Анализ системы управления товарным ассортиментом и запасами

Можно выделить следующие основные критерии формирования торгового ассортимента магазина:

- Концептуальное позиционирование. В процессе определения концепции магазина, проводится ряд исследований. Анализируется соответствующий сегмент рынка, находятся незанятые ниши, выявляются основные конкуренты. Магазин четко обозначает свой профиль и, в зависимости от этого, формирует концепцию ассортимента.

- Выбор целевой аудитории. Портрет потенциального потребителя воссоздается по следующим параметрам:

· демографические признаки,

· социальное положение,

· уровень дохода,

· национальность,

· психологические особенности.

По результатам маркетинговых исследований выявляются потенциальные покупатели и из них выбираются те отдельные группы, на которые ориентирован магазин. Анализируется частота посещений и средняя цена покупки. Целевой аудиторией магазина являются покупатели, приносящие максимальную прибыль.

Учитывая, что достоверные данные о доходах, составе домохозяйств получить бывает довольно сложно, на первом этапе самостоятельно можно делить покупателей на группы по более простым поведенческим и демографическим признакам относительно данного магазина. Магазин расположен в обычном жилом микрорайоне. Преобладает жилая застройка. По результатам опроса продавцов посетителей магазина можно распределить по следующим группам, представленным в таблице 1.5.

Таблица 1.5 – Группа посетителей магазина

Группа покупателей Удельный вес, %
1 Жители близлежащих домов в том числе: Домохозяйки и неработающие молодые мамы Работающие Пенсионеры и покупатели с низким доходом 78 39 31 8
2 Автомобилисты, прохожие 3
3 Работники близлежащих учреждений 2
4 Остальные покупатели 17

 

Магазин осуществляет продажу следующих продовольственных товаров: хлебобулочные изделия, кондитерские товары, молочная продукция, замороженные полуфабрикаты, безалкогольные напитки, консервы, мороженное; и непродовольственных товаров: бытовая химия (мыло, стиральные порошки и т.д.) и хозяйственные товары. Магазин имеет разнообразное складское и холодильное оборудование.

Различные сегменты рынка выделяют различные товары из одинаковых групп по следующим признакам:

1. Цена - пенсионеры и малоимущие, домохозяйки приобретают товар по более низким ценам.

2. Качество товара - за более высокую цену более качественный товар. Приобретают товар люди с высоким доходом.

3. Новинки - молодежь и состоятельные люди.

4. Элитность товара - покупателя с высоким уровнем дохода.

5. Насыщенность и глубина - позволяет удовлетворять самые различные спросы.

Ассортимент исследуемого магазина не остается неизменным, постоянно появляются товары-новинки.

Далее, с помощью упорядочения списка по убыванию выделяются наиболее интересные для магазина группы. Целевая работа с той или иной категорией, как правило, способна ее расширить. А концентрация на краткосрочной выгоде может привести к узости взгляда и потере репутации в будущем.

Работающие мужчины и женщины располагают малым временем для совершения покупок и часто покупают продукты по пути с работы, в вечернее время. Для этой группы покупателей особенно важна возможность совместного приобретения товаров разных групп, так как покупки совершить они, по возможности, на кратчайшем маршруте. Совместно потребляемые товары должны попадать в поле зрения. Эти покупатели часто ценят в продуктах натуральность, поэтому товары с высокой ценой можно снабжать информацией о пользе для здоровья, особых компонентах.

Таблица 1.6. – Анализ ассортимента торгового предприятия ООО «Диадор»

Группа товаров отдел Доля выкладки, % Доля в продажах, % Доля в прибыли, %
1 Молочная продукция 30 28 25
2 Хлебобулочные изделия 20 22 15
3 Кондитерские изделия 18 25 30
4 Другие товары 32 25 30

 

Большую часть магазина занимает молочная продукция, колбасные, хлебобулочные и кондитерские изделия, там представлен выбор такой продукции как колбасы, сыры, масло, молоко, выпечки, конфеты, шоколад, чай и кофе, и все это в разной ценовой категории, так как этот товар относится к категории товаров первой необходимости.

Жизненный цикл товара - это время существования товара на рынке. Концепция жизненного цикла товара исходит из того, что любой товар со временем вытесняется с рынка другим, более совершенным или дешевым товаром. Могут быть товары долгожители, но вечного товара не бывает.

Фазы жизненного цикла товара делят на внедрение, рост, зрелость (насыщение) и спад. Выделим в ассортименте магазина некоторые товары и рассмотрим их с точки зрения жизненного цикла товара (таблица 1.7).

Таблица 1.7. – Группировка ассортимента предприятия по стадиям жизненного цикла

Основная группа товаров (стадия роста) Поддерживающая группа (стадия насыщения) Стратегическая группа (стадия выведения на рынок) Уходящая с рынка (стадия спада)
Мясные деликатесы Пельмени Основа для пиццы Овощи для жарки Хлеб (традиционных видов) Сыр твердых сортов Молоко Сок Кисломолочная продукция Позы Хлеб «нарезной» Энергетический напиток Крупы весовые Консервы Майонез Масло растительное

1 цикл - внедрение на рынок.

Естественно это будут торговые новинки. К таким товарам можно отнести: кисломолочную продукцию, позы, хлеб «нарезной», энергетические напитки.

2 цикл - рост продаж.

К этим товарам можно отнести товары, недавно появившиеся на рынке, но уже пользующиеся большим спросом. Это такие товары, как мясные деликатесы, пельмени, основа для пиццы, овощи для жарки, бедро цыпленка в панировке и филе грудки цыпленка, овощи для жарки, полуфабрикаты из мяса цыпленка.

3 цикл - зрелость.

Это самая многочисленная группа в ассортименте, так как к ней относится основной набор необходимых продуктов.

К группе этих товаров принадлежат хлебобулочные изделия - хлеб (традиционных видов), твердые сыры: «Российский», «Голландский», «Пошехонский», рыба свежемороженая, молоко, традиционные кондитерские изделия и многие другие товары.

4 цикл - вытеснение с рынка.

К этой группе относятся товары, переставшие пользоваться спросом. Крупы весовые - (из-за низкого качества, длительности приготовления), кетчупы - 1 литр (очень неудобна и слишком большая упаковка), майонез в стеклобанке (очень неудобная тара), масло растительное, шпроты. В магазине ООО «Диадор». представлен широкий ассортимент продукции. Таких производителей как: холдинг «Балтимор» («Балтимор». «Адмирал», «Болгарский», «Томатный», «Аджика», «Русский» - это различные соусы этой торговой марки. Кетчупы «Балтимор» - «Шашлычный», «Краснодарский», «Острый», «Чили» и т.д.), ООО «Одинцовская кондитерская фабрика» (торговой марки «А.Коркунов»), товары марок «Rich», «Добрый», ОАО «Экспериментально-консервный завод «Лебедянский» («Тонус», «Я», «Фруктовый сад»), компания «Вимм-Биль-Данн» («Нео Мажитель», «Чудо» (сырки, молоко, йогурты), «Домик в деревне», «Веселый Молочник», «Любимый сад», «J-7»), ООО «Орими Трейд» («Принцесса Гита», «Принцесса Нури», «Принцесса Ява» и «Принцесса Канди»), чай торговых марок «Майский чай» и «Лисма», «Золотые лепестки», «Черный бриллиант», ООО «Юнилевер СНГ» («Lipton», «Brook Bond» и «Беседа»), фирма «Ахмад чай ЛТД» и т.д.

В современных условиях конкуренции рынок определяет необходимый ему ассортимент, поэтому задачей предприятия является удовлетворить спрос лучше и эффективнее, чем конкуренты. При неоптимальной структуре ассортимента происходит снижение как потенциального, так и реального уровня прибыли, потеря конкурентных позиций на перспективных потребительских и товарных рынках и, как следствие этого, наблюдается снижение экономической устойчивости предприятия. Поэтому формирование оптимального ассортимента, способствующего оптимизации прибыли, сохранению желаемой прибыли на длительный период времени, очень актуально для предприятий, стремящихся быть конкурентоспособными. Основную долю в общем товарообороте занимают продукты повседневного спроса: продукты питания и промышленные товары. Внимание уделяется средней и нижней ценовой категории этих товаров. Ассортиментный ряд представлен из наиболее популярных продуктов и товаров (80% от объема продаж), остальные 20% представлены менее популярными товарами из средней и верхней ценовой категории, тем не менее их присутствие обязательно для обеспечения возможности выбора покупателю.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: