерно 36 млрд. долларов»2. При этом, «российский акцизный налог на табачную продукцию – один из самых низких в мире. Повышение акцизного налога до минимального европейского уровня могло бы приносить ежегодно в бюджет страны 300 млрд. рублей. Но за последние 10 лет реальные цены на сигареты, учитывая инфляцию, становились все более доступными»3. 23 сентября 2010 года утверждена Концепция государственной политики противодействия потреблению табака на 2010-2015 гг.4 Согласно этому документу, реклама сигарет будет полностью запрещена в 2012 году, а к 2015 году размер акциза повысится в 10 раз.

Таким образом, при противодействии распространению «легким» наркотикам сталкиваемся с рядом проблем. Во-первых, информационной, требующей грамотного правового толкования законодательных актов и правоприменительной практики. Во-вторых, взаимовлияние правовых систем, лоббирование внедрения международного опыта в России требует освещения полученных разрушительных результатов такого опыта.

Медицинский аспект проблемы противодействия распространению «легким» наркотикам заключается в преобладании в России способа потребления наркотиков – курения при интенсивном приобщении к нему молодежи, после приобщения к курению табачных изделий.

Названные проблемы требуют проведения бесед с обучаемыми по единым типовым лекциям.

 


1 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ, 12.05.2009 г., № 537 // СЗ РФ. – 2009. – № 20. – Ст. 2444.

 

1 Здесь и далее приводятся результаты изучения автором 300 уголовных дел, рассмотренных с 2000 по 2011 гг. судами России. 

2 Состояние и динамика наркоситуации в среде населения России в возрасте 11-40 лет. – М. – 2006. – С. 28.

3 Жизнь хороша. Без наркотиков // Российская газета. – 2002. – № 49. – С. 4.

4 Режим доступа к изд.: www.stratgap.ru.

5 Там же.

1  Смерть от передозировки // Голос Белогорья. – 2009. – 23 дек. – С. 2.

2 Хоменко Н. У наркомана короткая жизнь // Режим доступа: http: old.zrpress.ru› 2004/078/p020.htm.

3 Савельева И.В., Жилина Н.Ю. Некоторые особенности криминологической характеристики преступного поведения несовершеннолетних, связанного с незаконным оборотом наркотиков // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. – 2010. – № 3. – С. 30.

1  Романова Л.И. Наркопреступность: криминологическая и уголовно-правовая характеристика. – 2-е изд. – Владивосток. – 2009. – С. 14-15.

 

1 См.: данные ГИАЦ МВД РФ. – М. – 1989-2007 г.г.

2 О совершенствовании государственного управления в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ: Указ Президента РФ, 24.09.2002 г., № 1068 // Российская газета. – 2002. – № 182 (3050) (с изм. Указа Президента РФ от 11.03.2003 г. № 306).

3  О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ, 9.03.2004 г., № 314 // СЗ РФ. – 2004. – № 11. – Ст. 945 (с изм. Указа Президента РФ от 22.06.2009 г. № 710).

4  Вопросы Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков: Указ Президента РФ, 28.07.2004 г., № 976 // СЗ РФ. – 2004. – № 976. – Ст. 3234 (с изм. Указа Президента РФ от 14.05.2010 г. № 589).

1 Данные ГИАЦ МВД России за 2002-2009 гг. – М: ГИАЦ МВД России, 2002-2009.

1 Гришко А.Я. Характеристика личности хронических алкоголиков и наркоманов / Под ред. В.К. Очнева, Рязань. – 1991. – С. 18.

2  Данные ГИАЦ МВД России за 2008 г. – М: ГИАЦ МВД России, 2008.

1  См.: Состояние преступности в России за 2006 г.-9 месяцев 2010 г. – М.: ГИАЦ МВД России, 2006 г. – 9 месяцев 2010 г.

2 Лесников Г.Ю. Уголовная политика современной России (методологические, правовые и организационные основы): автореф. дис. … д-ра юрид. наук: 12.00.08. – М. – 2005. – С. 30.

1 Исаев М.Х. Некоторые особенности деятельности органов внутренних дел в СКФО о предупреждению преступлений (на примере Чеченской Республики) // Российский следователь. – 2010. – № 22. – С. 19.

2 Кобец П.Н. Предупреждение преступности, связанной с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ на территории России (причины, тенденции, прогноз) // Российский криминологический взгляд. – 2007. – № 4. – С. 175.

1  См.: Тимофеев Л. Наркобизнес как экономическая отрасль (теоретический подход) // Вопросы экономики. – 1999. – № 1. – С. 88-104.

2  Данные ГИАЦ МВД России за 2007 г. – М: ГИАЦ МВД России, 2007.

3  Там же.

1 Клейменов М.П. Введение в этнокриминологию. – Омск. – 2004. – С. 185.

2 Данные ГИАЦ МВД России за 2006 г. – М: ГИАЦ МВД России, 2006.

3 Данные ГИАЦ МВД России за 2007 г. – М: ГИАЦ МВД России, 2007.

4 Данные ГИАЦ МВД России за 2008 г. – М: ГИАЦ МВД России, 2008.

5 Данные ГИАЦ МВД России за 2009 г. – М: ГИАЦ МВД России, 2009.

6 В скобках указано число лиц, совершивших преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, психотропных веществ и их прекурсоров или аналогов, сильнодействующих веществ.

7 Состояние преступности в России в 2010 году. – М: ГИАЦ МВД России, 2010.

8 Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел / Под ред. В.Я. Кикотя, С.Я. Лебедева, М. – 2009. – С. 346.

1 Орлова Ю.Р. Групповая преступность несовершеннолетних: основные тенденции и проблемы предупреждения // Российский следователь. – 2010. – № 4. – С. 14.

2 Учетная форма ГИАЦ МВД России с 2010 года в структуру преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров или аналогов, сильнодействующих веществ, включает ст.ст. 174-174.1, 210, части 2-4 ст. 188 УК РФ // Состояние преступности в России за 2010 год. – М. – 2010.

1 См.: Состояние преступности в России за 2007 год // Режим доступа к изд.: mvd.ru.

2  См.: Состояние преступности в России за 2008 год // Режим доступа к изд.: mvd.ru.

1 Меретуков Г.М.Криминалистические проблемы борьбы с наркобизнесом организованных преступных групп: монография. – М. – 1995. – С. 114.

2 Число безработных в России выросло за январь на 10,7 % // Режим доступа к изд.:http://top.rbc.ru/society/02/03/2010/376203.shtml.

1 См.: Руководство по проведению программ обучения навыкам жизни в семье в целях предотвращения злоупотребления психоактивными веществами: Управление ООН по наркотикам и преступности. – Нью-Йорк. – 2009. – № R.09.XI.8 P.

2 Там же. – С. 9.

3  Профилактика наркотизма: теория и практика / Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого. – Самара. – С. 72.

1 Крэк изобилия // Журнал «Власть». – 08.06.2009. – № 22 (825). Режим доступа к изд.: sartrac.ru/i.php.

2 Там же.

1 Крэк изобилия // Журнал «Власть». – 08.06.2009. – № 22 (825). Режим доступа к изд.: sartrac.ru/i.php.

2 Там же.

3 EMCDDA. Annual report on the state of the drugs problem in the European Union and Norway, European Monitoring Centre for Drugs and Drug Addiction (EMCDDA), 2002; EMCDDA. – 2004. – Annual report // Режим доступа к изд.: www. emcdda.eu.int.

1 EMCDDA. Annual report on the state of the drugs problem in the European Union and Norway, European Monitoring Centre for Drugs and Drug Addiction (EMCDDA), 2002; EMCDDA. – 2004. – Annual report // Режим доступа к изд.: www. emcdda.eu.int.


Шаньков В. Легализация наркотиков в Чехии напугала соседние страны // «Новые известия». – 12 января 2010 г. // Режим доступа к изд: www.demoscope.ru/weekly/2010/0405/gazeta-025.php.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: