Спорные вопросы ранней славянской колонизация Вятского края

Историков-краеведов с давних пор занимал вопрос о том, когда и каким образом славяне начали проникать на территорию Вятского края. Этой проблеме посвятили свои исследования Д. К. Зеленин, А. С. Верещагин, М. А. Колосов, А. А. Спицын, Л. Н. Спасская, П. Н. Луппов, А. В. Эммаусский, Л. Д. Макаров. Очень большую роль сыграли данные археологических раскопок последних десятилетий. Тем не менее, до сих пор некоторые аспекты этой проблемы остаются дискуссионными.

О появлении в Вятском крае первых славянских поселенцев рас­сказывают вятские летописи, составленные в конце ХVII - начале ХVIII в.: "Вятский временник", "Летописец старых лет", "Повесть о стране Вятской", "О вятчанех, как они поселились на Вятке". Согласно ле­тописным рассказам, в 1181 г. на Вятку пришли на ушкуях (больших речных судах) два отряда новгородцев, которые еще в 1174 г. осно­вали свой городок на Каме. Один отряд захватил удмуртский городок Болван (Болванский), стоявший на правом берегу Вятки неподалеку от впадения в нее Чепцы, и остался жить здесь, назвав городок Никулицыном. Второй отряд захватил марийский городок Кокшаров и стал называть его Котельничем. Затем оба отряда новгородцев объ­единились и возвели общий город Хлынов, дав ему название по реке Хлыновице - притоку Вятки. На основании этих летописных свиде­тельств официальные вятские документы конца ХVIII в. называли датой основания Хлынова 1199 год.

Однако многие ученые ставят под сомнение достоверность этих летописных сведений. Критические замечания вызывают прежде всего названные в летописях даты. Еще в начале XX века А. С. Верещагин заявил, что рассказ о появлении русских поселенцев в Вятском крае в конце XII в. не заслуживает доверия. Он апеллировал к содержанию других древнерусских летописей (прежде всего Новгород­ских) и утверждал, что ни одна из них не упоминает о русских по­селенцах на Вятке до конца XIV в. Новгородские летописи, по словам Верещагина, вели учет всех походов ушкуйников на так называемых "инородцев", но ни о каком походе 1174 г. сообщений нет. Походы ушкуйников были особенно активными во второй половине ХIV в., и Верещагин выдвинул предположение, что в вятские летописи вкра­лась ошибка в 200 лет - следовало указать 1374 г. Это могла быть ошибка одного переписчика, которую воспроизвели затем и другие, а могло быть и сознательное искажение для придания большей древ­ности (и соответственно - ценности по представлениям того вре­мени) местной истории. Кроме того, Верещагин полагал, что, если бы русские поселенцы появились на Вятке еще в конце ХII в., то к концу ХV в. русское население очень разрослось бы, однако этого не наблюдалось.

С этими рассуждениями в целом соглашался А. В. Эммаусский, который в то же время замечал, что данные археологических раско­пок русских городищ на Вятке позволяют вести отсчет славянской колонизации края с XI-XII вв. Первые поселенцы основывали здесь свои поселки, которые еще нельзя называть городами в экономиче­ском и военно-административном смысле слова.

Наш современник Л. Д. Макаров доказывает, что славянская коло­низация Вятского края началась не позднее конца ХII - начала ХIII в. По его словам, многие летописные сведения, даже не вызывающие первоначально доверия, так или иначе находят подтверждение в ходе археологических исследований. Еще в 1950-х гг. начались раскопки на Никульчинском городище (летописном Никулицыном городке), кото­рые дают ценный исторический материал.

Никульчинское городище занимало площадь в 1 га и было хоро­шо защищено: оно имело два оборонительных вала высотой не менее 4 метров и выкопанный между ними ров шириной 10 метров и глуби­ной 3 метра. Это так называемое "большое городище", которое оказалось мало пригодным для раскопок, поскольку почти полностью было разрушено цер­ковным кладбищем более позднего времени. Но рядом с описанными укреплениями есть еще так называемое "малое городище" площадью 1500 кв. м - поселение более ранних времен. Оно возни­кло еще в ананьинскую эпоху (IV - III вв. до н. э.). Вплоть до ХII в. здесь проживало удмуртское население, которому и пришлось оборо­няться от появившихся новгородцев. Следов пребывания здесь сла­вян в ХII - ХIII вв. осталось немного, наземные постройки, очевидно, были уничтожены при последующем строительстве. Ученые предпола­гают, что первоначально славянские переселенцы могли использовать уже имевшиеся укрепления, дополнительно упрочив их.

Настоящим городом Ннкулицын становится во второй половине XIII - ХIV вв. К этому времени он уже оказался центром формирования сельской округи: в радиусе 20 км вокруг него находилось 10 поселений. Сюда бежало немало людей, спасавшихся от монгольских набегов и карательных походов ханов Золотой Орды. От этого времени сохрани­лось более 10 жилых и хозяйственных землянок, а также хозяйствен­ные ямы. В ходе этого строительства был нарушен древнейший оборонительный вал, поэтому пришлось возводить новые укрепления. В но­вой срубной крепостной стене были устроены бойницы для стрельбы, по углам находились дозорные башни, было изготовлено воротное устройство для въезда в город.

То, что во второй половине XIII - начале XIV в. в Никулицыне сооружа­лись жилые землянки и полуземлянки с глинобитными печами, позво­ляет сделать важный вывод: они принадлежали выходцам из южных районов, привыкшим к более мягкому климату. Маловероятно, по мнению ученых, чтобы это были переселенцы непосредственно из Киевско­го или Черниговского княжества; скорее всего они пришли из окрестностей Ростова, Владимира, Суздаля. Землянки оказались не пригодны в качестве жилья в нашей климатической зоне, и уже в первой половине XIV в. строятся наземные дома с подпольными хозяйственными ямами.

Среди вещей, обнаруженных при раскопках Никульчинского городища, преобладает оружие. Это свидетельствует о важной роли Никулицына в системе обороны края. О хозяйственной жизни городка можно судить на основании найденных орудий гончарного, кузнечного, меде­плавильного, костерезного, камнерезного, ткацкого производств. Жители обрабатывали дерево и металл, изготавливали детские игрушки и музыкальные инструменты. Они занимались также и сельским хозяй­ством (держали скот, разводили огороды), охотились и ловили рыбу. Интересными находками являются шахматные фигуры, игральные фишки, железное писало, монеты из Золотой Орды, импортные украшения. Они свидетельствуют о достаточно развитых торговых связях с восточными странами и о том, что в Никулицыне были грамотные люди. Найдены также крестики и иконки - дополнительное подтверждение того, что жителями Никулицына были славяне.

Еще один вопрос, долгое время обсуждавшийся учеными, - откуда пришли на Вятку первые славянские поселенцы.

В ХVIII - ХIХ вв. некоторые историки отождествляли жителей Вят­ской земли (вятчан) и вятичей - славян, издавна проживавших по нижнему течению Оки. Например, М. А. Колосов ссылался на то, что в Калужской губернии, где когда-то проживали вятичи, есть села с на­званиями Вятское, Вятчина. По его мнению, тождество топографиче­ских названий в столь отдаленных местностях не может быть случайным. М. А. Колосов выдвигал еще два аргумента в защиту так называемой "вятической теории". Во-первых, отсутствие в Ипатьевской, Лаврентьевской, Новгородских летописях сведений о заселении Вятки в ХII - ХIII вв. Это, по мнению Колосова, доказывает, что новгородцы не могли быть первыми славянскими поселенцами на Вятке. Во-вторых, несходство новгородских и вятских построек, а также говоров.

С критикой теории Колосова выступил в начале XX в. А. С. Вере­щагин. Прежде всего он не согласился с тем, что славянам легче все­го было попасть на Вятку из земли вятичей - по Оке, Волге, Каме и Вятке. Ведь при этом нужно было пройти через чужие территории - земли мордвы и Волжскую Булгарию, а это дело рискованное. Кроме того, уже в начале XX в. было известно, что первоначально славяне обосновались в среднем течении Вятки (от устья Чепцы до устья Моломы), а не при впадении ее в Каму, "где было больше удобств и выгод". По мнению Верещагина, молчание названных Колосовым летопи­сей о событиях на Вятке в ХII - ХIII вв. ничего не доказывает и не опро­вергает, так как эти летописи занимались событиями других регионов. С другой стороны, сразу пять летописей под 1374 г. сообщают о при­ходе на Вятку ушкуйников. При этом важно заметить, что во всех ле­тописях жителей Вятской земли всегда называли вятчанами и никогда не называли вятичами. Сходство топографических названий в Вятской и Калужской губерниях, с точки зрения Верещагина, также не свиде­тельствует в пользу "вятической теории", т. к. подобные названия встречаются еще и в Пермской, Владимирской, Тверской, Ярославской губерниях. По поводу отличия говоров и построек в Вятке и в Новго­роде Верещагин замечал, что тип построек менялся очень быстро, к тому же после покорения Вятки Москвой поток славянских переселен­цев из разных земель значительно увеличился. Этим же он объяснял и различия говоров.

Помимо "вятической", существовала и так называемая "псковская теория", которую обосновывал Д. К. Зеленин. Главным доказательством того, что первые славяне пришли на Вятку из Псковской земли, Зеле­нин считал "географические имена". В древности Псков назывался Пле­сков, а в Орловском уезде существовала деревня Плесковы. В Орловском и Котельническом уездах часто встречаются поселения с названием Тороповы, а в Псковской губернии протекает река Торопа. "Псковская теория" также подверглась критике со стороны А. С. Верещагина. По его мнению, псковичи участвовали в заселении Вятской земли уже после подчинения ее Москве в 1489 г., и говорить об их первоначальной колонизации Вятки, основываясь на нескольких названиях, нельзя.

Историю ранней колонизации Вятского края изучал также А. А. Спицын. Он пришел к выводу, что первые серьезные попытки русской колонизации Вятки начались только в ХV в., когда Вятская земля оказалась под властью суздальского князя Симеона Дмитриевича.

В настоящее время среди историков-краеведов господствует мне­ние о том, что первые славянские колонисты попадали на Вятку двумя путями: из Новгородской земли (по Северной Двине, Югу, Моломе) и из Владимиро-Суздальского княжества (по Волге, Унже, Ветлуге). Оба потока переселенцев попадали на Среднюю Вятку и заселяли ее берега от Моломы до Чепцы. По мнению Л. Д. Макарова, началу ранней славян­ской колонизации Вятского края благоприятствовала обстановка, сло­жившаяся на рубеже I – II тысячелетий на восточных окраинах Древней Руси. Новгородцы с целью получения пушнины организовали в XI – XIII вв. несколько крупных походов на Европейский Север и даже за Урал, в начале ХII в. их поселения появляются на Северной Двине. Во второй половине ХII в. в соперничество с новгородцами за стратегически выгодные территории вступает Ростово-Суздальское (Владимиро-Суздальское) княжество. В ходе нескольких крупных боевых операций ростовцы су­мели закрепиться в верховьях Северной Двины, где заложили крепость Гледен и город Устюг Великий. Новгородцы в это время создают укрепленные поселения в низовьях Печоры. На двинских и заволжских землях пытается утвердиться и Волжская Булгария, но ростовцам уда­лось дать ей отпор и воздвигнуть несколько военно-политических фор­постов: Городец, Унжу, Нижний Новгород. В условиях этой борьбы Вятская земля имела немаловажное значение, т. к. находилась на водо­разделе рек, текущих и на север (в Северную Двину), и на юг (в Каму и Волгу).

С какой целью новгородские ушкуйники устремились на Вятку? Здесь мнения историков вновь разделились. Некоторые считают, что экспедиция была снаряжена новгородскими аристократами-богачами для захвата новых земель с природными богатствами. По мнение дру­гих, первыми на Вятку прибыли ушкуйники-грабители, которые спустя некоторое время решили осесть на этой земле. Возможно, из Новгоро­да им даже пришлось по каким-то причинам бежать (эта версия подкрепляется содержанием "Повести о стране Вятской").

Что же касается переселенцев из Владимиро-Суздальского княже­ства, то здесь оригинальную гипотезу выдвинул Л. Д. Макаров. Он предполагает, что на Вятку пришли потомки тех киевлян и черниговцев, которых в середине ХII в. князь Юрий Долгорукий переселил в свои ростово-суздальские вотчины.

Ранняя славянская колонизация Вятского края (до середины XIII в.) не носила массового характера. Она значительно расширилась после монгольского нашествия, когда люди из разоренных княжеств стали искать убежища в таежных краях. Во второй половине ХIII - первой половине ХIV в. на Вятке существует уже немало поселений, основанных вы­ходцами из Новгородской, Устюжской, Суздальской, Нижегородской земель. Славяне расселялись на свободных землях по соседству с уд­муртами и марийцами.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: