Историков-краеведов с давних пор занимал вопрос о том, когда и каким образом славяне начали проникать на территорию Вятского края. Этой проблеме посвятили свои исследования Д. К. Зеленин, А. С. Верещагин, М. А. Колосов, А. А. Спицын, Л. Н. Спасская, П. Н. Луппов, А. В. Эммаусский, Л. Д. Макаров. Очень большую роль сыграли данные археологических раскопок последних десятилетий. Тем не менее, до сих пор некоторые аспекты этой проблемы остаются дискуссионными.
О появлении в Вятском крае первых славянских поселенцев рассказывают вятские летописи, составленные в конце ХVII - начале ХVIII в.: "Вятский временник", "Летописец старых лет", "Повесть о стране Вятской", "О вятчанех, как они поселились на Вятке". Согласно летописным рассказам, в 1181 г. на Вятку пришли на ушкуях (больших речных судах) два отряда новгородцев, которые еще в 1174 г. основали свой городок на Каме. Один отряд захватил удмуртский городок Болван (Болванский), стоявший на правом берегу Вятки неподалеку от впадения в нее Чепцы, и остался жить здесь, назвав городок Никулицыном. Второй отряд захватил марийский городок Кокшаров и стал называть его Котельничем. Затем оба отряда новгородцев объединились и возвели общий город Хлынов, дав ему название по реке Хлыновице - притоку Вятки. На основании этих летописных свидетельств официальные вятские документы конца ХVIII в. называли датой основания Хлынова 1199 год.
|
|
Однако многие ученые ставят под сомнение достоверность этих летописных сведений. Критические замечания вызывают прежде всего названные в летописях даты. Еще в начале XX века А. С. Верещагин заявил, что рассказ о появлении русских поселенцев в Вятском крае в конце XII в. не заслуживает доверия. Он апеллировал к содержанию других древнерусских летописей (прежде всего Новгородских) и утверждал, что ни одна из них не упоминает о русских поселенцах на Вятке до конца XIV в. Новгородские летописи, по словам Верещагина, вели учет всех походов ушкуйников на так называемых "инородцев", но ни о каком походе 1174 г. сообщений нет. Походы ушкуйников были особенно активными во второй половине ХIV в., и Верещагин выдвинул предположение, что в вятские летописи вкралась ошибка в 200 лет - следовало указать 1374 г. Это могла быть ошибка одного переписчика, которую воспроизвели затем и другие, а могло быть и сознательное искажение для придания большей древности (и соответственно - ценности по представлениям того времени) местной истории. Кроме того, Верещагин полагал, что, если бы русские поселенцы появились на Вятке еще в конце ХII в., то к концу ХV в. русское население очень разрослось бы, однако этого не наблюдалось.
|
|
С этими рассуждениями в целом соглашался А. В. Эммаусский, который в то же время замечал, что данные археологических раскопок русских городищ на Вятке позволяют вести отсчет славянской колонизации края с XI-XII вв. Первые поселенцы основывали здесь свои поселки, которые еще нельзя называть городами в экономическом и военно-административном смысле слова.
Наш современник Л. Д. Макаров доказывает, что славянская колонизация Вятского края началась не позднее конца ХII - начала ХIII в. По его словам, многие летописные сведения, даже не вызывающие первоначально доверия, так или иначе находят подтверждение в ходе археологических исследований. Еще в 1950-х гг. начались раскопки на Никульчинском городище (летописном Никулицыном городке), которые дают ценный исторический материал.
Никульчинское городище занимало площадь в 1 га и было хорошо защищено: оно имело два оборонительных вала высотой не менее 4 метров и выкопанный между ними ров шириной 10 метров и глубиной 3 метра. Это так называемое "большое городище", которое оказалось мало пригодным для раскопок, поскольку почти полностью было разрушено церковным кладбищем более позднего времени. Но рядом с описанными укреплениями есть еще так называемое "малое городище" площадью 1500 кв. м - поселение более ранних времен. Оно возникло еще в ананьинскую эпоху (IV - III вв. до н. э.). Вплоть до ХII в. здесь проживало удмуртское население, которому и пришлось обороняться от появившихся новгородцев. Следов пребывания здесь славян в ХII - ХIII вв. осталось немного, наземные постройки, очевидно, были уничтожены при последующем строительстве. Ученые предполагают, что первоначально славянские переселенцы могли использовать уже имевшиеся укрепления, дополнительно упрочив их.
Настоящим городом Ннкулицын становится во второй половине XIII - ХIV вв. К этому времени он уже оказался центром формирования сельской округи: в радиусе 20 км вокруг него находилось 10 поселений. Сюда бежало немало людей, спасавшихся от монгольских набегов и карательных походов ханов Золотой Орды. От этого времени сохранилось более 10 жилых и хозяйственных землянок, а также хозяйственные ямы. В ходе этого строительства был нарушен древнейший оборонительный вал, поэтому пришлось возводить новые укрепления. В новой срубной крепостной стене были устроены бойницы для стрельбы, по углам находились дозорные башни, было изготовлено воротное устройство для въезда в город.
То, что во второй половине XIII - начале XIV в. в Никулицыне сооружались жилые землянки и полуземлянки с глинобитными печами, позволяет сделать важный вывод: они принадлежали выходцам из южных районов, привыкшим к более мягкому климату. Маловероятно, по мнению ученых, чтобы это были переселенцы непосредственно из Киевского или Черниговского княжества; скорее всего они пришли из окрестностей Ростова, Владимира, Суздаля. Землянки оказались не пригодны в качестве жилья в нашей климатической зоне, и уже в первой половине XIV в. строятся наземные дома с подпольными хозяйственными ямами.
Среди вещей, обнаруженных при раскопках Никульчинского городища, преобладает оружие. Это свидетельствует о важной роли Никулицына в системе обороны края. О хозяйственной жизни городка можно судить на основании найденных орудий гончарного, кузнечного, медеплавильного, костерезного, камнерезного, ткацкого производств. Жители обрабатывали дерево и металл, изготавливали детские игрушки и музыкальные инструменты. Они занимались также и сельским хозяйством (держали скот, разводили огороды), охотились и ловили рыбу. Интересными находками являются шахматные фигуры, игральные фишки, железное писало, монеты из Золотой Орды, импортные украшения. Они свидетельствуют о достаточно развитых торговых связях с восточными странами и о том, что в Никулицыне были грамотные люди. Найдены также крестики и иконки - дополнительное подтверждение того, что жителями Никулицына были славяне.
|
|
Еще один вопрос, долгое время обсуждавшийся учеными, - откуда пришли на Вятку первые славянские поселенцы.
В ХVIII - ХIХ вв. некоторые историки отождествляли жителей Вятской земли (вятчан) и вятичей - славян, издавна проживавших по нижнему течению Оки. Например, М. А. Колосов ссылался на то, что в Калужской губернии, где когда-то проживали вятичи, есть села с названиями Вятское, Вятчина. По его мнению, тождество топографических названий в столь отдаленных местностях не может быть случайным. М. А. Колосов выдвигал еще два аргумента в защиту так называемой "вятической теории". Во-первых, отсутствие в Ипатьевской, Лаврентьевской, Новгородских летописях сведений о заселении Вятки в ХII - ХIII вв. Это, по мнению Колосова, доказывает, что новгородцы не могли быть первыми славянскими поселенцами на Вятке. Во-вторых, несходство новгородских и вятских построек, а также говоров.
С критикой теории Колосова выступил в начале XX в. А. С. Верещагин. Прежде всего он не согласился с тем, что славянам легче всего было попасть на Вятку из земли вятичей - по Оке, Волге, Каме и Вятке. Ведь при этом нужно было пройти через чужие территории - земли мордвы и Волжскую Булгарию, а это дело рискованное. Кроме того, уже в начале XX в. было известно, что первоначально славяне обосновались в среднем течении Вятки (от устья Чепцы до устья Моломы), а не при впадении ее в Каму, "где было больше удобств и выгод". По мнению Верещагина, молчание названных Колосовым летописей о событиях на Вятке в ХII - ХIII вв. ничего не доказывает и не опровергает, так как эти летописи занимались событиями других регионов. С другой стороны, сразу пять летописей под 1374 г. сообщают о приходе на Вятку ушкуйников. При этом важно заметить, что во всех летописях жителей Вятской земли всегда называли вятчанами и никогда не называли вятичами. Сходство топографических названий в Вятской и Калужской губерниях, с точки зрения Верещагина, также не свидетельствует в пользу "вятической теории", т. к. подобные названия встречаются еще и в Пермской, Владимирской, Тверской, Ярославской губерниях. По поводу отличия говоров и построек в Вятке и в Новгороде Верещагин замечал, что тип построек менялся очень быстро, к тому же после покорения Вятки Москвой поток славянских переселенцев из разных земель значительно увеличился. Этим же он объяснял и различия говоров.
|
|
Помимо "вятической", существовала и так называемая "псковская теория", которую обосновывал Д. К. Зеленин. Главным доказательством того, что первые славяне пришли на Вятку из Псковской земли, Зеленин считал "географические имена". В древности Псков назывался Плесков, а в Орловском уезде существовала деревня Плесковы. В Орловском и Котельническом уездах часто встречаются поселения с названием Тороповы, а в Псковской губернии протекает река Торопа. "Псковская теория" также подверглась критике со стороны А. С. Верещагина. По его мнению, псковичи участвовали в заселении Вятской земли уже после подчинения ее Москве в 1489 г., и говорить об их первоначальной колонизации Вятки, основываясь на нескольких названиях, нельзя.
Историю ранней колонизации Вятского края изучал также А. А. Спицын. Он пришел к выводу, что первые серьезные попытки русской колонизации Вятки начались только в ХV в., когда Вятская земля оказалась под властью суздальского князя Симеона Дмитриевича.
В настоящее время среди историков-краеведов господствует мнение о том, что первые славянские колонисты попадали на Вятку двумя путями: из Новгородской земли (по Северной Двине, Югу, Моломе) и из Владимиро-Суздальского княжества (по Волге, Унже, Ветлуге). Оба потока переселенцев попадали на Среднюю Вятку и заселяли ее берега от Моломы до Чепцы. По мнению Л. Д. Макарова, началу ранней славянской колонизации Вятского края благоприятствовала обстановка, сложившаяся на рубеже I – II тысячелетий на восточных окраинах Древней Руси. Новгородцы с целью получения пушнины организовали в XI – XIII вв. несколько крупных походов на Европейский Север и даже за Урал, в начале ХII в. их поселения появляются на Северной Двине. Во второй половине ХII в. в соперничество с новгородцами за стратегически выгодные территории вступает Ростово-Суздальское (Владимиро-Суздальское) княжество. В ходе нескольких крупных боевых операций ростовцы сумели закрепиться в верховьях Северной Двины, где заложили крепость Гледен и город Устюг Великий. Новгородцы в это время создают укрепленные поселения в низовьях Печоры. На двинских и заволжских землях пытается утвердиться и Волжская Булгария, но ростовцам удалось дать ей отпор и воздвигнуть несколько военно-политических форпостов: Городец, Унжу, Нижний Новгород. В условиях этой борьбы Вятская земля имела немаловажное значение, т. к. находилась на водоразделе рек, текущих и на север (в Северную Двину), и на юг (в Каму и Волгу).
С какой целью новгородские ушкуйники устремились на Вятку? Здесь мнения историков вновь разделились. Некоторые считают, что экспедиция была снаряжена новгородскими аристократами-богачами для захвата новых земель с природными богатствами. По мнение других, первыми на Вятку прибыли ушкуйники-грабители, которые спустя некоторое время решили осесть на этой земле. Возможно, из Новгорода им даже пришлось по каким-то причинам бежать (эта версия подкрепляется содержанием "Повести о стране Вятской").
Что же касается переселенцев из Владимиро-Суздальского княжества, то здесь оригинальную гипотезу выдвинул Л. Д. Макаров. Он предполагает, что на Вятку пришли потомки тех киевлян и черниговцев, которых в середине ХII в. князь Юрий Долгорукий переселил в свои ростово-суздальские вотчины.
Ранняя славянская колонизация Вятского края (до середины XIII в.) не носила массового характера. Она значительно расширилась после монгольского нашествия, когда люди из разоренных княжеств стали искать убежища в таежных краях. Во второй половине ХIII - первой половине ХIV в. на Вятке существует уже немало поселений, основанных выходцами из Новгородской, Устюжской, Суздальской, Нижегородской земель. Славяне расселялись на свободных землях по соседству с удмуртами и марийцами.