1960/61 | 1970/71 | 1980/81 | |
Студентов в ВУЗах В том числе на очном отделении | 6422 3362 | 15782 8089 | 18342 10287 |
Студентов в ССУЗах В том числе на очном отделении | 14184 8643 | 27046 16915 | 25560 15997 |
В 1960-70-е гг. в Кирове открылись заочные филиалы и учебно-консультационные пункты Всесоюзных финансово-экономического и юридического институтов. В 1985 г. каждый четвёртый занятый в народном хозяйстве работник был специалистом, имеющим высшее или среднее специальное образование (в 1965 г. – каждый восьмой).
1965 | 1970 | 1977 | 1985 | Рост за 20 лет | |
Всего специалистов (тыс. чел.) | 75.0 | 100.9 | 141.8 | 183.1 | в 2.4 раза |
В том числе с высшим образованием (тыс. чел.) | 23.7 | 30.6 | 45.5 | 61.1 | в 2.6 раза |
Со средним специальным образованием (тыс. чел.) | 51.3 | 70.3 | 96.3 | 122.0 | в 2.4 раза |
% специалистов от числа занятых в экономике области | 12.3 | 14.8 | 19.2 | 25.3 | в 2 раза |
Вместе с тем в системе образования накапливались и не находили разрешения многочисленные проблемы, всё больше приближавшие её к кризису. Переход к среднему всеобучу принял характер кампании, жертвой чего стало качество образования и его престиж. Не желавшим и не способным учиться преподаватели ставили оценки по принципу «три пишем – два в уме», чтобы дотянуть их до аттестата об окончании среднего учебного заведения. К такому же очковтирательству приводила борьба с отсевом в вузах. Ни один руководитель образовательного учреждения не был заинтересован в составлении губительных для него отчётов о реальной успеваемости. Так вырастал дутый процент. Поскольку вузы при приёме стали учитывать средний балл аттестата, школа принялась завышать оценки выпускникам. Ведь её работа оценивалась, в частности, по проценту поступивших в вузы. За редким исключением профтехучилища были крайне непопулярны в обществе, так как поглощали самых безнадёжных учеников школ. Их питомцы склонны были к хулиганству и пьянству, учились спустя рукава. Родители пугали своих детей: «Будешь плохо учиться – пойдёшь в ПТУ». Это было синонимом жизненного провала. В вечерних школах образование превратилось в фикцию. К тому же по области каждый третий «вечерник» бросал учёбу в течение года. Столь же фиктивным было по большей части заочное образование. На заочное отделение поступали, как правило, уже работающие, причём не за приобретением знаний, а чтобы через получение диплома обеспечить повышение оклада и престижа. С очного на заочное обучение зачастую переводили неуспевающих студентов. Для всей системы образования характерно было стремление нагрузить головы учащихся максимальным объёмом готовой информации вместо того, чтобы научить работать с ней. Нигде не приветствовались самостоятельность в суждениях и критическое мышление. Требовали заучить заданное и ответить «как надо». Массовым явлением стало списывание. В области сложным было и даже обострялось положение с педагогическими кадрами. Кировский педагогический институт имени В. И. Ленина выпускал в среднем 700 человек в год. Но его выпускники или стремились уклониться от распределения, или после отбытия принудительного трёхлетнего срока покидали сельскую местность. Закреплялись примерно 2 из 10. В течение всего периода шло неуклонное падение привлекательности профессии педагога. Многие поступающие в педвуз ориентировались не на преподавательскую деятельность, а на занятие математикой, историей, физикой и т.д. вообще. Общество уже знало, что всё менее уважаемым учителям приходится работать всё больше за относительно уменьшающуюся зарплату. Последняя тенденция вообще была характерна для всей культурной сферы. Соотношение среднемесячной зарплаты в процентах к среднемесячной зарплате в промышленности менялось в нашем крае следующим образом:
|
|
|
|
1970 | 1975 | 1980 | 1985 | |
Промышленно-производственный персонал | 100 | 100 | 100 | 100 |
Колхозы | 54.4 | 63.4 | 72.3 | 85.3 |
Просвещение | 77.8 | 73.3 | 71.1 | 69.7 |
Культура | 60.3 | 52.2 | 57.9 | 53.7 |
Официальная линия на искусственное «сближение» работников умственного и физического труда привела к тому, что специалисты стали в среднем получать меньше, чем люди без специального образования. Образовательно-культурный сектор в советской системе хозяйствования испытывал хронический инвестиционный голод. Так было и у нас в области, где в 1985 г. в этом секторе трудился каждый десятый занятый в народном хозяйстве.
Капиталовложения (в % от общего объёма)
1976 – 1980 | 1981 – 1985 | 1985 | |
Образование | 3.2 | 3.4 | 2.9 |
Культура, искусство | 0.6 | 0.7 | 0.7 |
Очередная школьная реформа 1984 г. (всеобщее компьютерное обучение и т.д.) встретила скептическое отношение педагогического сообщества. Она породила дополнительные трудности и, как и ожидалось, окончилась неудачей. Таким образом, советская система образования в середине 1980-х гг. не готова была встретить вызовы современной эпохи, связанные со вступлением в постиндустриальную фазу развития. Между тем у нас продолжали гордиться её успехами и считать её лучшей в мире.
Наука
Вторая половина ХХ века – время развёртывания научно-технической революции. «Соединим достижения НТР с преимуществами социализма!» - неслись призывы с трибун съездов КПСС. От превращения науки в непосредственную производительную силу ждали прямых экономических результатов. Образы и творческий поиск учёных – популярная тема в искусстве и литературе того времени. По своему научному потенциалу Киров, конечно, уступал крупным региональным центрам, таким, как Свердловск, Горький, Казань, Новосибирск. Но у вятской науки имелось своё лицо, и были достижения, которыми стоит гордиться.
В области сельского хозяйства и природопользования исследованиями и внедрением их в практику занимались: Кировский сельскохозяйственный институт, выделившийся из него в 1967 г. НИИ сельского хозяйства Северо-Востока имени Н. В. Рудницкого, Кировская лугоболотная опытная станция, Всесоюзный НИИ охотничьего хозяйства и звероводства имени Б. М. Житкова, научно-исследовательский и проектный институт лесной промышленности, лесная селекционная лаборатория. На их счету десятки вновь выведенных сортов культур и пород животных, а также природоохранных, защитных и селекционных технологий и препаратов. В области промышленности крупнейшим научным центром был Кировский политехнический институт. По многим специальностям здесь защищались докторские и кандидатские диссертации. Тематика научных исследований включала разработку металлических и полимерных материалов с новыми свойствами, новых технологических процессов и новых систем управления. Результаты ряда исследований внедрялись в оборонную и авиационную промышленность. В области гуманитарных наук лидировал Кировский педагогический институт. Его преподаватели вели исследования и публиковали работы по проблемам истории, педагогики, филологии, лингвистики, краеведения. В медицинской сфере особое место принадлежало Кировскому НИИ гематологии и переливания крови. В 1965 г. из филиала Ленинградского НИИ переливания крови он преобразовался в самостоятельное учреждение. Кроме него в России существовал только один институт подобного профиля – в Ленинграде. Этот уникальный научный комплекс разрабатывал способы борьбы с тяжёлыми заболеваниями крови и костного мозга, далеко вперёд продвинул науку о крови и препаратах из неё. При Кирово-Чепецком химическом комбинате в 1966 г. было организовано специальное конструкторское бюро медицинской тематики. Его достижением являлось создание искусственных клапанов сердца нескольких разновидностей. Эти изделия спасли жизнь тысячам людей, страдающих сердечными заболеваниями как у нас в стране, так и во многих зарубежных странах. Важные микробиологические и биохимические исследования велись созданным в 1969 г. в Кирове проектным институтом «Севгипробиосинтез» (ныне НИПИ БИОТИН) и закрытым военным НИИ эпидемиологии и микробиологии, который в народе прозвали «институт Советской Армии за забором». Кстати, именно в нём работал до выхода в отставку полковник Евгений Дмитриевич Петряев – замечательный вятский литературовед. Вятская наука стремилась быть на острие прогресса и решать насущные народнохозяйственные задачи.
|
|
Архитектурный облик
В 1970 г. Ленинградский институт по проектированию городов («Ленгипрогор») после почти двадцатилетней работы наконец-то закончил разработку генерального плана развития г. Кирова на перспективу 25-30 лет. Генеральный план был утверждён Советом министров РСФСР. Он предусматривал расширение города в юго-западном направлении. В 1960-1980-е гг. областной центр заметно преобразился. Исчезали целыми кварталами деревянные одно-двухэтажные домишки, придававшие ему патриархальный полудеревенский вид. К сожалению, при этом не щадили дома с богатым историческим прошлым и отличавшиеся неповторимой внешней индивидуальностью. Старая Вятка таяла на глазах. На смену ей шли нескончаемые ряды безликих, похожих на коробки четырёх-пятиэтажных «хрущёвок». По сравнению с ними даже дома «сталинской» застройки смотрелись изысканно. Аналогичный вид начали приобретать и райцентры. «Нет, не отказались от «коридорной» застройки улиц, хотя уже в середине 1950-х гг. на смену ей пробивалась «свободная» планировка. Есть всё-таки вина архитекторов в унылости наших улиц» (А. Г. Тинский). Правда, после бараков и халуп люди радовались и таким домам. Их эстетика не оскорбляла неразвитого вкуса большинства. Не прибавили красоты городу и появлявшиеся всё чаще многоэтажки. Особенно уродливо выглядело здание телефонной станции, всаженное в самое сердце исторической части города по улице Коммуны (ныне Московская). К счастью, не была осуществлена идея превратить эту улицу в широкий проспект, снеся всю историческую застройку. В это небогатое на шедевры зодчества время даже выигрышно смотрелся комплекс, оформивший широкие просторы Октябрьского проспекта: бассейн «Спартак» – цирк – диорама – система прудов – гостиница «Вятка». Оригинально и современно решено было огромное здание нового Дворца пионеров (Мемориала) с ломаной линией кровли в виде красного галстука. Менялся внешний вид вновь строившихся домов культуры. Неоклассицизм 1930-50-х гг. с его колоннами, скульптурами и фронтонами на античный манер уступал место тяжеловесным коробчатым зданиям из бетона, стали и стекла (сравните, например, ДК машиностроительного завода имени 1 Мая с ДК шинного завода и ДК «Космос» в Кирове). Удручающее зрелище представляли собой умиравшие памятники церковного зодчества, формально находившиеся под охраной государства. Практически ничего не делалось даже для их поддержания и тем более – для реставрации.
|
|
Культовые сооружения
Время создания | Количество (всего 81) |
17 век | 7 |
18 век | 56 |
19 век | 17 |
Начало 20 века | 1 |
Созданы были новые прогулочные ландшафтные зоны – набережная А. Грина, часть Засорского оврага, примыкающая к улице К. Маркса, у трамплина. Одновременно приходили в беспорядок и разрушались старые места отдыха – парки имени Ю. Гагарина, С. Халтурина, Заречный.