«От царя и великаго князя Ивана Васильевича всея Русии, на Вятку, в город Хлынов, выборным судьям Якову Носкову да Якову Телятникову с товарищи, и старостам и целовальникам и всем земским людям. Прислали естя к нам ото всей земли челобитную, а в челобитной написано, что Вятские городы от Московских городов удалели, а нашего деи богомолья мнишеского монастыря у вас во всей Вятской земле нет, а сверстным и увечным людям постригатися негде, а у вас деи многие сверстные и увечные люди, а иные при смерти, постричися желают. И нам бы вам велити мнихом монастырь устроити на Вятке, в Хлынове, Успенья Пречистой. А излюбили естя в строители Пыскорского монастыря постриженика старца Трифона, и землицы бы нам к монастырю велети дати, а у вас деи в Хлынове наместичи деревни стоят пусты и не пашет их никто. И мы старцу Трифону велели в Хлынове Успения Пречистой мнихом монастырь строити и священников призвати, а земли есмя к Успению Пречистой велели дати в Хлынове под городом пустошь Семеновскую Филимонова, которая в писцовых книгах к Успению написана, да пустошь Ямскую, пашни перелогоми, по сказке хлыновцев Сенки Олександрова с товарищи, десять четвертей в поле, а в дву по тому ж; да к той же пустоши пожня в Нероновском лугу, сена ставится семьдесят копен, а не отдана деи та пустошь никому и не владетъ ею никто и запустела до писцов, а в писцовых книгах не написана. Да из наместничьих пустошей пустошь Семеновскую Прошлецова, перелогу худые земли двадцать две четверти в полге, а в дву потому ж. И вы бы тех пустошей досмотрили и измерили в десятины, и всякие угодья смутили, и в книги за Успенским монастырем написали, да те книги, за своими руками, прислали к нам к Москве в четверть дьяка нашего Ондрея Щелкалова. А прочтет бы естя сю грамоту и списав с нее список, слово в слово, отдали ее назад Успенскому строителю Трифону, и он ее держит у себя. Писан на Москве лета 7088 июня во 2 день».
Источник: Древние акты, относящиеся к истории Вятского края. Вятка, 1881.
Словарик старинных слов в документах XV – XVI веков
Борть - пустота, дупло дерева, где водятся пчелы.
Братчина - угощение по добровольной складчине.
Волостель - волостной начальник.
Господарь - господин.
Губной - уголовный.
Духовная грамота - завещание.
Живот - имущество.
Житый - состоятельный, почетный гражданин или обыватель.
Кабала - договор займа.
Кузнь - драгоценныя вещи, иногда кованыя из золота и серебра.
Мыто или мыт - пошлина с товаров.
Однорядка - праздничная одежда.
Пир - угощение от хозяина.
Поганство - неверные, земля неверных.
Подвойский - пристав, вызывавший ответчиков к суду.
Полон - плен.
Целовальник - целовавший крест выборный присяжный.
Целованье крестное - присяга.
Четверть или четь земли или пашни - 1200 квадр. сажен.
Убрус - платок.
Ушкуйники - вооруженная новгородская вольница, совершавшая свои набеги на больших речных судах (ушкуях) по Волге, Каме, Вятке.
Юфть - вид кожи.
Ясак - подать, взимаемая с нерусских народов пушниной, медом и скотом.
Традиционные русские меры:
Верста – 1,064 км.
Сажень (3 аршина) – 2,13 м.
Ведро (20 бут.) – 12,3 л.
Четверть (для сыпучих тел) – 10 пудов ржи и ржаной муки или 6 овса – 209,9 л.
Четверть (для жидкости) – ¼ ведра – 3,075 л.
Пуд – 16,38 кг.
Фунт – 409,836 г.
Десятина – 10,925 кв. м.
РАЗДЕЛ III. ВЯТСКИЙ КРАЙ В XVII ВЕКЕ
XVII век стал для России переходным этапом к эпохе Нового времени. Новые явления затронули все сферы жизни общества – экономику, политическое устройство, социальную сферу, культуру. Но известные нам общероссийские процессы по-разному преломлялись в провинции, имели значительное своеобразие, в том числе и в Вятском крае.
Лекция 5. Социально-экономическое развитие края в XVII в.
1. Территория и население края в XVII в.
2. Налоги, сборы и повинности.
3. Сельское хозяйство и ремесло.
4. Торговля.
Территория и население края в XVII в.
Вятский край в XVII в. занимал бассейн р. Вятки от ее истоков до устья. Непосредственно к Вятской земле в то время относилась только центральная часть края с городами Хлыновом, Котельничем, Орловом, Слободским и Шестаковом. Административно она подчинялась Поморскому краю, несмотря на то, что от моря ее отделяло значительное расстояние. Вятская земля делилась на уезды, которые, в свою очередь, делились на станы, а станы – на волости. Волость представляла собой церковный приход. Последний был образован погостом (с храмом и кладбищем) и прилегающими к нему деревнями, жители которых посещали данную церковь.
Построенные в XV-XVI вв. южные города (Яранск, Санчурск, Уржум, Малмыж) в то время принадлежали Понизовскому краю с центром в г. Казани. На северо-востоке особняком лежал Кайский уезд, который в XVII в. входил в состав Пермской земли.
Несмотря на то, что основным населением края были русские, здесь проживало немало и других народностей. На севере жили коми-зыряне, на северо-востоке, в Кайском уезде – коми-пермяки, на востоке – удмурты (вотяки), на юго-западе – марийцы (черемисы), а на юге – татары.
В течение XVII в. население края увеличилось на 75%. В 1670-80-х гг. в северных и центральных уездах края существовало 4147 жилых селения, в которых проживало 52500 душ мужского пола. С учетом южных вятских уездов общая численность края в то время была около 150 тысяч человек.
Основную массу населения края в XVII в. составляли крестьяне. Они расселились преимущественно на черносошных и ясачных землях, принадлежащих государству. Существовали также дворцовые, крепостные и церковно-монастырские крестьяне, но их численность была сравнительно невелика. Жили крестьяне большими семьями (по 8-9 человек) в небольших селениях с 2-3 дворами.
В XVII в. значительно возросло число горожан. Так, в середине века в Хлынове насчитывалось 4400 человек, в Слободском – 2100, в Котельниче – 940, в Орлове - 460, в Царевосанчурске – 340, в Уржуме – 260, Шестакове – 200, Яранске – 180. В городах проживали посадские, крестьяне, служилые люди и духовенство (см. табл.). В разряд служилых людей входили воевода, городовой приказчик, дьяки, подьячие, пушкари, стрельцы, рассыльщики и сторожа.