Повесть о стране Вятской» (Миллеровский список) об основании города Хлынова (Вятки)

«И в лето 6682 (1174)... Новгородцы самовластцы с дружиною своею и шедше пловяху в судех на низ по Волге реке и дошедше реки Камы и... поставиша на Каме реке град мал во обитание себе и слышаху о Вятке реке и иже по ней живущих Чуди, Отяков, обладающих многими землями и угодьи. Построиша окопы и валы земляные круг жилищ своих... И отделишася половина тех Новгородцов и идоша вверх по Каме реке до чусовских мест, а другая половина остася на Каме реке в новопостроенном их городке. Шедши же вверх по Каме реке... и дошедше реки Чепцы и вниз по оной пловуще, пленяюще отяцкие жилища... и обладающе ими... и егда исплывше тое реку Чепцу внидоша в великую реку Вятку и плывше по ней мало боле пяти верст и узревше на правой стране на высокой прекрасной горе устроен град чудской и земляным валом окружен... называемый чудью Болванский городок, иже ныне нарицается Никулицыно на реке Никуличанке. И видевшие Новгородцы той град на прекрасной высокой горе - возжелаша ратию взяти его... И заповедаша всей дружине своей поститися, ни ясти - ни пити, еже бы им получити той Болванский Чудской град во обладание себе и ту селитву имети.

И приступивше к тому граду вельми жестоко и сурову, призываху на помощь святых страстотерпцев Бориса и Глеба... Той крепкий град взяша воинским промыслом в лето 6689 (1181) месяца июлиа в 24 день... и побиша ту множество чуди и отяков, а ини по лесам разбегошася. И по обещанию своему поставиша в том граде церковь во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба и нарекоша той град Никулицын. От того обладания Новгородцы начаша множитися и размышляюще, еже бы им где в пристойном месте град свои построити...

Оставшимся же Новгородцем в городке на Каме вниде в слух, яко дружина их... обладаша на Вятке чудскими местами, - воссташе по Каме реке и внидоша во устие Вятки реки и идоша по ней вверх до Черемишских жилищ и дошедше до Кокшарова городка обладаема Черемисою... И начаша ко граду приступати, и в другой день из града того жители побежаху, иние же граду врата отвориша...

И тако с божией помощью той Кокшаров град взяша и обладаша и те Новгородцы распространишася и начаша жити на всей Вятской стране и посылаху от себе для уведение вверх по Вятке реке месте усматривающе.

И абие снидоша посланнии от обою страну Новгородцев... и меж собою в разглаголствии друг друга познаше и совет объявляюще... и тако согласившеся Новгородцы обладатели Болванского городка и Кокшарова где б им устроити общий един град и замок крепки во утверждение имети от нашествия супостат иноверцев чуди, отяков, черемис и иных народов.

И избравше место прекрасно над рекою Вяткою близ устия реки Хлыновицы на высокой горе, иже ныне ховется Кикиморская...

И по общему согласию во уреченную годину мнози Новгородцев на оной горе начаша к созиданию града место устрояти и древеса готовити располагающе како созидати град. И заутра восставше обретоша некако божиим промыслом все изготовление пренесено по Вятке реке ниже на высокое ж место... и широкое поле иже в то время нарицашеся Балясково поле...

И на том месте вначале поставиша церковь во имя Воздвижения честного и животворящего креста Господня и град устроиша и нарекоша его Хлынов град речки ради Хлыновицы».

 

2. Послание митрополита Ионы вятским воеводам и всем жителям, с убеждением их покориться великому князю, прекратить гра­бежи и разбои и возвратить полон (около 1452 года).

«От Ионы, митрополита Киевского и всея Руси, на Вятку и всю Вятскую землю, воеводам земским Якову Пугвину и Оникею и Юрью Алексеевым Мышкина, и всем ватаманом, и подвойскам, и боярам, и купцам, и житьим людем, и всему нарицающемуся именем христианству тамошних земель. Не вемы убо, како вас нареши: зоветесь именем христиане, а живете делающе злая, горше нечестивых, ни по христианству, ни по крестному целованью, ни по божественному писанию православная истинная христианская веры. Святую сборную Апостольскую церковь русские митрополия обидите и законы церковные старые разоряете, а зався своему господарю великому князю грубите и приставаете к его недругу. И издавна, и с поганьством съединяющесь, и с отлученным от Божья церкве с князем Дмитрием с Шемякою, приходили есте многожды на великого князя вотчину, на Устюг, на Вологду, на Галич. А через крестное целованье, целовав животворящей крест у князя у Дмитрий Ивановича у Ряполовьского, у Глеба у Семенова трижды крест целовав, у Олександра у Мякинина двожды крест целовав, на великого князя добро, да то крестное целоваше забывание, да зався изменяюще, и христианство губите. И с теми христианскыми губители и сами собою вотчину его воюете безпрестанно. Христианство губите убийством и полоном и граблением, и церкви Божии разоряете и грабите все церковные священная приходы: кузьни и книги и колокола, и вся творите злая и богомерзкая дела, якоже погани. И ныне ново, сими часы, воевали есте, великого князя вотчи­ну, - Сысолу и Вым и Вычегду, да людей есте православного христианства много перемучили, переморили, а иных в воду пометали, а иных в избы и в хоромы насаживая, мужей, старцев и малых деток, бесчислено пожигали. А иным очи выжигали, а иных младенцов на кол сажая умертвили, подобяся злочестивому губителю и христианам убийце Ироду. А полону есте взяли боле полуторы тысячи душ, да ко­торой ныне себе держите, а иных в поганьство продаете и в дары даете. Да от того от своего злаго дела не престаете, а своему госпо­дарю великому князю зався грубите, а челом ему за свою грубость не бьете. Но как Бог, своим милосердием, положил на сердце ве­ликому господарю великому князю, вас еще жаловал, а и нашего смирения послушал, как есмь его богомолец о вас молил его, с многими слезами, и с мольбою, и благословением, по своему святитель­скому долгу: и великий господарь великий князь и до cих мест терпел и не казнил вас, ожидая от вас вашего челобитья и покаяния, от злого вашего дела престатья …» <…>.

 

3. Духовное завещание вятчанина Ивана Шелома. Писано 1574 года июля 3 дня.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Се аз, раб Божий Иван Есипов сын Шелом, пишу сию духовную грамоту своим целым умом и разумом, поедучи в путь к Москве с государскими книга­ми, кому мне что дати и у кого мне что взяти. Дати мне по кабале Николы Великорецкого священникам да и прикащикам Николины казны 7 рублев денег. А заложил есми в тех деньгах государева жалованья охабень бархат с золотом, а у него 15 пугвиц серебреных. Да по кабале ж дати Миките Данилову сыну Белого два рубли денег. Да по кабале ж дати Зинову Михайлову сыну Назарову три рубли денег; да взяти мне по отца своего кабалам и по своим, что в кабалах писано. Да живота моего оставаетца всякого, поедучи в путь: двор в городе у Слудных ворот, да деревня в Спенцынском стану живущая с хлебом, да другая деревня в Березовском стану пуста лежит. Да что у меня слуг, мущин и жонок и ребят; да пла­тья: шуба бархат червчатым золотом на черевах на белках. Пугвиц у тое шубы сребряных 14 больших; да кафтан, камчат, камка белокругчатая аламан да с кружева, а яламы и кружева шиты золотом и серебром, а подклад у того кафтана тафта желта. Другой кафтан дорогильной, дороги полосы черчаты и цветны, а под ним пупки собольи, а пугвиц у него серебреных 14; да однорядка светло-зелена, а завязки у нее щелк багров, а около ее поясок серебреной, да другая однорядка любская сукно черчато; да торлоп белий хреб­товой; да епанча нагайская бумажная синя; да кушак бумажной бело-полосат; да трои сапоги сафьянные мужские да женские сапоги сафьянные черлены шиты золотом; да три шапки мужские, сукно, под дном собольки; да шлык бархат черчат с кистью, а на кисти яблочек жемчюжной, а по нем плетенек золог: шлык, сукно черчато ж с кистью, плетенек по нем серебрян; да шапка лисья красна горлиная, да другая шапка лисья ж черевья; да крест с мощами на серебре золочен, а глава у него золотая, а другой крест с мощами ж на серебре золочен а глава у него серебряная, да третьи серьги камень бечети на серебре золочен жемчюги; да перстень золотой, да персни же сребряные мужские и женские; да ожерелье женское жемчюжное, а у него 6 пугвиц золотых, да 6 жемчюгов окатных; да монисто, а на нем 5 икон на серебре золочены, да 7 крестов на серебре золочены ж. Киски шелковы шамаханской шелк, да ширинка шита золотом и серебром, да полог, татарское дело, шелком шит; да рубашек мужских и женских и убрусов и полотен; да ковер сорочинской, а другой ковер цвет­ной, а сорочинской ковер на оба лица; да котел медяной в 12 ведр, другой в 4 ведра, третей в полтора ведра, четвертой в ведро. <…>

А приказываю свою духовную и весь свой живот, кабалы, и двор у Слудных ворот, и деревни, и луги, и платье, и се­ребряную всякую кузнь, и кресты с мощи, и ожерелье жемчюжное с пугвицами, да и серьги и персни, да и монисто, и пансырь и сабли, и медяная порядня и оловянная, и кружки и котлы, и лошади и коровы и весь скот, и жито всякое, и пожни и перевесья, и весь быт домовной и деревенской, и весь свой живот, что в сей духовной писано, сыну своему Василью, да сыну ж своему Ивану Бажену, да сыну ж своему Григорью..... дати и взяти и по душе поправити. А мать им свою кормить всем трем за одно до ее смерти…».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: