Люминисцентный метод

Является коппилярным методом и применяется для выявления дефектов, выходящих на поверхность деталей из различных материалов, не обладающих магнитными свойствами. Метод основан на способности некоторых жидкостей светится при облучении их ультрафиолетовым светом. Люминисцентный метод применяется при тщательной очистке поверхности детали и широко распространён.

В двигателестроении применяется люминисцентный метод ЛЮМ – А. Фосфорицирующие жидкости ОЖ – 1, ОП – 7.

Наиболее трудоёмкая операция при контроле лопаток это взаимное расположение пера и замка лопатки. Перо лопатки в расчётных поперечных сечениях, проверяют бесконтактными и контактными методами.

Бесконтактные методы производятся оптическим способом на проекторах, наиболее распространённым считаются прибор марки «СИП» работающий по методу светового сечения и дающий изображение профиля сечения пера с увеличением в 2 раза.

Метод светового свечения удобен для контроля размеров и формы пера любых лопаток в опытном и серийном производстве. Недостаток метода: невозможность использования этих приборов непосредственно на рабочих местах.

Иногда при измерении профиля пера применяются шаблоны. В серийном производстве применяются многомерные приборы контактного типа на оптикомеханической основе, например прибор «ЛОМКЛ» - производит одновременный контроль профиля пера, смещения пера от оси замка, угла закрутки, толщины пера в любом поперечном сечении. Для контроля профиля пера компрессорных лопаток, позволяющие разделить погрешность собственного профиля смещения всего сечения относительно замка и погрешность угла закрутки. Этот прибор даёт возможность настройки на размерный эталон группы лопаток не требующей перестройки различных габаритов и позволяющий не оставлять рисок и следов пластического деформирования на пере лопатки.

Виды и факторы разрушения кокиля.

Виды разрушения:

1. Сквозные трещины (трещины 1го рода) появляются при первых заливках со стороны наружной поверхности кокиля под действием растягивающих термических напряжений (кокили из хрупких сплавов, например серый чугун).

2. Ориентированные трещины (трещины 2го рода) появляются на рабочей поверхности кокиля с увеличением количества заливок, эти трещины под действием теплосмен расширяются, появляются на участках, где есть концентраторы напряжений, а также возникают на поверхности литниковой системы, которые соприкасаются с максимальной температурой.

3. Сетка разгара (трещины 3го рода) располагаются на рабочей поверхности кокиля, представляют собой сетку мелких трещин не имеющих большую глубину. Ухудшают извлечение отливки из кокиля, а также способствуют появлению газовых раковин.

4. Размыв рабочей поверхности и приваривание к ней сплавов. Возникает под воздействием повышенной температуры расплава, возрастает по мере увеличения температуры.

5. Корабление. Увеличивается по мере эксплуатации кокиля и связана с необратимыми пластическими деформациями, причина – остаточные напряжения.

Недостаток: уменьшается размерная точность отливок, увеличиваются заливы по разъёму кокиля, увеличивается трудоёмкость их обрубки.

6. Механические повреждения. Возникают при нарушении эксплуатации кокиля, особенно если есть концентраторы напряжений.

Факторы разрушения:

на стойкость кокиля влияют факторы тепловые, механические, химические, гидродинамические, диффузионные.

Стойкость кокиля зависит:

1. от материала кокиля;

2. вида сплава отливки и её массы;

3. от габаритных размеров и толщины стенки отливки;

4. от конструкции литниковой системы;

5. от толщины и теплофизических свойств теплоизоляционного покрытия.

Преобладающими являются разрушения:

1. сетка разгара и трещины;

2. корабление;

3. механические повреждения.

Стойкость кокиля и методы её повышения.

Стойкость кокиля – это способность металлической формы до её разрушения или недопустимого корабления выдерживать определённое количество заливок в неё расплава.

Методы повышения стойкости:

1. Конструкционные методы

2. Технологические методы

3. Эксплуатационные методы.

Конструкционные методы

В основном конструкционные методы сводятся к выбору кокиля и его частей с учётом преобладающего вида разрушения. Например, для повышения стойкости стальных и чугунных кокилей применяют вставки. Также вставки уменьшают температуру прогревания кокиля, следовательно уменьшаются температурные напряжения и уменьшается корабление и механические повреждения, уменьшается стоимость ремонта кокиля. После изнашивания вставки её меняют.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: