Учреждение Вятской и Великопермской епархии. Епископ Александр

Расширение русских территорий, а также отдаленность Вятской земли от Москвы подтолкнули к созданию в 1656 г. самостоятельной Вятской и Великопермской епархии. В Хлынове был образован архиерейский приказ, на содержание которого были отведены особые вотчины с крестьянским населением.

Первым вятским епископом стал Александр Вятский (1603-1678). Родом он был из слободки Николо-Коряжемского монастыря, находящегося недалеко от г. Сольвычегодска. Получивший воспитание при монастыре, в 27 лет он принял монашеский постриг. В течение 15 лет был игуменом, 3 года возглавлял епископскую кафедру в Коломенском. В 1657 г. преосвященный Александр из благоустроенной и обеспеченной подмосковной епархии был направлен во вновь учрежденную епархию Вятскую и Великопермскую. Подобное перемещение он вполне мог воспринимать как почетную ссылку. Предоставленные ему в «кормление» вятские станы оказались крайне бедными, поэтому у епархиального управления практически не было никаких доходов. В крае даже не было архиерейского дома. Сам епископ Александр жил в двух кельях Трифонова монастыря. Архиерейские служители ютились по обывательским домам, откуда хлыновцы их нередко изгоняли.

Несмотря на то, что епископ Александр возглавлял вятскую кафедру около 17 лет (1657-74 гг.), результаты его деятельности на Вятке были незначительны. В его правление установилась точная дата празднования образа Николая Великорецкого 24 мая (до этого день памяти отмечался в разное время). Кроме того, в это время было построено несколько храмов.

Можно назвать несколько причин слабого преобразования вверенной ему епархии. Во-первых, в Хлынове в эти годы он практически не жил, проводя основное время в Москве.

Во-вторых, по складу своего характера он скорее тяготел к уединению, молитве, литературной деятельности, чем к решению хозяйственных вопросов. Не случайно, что в первую очередь он запомнился современникам своими литературными полемическими произведениями. Живя в эпоху церковных реформ патриарха Никона, епископ Александр находился в состоянии напряженной внутренней борьбы, постоянных духовных исканий. Он был противником Никона, сомневался в правильности проводимых им реформ. Однако прямо к старообрядцам не примкнул. В Москве он активно занялся литературно-книжной деятельностью, приступил к сличению старых и новых богослужебных книг. Свою работу он продолжил в Хлынове в уединенной келье Успенской монастыря. Свои сомнения и недоумения он представил церковному собору 1666-1667 гг. Приняв разумные доводы собора и «благодатию Божиею просвящен быв, написа покаянный свиток», за что от всего собора «прощения сподобился». Но, возможно, не все его сомнения были разрешены. Как предполагают некоторые исследователи, именно напряженная внутренняя борьба подвигла его впоследствии отречься от мира и уйти в монастырь, самовольно оставив пастырское служение.

Была и третья причина малых успехов его деятельности на Вятской земле. Душа епископа Александра всегда тянулась к Коряжемскому монастырю, в слободке которого он родился, откуда начал свой иноческий путь, где были похоронены его родители. Где бы он ни был, он всегда опекал Коряжемскую обитель, постоянно заботясь о ее устройстве. В течение 35 лет его вклады в этот монастырь превысили 3 тысячи рублей. На его средства была построена каменная церковь и колокольня. Даже присланные царем деньги для строительства в Хлынове архиерейского дома он направил на обустройство родной Коряжемской обители.

Еще в 1666 г. он просил разрешения удалиться в монастырь, но церковный собор настойчиво призвал 65-летнего старца к пастырскому служению на Вятке. В 1674 г. он самовольно покинул Вятскую кафедру и переселился в Коряжму. В своем письме патриарху и царю он написал, что «правительствовать епархиею больше не желает». Чтобы отсечь все пути, он принял схиму (высшая степень монашества, связанная с полным уединением и отречением от мира), дав обет молчания. Современникам епископ Александр запомнился как человек тихий, кроткий и благочестивый. Умер преосвященный Александр 17 декабря 1678 г. в возрасте 75 лет. Он был погребен в построенной на его средства каменной Благовещенский соборной церкви Николо-Коряжемского монастыря, где его останки покоятся и по сей день.

В 1674 г. епископа Александра сменил деятельный архиепископ Иона Баранов (1635-1700), который правил епархией 25 лет. Юношей 18 лет он принял монашеский постриг. До служения на Вятке был архимандритом Тихвинского монастыря.

Прибывший в 1676 г. епископ Иона был торжественно встречен в Хлынове: «и обрадовашася вятские страны жители своему владыце, яко Богу, и сретоша (встретили) его честно и богоугодно». Взойдя на вятскую кафедру, он первым делом изучил духовные традиции и обычаи вятчан: не было ли в них народного суеверия или корысти духовенства. Одни крестные ходы и почитания он благословил, другие запретил как суеверия.

Человек сильной воли, он, в то же время, старался действовать мирными средствами. Так, во время крестьянского бунта в Сунской вотчине Трифонова монастыря вместо солдат епископ Иона направил бунтовщикам увещевающее послание и крестный ход с чудотворным образом Спаса. Эти действия произвели раскол в среде мятежников, часть которых разошлась по домам.

Поучением и строгостью он пытался возбудить духовную жизнь вятчан, понуждал их к исповеди, причастию, радел о заведении новых церквей и монастырей. Будучи очевидцем сильных пожаров, которые с завидным постоянством уничтожали вятские монастыри и храмы, епископ Иона положил начало каменному строительству в крае. Первым в камне был воздвигнут Троицкий кафедральный собор в г. Хлынове. Всего же при владыке Ионе было построено не менее 22 храмов в епархии, не считая монастырей и часовен.

Активная деятельность Ионы была также направлена на христианизацию проживающих в вятских землях нерусских народов и на борьбу с расколом. Во второй половине XVII в. в Вятскую землю устремились старообрядцы из Нижегородского края («кержаки»), а вслед за ними из северных районов старообрядцы Поморского толка.

Одним из наиболее значимых событий для епархии при архиепископе Ионе стало прославление Трифона Вятского. При строительстве в монастыре каменного Успенского храма в 1684 г. были обретены его нетленные мощи. Они торжественно были перенесены в часовню, а в 1690 г. во вновь устроенный Успенский собор, где лежат под спудом по сей день.

По инициативе Ионы началось осмысление вятского предания и вятской истории, обычаев, почитания икон и подвижников. Он приблизил к себе образованных людей Вятки того времени. Вокруг владыки сложился кружок книжников, возникло литературное движение. Благодаря его деятельности, воедино были сведены многие факты местной истории. Удивительно, что при том сам Иона «кроме славянско-российской грамоты ничему более учен не был».

За свою активную деятельность в 1682 г. владыка Иона был посвящен в архиепископы. Кроме того, за особые заслуги ему предложили перейти на более богатую суздальскую кафедру и возвести в сан митрополита. Но Иона, прикипевший сердцем к Вятке, попросил оставить его на прежнем месте. Умер архиепископ Иона в 1700 г., подписав в день своей кончины духовное завещание.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: