На пути к высшему образованию

Становление общественного и нравственного сознания подсказывало выбор жизненного пути. В начале 60-х годов учащаяся молодежь Вятки интенсивно потянулась к высшему образованию. За 1856-1863 годы из 53-х выпускников гимназии в университеты поступили 44 человека, из них в Казанский – 28, преимущественно на медицинский факультет. В 1856-м из семи выпускников туда поступили двое, в 1861-м ‑ из восьми ‑ пятеро на медицинский и один на естественный факультет. По социальному происхождению эти шестеро были ‑ дворянин, купеческий сын, сын мелкого чиновника, выходец из мещан и двое из крестьянских семей (правда, материальное положение семейств трех последних студентов неизвестно).

Просветительское служение

Вот некоторые явления в жизни Вятки: 1859 – открылась библиотека для чтения А. А. Красовского. Начались занятия в женской гимназии. 1860 ‑ в Елабуге начала действовать воскресная школа, где преподавали учителя городского училища. 1861 ‑ открылась воскресная школа в Вятке. Красовский завел при библиотеке книжный магазин. В Вятке состоялся Пушкинский вечер. Музыкально-литературные вечера становились частью культурной жизни губернского и уездных городов. 1862 ‑ трудами Петра Владимировича Алабина качественно улучшилась работа Вятской публичной библиотеки. В Котельничском уезде волостной писарь Дмитрий Ларионович Сенников открыл “крестьянскую бесплатную библиотеку”. Все эти явления не случайны. В просвещении и культурной жизни шел неуклонный процесс демократизации. И в этом Вятка немногим уступала более крупным городам. Учителя, литераторы, врачи, “нравственные разночинцы” создавали в Вятке и постепенно в губернии очень тонкий культурный слой, проникнутый новым мировоззрением, приемлемым далеко не всеми.

Одним из примечательных явлений эпохи реформ стало стремление интеллигенции к просвещению народа. С общественным подъемом оказалась связанной организация воскресных школ, в работе которых просветители-демократы усматривали прямой путь к бессословному образованию народа, а также возможность его политического воспитания. Программы воскресных школ были проникнуты сознанием необходимости просвещать народ.

“Даровая учеба” привлекла народ. В воскресную школу при Вятском уездном училище записалось 135 человек в возрасте от 9-ти до 36-ти лет. Общее их число постепенно возрастало, и хотя не все имели возможность регулярно посещать занятия, к началу 1862 года в школе насчитывалось сто действительных учеников. Они происходили из мещанского сословия, из городских низов. Уроки посещали солдаты стоявшего в Вятке резервного батальона. Крестьяне окрестных деревень являлись за несколько верст. Те, кто по разным причинам пропустили занятия в воскресный или праздничный день, когда шли уроки, обращались к учителям за разъяснениями. Случаев отказа не бывало. Задолго до начала занятий ученики собирались у здания училища. Уроки воспринимались ими как праздник, поэтому многие старались получше приодеться. Учеников воскресной школы привлекала не только возможность получения знаний, но и общение с учителями, которые говорили с мещанами, крестьянами, солдатами как равные с равными.

Занятия для народа в воскресной школе в Вятке вели преподаватели и ученики мужской гимназии, семинаристы. Воскресные школы наряду с женскими, подвергались резким нападкам рутинистов, которым особенно претило человеческое обращение учителей с учениками. “В этой школе, ‑ передавал Н. И. Золотницкий слова одного из них, - всякому, какому ни на есть чумазому оборвышу учитель говорит: скажите вы мне то и это...”. Ученики воскресных школ занимались с примерным усердием, показывая неплохие знания. Учителя работали творчески, мечтая о совершенствовании обучения. При вятской воскресной школе существовала небольшая библиотека, где ученики могли получать книги на дом.

Говоря о деятельности “новых людей” в Вятке, невозможно обойти вниманием настойчивую работу А. А. Красовского. Он пользовался заслуженным авторитетом у разночинцев-демократов (“чистейший и благороднейший представитель 60-х годов” в оценке И. М. Красноперова) и, соответственно, антипатией местной администрации (“основатель нигилизма” ‑ характеристика, данная губернатором В. И. Чарыковым). Такое суждение небезосновательное, но явно утрированное. Красовский со времени учебы в Петербурге знал Н. А. Добролюбова и Н. Г. Чернышевского.

Когда он возвратился после учебы в Вятку, к нему потянулись воспитанники духовного училища и семинарии. Слова Красовского западали в души учащихся: “Знания делают людей полезными... Читайте, приобретайте знания”. “Библиотека для чтения” А. А. Красовского выписывала много газет и журналов, причем “Современник” и “Отечественные записки” пользовались у читателей наибольшим успехом. В библиотеке имелись сочинения Пушкина, Гоголя, Тургенева, Писемского, Салтыкова-Щедрина.

Важным средством распространения книг стал книжный магазин при библиотеке, который организовал высылку книг в уезды губернии по заказам. Появлялись библиотеки в некоторых сельских школах. Улучшались библиотеки в Слободском, Малмыже и других уездных городах.

Важным средством просвещения становились неофициальные отделы провинциальных газет, в которых ставились и обсуждались жгучие вопросы современности. В качестве корреспондентов в газеты привлекались учителя, врачи, агрономы. Новые черты общественной жизни не замедлили сказаться на облике “Вятских губернских ведомостей”, которые затрагивали самые разнообразные проблемы образования, книжной торговли, библиотечного дела, воскресных школ, литературно-музыкальных вечеров, подписок на журналы. В газете подчеркивалась тема социальных перемен в “эпоху великих реформ”.

Важнейшую роль в воспитании молодежи, в пробуждении общественного сознания “пионеры гуманистической пропаганды” отводили книге. Почетное место в круге чтения занимал “Современник”. По подсчетам Н. Г. Чернышевского, собравшего сведения о числе подписчиков на “Современник”, в самой Вятке в 1859 году выписывалось 12 экземпляров журнала, в 1860-м – 9, в 1861-м – 12. Кроме того подписчики “Современника” жили во всех уездных городах губернии, на Воткинском и Ижевском заводах и на Павловском винокуренном заводе в Уржумском уезде. Всего по Вятской губернии в 1859 году выписывалось 33 экземпляра “Современника”, в 1860-м – 44, в 1861-м – 47.

Неустанная работа Красовского, Шемановского, Рождественского по пропаганде демократической книги, оживление публичной библиотеки стараниями П. В. Алабина, хотя он находился на другом общественном полюсе, начинали давать благотворные результаты.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: