– ПК-49. Взаимодействовать с коллегами и специалистами смежных профилей по профессиональным вопросам в рамках своего учебного заведения и вне его.
– ПК-50. Иметь навыки профессионального общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений со всеми участниками образовательного процесса.
В результате освоения учебной дисциплины «Психологическое консультирование» студенты должны знать:
– основные базисные модели современной практики консультирования, специфику целей, задач, процедур и консультативного контакта в рамках каждой из них;
– требования к личности, умения и навыки психолога-консультанта, модели и стратегии его работы;
– параметры и характеристики консультативного контакта, психологическую и психотерапевтическую сущность переноса, контрпереноса и сопротивления;
– особенности личности в ситуации психологической помощи; причины и мотивы обращения за психологической помощью;
– этапы консультативного процесса, их сущность и специфику, основные принципы проведения консультативной беседы, основные процедуры и техники психологического консультирования;
– принципы оказания психологической помощи в рамках наиболее типичных ситуаций.
В результате освоения учебной дисциплины «Психологическое консультирование» студенты должны уметь:
– анализировать и выполнять экспертизу консультативной ситуации;
– подбирать модель консультирования, адекватную запросу, проблемной ситуации и личности клиента;
– анализировать консультативную ситуацию в рамках выбранного подхода.
В результате освоения учебной дисциплины «Психологическое консультирование» студенты должны владеть:
– профессиональными этическими нормами и стандартами поведения;
– коммуникативными способностями и навыками эффективного взаимодействия с клиентами;
– позитивным воздействием на окружающих и участников профессиональной деятельности с точки зрения соблюдения норм и правил здорового образа жизни;
– готовностью учитывать индивидуально-психологические и личностные особенности людей разных возрастов, стилей их жизнедеятельности, познавательной и профессиональной деятельности;
– умением ориентироваться в перспективных направлениях современного психологического консультирования.
Форма получения высшего образования: очная, заочная.
На изучение учебной дисциплины «Психологическое консультирование» учебным планом дневной формы получения образования отводится на III курсе 144 учебных часов, из них 64 – аудиторных, примерное распределение которых по видам занятий включает:
в 6 семестре: 38 лекционных (из них 6 часов УСР), 26 семинарских (из них 6 часов УСР) часов, самостоятельна работа 44 часа.
Форма контроля: экзамен (6 семестр).
На изучение учебной дисциплины «Психологическое консультирование» учебным планом заочной формы получения образования отводится на IV и V курсах 144 учебных часов, из них 16 – аудиторных, примерное распределение которых по видам занятий включает:
в 8 семестре: 10 лекционных, 6 семинарских часов.
Форма контроля: экзамен (9 семестр).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В КОНСУЛЬТАТИВНУЮ ПСИХОЛОГИЮ
Понятие психологического консультирования. Предмет психологического консультирования Цели и задачи психологического консультирования в рамках различных теоретических направлений. Подходы в отечественной консультативной психологии к определению целей и задач психологического консультирования (Г.С. Абрамова, Р. Кочюнас, Н.Н. Обозов, А.Ф. Копьев, В.Ю. Меновщиков).
История консультативной психологии. Становление и развитие психологического консультирования (Д. Дэвис, Ф. Парсонс, К. Бирс, Э.Г. Уильямсон, К. Роджерс, А. Маслоу). Отрасли психологии, в рамках которых зарождалась консультативная психология в XIX – XX. Актуальность консультативной психологии на современном этапе развития психологической науки. Современные научные исследования в области консультативной психологии.
Место консультирования в системе психологической помощи. Сходства и различия психологического консультирования с психотерапией и психокоррекцией.
Модели психологического консультирования: медицинская, психологическая, педагогическая, диагностическая. Виды психологического консультирования. Проблемно-ориентированное консультирование, личностно-ориентированное консультирование, решение-ориентированное консультирование. Классификации с учетом характера решаемых задач (возрастно-психологическое, профессиональное, психолого-педагогическое, семейное и др.), теоретического подхода, возрастной переодизации (младенчество; ранний, дошкольный, младший школьный, подростковый, юношеский, зрелый, пожилой возраст), пространственной организации (очное, заочное), количества клиентов, сферы применения (школьное, профессиональное, организационное, супружеское, кризисное консультирование и др.).
Психологическое консультирование в социокультурном контексте. Социокультутный контекст и проблематика психологического консультирования. Проблема культурной принадлежности в современном обществе. Феномены картины мира и этнической социализации в психологическом консультировании. Роль социокультурных различий в их формировании и развитии.
Факторы, определяющие эффективность психологического консультирования.
Проблема методов исследования в консультативной психологии. Особенности использования наблюдения, психодиагностики, эксперимента, беседы в психологическом консультировании. Тестовое и клиническое обследование. Наблюдение в психологическом консультировании. Психодиагностическое интервью. Клиническая беседа. Требования к отбору психодиагностических процедур с точки зрения специфики процесса психологического консультирования.