Вопросы для самоконтроля

1. Какие общероссийские тенденции в развитии экономики проявились в Вятском крае в XVII в.?

2. Какие налоги платились вятчанами в XVII в.?

3. С какими городами и какими товарами вела Вятка основную торговлю?

Литература

Бердинских В. А. История города Вятки. – Киров, 2002. – С. 69-84.

Верещагин А. С. Расходная книга земского старосты г. Хлынова И.Репина 1678-1680 гг. – Вятка, 1906.

Луппов П. Н. История города Вятки. – Киров, 1958. – С. 91, 98-106.

Мацук М. А. Посошное налогообложение вятских уездов в XVII веке // История и культура Волго-Вятского края. – Киров, 1994. – С. 124-125.

Очерки истории Кировской области. – Киров, 1974. – С. 69-77.

Спицын А. Земли и люди на Вятке в XVII столетии. Очерки истории землевладения. – Вятка, 1886.

Спицын А. Подати, сборы и повинности на Вятке в XVII столетии. – Вятка, 1887.

Эммаусский А. В. Исторический очерк Вятского края XVII-XVIII вв. – Киров, 1956.

 

Лекция 6. Социально-политическое развитие края в XVII веке

1. «Смутное время» на Вятке.

2. Местное управление и самоуправление. Городские движения.

Смутное время» на Вятке

Спокойное течение жизни постоянно нарушалось народными волнениями и военными столкновениями. XVII век стал «бунташным веком» русской истории. Гражданская война начала XVII в., получившая у современников название «Смутного времени», открыла эпоху мощных социальных потрясений. Общегосударственный кризис вызвал появление в стране самозванцев, которые, опираясь на поддержку Польши, повели борьбу за московский престол. «Смута», потрясшая до основания Московское государство, не прошла бесследно и для Вятского края. Здесь она отозвалась мятежами, разорениями некоторых городов. В Москве, где новые цари только успевали сменять друг друга, трудно было разобраться в их «истинности». Что же говорить о провинции, которая жила слухами и рассказами заезжих людей. Противоречивые известия вносили раскол в местное общество, что приводило не только к ожесточенным спорам, но и к вооруженным столкновениям.

Так, в 1606 г. в г. Котельниче часть города во главе с городским приказчиком и частью духовенства встали за «царя Дмитрия». Как писалось в донесении, «вора учали величать, которой называется царевичем Дмитрием, что он Москву взял, а с ним же пришло многое множество людей, и на кабаке за него чаши пили». Котельничский же староста и его сторонники остались верны московскому царю Василию Шуйскому. Староста обратился за помощью к отряду пермских ратных людей под командованием Петра Благово, который проходил через Котельнич. Но тот не сумел вразумить котельничан. В ответ на требование командира дать подводы, посадские люди Котельнича «учали говорити изменное слово, … царское имя поносить, … а его Петра хотели убить до смерти». Более того, некоторые солдаты, склонные к буйствам и дракам, поддались на агитацию, присоединились к сторонникам Лжедмитрия и попытались заставить своего командира присягнуть «царю Дмитрию». Чудом Петр Благово остался жив и сумел вывести отряд из города. Правда, до Москвы добрался лишь один командир: солдаты по дороге разошлись по домам. Только в конце 1609 г. хлыновский приказной человек князь Ухтомский сумел взять Котельнич и привести его жителей к присяге Василию Шуйскому.

Вскоре после этого вспыхнули волнения в южных районах края. Еще в 1584 г. здесь были построены 3 крепости: Уржум, Яранск и Царевосанчурск, где проживали стрельцы и другие ратные люди. Их задачей было удержание местных марийских племен в повиновении и предупреждение возможных волнений. Безусловно, что черемисы плохо понимали смысл происходивших в Москве событий, но почувствовали ослабление власти в Москве и не преминули этим воспользоваться.

В 1609 г. сторонники второго самозванца («воровские люди», казаки, стрельцы из приволжских городов) при поддержке местных нерусских народов захватили южные города Царевосанчурск и Яранск. Из Яранска была послана делегация в Хлынов с «возмутительными грамотами», которая должна была склонить хлыновцев к присяге самозванцу. Но по дороге она была арестована. В 1609 г. яранцы захватили Котельнич. Как указывалось в донесении, «церкви Божии осквернили, образы одрав кололи; и сотника стрелецкого Захара Панова на кол посадили, и многих людей побили, а жен и детей позорят, а храмы до основания разоряют». Только после известия о выходе из Хлынова с ратью князя Ухтомского, который направлялся в сторону Орлова, мятежники оставили Котельнич и бежали в Яранск. В начале 1610 г. после прибытия в город московского воеводы и ратных людей из северных городов Яранск был взят.

Однако вскоре бурные дискуссии об истинности Лжедмитрия I потеряли свой смысл. В июле 1610 г. был низложен Василий Шуйский. Московское государство разделилось на два лагеря: сторонников Лжедмитрия II и польского королевича Владислава. До Вятки дошло тревожное известие о вводе в Москву польских войск. Вятчане плохо представляли реальную обстановку в столице, полагая, что самозванец не связан с поляками. В то же время русские опасались, что если во главе государства встанут поляки, то будет введено католичество. Как писали казанцы хлыновцам, надо «стати нам, православным христианам, на истинную православную Христову веру, … чтобы … не отдатися … в злую и проклятую в латинскую веру». В начале 1611 г. Вятская земля по примеру соседней Казани присягнула Лжедмитрию II. Эта присяга была вызвана страхом за сохранение православия и целостности российского государства. Но самозванца к тому времени в живых уже не было.

Когда же после падения Лжедмитрия II все земли русского государства стали объединяться, вятчане влились в общее патриотическое движение. В 1611-12 гг. в составе ополчения они приняли участие в освобождении Москвы и русской земли от поляков и сторонников самозванца. После освобождения России от иноземцев в Москве был созван Земский собор. Вятскую землю на нем представляли архимандрит Трифонова монастыря Иона, протопоп хлыновского собора Павел, «торговый человек» Путилко Рязанцев и пушкарь из Санчурска Парменко Афанасьев. В 1613 г. Земский собор избрал русским царем Михаила Романова.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: