Местное управление и самоуправление. Городские движения

По губной и земской реформе середины XVI в. вводился институт губных и земских старост. Однако еще в XVI в. выборные губные органы, расследовавшие уголовные преступления, прекратили свое существование. К XVII в. сохранилось только земское самоуправление в городах Хлынове, Слободском и Котельниче. Земские старосты, стоявшие во главе земских изб, избирались из «лутчих» посадских людей сроком на 1-2 года. Они ведали раскладкой и сбором податей, распределением между посадскими земских повинностей, судом по гражданским и мелким уголовным делам. Кроме того, они представляли интересы местного населения перед воеводской властью, защищая права и имущественные интересы горожан и крестьян. Если воевода не удовлетворял ходатайства земского старосты, он мог обратиться в Москву. В столице же почти всегда их просьбы, предложения и жалобы удовлетворялись. Также земский староста ведал организацией работ по благоустройству города, постройкой общественных зданий (в первую очередь церквей), формированием земских ополчений. Помощниками старост в раскладке и сборе налогов и сборов были городские и земские целовальники (во время присяги они целовали крест).

В конце XVI в. назначаемых из центра должностных лиц сменили городовые приказчики, которые назначались царем из числа «лутчих» горожан. В их ведении находились распределение и сбор налогов и повинностей, строительство и укрепление городов, организация ополчений и некоторые судебные функции.

Однако широкое самоуправление противоречило тенденции дальнейшего укрепления и централизации власти. Поэтому в начале XVII в. органы местного самоуправления были ограничены воеводской администрацией, которая назначалась из Москвы. Как представители центральной власти, воеводы наделялись военной, административной, финансовой и судебной властью. Широкие полномочия воевод были обусловлены тем, что многие города приобрели военное значение в период Смутного времени. Так, Вятка являлась стратегическим пунктом для защиты Приуралья. В Вятские земли направлялись два воеводы. Один управлял Хлыновом, Орловом и Котельничем, а другой – Слободским и Шестаковом. Как предполагают некоторые исследователи, первым воеводой на Вятке был Д. Ю. Пушечников, назначенный на эту должность в 1610 г. Обычно воеводы менялись каждые 2-3 года. За свою службу они получали в Разрядном приказе жалование и вотчины. Вятский край был относительно бедным, поэтому направление сюда на должность воеводы воспринималось как ссылка, мягкое наказание для бояр и столичных дворян. Так, в 1682-84 гг. Хлыновским воеводой стал бывший украинский гетман Правобережной Украины Петр Дорошенко. Желая сохранить независимость Украины от России и Польши, он перешел под покровительство заклятого врага России - Турции. После поражения от русских войск он был арестован, и, спустя некоторое время, отправлен на Вятку воеводой.

При воеводе состояла съезжая (приказная) изба, в которой служило до 40 человек. Во главе находился дьяк, который назначался из Москвы вместе с воеводой. Делопроизводством занимались подьячие и писцы. Изба представляла собой исполнительный орган, который отвечал за выполнение всех царских указов. В частности, в ее компетенцию входило распределение повинностей и сборов, взимание различных налогов и некоторые судебные функции.

После введения воеводского правления изменилась функция городовых приказчиков. Они стали помощниками воевод, а в пригородах – являлись главой всего управления, осуществляя функции воеводы. Городовых приказчиков в местные города назначал уездный воевода. Но вятчане стремились иметь выборных городовых приказчиков. Начиная с середины XVII в., они неоднократно писали ходатайства по этому вопросу в Москву. По их просьбе в 1666-70 гг., а также, начиная с 1682 г., эта должность стала выборной.

В распоряжении воевод находился штат приставов, приказных целовальников, рассыльщиков, сторожей и палачей. Приставы имели полицейские обязанности. В их функции входило расследование преступлений, а также арест, охрана и конвоирование преступников. Кроме этого, они решали некоторые земельные вопросы: определяли качество и количество земли, ее принадлежность, разбирали земельные споры, в результате которых отбирали участки у незаконных хозяев и передавали их действительным владельцам. Приказные целовальники отвечали за сбор налогов и сборов. Палачи проводили пытки при дознании, а также исполняли судебные наказания (били батогами, плетьми, розгами, приводили в исполнение смертные приговоры).

По закону местная администрация содержалась государством, получая от него постоянное жалование. Население же, по указу московского правительства, могло по собственному желанию делать воеводам добровольные «приносы в почесть». Но вскоре добровольные подношения превратились в обязательные и при этом достигли весьма больших размеров. Так, воеводы брали с населения «вседневные харчи», конский корм, «пивные и винные вари», а при вступлении в должность «въезжее пособие» (300-500 руб.). Кроме того, 29 раз в году были «подносные дни». В праздники в качестве подарков приносили деньги, калачи, масло, мед, живую рыбу, гусей, баранов и пр. «Воеводой быть – без меду не жить», - гласила народная мудрость. Такого же внимания требовала к себе и приказная изба, где без подарков вопросы обычно не решались. Как говорили в то время, «не бранись с тюрьмою, да с приказной избою». Взяточничество и казнокрадство было характерно не только для Вятки, но и для всей России. Не случайно важнейшим явлением «бунташного» XVII в. стали городские движения и восстания, направленные, как правило, против злоупотреблений должностных лиц.

Наиболее крупное восстание в крае на почве воеводских поборов произошло в 1635 г. в Хлынове. Незадолго до этого Хлынов перенес два значительных пожара. Многие горожане потеряли не только нажитое добро, но и крышу над головой. Новый воевода Григорий Волынский потребовал у погоревшего населения уплаты «въезжего», угрожая посадить всех неплательщиков в тюрьму. Но горожане выяснили, что по царскому указу уплата «въезжего» необязательна, поэтому платить его отказались. Разгневанный воевода попытался силой собрать продукты и деньги. Чтобы придать своему распоряжению вид законности, он приказал одновременно взыскать и государственный оброк. Ряд неплательщиков был арестован. В ответ на это посадские и крестьяне ворвались в хлыновский кремль, перебили некоторых «начальных» людей и освободили арестованных. Сборщиков «кормов» не спасли от разбушевавшейся толпы даже стены храма. Так, помощника воеводы Матвея Рябинина вытащили из-под престола в алтаре и посадили под караул. Судьба откупщика Данилы Кальсина оказалась более трагичной: его извлекли из-за икон и сбросили с моста в глубокий ров. Угрожая расправиться с семьями местных чиновников, восставшие сумели вернуть ранее собранные с них деньги. Городское движение вскоре перекинулось в Котельнич и Орлов. Только прибывший из Москвы отряд боярина Ивана Данилова сумел подавить городское движение. Наиболее активные его участники были сосланы в Сибирь.

Воеводские поборы стали причиной и восстания 1673 г. в Кайгороде. Кайгородцы пошли еще дальше. Они не только отказались платить налог, но и изгнали из города воеводу Волкова, приставов и старост. На несколько месяцев в городе установилось самоуправление посадских. И снова только военная помощь из Москвы сумела подавить городское движение. Более жестокой была и расправа. Наиболее активные участники были повешены, остальные были биты кнутом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: