Становление общественного и нравственного сознания подсказывало выбор жизненного пути. В начале 60-х годов учащаяся молодежь Вятки интенсивно потянулась к высшему образованию. За 1856-1863 годы из 53-х выпускников гимназии в университеты поступили 44 человека, из них в Казанский – 28, преимущественно на медицинский факультет. В 1856-м из семи выпускников туда поступили двое, в 1861-м ‑ из восьми ‑ пятеро на медицинский и один на естественный факультет. По социальному происхождению эти шестеро были ‑ дворянин, купеческий сын, сын мелкого чиновника, выходец из мещан и двое из крестьянских семей (правда, материальное положение семейств трех последних студентов неизвестно).
Просветительское служение
Вот некоторые явления в жизни Вятки: 1859 – открылась библиотека для чтения А. А. Красовского. Начались занятия в женской гимназии. 1860 ‑ в Елабуге начала действовать воскресная школа, где преподавали учителя городского училища. 1861 ‑ открылась воскресная школа в Вятке. Красовский завел при библиотеке книжный магазин. В Вятке состоялся Пушкинский вечер. Музыкально-литературные вечера становились частью культурной жизни губернского и уездных городов. 1862 ‑ трудами Петра Владимировича Алабина качественно улучшилась работа Вятской публичной библиотеки. В Котельничском уезде волостной писарь Дмитрий Ларионович Сенников открыл “крестьянскую бесплатную библиотеку”. Все эти явления не случайны. В просвещении и культурной жизни шел неуклонный процесс демократизации. И в этом Вятка немногим уступала более крупным городам. Учителя, литераторы, врачи, “нравственные разночинцы” создавали в Вятке и постепенно в губернии очень тонкий культурный слой, проникнутый новым мировоззрением, приемлемым далеко не всеми.
|
|
Одним из примечательных явлений эпохи реформ стало стремление интеллигенции к просвещению народа. С общественным подъемом оказалась связанной организация воскресных школ, в работе которых просветители-демократы усматривали прямой путь к бессословному образованию народа, а также возможность его политического воспитания. Программы воскресных школ были проникнуты сознанием необходимости просвещать народ.
“Даровая учеба” привлекла народ. В воскресную школу при Вятском уездном училище записалось 135 человек в возрасте от 9-ти до 36-ти лет. Общее их число постепенно возрастало, и хотя не все имели возможность регулярно посещать занятия, к началу 1862 года в школе насчитывалось сто действительных учеников. Они происходили из мещанского сословия, из городских низов. Уроки посещали солдаты стоявшего в Вятке резервного батальона. Крестьяне окрестных деревень являлись за несколько верст. Те, кто по разным причинам пропустили занятия в воскресный или праздничный день, когда шли уроки, обращались к учителям за разъяснениями. Случаев отказа не бывало. Задолго до начала занятий ученики собирались у здания училища. Уроки воспринимались ими как праздник, поэтому многие старались получше приодеться. Учеников воскресной школы привлекала не только возможность получения знаний, но и общение с учителями, которые говорили с мещанами, крестьянами, солдатами как равные с равными.
|
|
Занятия для народа в воскресной школе в Вятке вели преподаватели и ученики мужской гимназии, семинаристы. Воскресные школы наряду с женскими, подвергались резким нападкам рутинистов, которым особенно претило человеческое обращение учителей с учениками. “В этой школе, ‑ передавал Н. И. Золотницкий слова одного из них, - всякому, какому ни на есть чумазому оборвышу учитель говорит: скажите вы мне то и это...”. Ученики воскресных школ занимались с примерным усердием, показывая неплохие знания. Учителя работали творчески, мечтая о совершенствовании обучения. При вятской воскресной школе существовала небольшая библиотека, где ученики могли получать книги на дом.
Говоря о деятельности “новых людей” в Вятке, невозможно обойти вниманием настойчивую работу А. А. Красовского. Он пользовался заслуженным авторитетом у разночинцев-демократов (“чистейший и благороднейший представитель 60-х годов” в оценке И. М. Красноперова) и, соответственно, антипатией местной администрации (“основатель нигилизма” ‑ характеристика, данная губернатором В. И. Чарыковым). Такое суждение небезосновательное, но явно утрированное. Красовский со времени учебы в Петербурге знал Н. А. Добролюбова и Н. Г. Чернышевского.
Когда он возвратился после учебы в Вятку, к нему потянулись воспитанники духовного училища и семинарии. Слова Красовского западали в души учащихся: “Знания делают людей полезными... Читайте, приобретайте знания”. “Библиотека для чтения” А. А. Красовского выписывала много газет и журналов, причем “Современник” и “Отечественные записки” пользовались у читателей наибольшим успехом. В библиотеке имелись сочинения Пушкина, Гоголя, Тургенева, Писемского, Салтыкова-Щедрина.
Важным средством распространения книг стал книжный магазин при библиотеке, который организовал высылку книг в уезды губернии по заказам. Появлялись библиотеки в некоторых сельских школах. Улучшались библиотеки в Слободском, Малмыже и других уездных городах.
Важным средством просвещения становились неофициальные отделы провинциальных газет, в которых ставились и обсуждались жгучие вопросы современности. В качестве корреспондентов в газеты привлекались учителя, врачи, агрономы. Новые черты общественной жизни не замедлили сказаться на облике “Вятских губернских ведомостей”, которые затрагивали самые разнообразные проблемы образования, книжной торговли, библиотечного дела, воскресных школ, литературно-музыкальных вечеров, подписок на журналы. В газете подчеркивалась тема социальных перемен в “эпоху великих реформ”.
Важнейшую роль в воспитании молодежи, в пробуждении общественного сознания “пионеры гуманистической пропаганды” отводили книге. Почетное место в круге чтения занимал “Современник”. По подсчетам Н. Г. Чернышевского, собравшего сведения о числе подписчиков на “Современник”, в самой Вятке в 1859 году выписывалось 12 экземпляров журнала, в 1860-м – 9, в 1861-м – 12. Кроме того подписчики “Современника” жили во всех уездных городах губернии, на Воткинском и Ижевском заводах и на Павловском винокуренном заводе в Уржумском уезде. Всего по Вятской губернии в 1859 году выписывалось 33 экземпляра “Современника”, в 1860-м – 44, в 1861-м – 47.
Неустанная работа Красовского, Шемановского, Рождественского по пропаганде демократической книги, оживление публичной библиотеки стараниями П. В. Алабина, хотя он находился на другом общественном полюсе, начинали давать благотворные результаты.