Пока капитаны составляют слова, мы переходим к следующему конкурсу

Разработка урока по физике.

Тема: Обобщающее повторение курса физики.
Цель урока: обобщение и повторение знаний о физических явлениях и законах физики и природы.

Задачи урока:

Образовательные: обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении курса физики, проконтролировать уровень усвоения изученного материала.

Развивающие: формирование информационной компетентности, умения применять полученные знания в нестандартной ситуации, развитие внимания и устной речи.

Воспитательные: создать условия для повышения интереса к изучаемому предмету, умения работать в коллективе.

Вид урока: обобщающее повторение.

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения урока: викторина.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядные пособия:  плакаты с высказываниями ученых о физике.

Методическая цель: использование информационных технологий при повторении материала, рациональное использование современных и традиционных методов обучения.

Эпиграф к уроку: «Физика! Какая емкость слова! Физика для нас не просто звук! Физика – опора и основа всех без исключения наук!»

Ход урока.

1. Организационный момент.

Проверка подготовленности к уроку.

1. Вступительное слово преподавателя:

Вы изучаете много различных предметов, для того чтобы лучше понять самый главный предмет – жизнь. Физика, каковы ее достижения? Физика и медицина… наука о явлениях природы и наука о болезнях человека, их лечении. Нет ни одной области медицины, где бы не применялись  физические приборы для установления диагноза и лечения заболевания. Знание физики необходимо в профессии водителя, так как  прежде всего эта профессия связана со знаниями об устройстве и работе двигателя. Физика нужна повару на кухне. Физика помогает криминалисту.

Мы с вами заканчиваем изучение физики и сегодня проводим урок, на котором вспомним физические явления, основные законы и открытия, ученых, которые совершали эти открытия. Этот урок мы проведем в форме викторины. Вы заранее поделились на три команды, и каждая расположилась за своим столом. Вашим домашним заданием было придумать название и девиз, под которым вы будете выступать. В каждом конкурсе своя система оценивания. Оценивать ответы будет компетентное жюри (представление членов жюри).

1. Представление команд.

Жюри оценивает оригинальность представлений.

1. Викторина.

1. Конкурс «Знакомые буквы».

На экране буквы – обозначения разных физических величин (плотность, давление, сила, скорость, масса, длина, температура, объём, влажность). Ваша задача: прослушав пословицы, поговорки, загадки, поставить им в соответствие одну из этих величин.

Если отгадано с первой попытки, то команда зарабатывает 10 баллов, со второй – 7баллов, с третьей – 5 баллов.

Вопрос команде 1.

· Пеший конному не товарищ.

· Поспешишь – людей насмешишь.

· Тише едешь – дальше будешь.

О какой величине идет речь? (скорость).

Вопрос команде 2.

· Не все на свой аршин меряй.

· Семь раз отмерь – один раз отрежь.

· Без меры и лаптя не сплетешь.

С какой физической величиной можно связать эти пословицы? (длина).

Вопрос команде 3.

· Мал золотник да дорог.

· Своя ноша не тянет.

· Тяжело понесешь – домой не донесешь.

Назовите физическую величину. (масса).

Жюри подводит итоги конкурса и объявляет результаты.

1. Конкурс «Капитаны».

Капитаны команд приглашаются к доске. Из букв слова «динамометр» необходимо составить слова. Каждое слово 1 балл.

Пока капитаны составляют слова, мы переходим к следующему конкурсу.

1. Конкурс «Великие имена».

По портрету и отдельным фактам биографии назвать имя великого физика. Команда, давшая первой правильный ответ, получает 5 баллов.

 

1. Прожил долгую жизнь, родился в Англии, никогда не выезжал из нее. Самому важному сочинению своей жизни он дал заглавие «Математические начала натуральной философии». Это сочинение превратило физику в уникальную область человеческих знаний, методы которой обладают абсолютной универсальностью. Выведенные им законы могут применяться и при описании внутриклеточных процессов и при движении галактик. Его три закона создали почву для новой научной практики, получившей название классической физики. Та яблоня, упавшее с которой ему на голову яблоко подтолкнуло его к открытию закона всемирного тяготения, была единственной в его саду в небольшом поместье недалеко от Лондона. (НЬЮТОН)

2) Польский ученый, создатель труда «О вращении небесных сфер», сформулировал основные положения гелиоцентрической системы мира, согласно которой Солнце находится в центре мироздания, а Земля лишь рядовая планета. Земля вращается вокруг Солнца по круговой орбите(годовое вращение), одновременно вращаясь вокруг своей оси(суточное вращение). Жил во Фромборке в одной из башен крепостной стены, окружающей собор. Это помещение, где он прожил свыше 30 лет, служило ему обсерваторией, оно сохранилось до настоящего времени. Ему благодарные потомки водрузили памятник в Кракове, его именем назван университет в Польше. (КОПЕРНИК)

3) Итальянский физик и астроном. Открыл законы падения тел и качания маятника. Преподавал в университетах Италии, был придворным математиком герцога во Флоренции. Дал ответ на вопрос «Как будет двигаться тело, если на него не будут действовать другие тела?» его принцип относительности механических движений распространился на все физические процессы. Изобретенный им телескоп позволил ему аргументированно выступать в защиту теории Коперника. За передовые взгляды был подвергнут суду святой инквизиции. По легенде, выходя из зала суда, он воскликнул: «А все-таки она вертится!». (ГАЛЛИЛЕЙ)

4) Родился на острове Сицилия в городе Сиракузы. Отец его – астроном Фидий был родственником Гиерона, ставшего царем города в 270 г. до н.э. он добился успехов в приложении геометрических построений к задачам механики. Он одним из первых ученых работал на войну. Он изобрел рычаг. С одним из его открытий мы сталкиваемся регулярно, принимая ванну. По легенде ему принадлежит возглас «Эврика!», который прозвучал вслед за сделанным им открытием. (АРХИМЕД).

5) Известный английский физик, который экспериментально обосновал закон сохранения энергии. Он был не первым ученым, предложившим этот принцип, но первым кто продемонстрировал его обоснованность. Немного позже принцип сохранения энергии положил начало новой научной дисциплине – термодинамике. В 1841 году в результате экспериментов этого ученого был открыт закон сохранения энергии, позднее названый его именем. (ДЖОУЛЬ).

6) Французский физик. Публиковал работы по технической механике. Он сформулировал законы кручения, изобрел крутильные весы, которые сам же применил для измерения электрических и магнитных сил взаимодействия. С 1785 по 1789 гг. опубликовал семь мемуаров, где сформулировал закон взаимодействия электрических зарядов и магнитных полюсов, позже получивший его имя, а также закономерность распределения электрических зарядов на поверхности проводника. Ввел понятия магнитного момента и поляризации зарядов. (КУЛОН).

7) Внес значительный вклад в развитие учений о теплоте, оптике, электричестве, метеорологии, геологии, астрономии. Основные достижения касаются физики, химии и астрономии. Его развитие науки о стекле позволило создать известную сейчас знаменитую русскую мозаику. Открыл закон сохранения материи. Сформулировал принципы кинетической теории газов. Обнаружил электрическое происхождение северного сияния. Разработал теорию цветов. Открыл атмосферу на Венере. Создал уникальный на то время отражательный телескоп-рефлектор. Высказал предположение, что поверхность Солнца «кипит», а хвосты комет образованы под воздействием солнечной энергии. (ЛОМОНОСОВ).

8) Знаменитый немецкий физик. В 1888 г. произвел опыты над распространением электромагнитных волн, давшие экспериментальное подтверждение электромагнитной теории света, созданной Фарадеем и Максвеллом. Согласно этой теории, электромагнитные волны по существу вполне однородны лучам света, они подчиняются тем законам отражения, преломления и т.д., как и волны световые и отличаются от последних только своей длиной. Его опыты послужили исходным пунктом для многочисленных теоретических исследований, а в области техники явились тем зерном, из которого впоследствии вырос беспроволочный телеграф. (ГЕРЦ).

9) Английский физик, основоположник учения об электромагнитном поле, иностранный почетный член Петербургской АН (1830 г). обнаружил химическое действие электрического тока, взаимосвязь между электричеством и магнетизмом, магнетизмом и светом. Открыл в 1831 г электромагнитную индукцию – явление, которое легло в основу электротехники. Установил законы электролиза, названные его именем, открыл пара- и диамагнетизм. Он ввел понятия электрического и магнитного полей, высказал гипотезу существования электромагнитных волн. (ФАРАДЕЙ).

Слово предоставляется жюри по подведению итогов 2 конкурсов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: